Струнные музыкальные инструменты

Особенности группы ударных

Получение мелодии при игре на таких инструментах достигается легким ударом специального молоточка по струнам. Цимбалы являются самым ярким примером группы. Кроме того, иногда в качестве ударного инструмента используют фортепиано, где для этого есть специальный автономный механизм.Другим небезызвестным представителем группы является клавикорд. Принцип игры на нем сводится к надавливанию на струны медными тангенотами. В результате получается специфическое звучание. От силы и частоты удара зависит тональность. Аналогичную процедуру можно проделать с гитарой или скрипкой. Иногда для усиления органичности звучания музыканты слегка ударяют пальцем или смычком по струнам. Отдельным подвидом группы считаются гортанно-резонирующие инструменты. Примерами могут служить диджириду и варган.

Скрипка

Струнные смычковые инструменты по праву считают её королевой, когда поёт скрипка, остальные могут только подпевать. Звук извлекается способом хитрым, какого ни один другой инструмент этой группы не умеет. Смычок с жёстким, шершавым, грубым конским волосом, натёртый канифолью, — почти напильник, потому что крепкая канифоль сыплется порошком. Когда смычок касается струны, немедленно прилипает и тянет за собой струну, сколько хватит её упругости, потом она отрывается, чтобы немедленно снова прилипнуть. Вот такое движение струны — равномерное, когда смычок её тянет, и синусоидальное на возвращении, — и даёт тот неповторимый тембр.

Ещё и такая тонкость: у других инструментов, у гитар, например, струны натянуты на жёсткие порожки из металла, а у скрипки они опираются на деревянную, довольно хлипкую подставку, которая колеблется при игре в обе стороны, и эти колебания передаёт всем струнам, даже тем, которых смычок не касается. Так в общую картину добавляются еле уловимые призвуки, которые ещё более обогащают звук инструмента.

Смычковые струнные инструменты

Одними из первых смычковых инструментов были виолы. Как отдельное семейство они возникли в 15 веке. Виолам характерен нежный матовый тембр слабой силы. Они представлены несколькими разновидностями: альтовые, дискантовые, контрабасовые, теноровые. Каждой подгруппе характерен свой размер и, соответственно, высота звучания. Виолы принято держать вертикально, на коленях либо между ними.Появившись в 15 веке, скрипка быстро приобрела популярность во всей Европе, благодаря сильному звуку и виртуозным возможностям. В итальянском городе Кремоне появились целые семьи мастеров скрипичных дел, чьи скрипки по сей день считаются эталоном. Это всем известные фамилии Страдивари, Амати, Гварнери, сформировавшие так называемую кремонскую школу. И сегодня играть на скрипке Страдивари – большая честь для самых именитых музыкантов всего мира.
Вслед за скрипкой появились другие смычковые инструменты – альт, контрабас, виолончель. Они сходны по тембру и форме, но различаются между собой размерами. Высота звука будет зависеть от длины струн и размеров корпуса: контрабас дает низкую ноту, а скрипка звучит минимум на две октавы выше.
По очертаниям струнно-смычковые инструменты напоминают виолу, только с более изящными формами и круглыми «плечами». Выделяется среди них контрабас, которому делают «покатые» плечи, чтобы позволить музыканту дотянуться до струн.
Для разных смычковых инструментов характерен разный способ расположения: компактные альт и скрипка удобно держать на плече, а вот громоздкие контрабас и виолончель ставят вертикально на пол или специальную подставку.
И еще один важный факт: именно струнно-смычковым инструментом обычно доверяется главная роль в оркестре.

Строй бузуки

Бузуки имеет 2 различные конфигурации струн:

3 группы по 2 струны (3 хора), считающаяся наиболее древней;
4 группы по 2 струны (4 хора) или классическая.

Строй инструмента с 3-мя хорами:

Наиболее распространенный строй — DAD.
В отдельных случаях встречается «черный строй» — EAE.

Строй инструмента с 4-мя хорами:

Наиболее употребительным считается CFAD как наиболее часто встречающийся в исторической литературе.
Многие начинающие исполнители используют DGBE (копирование строя гитары с 1-й по 4-ю струну).
Употребителен строй GDAE (копирование строя мандолины), однако , длина грифа бузуки при таком строе делает игру затруднительной.
В ирландской традиции прочно закрепились варианты GDAD и ADAD как наиболее удобные для игры в ключах G и D соответственно.

Гиганты смычка

Некоторые музыкальные инструменты струнной группы ставят на специальный шпиль. Это касается виолончели и контрабаса. Они – наиболее крупные инструменты струнной группы. На виолончели играют сидя. Инструмент ставят на пол, располагая его между колен. Виолончель имеет низкий диапазон. Мелодии, написанные для этого инструмента, звучат обычно в басовом регистре. Виолончель имеет очень красивый, нежный и бархатистый тембр (окраску звука).

Контрабас – самый крупный струнный инструмент. В оркестре он часто дублирует партию виолончели. Контрабас практически не развивался в качестве сольного инструмента. Массивность корпуса мешает его подвижности. Играют на контрабасе стоя.

История балалайки на Руси

Всем известен струнный щипковый музыкальный инструмент, который стал одним из национальных символов Руси, – это балалайка. Когда она появилась в России, никто однозначно сказать не может. Есть предположение, что балалайка ведет свое происхождение от домбры, на которой играли киргиз-кайсаки. Самые ранние упоминания о балалайке в истории датируются 1688 годом.

Однако достоверно одно – сам этот щипковый музыкальный инструмент был изобретен простым народом. Крепостные крестьяне, чтобы хоть ненадолго забыть о своей тяжелой доле, любили повеселиться и поиграть на балалайке. Использовали ее и скоморохи, разъезжавшие по ярмаркам с представлениями.

Печальная история связана с запретом на использование балалайки царем Алексеем Михайловичем. Разгневанный правитель в свое время приказал уничтожить весь щипковый музыкальный инструмент, имевшийся у населения. Если же кто посмеет ослушаться царя, будет подвергнуть жестокой порке и отправлен в ссылку. Однако после смерти самодержца запрет был отменен, и балалайка снова зазвучала в русских избах.

Особенности звучания

Струнные инструменты часто использовались и в оркестровых произведениях. Композиторы применяли такое свойство скрипок, как непрерывность звучания. Плавный переход между нотами возможен благодаря ведению смычка по струнам. Скрипичный звук, в отличие от фортепианного, не затухает. Его можно усилить или ослабить с помощью регулирования давления смычка. Поэтому струнным поручали играть длительно звучащие мелодии с различным уровнем громкости.

Музыкальные инструменты этой группы имеют примерно одинаковые свойства. Альт, виолончель и контрабас очень похожи на скрипку. Они различаются размерами, тембром и регистром.

Альт крупнее скрипки. Играют на нем смычком, прижимая инструмент подбородком к плечу. Из-за того, что струны альта толще, чем у скрипки, он имеет другой диапазон. Инструменту подвластны низкие звуки. Он часто играет сопровождающие мелодии, подголоски. Крупный размер мешает подвижности альта. Ему неподвластны стремительные виртуозные пассажи.

СТРУННЫЕ СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Йоухикко (фин.- jouhikko)

Карело-финский смычковый инструмент с прямоугольным корпусом и лукообразным смычком. Состоит из долбленого корпуса, закрытого еловой или сосновой декой с резонаторными отверстиями, и бокового выреза, образующего рукоятку. Имеет два бурдона, настроенные в квинту и одну-две игровые струны. Инструмент ставят на колени вертикально. Йоухикко родственен четырехструнный эстонский хийуканнель. Аналогом этого инструмента в Средние Века служила (crute), тальхарп (talharp). Позже, когда струны стали натягивать не на поперечную раму, а располагать над грифом, этот инструмент развился в виелу.

В отличие от круты, исполнитель на йоухикко играет тыльной стороной пальцев.

Колёсная лира (англ. — hurdy-gurdy; нем. — Drehleier; фр. — vielle a` roue).

Первый струнный инструмент, в устройстве которого применяется клавиатура. Состоит из деревянного корпуса гитарообразной формы, струн, встроенного диска (колеса), покрытого смолой или канифолью, и клавиатуры. Французское название, Vielle a` roue (колесная скрипка), описывает метод, которым извлекается звук. Скрипичный смычок заменен колесом, которое вращается при помощи ручки. Колесо касается струн и заставляет их колебаться. Вращение колеса не было чисто механическим и предусматривало различные приемы ритмического акцентирования. Техника игры допускает подвижные фигуры. Как и при игре на волынке, колесо делает возможным непрерывный звук (бурдон). И волынка и колесная лира используют органные пункты (педали).

Имеется доказательство колесной лиры в Европе двенадцатого столетия, к концу которого инструмент приобрел большую популярность. До XIV века колесная лира была весьма громоздкой (до двух метров) и для игры на ней музыканту требовался помощник, вращавший ручку.

С утверждением колесной лиры  в качестве аккомпанемента к танцам, громоздкий инструмент был вытеснен более портативным. Существуют модификации этого инструмента — инструмент с обычным смычком вместо колеса (Nykelharpа в Швеции и Норвегии), либо с колесом, но без клавиш, с обычной скрипичной аппликатурой (Bauern Lyre).

C XVI века колесная лира все больше относится к культуре низов — на ней играют слепые и нищие. Неожиданным на этом фоне выглядит всплеск аристократической моды к этому инструменту в Версале XVIII века для оформления пасторальных представлений.

Фидель (фр. – viele, лат. — viella, ст. прованс. — viula, англ. — fiele, fiddle, нем. — Fiede), а также ребек, крута, рота и еще с два десятка разновидностей.

Один из центральных атрибутов жонглерской жизни Средневековья. Придворные менестрели с виолами входили в состав королевской свиты в поездках своего покровителя. Кроме того, игра на виеле неотделима от искусства trobar. Средневековая виела (XII — XIII века) располагалась при игре на коленях. Звук извлекался лукообразным смычком с натянутым конским волосом или жилой. Позже инструмент породил ряд разновидностей (виола да гамба, виола да брачча и т.д), ставших предками современных скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Виолончель

Нет инструмента более приспособленного, чтобы выразить такие чувства, как скорбь, грусть, печаль, даже отчаяние. Голос виолончели имеет пронзающий душу особенный тембр, ни на какой другой инструмент не похожий. Александр Грин сравнивал в своих «Алых парусах» скрипку с чистой девушкой по имени Ассоль, а виолончель — со страстной Кармен. И действительно, виолончель очень глубоко может передавать сильные чувства и яркий характер.

Изготавливались виолончели одновременно со скрипками уже самыми первыми мастерами, но до совершенства её довёл Антонио Страдивари. Этот инструмент долго не замечали в оркестре, оставив ему партии сопровождения, но когда этот голос был по-настоящему услышан, композиторы написали очень много сольной и камерной музыки для виолончели, а исполнители всё более совершенствовали технику игры на этом инструменте.

Возможности инструмента

Интонационная свобода звучания скрипки просто бесконечна. Она может не только петь, но и свистеть, и передразнить скрип двери и щебет птицы. А однажды по телевидению показывали первоапрельскую юморину, где скрипач смешил публику, имитируя игрой совершенно не относящиеся к музыке звуки. Например, неразборчивый голос диспетчера на вокзале, объявляющий приход поезда. Слово «павтаряаааю» скрипка прямо-таки выговорила. Мастерство владения этим инструментом более всего зависит от качества слуха исполнителя, да и обучение должно быть долгим. Не напрасно детей начинают учить уже в три-четыре года, чтобы результаты получились достойными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector