Кугиклы

Общее описание

Область распространения кугикл на Руси хотя и не велика, однако занимает очень характерное положение, охватывая один из наиболее древних районов восточно-славянского заселения, расположенный в пределах современных Брянской, Курской, Калужской, Смоленской, Тверской и Белгородской областей. Известны как «кувицы» (укр. кувиці) на Украине (в Черниговской области).

На кугиклах традиционно играют женщины в ансамбле из 3—4 исполнительниц: одна-две исполняют наигрыш и одновременно с ним издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные участницы подыгрывают этой мелодии (придувают) в синкопированном ритме. Играют так: подносят верхние концы трубочек ко рту и двигая ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая короткие, но быстро чередующиеся звуки.

У русских время игры и запрет на неё определяется земледельческим календарём; непременно играли в период сенокоса.

Литература[ | код]

  • // Большая российская энциклопедия. Том 16. — М., 2010. — С. 247.
  • // Музыкальная энциклопедия. Том 3. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Стб. 85—86. — 1104 стб.
  • // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 283. — 672 с.
  • Кугиклы // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 313—314. — 786 с.
  • Кувички // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Кувички // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля. — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона, .
  • Банин А. А. // Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. — 247 с.
  • Бычков В. Н. Кугиклы : // Музыкальные инструменты. — М.: Аст-Пресс, 2000. — С. 68—73. — 176 с.
  • Васильев Ю.А., Широков А.С. Кугиклы // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 23—24. — 88 с.
  • Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 33—36. — 280 с.
  • Кулаковский Л. В. Брянские кувиклы // Искусство села Дорожёва. — М.: Советский композитор, 1959. — С. 40—49. — 140 с.
  • Руднева А. В. Кугиклы // Курские танки́ и карагоды. — М.: Советский композитор, 1975. — С. 139—162. — 307 с.

Общее описание

Область распространения кугикл на Руси хотя и не велика, однако занимает очень характерное положение, охватывая один из наиболее древних районов восточно-славянского заселения, расположенный в пределах современных Брянской, Курской, Калужской, Смоленской, Тверской областей и Коми-Пермяцкого округа. Известны как «кувицы» (укр. кувиці) на Украине (в Черниговской области).

На кугиклах традиционно играют женщины в ансамбле из 3—4 исполнительниц: одна-две исполняют наигрыш и одновременно с ним издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные участницы подыгрывают этой мелодии (придувают) в синкопированном ритме. Играют так: подносят верхние концы трубочек ко рту и двигая ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая короткие, но быстро чередующиеся звуки.

У русских время игры и запрет на неё определяется земледельческим календарём; непременно играли в период сенокоса.

Общее описание

Область распространения кугикл на Руси хотя и не велика, однако занимает очень характерное положение, охватывая один из наиболее древних районов восточно-славянского заселения, расположенный в пределах современных Брянской, Курской, Калужской, Смоленской, Тверской областей и Коми-Пермяцкого округа. Известны как «кувицы» (укр. кувиці) на Украине (в Черниговской области).

На кугиклах традиционно играют женщины в ансамбле из 3—4 исполнительниц: одна-две исполняют наигрыш и одновременно с ним издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные участницы подыгрывают этой мелодии (придувают) в синкопированном ритме. Играют так: подносят верхние концы трубочек ко рту и двигая ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая короткие, но быстро чередующиеся звуки.

У русских время игры и запрет на неё определяется земледельческим календарём; непременно играли в период сенокоса.

Литература

  • Банин А. А. // Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. — 247 с.
  • Бычков В. Н. Кугиклы : // Музыкальные инструменты. — М.: Аст-Пресс, 2000. — С. 68—73. — 176 с.
  • Васильев Ю.А., Широков А.С. Кугиклы // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 23—24. — 88 с.
  • Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 33—36. — 280 с.
  • Жуланова Н. И. Многоствольные флейты в традиционной культуре коми-пермяков. — М.: Композитор, 2008. — 212 с.
  • Кулаковский Л. В. Брянские кувиклы // Искусство села Дорожёва. — М.: Советский композитор, 1959. — С. 40—49. — 140 с.
  • Руднева А. В. Кугиклы // Курские танки́ и карагоды. — М.: Советский композитор, 1975. — С. 139—162. — 307 с.
  • Кувиклы // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 3. — С. 85—86. — 1104 с.
  • // Большая советская энциклопедия. — 2-е изд. — М., 1953. — Т. 23. — С. 597. — 635 с.
  •  (укр.)
  • Українська фольклористика. Словник-довiдник / Укладання i загальна редакцiяМихайла Чорнопиского. — Тернопiль: Пiдручники i Посiбники, 2008. — 448 с. (укр.)

Устройство кугикл

Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т.д., дном служил узел ствола. В наше время используются пластмассовые, эбонитовые и даже металлические кугиклы.

Комплект кугикл обычно состоит из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Верхние, открытые концы инструмента располагаются на одной линии. Поднося их ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки.

В русских кугиклах каждая дудочка имеет своё название. В Курской области дудочки, начиная от большой, называются «гудень», «подгудень», «средняя», «пятушка» и самая маленькая «пятушка», в других областях названия могут отличаться. Такие названия позволяют исполнителям в процессе сыгрывания обмениваться репликами, подсказывающими как нужно играть.

Литература

  • // Большая российская энциклопедия. Том 16. — М., 2010. — С. 247.
  • // Музыкальная энциклопедия. Том 3. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Стб. 85—86. — 1104 стб.
  • // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 283. — 672 с.
  • Кугиклы // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 313—314. — 786 с.
  • Кувички // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Кувички // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля. — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона, .
  • Банин А. А. // Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. — 247 с.
  • Бычков В. Н. Кугиклы : // Музыкальные инструменты. — М.: Аст-Пресс, 2000. — С. 68—73. — 176 с.
  • Васильев Ю.А., Широков А.С. Кугиклы // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 23—24. — 88 с.
  • Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 33—36. — 280 с.
  • Кулаковский Л. В. Брянские кувиклы // Искусство села Дорожёва. — М.: Советский композитор, 1959. — С. 40—49. — 140 с.
  • Руднева А. В. Кугиклы // Курские танки́ и карагоды. — М.: Советский композитор, 1975. — С. 139—162. — 307 с.

Общее описание

Область распространения кугикл на Руси хотя и не велика, однако занимает очень характерное положение, охватывая один из наиболее древних районов восточно-славянского заселения, расположенный в пределах современных Брянской, Курской, Калужской, Смоленской, Тверской и Белгородской областей. Известны как «кувицы» (укр. кувиці) на Украине (в Черниговской области).

На кугиклах традиционно играют женщины в ансамбле из 3—4 исполнительниц: одна-две исполняют наигрыш и одновременно с ним издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные участницы подыгрывают этой мелодии (придувают) в синкопированном ритме. Играют так: подносят верхние концы трубочек ко рту и двигая ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая короткие, но быстро чередующиеся звуки.

У русских время игры и запрет на неё определяется земледельческим календарём; непременно играли в период сенокоса.

Реконструкция цимбал

Впервые, в 1920-е годы цимбалы народной традиции были реконструированы Д. Захаром и К. Сушкевичем в соответствие с нормами концертно-сценического исполнительства.

Усовершенствование цимбал проводилось по линии:

1. изменения и улучшения внутреннего устройства инструмента с применением акустических данных;
2. расширения общего диапазона инструмента до трех октав;
3. введения полной хроматической гаммы в пределах всего диапазона инструмента и расположения ее звуков в порядке поступательного, поступенного движения;
4. изменения формы и устройства молотков для удара по струнам;
5. создания целого семейства цимбал: примы, альта-тенора, баса и контрабаса.

Реконструкция внутреннего устройства и внешней формы инструмента преследовала цель получения хороших тембрально насыщенных, сильных и мягких звучаний

При разработке были учтены особенности колебания струн, а также было обращено внимание на качество используемого материала. На резонансную деку были наклеены ринки (пружины), уменьшено количество струн для одного ряда с 7-5 до 3, увеличилось употребление струн разных диаметров

Расширение диапазона инструмента, введение хроматической гаммы увеличили исполнительские возможности цимбал. Расположение звуков в поступательном движении облегчило технику игры на этом инструменте.

Изменение длины молотков дало возможность применять глушение звучащих струн, что привело к более выразительному исполнению. На основе модифицированного инструмента было создано семейство цимбал, которое легло в основу созданного И. Жиновичем Государственного народного оркестра, носящего теперь его имя.

Цимбалы новой конструкции, утвердились на концертной эстраде и в учебно-педагогической практике, что стало основой формирования исполнительского и педагогического мастерства отечественных цимбалистов, а также творчества композиторов, которыми создан интересный современный оригинальный репертуар.

К середине 1960-х годов конструктивные возможности инструмента стали не соответствовать художественным запросам и исполнительским требованиям. Цимбальньхй репертуар расширялся за счет классических произведений скрипичной мировой музыкальной литературы, что потребовало расширение диапазона цимбал, в связи с этим И. Жинович и мастер-экспериментатор В. Крайко осуществили их частичную реконструкцию. Улучшение характеристики инструмента проявилось в увеличение диапазона путем прибавления двух подставок — для звукоряда в малой октаве и дополнительных звуков в третьей октаве.

Однако манера держать цимбалы на коленях во время игры, которая сохранилась до середины 1960-х годов, служила сдерживающим фактором цимбального исполнительства в целом, так как сковывала двигательную активность и не позволяла исполнителю в полной мере реализовать свой технический потенциал. Увеличение веса цимбал, усложнение художественных исполнительских задач, изменение контингента исполнителей за счет увеличение числа женщин-цимбал исток привело к закономерной необходимости установить инструмент на опору в виде ножек. В результате этого раскрепостился корпус музыканта, появилась возможность использовать в равной степени все регистры инструмента, что способствовало дальнейшему развитию исполнительской техники.

Проводились эксперименты, заключавшиеся в варьировании количества ножек и способов их крепления. Это привело к следующим результатам. Первоначальный инструмент установили на непрочные алюминиевые ножки, которые вмонтировались в нижнюю деку. Однако гибкий и подверженный внешним воздействиям алюминий не выдерживал тяжести инструмента.

Также были попытки установить инструмент на четыре ножки, что давало прочную опору на ровной поверхности, однако в случаях неровных сценических площадок это являлось серьезной помехой. Вариант размещения цимбал на три вкручивающиеся в корпус инструмента ножки был наиболее приемлемым и закрепился в практике изготовления цимбал до наших дней.

Общее описание[ | код]

Область распространения кугикл на Руси хотя и не велика, однако занимает очень характерное положение, охватывая один из наиболее древних районов восточно-славянского заселения, расположенный в пределах современных Брянской, Курской, Калужской, Смоленской, Тверской и Белгородской областей. Известны как «кувицы» (укр. кувиці) на Украине (в Черниговской области).

На кугиклах традиционно играют женщины в ансамбле из 3—4 исполнительниц: одна-две исполняют наигрыш и одновременно с ним издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные участницы подыгрывают этой мелодии (придувают) в синкопированном ритме. Играют так: подносят верхние концы трубочек ко рту и двигая ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая короткие, но быстро чередующиеся звуки.

У русских время игры и запрет на неё определяется земледельческим календарём; непременно играли в период сенокоса.

Близкие по смыслу слова и выражения

Слово Синонимы
муза
айода, аонида, вдохновение,…
колокольчик
аквилегия, инструмент,…
гармоника
аккордеон, баян, гармония,…
мелофон
аккордеон, инструмент
гитара
акулеле, бас-гитара,…
виола
альт, баритон, имя,…
тромбон
альт, бас, дискант,…
скрипка
амати, басетля, брача,…
орган
антеридий, аполлоникон,…
пищаль
аркебуза, инструмент,…
клавесин
аркичембало, верджинел,…
хордофон
арфа, балалайка,…
дуадастанон
арфа, инструмент
чанги
арфа, инструмент
чанг
арфа, инструмент, цимбалы
труба
асботруба, астроскоп,…
балалайка
балабол, балаболка,…
метчик
банкомет, инструмент,…
барабан
баньгу, барабанчик, бурат,…
тимпан
барабан, бубен, декель,…
тамбурин
барабан, бубен, инструмент,…
тамбур
барабан, вышивка, вязание,…
дхол
барабан, доол, инструмент
доол
барабан, дхол, инструмент
доли
барабан, инструмент
тулумбас
барабан, инструмент,…
нагара
барабан, инструмент,…
поркюпайн
барабан, инструмент,…
саксгорн
баритон, инструмент, тенор
баритон
баритончик, виола, голос,…
кларнет
бас, бассетгорн,…
саксофон
бас, инструмент, сакс, тенор
контрабас
бас, инструмент,…
виолончель
басетля, инструмент,…
бас
басище, басок, гитара-бас,…
тарелка
блюдо, инструмент, кимвал,…
комплект
боекомплект, борткомплект,…
нагель
болт, гвоздь, инструмент,…
уд
болт, елда, инструмент,…
марака
борзописец, бумагомарака,…
баян
боян, гармоника,…
альт
брача, виола, голос,…
выколотка
брусок, буклирование,…
дайра
бубен, даир, даура,…
дойра
бубен, инструмент
тар
бубен, инструмент, равнина,…
поэзия
буколика,…
рожок
бутылочка, бюгельгорн,…
темир-комуз
варган, инструмент
кубыз
варган, инструмент, скрипка
верджинел
верджинал, инструмент,…
гладилка
виброгладилка, воронило,…
металлофон
виброфон, глокеншпиль,…
шлифмашина
виброшлифмашина,…
визорий
вилка, дивизорий,…
басетля
виолончель, инструмент,…
геликон
волна, гора, инструмент
волынка
волокита, дуда, инструмент,…
ствири
волынка, гудаствири,…
дуда
волынка, дудка, дудочка,…
паракапзук
волынка, инструмент
чимпой
волынка, инструмент
шувыр
волынка, инструмент
кобза
волынка, инструмент, лютня
пифферо
волынка, инструмент,…
лура
волынка, инструмент, танец
мюзет
волынка, инструмент, танец
гладильник
воронило, гладилка,…
рог
вырост, залив, инструмент,…
авлос
габой, инструмент
фисгармония
гармоника, гармониум,…
тальянка
гармоника, гармонь,…
концертина
гармоника, инструмент
лушэн
гармоника, инструмент
аккордеон
гармоника, инструмент,…
гусли
генсле, гусельки, гусельцы,…
лира
гептахорд, единица,…
электрогитара
гитара, инструмент
кифара
гитара, инструмент, китара
ксилофон
глокеншпиль, инструмент,…
дудук
гобой, дудуки, инструмент
сарюсофон
гобой, инструмент,…
зурна
гобой, инструмент, свирель,…
хон
головка, инструмент,…
тенор
голос, домбра, инструмент,…
тамтам
гонг, инструмент
горн
горнило, заряд, инструмент,…
гудок
гудение, гудочек, звук,…
гадулка
гудулка, инструмент
генсле
гусли, инструмент
кото
гусли, инструмент
кунхоу
гусли, инструмент
кантеле
гусли, инструмент, канклес,…
каннель
гусли, инструмент, каннел,…
канклес
гусли, инструмент, кантеле,…
бубен
дайра, дойра, инструмент,…
жига
джига, инструмент, танец
литавра
диплипито, инструмент,…
долбяк
долбняк, инструмент
дол
долина, инструмент, низина,…
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector