Как гудел русский народ? гудок, скрипка

Немного истории

Первые упоминания об инструменте встречаются в двенадцатом веке. В районе Великого Новгорода проводили археологические раскопки и нашли образцы гудка, выполненные из можжевельника и березы.

Считается, что инструмент зародился в Греции. Во время принятия христианства был завезен в Россию. Действительно, ранние формы гудка напоминали византийскую лиру, адаптированную для нашей страны. Они были идентичны по внешнему виду и конструкции.

А вот более поздние модели, появившиеся в пятнадцатом веке, имели иное строение. Инструмент был оснащен отдельно клеящимся грифом, а не цельным корпусом. Также изделие имело колковую машину, которая отдаленно напоминает современную скрипичную.

Гудок в истории белорусской музыки[править | править код]

Гудок составляет проблему в истории белорусской музыки. Этот инструмент не имеет аналогий в этническом белорусским инструментарии. Возможно, под термином «гудок» понимался целый набор старинных смычковых инструментов. Но в XVII-XVIII вв. старые смычковые инструменты были вытеснены скрипкой.

Отличие гудка от скрипки большое. Как писал В. Поветкин: «Три струны на подставке гудка располагались в одной плоскости. В этом главное отличие гудка от скрипки, на которой верхняя часть подставки сделана в виде дуги. На гудке нельзя получить скрипичных звуков, и на скрипке (не паслабившы волосы смычка) нельзя выполнить трохгучных аккордов, как на гудка. Поэтому эти инструменты долгое время сосуществовали».

Гудок

Наш гудок напоминает очень многие струнные инструменты мира. Это и болгарская гадулка, и южнославянские гусле и лирица, и западноевропейский ребек, и греческая смычковая лира. А еще много разных среднеазиатских инструментов, уже менее схожих по форме корпуса. Одно из среднеазиатских названий — «гиджак», весьма «подозрительно» напоминает наш родной «гудок».

Все эти инструменты ставят на колено вертикально и водят по трем (чаще всего) струнам смычком. Мелодия выводится только на самой высокой струне. «Игровых» пальцев всего четыре, хотя мизинец часто не используется. С учетом открытой струны получается всего пять (четыре) звуков. Как и в первых гуслях. Оставшиеся две струны «гудели», как на известной нам сегодня шотландской волынке.

Гудок можно отнести к профессионально изготовленным, но музыкально упрощенным инструментам. Хотя многие народные умельцы, владевшие столярным ремеслом, могли изготовить такой инструмент и самостоятельно.

Отличие европейских инструментов от восточных аналогов состоит в том, что верхняя дека у них деревянная, а не мембрана из кожи или пузыря животного. Так что можно считать европейские варианты более прогрессивными. У них более яркий и сильный звук.

Аналогичное отличие верхней деки мы уже видели на примере греческой лиры с кожаной мембраной и кифары с деревянным прочным корпусом.

Скорее всего, метаморфозы с про-гудком произошли тоже в Греции и оттуда уже распространились по Восточной Европе, в том числе и на Руси. Однако наш гудок обладал своими особенностями. Корпус его был заостренной ладьевидной, а не грушевидной формы.

Гудки часто использовались в небольших ансамблях как с другими инструментами, так и с родственными. Существовало целое семейство: гудок, гудочек и гудище.

Популярность гудка на Руси была высока во все времена. Он сумел пережить и гонения на светскую музыку в 17 веке, при Алексее Михайловиче. А вот атаки западной музыки в 19 веке он пережить не сумел и исчез из нашей культуры, не дожив до тысячи лет. Его место отчасти заняла скрипка.

Литература

  • Агажанов А.П. Гудок и скрипка // Русские народные музыкальные инструменты. — М.: МузГИз, 1949. — С. 18—19. — 56 с.
  • Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. Москва, 1997.
  • Васильев Ю.А., Широков А.С. Гудок // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 60—61. — 88 с.
  • Квитка К.В. Несколько слов о русском гудке // Избранные труды в двух томах. Том 2. — М.: Советский композитор, 1973. — С. 206—217. — 423 с.
  • Привалов Н. И. Гудок, древнерусский музыкальный инструмент, в связи с смычковыми инструментами других стран // Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического сообщества. Т. V, вып. 1. СПб., 1904.
  • Гудок // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. — С. 99. — 960 с.

История

Новгородский гудок XIV века (реконструкция)

Скоморохи, играющие на гудке и волынке. Лубок XVIII века.

Новгородский гудок XII века (реконструкция)

Название «гудок» встречается в письменных источниках с начала XVII века. В источниках XI—XVII веков музыкальный инструмент носил название «смык».

Во время археологических раскопок на территории Новгорода были найдены фрагменты инструментов XI—XIV веков, считающиеся наиболее старыми вариантами гудков. Наиболее ранний целый экземпляр из найденных относится к середине XIV века. На Троицком раскопе обломок гудка был найден в материковой яме слоя, датируемого второй половиной X — первой половиной XI века. Он, по-видимому, является самым ранним известным фрагментом музыкальных инструментов на территории Руси.

Гудок был распространён как инструмент скоморохов и служил для развлечения простонародья. На нём исполняли танцы и песни, аккомпанировали пению. В XVII веке гудошники содержались в Потешной палате.

В конце XIX века гудок полностью вышел из употребления. Не сохранилось ни одного экземпляра инструмента (за исключением найденных при раскопках). В 1900-х годах композитор Н. П. Фомин на основании старинных рисунков и описаний предпринял попытку реконструировать гудок. Им было создано семейство инструментов (по типу струнного квартета) — гудочек, гудок, гудило и гудище. Однако возродить ансамблевую игру на гудке не удалось.

В 1970-х годах Н. Л. Кривонос реконструировал инструменты на основании археологических находок (см. фотографии).

Скрипка

Скрипка инструмент довольно загадочный. Появляется она как по волшебству. Существуют разные гипотезы ее появления. Одна из них — славянская. Само русское слово «скрипка» является аналогом польского слова. У других народов Европы нет собственного названия этому инструменту. Чаще это производное от «виолы».

Скрипка появляется в народной среде недавно по сравнению с гудком и практически его вытесняет. Хотя некоторые исследователи предполагают, что существовало всегда две традиции держания инструмента: на плече (скрипка) и на колене (гудок).

Найти народную скрипку еще можно в разных областях. В основном это западные регионы: Псковская, Смоленская, Брянская и Курская области. Однако имелись народные скрипачи и на Урале, и в Сибири.

Народная скрипка по конструкции немного отличается от академической, хотя могут использоваться и магазинные инструменты. В Пермской области был в свое время мастер, вырубавший свою гитарообразную «скрипку» топором. Так, из полена, традиционно изготавливали гудки на Руси и родственные им инструменты в Азии. Многие из них напоминают хозяйственные предметы: ковши, черпаки и прочую кухонную утварь.

Основным отличием народной скрипки является использование трех струн вместо четырех. Хотя бывает, что используют и четыре. Иногда скрипку держат не на плече или груди, а на коленях, как гудок. Так играют псковские «скрипачи». Обычно используется магазинный смычок, но курские скрипачи использовали традиционный, в форме лука.

Во всех областях, где была известна народная скрипка, скрипачи были неотъемлемыми участниками праздников. И часто главными. Ведь скрипка громче любого щипкового инструмента. Она не потеряется в шуме толпы подгулявшего народа. Конкуренцию ей составила только гармонь. Возможно, она и подорвала позиции гудка и скрипки в народном музыкальном творчестве.

Литература

  • Агажанов А.П. Гудок и скрипка // Русские народные музыкальные инструменты. — М.: МузГИз, 1949. — С. 18—19. — 56 с.
  • Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. Москва, 1997.
  • Васильев Ю.А., Широков А.С. Гудок // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 60—61. — 88 с.
  • Квитка К.В. Несколько слов о русском гудке // Избранные труды в двух томах. Том 2. — М.: Советский композитор, 1973. — С. 206—217. — 423 с.
  • Привалов Н. И. Гудок, древнерусский музыкальный инструмент, в связи с смычковыми инструментами других стран // Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического сообщества. Т. V, вып. 1. СПб., 1904.
  • Гудок // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. — С. 99. — 960 с.

Изготовление

Вы будете смеяться, но изготовить гудок можно в домашних условиях. Причем для сотворения «шедевра» понадобится минимальный набор инструментов: топор, нож, стамеска и плоский скобель. Основой изделия станет еловое полено.

  • Раскалите чурку пополам. Для этой процедуры подойдет топор или скобель.
  • От одной из половинок отколите пластинку. Это заготовка для резонирующей деки.
  • С помощью топора обтешите дощечку до толщины десять миллиметров. Подобной толщины достаточно, чтобы в процессе сушки древесина не потрескалась. Не забудьте оставить незначительный запас, чтобы при необходимости выровнять деку. Положите заготовку сушиться.
  • Вторую половинку полена окариваем скобелем.
  • С помощью топора необходимо вытесать корпус инструмента.

Выровняйте основу гудка, используя нож, придайте требуемую форму. Это черновая обработка заготовки. После сушки корпус требуется довести до гладкого состояния. Далее воспользуйтесь стамеской полукруглой формы, чтобы обработать внутреннюю полость резонатора.

Оставьте заготовки подсыхать. Затем ножом выровняйте поверхность корпуса. После принимайтесь за деку. Данная деталь является основой любого музыкального инструмента. Приложите лист бумаги к корпусу и прочертите контур будущей деки.

Топором придайте «деревяшке» необходимую форму, оставив по краям небольшие запасы. Толщина деки должны быть максимум пять миллиметров. Чтобы ее сточить воспользуйтесь ножом или топором. Действуйте предельно аккуратно, в противном случае заготовка может треснуть либо вы испилите лишнее.

С внешней стороны деки отметьте и вырежьте отверстия для резонатора. С помощью стамески удалите все лишнее, чтобы добиться нужной толщины. Детали практически готовы к склеиванию. Осталось просверлить отверстия под колки. Сильно прижмите корпус и деку друг к другу, чтобы они хорошо соединились. Можно сверху положить что-то тяжелое.

Инструмент в таком виде остается на сутки. Для изготовления колков потребуется береза. Из нее так же делают порожки под струны. Из кожаной полоски и шпенька из дерева создается струнодержатель. Из тонкой ветки орешника делаем смычок. Для струн лучше использовать конский волос, поскольку он меньше подвержен капризам погоды.

После высыхания клея соберите все детали воедино и наслаждайтесь музыкой.

Как устроен инструмент

Гудок оснащен тремя струнами. Традиционно для их создания брали жилы животных либо пеньковую веревку. На некоторых гибридных моделях в Скандинавии, например, сотхарпа, использовали конский волос.

Относительно конструкции гудка до сих пор не утихают споры, поскольку отсутствует достоверная информация, подтвержденная историческими летописями.

Инструмент имеет корпус, выдолбленный из дерева. Как правило, он овальной или грушевидной формы. Также изделие оборудовано плоской декой с резонаторными отверстиями. Гриф инструмента отличается короткой шейкой без ладов, которая удерживает три или четыре струны. Максимальная длина гудка – один метр. Дугообразная форма смычка по внешнему виду напоминает лук.

Литература

  • Агажанов А.П. Гудок и скрипка // Русские народные музыкальные инструменты. — М.: МузГИз, 1949. — С. 18—19. — 56 с.
  • Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. Москва, 1997.
  • Васильев Ю.А., Широков А.С. Гудок // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 60—61. — 88 с.
  • Квитка К.В. Несколько слов о русском гудке // Избранные труды в двух томах. Том 2. — М.: Советский композитор, 1973. — С. 206—217. — 423 с.
  • Привалов Н. И. Гудок, древнерусский музыкальный инструмент, в связи с смычковыми инструментами других стран // Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического сообщества. Т. V, вып. 1. СПб., 1904.
  • Гудок // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. — С. 99. — 960 с.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector