Николо амати: биография, особенности инструментов династии амати, ученики николо

Струнные смычковые музыкальные инструменты

Первым представителем группы стала виола — инструмент с
мягким тембром возник еще в XV веке. В зависимости от габаритов и особенностей
звучания различают следующие группы виол:

  • контрабасовые;
  • теноровые;
  • альтовые;
  • дискантовые.

Музыкант, играющий на виоле, держит ее строго вертикально
между колен либо на них.

Другим известным инструментом, появившимся примерно в то
же время, является скрипка. Ее популярность обусловлена рядом факторов.
Например, несмотря на небольшой размер инструмента, скрипка позволяет извлекать
очень мощные и громкие звуки.

В Кремоне, скромном итальянском городке, зародилось
скрипичное дело — целые семьи выбрали изготовление и игру на музыкальном
инструменте своей основной профессией. Страдивари, Гварнери, Амачи (также
известные как Амати) сформировали знаменитую кремонскую школу.

Скрипки, подобно виолам, со временем приобретали
различные характеристики (тембр, размер и т. д.). Так, посетив концерт
камерного оркестра, можно наблюдать различные струнные смычковые музыкальные
инструменты, внешне напоминающие скрипку. Первостепенно это альт, виолончель (в
2-2,5 раза больше скрипочки) и контрабас (который при вертикальном положении
может быть выше исполнителя).

Расположение маленьких и крупногабаритных смычковых также
отличается — скрипку или альт удобно держать на плече, а вот контрабас с
виолончелью ставят, как правило, на пол или особую подставку.

Инструментам, звук из которых извлекается смычком,
доверяют ведущую роль в ансамблях и оркестрах — яркое, богатое звучание ведущих
партий достойно вписывается в общую картину музыкального представления.

Струнные щипковые музыкальные инструменты

Виды балалаек:

  • прима;
  • секунда;
  • бас;
  • контрабас.

Виды домр:

  • малая;
  • альт;
  • бас.

Многообразие гитар

Гитара — наиболее популярный инструмент среди щипковых.
Струны бывают разные: первые представляют собой нейлоновые нити, напоминающие
леску на ощупь. Такая гитара именуется классической. Другие струны сделаны из
металла, а при игре на них исполнитель нередко зарабатывает мозоли. Здесь речь
идет о струнах для акустической гитары. Звук первой более мягкий, однако,
мастерство музыканта позволит получить грубый, агрессивный и резкий звук даже
на классической гитаре с нейлоновыми струнами. Инструмент с нейлоновыми
струнами чаще встречается в народном или камерном творчестве, металлические же
струны характерны для таких стилей, как рок и фолк-музыка.

Видео о струнном щипковом музыкальном инструменте — акустической гитаре

Кроме многообразия марок гитар, этот инструмент получил
известность благодаря тому, что звук извлекать из него можно различными
способами. Так, исполнитель классической музыки в стиле Баха или Бетховена
извлечет мягкий звук с помощью нежных щипков, военнослужащий сыграет армейскую
песню аккордами, ударяя по струнам всеми пальцами, а рок-музыкант добьется
максимально громкого звука на сцене с помощью медиатора.

Особенно популярен струнный щипковый музыкальный
инструмент в народном творчестве — сочетание его с гармонью, духовыми и
ударными инструментами создает интересные мелодии и запоминающиеся темы, а
коллективы, исполняющие народную музыку, в любой стране вызывают шквал
аплодисментов.

Осложняет ли это отличие игру на смычковых инструментах?
Сказать трудно, поскольку оба вида имеют своих преданных сторонников и
виртуозных исполнителей.

Видео о струнных щипковых музыкальных инструментах

Ударные струнные музыкальные инструменты

Достаточно специфическая группа, у которой есть лишь пара
известных представителей. Один из них — фортепиано и его модификации (рояль, пианино). Развитие в сфере конструкции музыкальных инструментов привело к
появлению специальных механизмов, благодаря которым звук извлекается. У фортепиано
такими являются особые молоточки, недоступные людскому глазу. Музыкант нажимает
клавишу на пианино, механизм соединения ее с натянутыми внутри корпуса струнами
передает этот сигнал молоточку, который стучит по нужной струне, поэтому эти
инструменты еще называют клавишными.

Звучание какого струнного музыкального инструмента нравится Вам больше всего? Умеете ли Вы играть на одном или нескольких струнных инструментах? Расскажите об этом в .

Гварнери vs Страдивари

Скрипки этих двух мастеров по-своему прекрасны. Специалисты сравнивают инструменты, созданные Страдивари с ванильным мороженным. Скрипки Гварнери больше схожи с качественным черным шоколадом. Каждый десерт по-своему хорош, у каждого есть свои ценители. То, что популярность Антонио в два раза выше можно объяснить еще и тем фактом, что Гварнери умер в возрасте 46 лет. Его жизненный путь был значительно короче, чем у Страдивари. Соответственно в мире осталось значительно меньше инструментов, созданных Гварнери. На планете насчитывается всего 140 скрипок Гварнери. У Антонио наработок было в разы больше. Сравнение с десертами эксперты провели неспроста. Оно точно показывает насколько разнятся инструменты мастеров.

Звук у скрипок Страдивари легкий и способный на тончайшие изменения тона. Инструмент Гварнери выдает более глубокое и тяжелое звучание. Скрипки Гварнери любил и Паганини. Он владел одной из самых знаменитых экземпляров Cannone Guarnerius.

Известные скрипачи 19 века

19 век – это, прежде всего, поколение Паганини. Николо Паганини, живший в Италии в 1782-1849 годах, еще при жизни был признан гением музыкального искусства. Артист с необычайным талантом, получавший немыслимые на то время гонорары и покоривший всю Европу. Его имя было окутано ореолом тайн – никто не верил, что человек способен так виртуозно исполнять наисложнейшие пассажи, открывал все новые и новые возможности скрипичной техники.
 

Николо Паганини
 

Для 19 века также характерно появление талантливых скрипачей практически во всех странах Европы, что объяснялось неимоверной популярностью скрипичной музыки в ту эпоху. Так, в Бельгии была основана национальная скрипичная школа усилиями известного композитора и скрипача Анри Вьетана (1820-1881). Его авторству принадлежат семь концертов для скрипки с оркестром, множество этюдов, вариаций и фантазий. Другой его знаменитый соотечественник – Эжен Изан (1858-1931), он был не только скрипачом и композитором, но и знаменитым дирижером. Изан сочинял вариации на тему Паганини и оставил после себя 6 великолепных концертов для скрипки.
В странах Восточной Европы появились свои талантливые скрипачи. Из Польши родом Генрик Венявский (1835-1880), ставший знаменитым на всю Европу. А Россию прославил скрипач венгерского происхождения Леопольд Ауэр (1845-1930), основавший русскую скрипичную школу.

В чём секрет скрипок Страдивари?

Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики — а звук всё равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз учёные выдвигают все более и более фантастические версии. По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание. Легенды гласят, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.

Ещё одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных.

Учёные не оставляют попыток понять, чем же обусловлена чистая уникальная звучность страдивариевских скрипок. Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что для сохранности древесины клён, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов. Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов?

Используя ядерный магнитный резонанс и инфракрасную спектроскопию, им были проанализированы образцы древесины пяти инструментов. Нагивари утверждает: если будет доказано воздействие химического процесса, окажется возможным изменение современной технологии изготовления скрипок. Скрипки зазвучат на миллион долларов, а реставраторы обеспечат лучшую сохранность старинным инструментам.

Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выяснилось, что его состав содержит наномерные структуры. Получается, что ещё три столетия тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии? Был проведён интересный эксперимент. Сравнивали звучание скрипки Страдивари и скрипки, изготовленной профессором Нагивари. 600 слушателей, из них 160 музыкантов, провели оценку тона и силы звука по 10-бальной шкале. В результате, скрипка Нагивари получила более высокие оценки.

Однако, были и другие исследования, в ходе которых выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики. Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашёлся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент — полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. И что же? Скрипка не стала звучать хуже.

В свою очередь изготовители скрипок и музыканты также не признают, что волшебство звучания их инструментов обусловлено химией. И в качестве доказательства их мнения свидетельствуют результаты ещё одних научных исследований. Так, учёные Массачусетского технологического института доказали, что особенный «мощный» звук скрипок Антонио Страдивари был вызван случайной ошибкой в ходе производства этих инструментов.

Как передает The Daily Mail, исследователи поняли, что столь необычное глубокое звучание скрипок знаменитого на весь мир итальянского мастера вызвана F-образными отверстиями — эфами. С помощью анализа множества других инструментов Страдивари ученые сделали вывод, что эта форма изначально была воспроизведена по ошибке. Один из исследователей Николас Макрис поделился собственным мнением: «Вы режете по тонкому дереву и не можете избежать несовершенства. Форма отверстий в скрипках Страдивари отклоняется от традиционной для XVII–XVIII веков на 2%, но это похоже не на ошибку, а на эволюцию».

Бытует также мнение, что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души, сколько Страдивари. Ореол тайны придаёт изделиям кремонского мастера дополнительное очарование. Но учёные-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае, в энтузиастах точно недостатка не ощущается. Нам остаётся только ждать того момента, когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…

Говорят, в мире каждые две недели кто-нибудь да «открывает» тайну Антонио Страдивари. Но на самом деле за 300 лет секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют, словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того, что для кремонского гения было всего лишь ремеслом.

ИсточникПо материалам

Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Скрипичный мастер Страдивари и ель

Великий Страдивари из Кремоны – скрипичный мастер, чем дышал, о чем думал, о чем мечтал,
создавая свои шедевры. Страдивари великий скрипичный мастер создания и изготовления классической скрипки,
секреты которого уже три столетия пытаются разгадать многие умельцы и создать свою мастеровую скрипку.
В период с 1930-50 годов в Советском союзе так же были проведены ряд исследований классических скрипок Страдивари.
Пытались наладить производство и изготовление классических скрипок в серийном производстве.
Анфилов Глеб Борисович в своей научно-популярной книге «Физика и музыка» (1962) упоминает об проходивших
исследованиях и их результатах.

Остальные скрипичные мастера интуитивно искали изюминку в изготовлении классической скрипки.

Их предположения сводились к элементарным вещам, думали, секрет заключается :

— в удалении смолы из ели:

-в резонансе ели:

-в породе древесины;

-в почве, на которой росло дерево;

-во времени года спиливания дерева;

-в сухости и наличия червоточин.

Считаеться, что русская ель придает звуку особенную чувственность, нежность и даже серебристость.
Немецкая — обладает силой, мощью и даже грубостью.
Используя эту цепочку размышлений можно предположить, что музыкальные инструменты и классические скрипки изготовленные из материала,
который характерен данной области — отражает характер народа.
Русская музыка должна исполняться на родных инструментах, так же как и немецкая музыка.
А как же умения мастера, слух настройщика, манера исполнения скрипача и качество партитур?

Ицхак Перлман

Во второй половине XX века трудно отыскать имена скрипачей, которые могли бы сравниться с Ицхаком Перлманом.

Инструмент заинтересовал его в 4 года, когда он по местному израильскому радио услышал концерт классической музыки. Когда ему исполнилось 10, на радио крутили уже его выступления.

Всемирная известность пришла к нему в 1958 году, после визита на шоу Эда Салливана, которое было одним из самых популярных на американском телевидении.

В 1963 году, когда Перлману было всего 18 лет, он впервые выступил в «Карнеги Холл», на сцену которого удается попасть не каждому взрослому музыканту.

Помимо игры на скрипке он также является дирижером и педагогом, воспитавшим не один десяток талантливых исполнителей.

Его коллекция наград внушает уважение: чего стоят только 5 статуэток «Грэмми» и Президентская медаль Свободы.

Менее известные мастера скрипичных дел Италии

Были в Италии и другие скрипичные мастера. Но они менее известны. И их инструменты ценятся меньше, чем те, что созданы великими мастерами.

Гаспаро да Сало (Бертолотти) — главный соперник Андреа Амати, который оспаривал у основателя знаменитой династии право считаться изобретателем скрипок современного вида. Он создавал также контрабасы, альты, виолончели и так далее. До наших дней дошло очень мало созданных им инструментов, не более десятка.

Джованни Маджини — ученик Г. да Сало. Сначала он копировал инструменты наставника, затем усовершенствовал свои работы, опираясь на достижения кремонских мастеров. Его скрипки отличаются очень мягким звучанием.

Франческо Руджери — ученик Н. Амати. Его скрипки ценятся не меньше, чем инструменты его наставника. Франческо изобрёл скрипки маленького размера.

Приказ «отнять и поделить»

Судьбы инструментов самого Антонио Страдивари тоже безоблачными не назовешь. В мире его инструментов осталось не так мало, около тысячи. И многие из них вскрывали, пытаясь копировать, но безуспешно. Никому не удалось проникнуть в тайны божественного звука. Появилась легенда, что в этих скрипках живет душа Страдивари…

В советское же время в России большевики попросту приказали конфисковать все инструменты Страдивари, у кого бы они ни находились, и «национализировать» их. Знакомая песня, не правда ли? Знаменитое «отнять и поделить» товарища Шарикова. Правда, как известно, будущий Шариков играл на балалайке по трактирам и едва ли подозревал о существовании Страдивари, но сути дела это не меняет.

Итак, в мае 1920 года сотрудник ВЧК, некто Прокофьев (не путать с композитором!), вышел из поезда на привокзальную площадь Одессы. В кармане его гимнастерки лежал примечательный документ, подписанный одним из большевистских лидеров (не станем называть имен, чтобы у этих деятелей не было славы Герострата). Текст был таким:

Зачем же прибыл в Одессу привилегированный пассажир? Да вот с тем же пресловутым поручением – найти и конфисковать все сохранившиеся в Одессе скрипки Страдивари. Забегая вперед, можно сказать, что он и ему подобные «конфискаторы» достигли немалых успехов на этом поприще. Часть инструментов погибла или бесследно пропала в ту эпоху. Счастье, что усилиями энтузиастов много великих скрипок удалось сохранить. Некоторые инструменты составили основу Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.

Здесь и скрипка 1628 года работы Антонио и Джироламо Амати, и виолончель учителя Страдивари – Николо Амати… В коллекции и альт самого Страдивари, достойный быть причисленным к лучшим инструментам мира. Он принадлежал известному меценату Живаго и был обнаружен в его доме у Никитских ворот в Москве. Понятно, что наследникам мецената требовать возвращения их законной собственности едва ли имеет смысл. Хорошо еще, что альт вообще уцелел.

Здесь же и скрипка Страдивари «Юсупов». Она была привезена из Италии князем Юсуповым. Ее нашли случайно в тайнике Юсуповского дворца.

Мастерство

Амати — древнейший род. Первые упоминания о нем встречаются в летописях Италии за 1097 год. Но прославилась фамилия благодаря Андреа Амати — дедушке Николо, рожденному в 1505-м и умершему в 1577-м. Именно он решил сделать своим основным видом деятельности создание струнно-смычковых инструментов: скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Согласно некоторым сведениям, Андреа Амати не просто скрипичный мастер, а создатель этого вида инструментов. За право называться «отцом» с ним спорит Гаспаро да Сало, живший с 1540 по 1609 год.

Скрипка Николо Амати

Избранное Андреа Амати дело оказалось престижным. Со временем в число его покупателей, помимо обеспеченных музыкантов, вошли и представители элиты. Так, Карл IX, король Франции, однажды заказал скрипичному мастеру 38 инструментов для придворного ансамбля.

Созданные Андреа Амати произведения искусства совершенствовали его сыновья и внуки. Николо преуспел больше прочих.

Мастер знал, что скрипки дедушки чаще всего пылятся в домах аристократов, и не желал повторять эту ошибку. Он делал инструменты для обычных музыкантов. Мужчина желал слышать свои творения, а не любоваться ими.

Николо Амати ответственно подходил к созданию скрипок для любого, бедняка или монарха

Он тщательно подбирал дерево, уделял особое внимание пропитке дек, чтобы музыка звучала глубже и легче

К 1640 году Николо Амати создал то, что сейчас известно как Grand Amati Pattern — идеальный образец скрипки. Инструмент отличался увеличенными параметрами, по-особенному выгнутым завитком и усиленным звучанием. Обечайка украшалась узором и подписью создателя на латинском языке Nicolaus Amatus. Корпус покрывался прозрачным лаком с янтарным оттенком.

Grand Amati Pattern повысил спрос на инструменты Николо Амати. Не в силах справляться самостоятельно, он набрал учеников. В их числе были Андреа Гварнери, Франческо Руджери, Джованни Баттиста Гваданини, Матиас Клотц. Большинство из них позже основали династии скрипичных мастеров.

Антонио Страдивари — самый известный и, как гласит история, самый даровитый ученик Николо Амати. Одна из его скрипок 1666 года подписана Alumnus Nicolais Amati, что в переводе с латинского языка означает «Выпускник Николо Амати».

Однако есть исследователи, которые считают, что Антонио Страдивари никогда не входил в мастерскую Амати и не являлся его учеником. Во-первых, отсутствуют письменные упоминания об их сотрудничестве, во-вторых, ранние инструменты Антонио Страдивари куда больше похожи на Франческо Руджери и Андреа Гварнери, чем на Николо.

Антонио Страдивари и Николо Амати / «Википедия»

История Амати и Страдивари обыгрывается в нескольких художественных произведениях, например, в 5-серийном фильме «Визит к Минотавру» (1987). В нем переплетаются две сюжетные линии. Одна происходит в СССР в 1986 году, другая — в Италии во времена Антонио Страдивари.

Николо Амати сыграл Ростислав Плятт, Антонио Страдивари — Сергей Шакуров. Согласно версии братьев Вайнер, по чьему роману «Визит к Минотавру» и снят этот фильм, скрипичные мастера все-таки связаны ученичеством. Та же точка зрения высказывается в фильме «Страдивари» (1988) итальянского производства.

Подлинных инструментов Николо Амати до нынешних времен сохранилось чуть более 20. Большинство из них находится в частных коллекциях. Редкостью объясняется и высокая цена. Например, скрипка 1650 года, которой владеет музыкальная династия Коган, оценивается в $ 1 млн.

Юлия Фишер

Сложно поспорить с утверждением, что Юлия Фишер – одна из самых талантливых и очаровательных скрипачек мира. Она родилась 15 июня 1983 года в интеллигентной семье. Ее отец был математиком, а мать – музыкальным педагогом. Но не по настоянию матери, а по собственному желанию Юлия уже в четыре года начала проявлять серьезный интерес к музыке, а в 9 лет поступила в Мюнхенскую музыкальную академию. После победы в конкурсе музыкантов «Евровидение» (Лиссабон, 1996) начался ее профессиональный путь.

Помимо скрипки, Юлия Фишер виртуозно играет на пианино. А с 2006 года является профессором Музыкальной академии во Франкфурте. К слову, за всю историю учебного заведения она является первой, кто получил столь высокую ученую степень в таком молодом возрасте (23 года).

Среди достижений немецкой скрипачки также премии «Граммофон», «ЭХО-классик», Diaposon d’Or и др. Ежегодно она дает около сотни концертов по всему миру, а репертуар ее охватывает известные классические произведения, которые ранее сочиняли и исполняли великие скрипачи. Среди них: Бах, Вивальди, Паганини, Чайковский и другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector