Кугиклы
Содержание:
Общее описание
Область распространения кугикл на Руси хотя и не велика, однако занимает очень характерное положение, охватывая один из наиболее древних районов восточно-славянского заселения, расположенный в пределах современных Брянской, Курской, Калужской, Смоленской, Тверской и Белгородской областей. Известны как «кувицы» (укр. кувиці) на Украине (в Черниговской области).
На кугиклах традиционно играют женщины в ансамбле из 3—4 исполнительниц: одна-две исполняют наигрыш и одновременно с ним издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные участницы подыгрывают этой мелодии (придувают) в синкопированном ритме. Играют так: подносят верхние концы трубочек ко рту и двигая ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая короткие, но быстро чередующиеся звуки.
У русских время игры и запрет на неё определяется земледельческим календарём; непременно играли в период сенокоса.
Литература[ | код]
- // Большая российская энциклопедия. Том 16. — М., 2010. — С. 247.
- // Музыкальная энциклопедия. Том 3. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Стб. 85—86. — 1104 стб.
- // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 283. — 672 с.
- Кугиклы // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 313—314. — 786 с.
- Кувички // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Кувички // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля. — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона, .
- Банин А. А. // Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. — 247 с.
- Бычков В. Н. Кугиклы : // Музыкальные инструменты. — М.: Аст-Пресс, 2000. — С. 68—73. — 176 с.
- Васильев Ю.А., Широков А.С. Кугиклы // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 23—24. — 88 с.
- Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 33—36. — 280 с.
- Кулаковский Л. В. Брянские кувиклы // Искусство села Дорожёва. — М.: Советский композитор, 1959. — С. 40—49. — 140 с.
- Руднева А. В. Кугиклы // Курские танки́ и карагоды. — М.: Советский композитор, 1975. — С. 139—162. — 307 с.
Общее описание
Область распространения кугикл на Руси хотя и не велика, однако занимает очень характерное положение, охватывая один из наиболее древних районов восточно-славянского заселения, расположенный в пределах современных Брянской, Курской, Калужской, Смоленской, Тверской областей и Коми-Пермяцкого округа. Известны как «кувицы» (укр. кувиці) на Украине (в Черниговской области).
На кугиклах традиционно играют женщины в ансамбле из 3—4 исполнительниц: одна-две исполняют наигрыш и одновременно с ним издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные участницы подыгрывают этой мелодии (придувают) в синкопированном ритме. Играют так: подносят верхние концы трубочек ко рту и двигая ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая короткие, но быстро чередующиеся звуки.
У русских время игры и запрет на неё определяется земледельческим календарём; непременно играли в период сенокоса.
Общее описание
Область распространения кугикл на Руси хотя и не велика, однако занимает очень характерное положение, охватывая один из наиболее древних районов восточно-славянского заселения, расположенный в пределах современных Брянской, Курской, Калужской, Смоленской, Тверской областей и Коми-Пермяцкого округа. Известны как «кувицы» (укр. кувиці) на Украине (в Черниговской области).
На кугиклах традиционно играют женщины в ансамбле из 3—4 исполнительниц: одна-две исполняют наигрыш и одновременно с ним издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные участницы подыгрывают этой мелодии (придувают) в синкопированном ритме. Играют так: подносят верхние концы трубочек ко рту и двигая ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая короткие, но быстро чередующиеся звуки.
У русских время игры и запрет на неё определяется земледельческим календарём; непременно играли в период сенокоса.
Литература
- Банин А. А. // Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. — 247 с.
- Бычков В. Н. Кугиклы : // Музыкальные инструменты. — М.: Аст-Пресс, 2000. — С. 68—73. — 176 с.
- Васильев Ю.А., Широков А.С. Кугиклы // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 23—24. — 88 с.
- Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 33—36. — 280 с.
- Жуланова Н. И. Многоствольные флейты в традиционной культуре коми-пермяков. — М.: Композитор, 2008. — 212 с.
- Кулаковский Л. В. Брянские кувиклы // Искусство села Дорожёва. — М.: Советский композитор, 1959. — С. 40—49. — 140 с.
- Руднева А. В. Кугиклы // Курские танки́ и карагоды. — М.: Советский композитор, 1975. — С. 139—162. — 307 с.
- Кувиклы // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 3. — С. 85—86. — 1104 с.
- // Большая советская энциклопедия. — 2-е изд. — М., 1953. — Т. 23. — С. 597. — 635 с.
- (укр.)
- Українська фольклористика. Словник-довiдник / Укладання i загальна редакцiяМихайла Чорнопиского. — Тернопiль: Пiдручники i Посiбники, 2008. — 448 с. (укр.)
Устройство кугикл
Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т.д., дном служил узел ствола. В наше время используются пластмассовые, эбонитовые и даже металлические кугиклы.
Комплект кугикл обычно состоит из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Верхние, открытые концы инструмента располагаются на одной линии. Поднося их ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки.
В русских кугиклах каждая дудочка имеет своё название. В Курской области дудочки, начиная от большой, называются «гудень», «подгудень», «средняя», «пятушка» и самая маленькая «пятушка», в других областях названия могут отличаться. Такие названия позволяют исполнителям в процессе сыгрывания обмениваться репликами, подсказывающими как нужно играть.
Литература
- // Большая российская энциклопедия. Том 16. — М., 2010. — С. 247.
- // Музыкальная энциклопедия. Том 3. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Стб. 85—86. — 1104 стб.
- // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 283. — 672 с.
- Кугиклы // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 313—314. — 786 с.
- Кувички // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Кувички // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля. — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона, .
- Банин А. А. // Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. — 247 с.
- Бычков В. Н. Кугиклы : // Музыкальные инструменты. — М.: Аст-Пресс, 2000. — С. 68—73. — 176 с.
- Васильев Ю.А., Широков А.С. Кугиклы // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 23—24. — 88 с.
- Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 33—36. — 280 с.
- Кулаковский Л. В. Брянские кувиклы // Искусство села Дорожёва. — М.: Советский композитор, 1959. — С. 40—49. — 140 с.
- Руднева А. В. Кугиклы // Курские танки́ и карагоды. — М.: Советский композитор, 1975. — С. 139—162. — 307 с.
Общее описание
Область распространения кугикл на Руси хотя и не велика, однако занимает очень характерное положение, охватывая один из наиболее древних районов восточно-славянского заселения, расположенный в пределах современных Брянской, Курской, Калужской, Смоленской, Тверской и Белгородской областей. Известны как «кувицы» (укр. кувиці) на Украине (в Черниговской области).
На кугиклах традиционно играют женщины в ансамбле из 3—4 исполнительниц: одна-две исполняют наигрыш и одновременно с ним издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные участницы подыгрывают этой мелодии (придувают) в синкопированном ритме. Играют так: подносят верхние концы трубочек ко рту и двигая ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая короткие, но быстро чередующиеся звуки.
У русских время игры и запрет на неё определяется земледельческим календарём; непременно играли в период сенокоса.
Реконструкция цимбал
Впервые, в 1920-е годы цимбалы народной традиции были реконструированы Д. Захаром и К. Сушкевичем в соответствие с нормами концертно-сценического исполнительства.
Усовершенствование цимбал проводилось по линии:
1. изменения и улучшения внутреннего устройства инструмента с применением акустических данных;
2. расширения общего диапазона инструмента до трех октав;
3. введения полной хроматической гаммы в пределах всего диапазона инструмента и расположения ее звуков в порядке поступательного, поступенного движения;
4. изменения формы и устройства молотков для удара по струнам;
5. создания целого семейства цимбал: примы, альта-тенора, баса и контрабаса.
Реконструкция внутреннего устройства и внешней формы инструмента преследовала цель получения хороших тембрально насыщенных, сильных и мягких звучаний
При разработке были учтены особенности колебания струн, а также было обращено внимание на качество используемого материала. На резонансную деку были наклеены ринки (пружины), уменьшено количество струн для одного ряда с 7-5 до 3, увеличилось употребление струн разных диаметров
Расширение диапазона инструмента, введение хроматической гаммы увеличили исполнительские возможности цимбал. Расположение звуков в поступательном движении облегчило технику игры на этом инструменте.
Изменение длины молотков дало возможность применять глушение звучащих струн, что привело к более выразительному исполнению. На основе модифицированного инструмента было создано семейство цимбал, которое легло в основу созданного И. Жиновичем Государственного народного оркестра, носящего теперь его имя.
Цимбалы новой конструкции, утвердились на концертной эстраде и в учебно-педагогической практике, что стало основой формирования исполнительского и педагогического мастерства отечественных цимбалистов, а также творчества композиторов, которыми создан интересный современный оригинальный репертуар.
К середине 1960-х годов конструктивные возможности инструмента стали не соответствовать художественным запросам и исполнительским требованиям. Цимбальньхй репертуар расширялся за счет классических произведений скрипичной мировой музыкальной литературы, что потребовало расширение диапазона цимбал, в связи с этим И. Жинович и мастер-экспериментатор В. Крайко осуществили их частичную реконструкцию. Улучшение характеристики инструмента проявилось в увеличение диапазона путем прибавления двух подставок — для звукоряда в малой октаве и дополнительных звуков в третьей октаве.
Однако манера держать цимбалы на коленях во время игры, которая сохранилась до середины 1960-х годов, служила сдерживающим фактором цимбального исполнительства в целом, так как сковывала двигательную активность и не позволяла исполнителю в полной мере реализовать свой технический потенциал. Увеличение веса цимбал, усложнение художественных исполнительских задач, изменение контингента исполнителей за счет увеличение числа женщин-цимбал исток привело к закономерной необходимости установить инструмент на опору в виде ножек. В результате этого раскрепостился корпус музыканта, появилась возможность использовать в равной степени все регистры инструмента, что способствовало дальнейшему развитию исполнительской техники.
Проводились эксперименты, заключавшиеся в варьировании количества ножек и способов их крепления. Это привело к следующим результатам. Первоначальный инструмент установили на непрочные алюминиевые ножки, которые вмонтировались в нижнюю деку. Однако гибкий и подверженный внешним воздействиям алюминий не выдерживал тяжести инструмента.
Также были попытки установить инструмент на четыре ножки, что давало прочную опору на ровной поверхности, однако в случаях неровных сценических площадок это являлось серьезной помехой. Вариант размещения цимбал на три вкручивающиеся в корпус инструмента ножки был наиболее приемлемым и закрепился в практике изготовления цимбал до наших дней.
Общее описание[ | код]
Область распространения кугикл на Руси хотя и не велика, однако занимает очень характерное положение, охватывая один из наиболее древних районов восточно-славянского заселения, расположенный в пределах современных Брянской, Курской, Калужской, Смоленской, Тверской и Белгородской областей. Известны как «кувицы» (укр. кувиці) на Украине (в Черниговской области).
На кугиклах традиционно играют женщины в ансамбле из 3—4 исполнительниц: одна-две исполняют наигрыш и одновременно с ним издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные участницы подыгрывают этой мелодии (придувают) в синкопированном ритме. Играют так: подносят верхние концы трубочек ко рту и двигая ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая короткие, но быстро чередующиеся звуки.
У русских время игры и запрет на неё определяется земледельческим календарём; непременно играли в период сенокоса.
Близкие по смыслу слова и выражения
Слово | Синонимы |
муза айода, аонида, вдохновение,… |
|
колокольчик аквилегия, инструмент,… |
|
гармоника аккордеон, баян, гармония,… |
|
мелофон аккордеон, инструмент |
|
гитара акулеле, бас-гитара,… |
|
виола альт, баритон, имя,… |
|
тромбон альт, бас, дискант,… |
|
скрипка амати, басетля, брача,… |
|
орган антеридий, аполлоникон,… |
|
пищаль аркебуза, инструмент,… |
|
клавесин аркичембало, верджинел,… |
|
хордофон арфа, балалайка,… |
|
дуадастанон арфа, инструмент |
|
чанги арфа, инструмент |
|
чанг арфа, инструмент, цимбалы |
|
труба асботруба, астроскоп,… |
|
балалайка балабол, балаболка,… |
|
метчик банкомет, инструмент,… |
|
барабан баньгу, барабанчик, бурат,… |
|
тимпан барабан, бубен, декель,… |
|
тамбурин барабан, бубен, инструмент,… |
|
тамбур барабан, вышивка, вязание,… |
|
дхол барабан, доол, инструмент |
|
доол барабан, дхол, инструмент |
|
доли барабан, инструмент |
|
тулумбас барабан, инструмент,… |
|
нагара барабан, инструмент,… |
|
поркюпайн барабан, инструмент,… |
|
саксгорн баритон, инструмент, тенор |
|
баритон баритончик, виола, голос,… |
|
кларнет бас, бассетгорн,… |
|
саксофон бас, инструмент, сакс, тенор |
|
контрабас бас, инструмент,… |
|
виолончель басетля, инструмент,… |
|
бас басище, басок, гитара-бас,… |
|
тарелка блюдо, инструмент, кимвал,… |
|
комплект боекомплект, борткомплект,… |
|
нагель болт, гвоздь, инструмент,… |
|
уд болт, елда, инструмент,… |
|
марака борзописец, бумагомарака,… |
|
баян боян, гармоника,… |
|
альт брача, виола, голос,… |
|
выколотка брусок, буклирование,… |
|
дайра бубен, даир, даура,… |
|
дойра бубен, инструмент |
|
тар бубен, инструмент, равнина,… |
|
поэзия буколика,… |
|
рожок бутылочка, бюгельгорн,… |
|
темир-комуз варган, инструмент |
|
кубыз варган, инструмент, скрипка |
|
верджинел верджинал, инструмент,… |
|
гладилка виброгладилка, воронило,… |
|
металлофон виброфон, глокеншпиль,… |
|
шлифмашина виброшлифмашина,… |
|
визорий вилка, дивизорий,… |
|
басетля виолончель, инструмент,… |
|
геликон волна, гора, инструмент |
|
волынка волокита, дуда, инструмент,… |
|
ствири волынка, гудаствири,… |
|
дуда волынка, дудка, дудочка,… |
|
паракапзук волынка, инструмент |
|
чимпой волынка, инструмент |
|
шувыр волынка, инструмент |
|
кобза волынка, инструмент, лютня |
|
пифферо волынка, инструмент,… |
|
лура волынка, инструмент, танец |
|
мюзет волынка, инструмент, танец |
|
гладильник воронило, гладилка,… |
|
рог вырост, залив, инструмент,… |
|
авлос габой, инструмент |
|
фисгармония гармоника, гармониум,… |
|
тальянка гармоника, гармонь,… |
|
концертина гармоника, инструмент |
|
лушэн гармоника, инструмент |
|
аккордеон гармоника, инструмент,… |
|
гусли генсле, гусельки, гусельцы,… |
|
лира гептахорд, единица,… |
|
электрогитара гитара, инструмент |
|
кифара гитара, инструмент, китара |
|
ксилофон глокеншпиль, инструмент,… |
|
дудук гобой, дудуки, инструмент |
|
сарюсофон гобой, инструмент,… |
|
зурна гобой, инструмент, свирель,… |
|
хон головка, инструмент,… |
|
тенор голос, домбра, инструмент,… |
|
тамтам гонг, инструмент |
|
горн горнило, заряд, инструмент,… |
|
гудок гудение, гудочек, звук,… |
|
гадулка гудулка, инструмент |
|
генсле гусли, инструмент |
|
кото гусли, инструмент |
|
кунхоу гусли, инструмент |
|
кантеле гусли, инструмент, канклес,… |
|
каннель гусли, инструмент, каннел,… |
|
канклес гусли, инструмент, кантеле,… |
|
бубен дайра, дойра, инструмент,… |
|
жига джига, инструмент, танец |
|
литавра диплипито, инструмент,… |
|
долбяк долбняк, инструмент |
|
дол долина, инструмент, низина,… |