Античная музыка. лира и кифара — что это такое?
Содержание:
- Лира и кифара — что это такое?
- Легенда о происхождении кифары
- ПоявленияПравить
- Что такое кифара
- Описание инструмента
- Византийская лира
- Лира да браччо
- Связь искусств
- Как играть на струнах
- Виды инструментов
- Примеры предложений со словом «кифарист»
- Видео: Игра на лире
- Героическое пение и кифара
- Античная лира
- Как выглядела древнегреческая кифара?
Лира и кифара — что это такое?
Это интересная тема, заслуживающая рассмотрения. Среди недавно найденных инструментов были лира, кифара и арфа, хотя древние греки использовали и многие другие. Лира представляет собой изящный щипковый инструмент. Она часто фигурирует в различных мифах и легендах. Согласно последним историческим данным, она имела довольно плоский округлый корпус.
В ее конструкцию также входила кожаная мембрана, которая зачастую имела до одиннадцати струн. С ее помощью в основном исполняли лирические и романтические мелодии. Можно только представить себе, насколько красиво это звучало. Умелые музыканты с помощью этого уникального инструмента трогали сердца слушателей и вызывали у них слезы на глазах.
Кифара — что это такое? В первую очередь следует упомянуть, что этот инструмент имеет некоторые общие черты с лирой. Их можно назвать родственными предметами. Она тоже щипковый инструмент и имеет струны, хотя корпус у нее более трапециеобразный. В его конструкции имеется деревянная коробка, которая иногда закругляется книзу. В продольном направлении к инструменту прикреплены две ручки, к которым впоследствии крепится перекладина. В целом довольно интересная конструкция этого приспособления под названием кифара. Что это такое? Как и когда ее использовали? Какой точно звук она издавала? Наверняка точные ответы на эти вопросы могли дать только древние античные музыканты.
Легенда о происхождении кифары
Одна из древнегреческих легенд гласит, что однажды Гермес сделал лиру из панциря черепахи и тонких полосок бычьей кожи, которые он использовал вместо струн. При этом, чтобы добыть кожу, Гермес не нашел ничего лучшего, чем украсть быка у своего родного брата – Аполлона. К слову, древние греки часто приписывали Гермесу подобные замашки, из-за чего он считался покровителем не только торговцев, но и воров и мелких жуликов.
Решать вопрос о воровстве быка Аполлон пошел к Зевсу, но Гермес своими шутками и песнями рассмешил его настолько, что было принято решение о мирном урегулировании спора. Так обман и жульничество привели к появлению прекрасного инструмента, предвестника современной гитары.
Производные от слова «кифара» распространились далеко за пределы Греции: в Персии её называли чартар, в Индии – чатур или ситара, в Риме – кифаре, в средневековой Европе – китайре, в Англии – гиттерн и цитры, во Франции – гитаре, в Испании – гитара, в Италии – читарра, в Швеции – гитарр.
ПоявленияПравить
|
Что такое кифара
О музыкальном искусстве древних греков исследователи узнают по изображениям на амфорах и фресках. Образцы нотных песенных записей не сохранились. По утверждениям историков, среди певцов и музыкантов существовала традиция устной передачи своих поэм и сказаний.
Одним из популярных инструментов была кифара. Значение для песенной школы трудно переоценить. На этой «родственнице» лиры играли в основном мужчины. Профессиональные музыканты выступали, собирая большое количество слушателей. Кифара имела увесистый корпус из цельного дерева, который выдерживал более сильное натяжение струн.
Описание инструмента
Как выглядит кифара? Немногие из нас могут сейчас ее визуально представить, приведенное ниже описание в этом поможет.
Кифара состояла из прямоугольного или трапециевидного корпуса, двух прямых длинных ручек, отходящих от него, и перекладины, соединяющей сверху ручки. В корпусе имелись резонаторные отверстия для усиления звука. Изготовлялся инструмент преимущественно из дерева. В нижней части корпуса находилось крепление струн, которые фиксировались на верхней перекладине. Их количество было неопределенным и менялось с течением времени. В среднем насчитывалось от 4 до 12 струн, которые символизировали своим количеством уровни вселенной.
Византийская лира
Но слово «лира» в Греции сохранялось. Когда в 9−10 веках византийцы от арабов получили маленький пузатый смычковый инструмент с кожаной мембраной вместо деки, они его усовершенствовали и назвали… «лирой». Опять чтобы не перепутать, мы его называем «византийской лирой».
И распространилась эта лира по всей Восточной Европе. В том числе она попала и на Русь. И в Новгороде находят остатки таких смычковых «лир», а вернее по-нашему «гудков». Правда, некоторые ученые предполагают, что инструмент в ту пору назывался «смык». Современным народным инструментом хорват является «лирица». А болгары свой называют «гадулка», очень похоже на наш «гудок».
Сегодня существует аналог византийской лиры. Он называется «критская лира». По-гречески «кретике лира». Слово это удивительно напоминает средневековый «крут», или как его еще называли «крота» и «ротта». О нем мы уже говорили немного раньше.
Также в Италии существует калабрийская лира. Это не удивительно, если вспомнить, что греки в античные времена колонизировали практически все Средиземноморье, а юг Апеннинского полуострова и острова были заселены практически только греками.
Из хронологии видно, что лира да браччо существовала в течение небольшого периода времени всего два-три столетия в 15−17 веках. А крут, византийская лира и их родственники существовали как до, так и после, вплоть до 19 века.
При всех общих чертах, они все разные по конструкции. У каждого была своя эволюция, в том числе и у скрипки, упоминавшейся вскользь. Но каких-либо эволюционных переходов между инструментами нет. Это говорит о том, что за каждым в самом начале пути стоял какой-то талантливый мастер, имени которого мы не узнаем никогда.
Лира да браччо
Этот инструмент был распространен по всей территории Апеннинского полуострова. И, как уже упоминалось, назывался просто лирой. Вот поэтому, наверно, и «давали» его в руки Аполлону художники той поры. Может, они и не знали о той лире, что известна нам по лирике древних греков?
Но нет, кифары и античные лиры встречаются порой на тех же самых полотнах. Не забыли художники Возрождения, что такое античная лира, ведь «возрождали» они именно античную культуру. А современный художникам инструмент, возможно, символизировал связь времен и преемственность культур. То есть собственно Возрождение.
Лира да браччо не зря так похожа на скрипку. Многие не слишком подкованные в музыке люди могут их и перепутать. Скрипка и лира да браччо друг другу близкие родственники. Более близких у них нет. Они родственны по конструкции (в меньшей степени по форме), по манере игры (на плече) и по строю струн. Хотя отличие строя все же есть. И оно настолько существенно, что позволяет судить о том, что скрипка и лира да браччо использовались совершенно по-разному, даже разными социальными слоями.
Здесь следует упомянуть один интересный экспонат из московского музея им. Глинки. Находится он на стенде польских народных инструментов. Выглядит он так, как будто выпал из рук Аполлона с Парнаса Рафаэля. Но называется он каким-то непроизносимым для итальянцев именем.
Каким образом современным польским народным инструментом стала лира да браччо? Ответ можно получить только из истории той поры.
В самом конце 15 века у польского короля Зигмунта (Сигизмунда I) в Кракове сгорел замок. Восстанавливать его он пригласил флорентийских мастеров. А через некоторое время еще и женился на Боне Сфорца, сестре миланского герцога. Что ж удивляться, что и итальянская музыкальная культура оказалась в Польше. А вскоре и скрипка заняла достойное место в польской придворной, а потом и народной музыке.
Но как же все-таки увязать лиру да браччо и античную лиру, которая для нас и является собственно лирой?
Связь искусств
К их компетенции относились искусства с музыкой и науки. Из 9 муз 4 отвечали за разные музыкальные и поэтические жанры. Искусства существовали не по отдельности, а в единой системе, куда относилась поэзия, как основной элемент, затем следовало музыкальное дополнение, 3-ю деталь системы представлял танец.
Все танцы и песни исполнялись в сопровождении музыкальных аккордов. На театральной сцене дело не обходилось без музыкантов. Артисты читали свои роли так, чтобы они звучали нараспев. Очень популярен в Греции был хор, который раскрывал суть изображаемых на сцене событий.
Из сказаний о греческих героях известно, что боги любили искусство. Все древнегреческие музыкальные инструменты были у них в большом почете. Например, бог веселья и вина Дионисий во время своих шумных праздников не мог обойтись без жизнерадостных звуков флейт, свирелей, кифары и лиры Духовые инструменты древних греков обязательно были слышны в военных походах, вдохновляя и поднимая боевой дух солдат.
Со временем возникли специальные школы, где талантливую молодежь учили игре на инструментах. Появилось и специальное учебное заведение для кифаристов. Древнегреческие ударные муз. инструменты трубы, лиры также были элементами школьных программ. Так задолго до нашей эры в Греции была создана школа искусств.
В наше время книги по истории Греции очень популярны. Телевидение также приложило много усилий для экранизации древних легенд и сказаний.
Как играть на струнах
Ударяя по струнам костяным или каменным плектром, сказитель извлекал звонкие и сильные звуки, сопровождая ими свое повествование. Обычно на этом тяжелом инструменте играли стоя, держа его под углом к телу. Кифаредом называли музыканта, который аккомпанировал своему пению. Он был не просто исполнителем, но сочинителем (композитором) и поэтом. Идеальным образцом такого творца считался сам Апполон – покровитель искусств. Кифарист только исполнял мелодии. Считалось, что этому может научиться практический каждый человек.
Что такое кифара? Это щипковый музыкальный инструмент, имеющий цельнодеревянный корпус и семь одинаковых струн. Из-за своего тяжелого веса на ней могли играть только мужчины. Высота струн менялась их натяжением или ослаблением. В базовую часть образования древней Греции входило обязательное обучение игре на лире или кифаре. Профессионально овладеть игрой на этих инструментах мог далеко не каждый. Для этого высокого искусства требовались врожденные таланты, отличная память, сила и ловкость пальцев. Лауреатов музыкальных состязаний почитали наравне с чемпионами олимпиад.
Виды инструментов
Стало очевидным, что музыкальные инструменты древней Греции, в принципе, очень различны. Ведь предметом спора было не только качество игры, но и происхождение. Флейта, из ряда духовых, уступила кифаре с ее тонкими струнами. Они различались также по своему предназначению.
Кифара приносила вдохновение, которое она получала от богов. Флейту любили за ее близость к земному началу, к мастеровому человеку. Однако она также пробуждала низменные чувства, страсти, природные инстинкты.
С тех пор греки стали разделять инструменты на:
- струнные — кифара, лира,
- духовые — флейта, авлос,
- ударные — бубен, кимвалы.
Строение инструментов
Любой древнегреческий музыкальный инструмент поначалу имел несложное устройство. Так лира представляла собой раму из дерева особой формы. На нее натягивались струны.
Кифара была немного сложнее. Она имела резервуар-резонатор и много струн, иногда их количество доходило до 18. Именно кифару любил Аполлон, его игра вызывала у слушателей самые возвышенные чувства.
Одним из духовых инструментов был авлос. Некоторые специалисты высказывают мнение, что авлос был прототипом гобоя. Чтобы извлечь музыку, нужно было надавить губами на особую пластинку. Она вставлялась в отверстие на корпусе инструмента.
Музыкант имел возможность применять разную громкость, а также тембр звучания. Часто музыкант использовал одновременно 2 авлоса для создания впечатления двухголосного звучания. Современные музыканты также используют этот прием, играя на 2-х саксофонах (например, сопрано и альт), плюс кларнет. Авлос был незаменим на занятиях гимнастикой и во время танцев, для которых еще нужны были ударные – бубен, а также кимвалы.
Примеры предложений со словом «кифарист»
Кифарист — деткам не отец, а сам круглый сирота.Кифарист с кифарой бранится, да под одну шубу ложится.Кифарист да кифаристка — одна душа.
Кифара Эсаул Георгий
Кифарист должен играть на кифаре, хороший кифарист должен делать это хорошо, вот и весь сказ.
Неплохой человек Владимир Степанищев
Кифарист обучал игре на кифаре или лире, пению гимнов под аккомпанемент музыки в хоре или сольному исполнению.
История воспитания нравственного и физического Сергей Мельников
Чтобы совершенствоваться, он не щадил себя, брал уроки, слушал советы, которые ему давал Терпний, самый известный кифарист.
Эссе. Прогулка с дамой Завистью Владимир Гольдин
Не доводи гнев до ярости, кифарист…
Моё открытие русских-4. Опыт иллюстрации отечестве Виксавел 2
-, Бродя-кифарист. Нет: никакого перелома в ходе боя не наступало.
Моё открытие русских-2. Опыт иллюстрации отечестве Виксавел 2
Цезарь, Принцепс, Император, Консул, Чемпион, Кифарист, Кифаред, Поэт, Август и прочая. Живописный любитель поддать, попировать с друзья.
Шут юпитера роман-комедия в диалогах джурко о. с Олег Джурко
При исполнении кифарист стоял.
Музыка и танец в Древней Греции Константин Рыжов
Греция/Музыкант, кифаристТИРЕСИЙ/Др. Греция/Прорицатель в ФивахФИНЕЙ/Др. Греция/ПрорицательЭДИП/Др.
Литературные наблюдения-5 Евгений Говсиевич
Чтобы совершенствоваться, он не щадил себя, брал уроки, слушал советы, которые ему давал Терпний, самый известный кифарист.
публицистика Владимир Гольдин
на древке утренние трусики Елены и только тогда встаёт радуга,только тогда жизнь в Афинах может начинаться: побежит бакалейщик выбивать долг у мясника,кифарист
Держись за греков! Демидовский Олег
В Европе, в отличие от степи Припонтийской, где навеки успокоился другой герой нашего повествования, кифарист и толмач Бродя,- уже и тогда были и дороги
Моё открытие русских-3. Опыт иллюстрации отечестве Виксавел 2
Учитель кифарист прививал мальчикам навыки игре на лире или кифаре. Под звуки этих инструментов они пели песни и гимны — соло или хором.
Система воспитания в Древней Греции Опритов Николай
(обратно) 70 Писия сыночек — Мелет, плохой кифарист. О каком предательстве идет речь — неизвестно.
Аристофан. Птицы Алекс Боу
Учитель кифарист прививал мальчикам навыки игре на лире или кифаре. Под звуки этих инструментов они пели песни и гимны — соло или хором.
Система образования в Древней Греции Опритов Николай
Оказалось я первый Красавец Мира, не знающий отказа прелюбодей, Непревзойденный актер, кифаред и кифарист, Лауреат всех премий, Чемпион всех состязаний
Шабаш о страстях язычников роман в диалогах суперн Олег Джурко
Нерон выступил на играх как кифарист и получил награду, которой был очень тронут: спустился в орхестру, преклонил колена и велел отнести венок победителя
В. С. Дуров. Эпоха Нерона Алекс Боу
.- Отдай, кому сказали, — последний щуплый кифарист, цеплявшийся за свой драгоценный инструмент, был безжалостно спихнут Тимохиной сандалеткой сорок пятого
Портал. 2 Троянский слон Владимир Чеблуков
Эта наиболее крупная находка, вместе с обнаруженными в разное время другими фрагментами комедий Менандра («Земледелец», «Видение», «Кифарист», «Льстец»
менандр Михаил Баранов
. — «Так что ж ты, кифарист, сразу не мог так сказать»LXV. (134) В книге Хрисиппа о сновидениях приводится такой случай: к снотолкователю обратился
Марк Туллий Цицерон. О дивинации Алекс Боу
Видео: Игра на лире
Похожие новости.
Лосиху, провалившуюся под лёд, спасли лётчики
В ХМАО экипажу вертолёта Robinson R44 пришлось потратить порядка полутора часов времени, чтобы спасти животное весом 600 кг, провалившееся в прорубь на озере.
В Ханты-Мансийске произошла история, достойная пера известного писателя
Российские музыкальные музеи развивают отношения международного уровня
В Баку — столица Азербайджана, прошла встреча Ассоциации музыкальных музеев и коллекций. Участие в ней приняли представители и руководители музеев музыкальной направленности из стран СНГ и России. Национальный музей Адыгеи
В продажу поступил скандальный альбом Карли Бруни
Супруга бывшего главы французского правительства Николя Саркози, певица Карла Бруни выпустила очередной, 4-й по счету профессиональный студийный альбом. Очередная музыкальная работа бывшей первой мадам страны получила название «Little French songs»
Изготавливаем шумовые музыкальные инструменты своими руками
Среди всего разнообразия музыкальных инструментов особое положение по праву занимают шумовые музыкальные инструменты. Как правило, наиболее активно они используются при исполнении музыки этнического характера. Особая прелесть этих инструментов заключается в
Итак, свершилось! Официальные представители радиостанции «Наше Радио» и организационного комитета самого крупного российского рок-фестиваля, который проводится ежегодно под открытым небом, объявили о начале продаж билетов на «Нашествие – 2013». Проходить
Героическое пение и кифара
Музыкальный инструмент, внешне напоминающий лиру, состоял из трапециевидного деревянного корпуса, двух продольных ручек и соединяющей их вверху перекладины. Семь разных по толщине струн натягивались вдоль инструмента и укреплялись между нижней частью коробки и верхней поперечиной.
Первыми музыкантами–профессионалами были странствующие народные сказители и певцы. Аккомпанируя себе на старинных щипковых инструментах, они воспевали героические события, прославляя подвиги своих соотечественников.
Без песен и плясок невозможно представить народные праздники и обряды, посвященные богам–покровителям земледельцев, пастухов и ремесленников. Тексты и музыка передавались сказителями в устной форме. Развитие музыкального искусства способствовало появлению разных жанров. Среди них:
- древне-эпические поэмы;
- коммос – песни гуляк;
- гименеос – свадебные;
- пеанос – хвалебно-плясовые гимны;
- номы – жанрово-мелодические фольклорные напевы.
Античная лира
Аполлон в Древней Греции играл на лире. Той самой, которую мы знаем. Напоминающей рогатую тыкву (хотя корпус священной лиры был из черепахи). Но это было в совсем уж древней Греции. В классический период он играл уже на кифаре. Внешне они очень похожи, но совершенно различаются как по манере игры, так и по конструкции. На лире играли как на новгородских гуслях, а на кифаре — как на арфе.
Кифара стала профессиональным инструментом. А лира постепенно стала забываться. Превратилась в народный, и даже детский инструмент. Хотя сегодня в Африке мы видим точно такие же лиры, какие были в архаичной Греции. Но у африканцев они называются как угодно, только не лирой.
Как выглядела древнегреческая кифара?
Кифара является прямым потомком лиры, и отличается от неё строением и количеством струн. У кифары семь струн одинаковой длины, прикрепленных к плоскому основанию из сплошной древесины. Струны инструмента изготавливались из выделанных сухожилий или кишок домашнего скота, и натягивались от основания при помощи двух вертикальных дуг, имеющих вид лука без тетивы.
Музыкант, играющий на кифаре, выдавал из неё звуки при помощи каменного приспособления – плектрона, привязанного к основанию инструмента. Играли на кифаре правой рукой, а левой, при необходимости, гасили колебания струн. Во время выступления, инструмент находился на плече музыканта и поддерживался подвязкой из ткани или кожи, обвязанного вокруг левого запястья. Исполнитель мог регулировать звучание не только при помощи контроля приложенной к струнам силы, но и быстро менять их натяжение, получая высокие или низкие ноты. Играли на кифаре преимущественно стоя, хотя сохранились несколько фресок и изображений на посуде, где музыкант с инструментом находится в сидячем положении.
К концу VII века до н.э., кифара превратилась в основной музыкальный инструмент, используемый на различных представлениях. Хотя к тому времени появилась масса похожих инструментов, кифара по праву считалась уделом профессионалов. Музыканты, играющие на ней, были желанными гостями на концертах, публичных выступлениях и различных конкурсах.
К сожалению, нам очень мало известно о точном звучании древнегреческой кифары. Часть информации получена из литературных описаний, ещё часть – в результате современных реконструкций инструмента.
Эволюция инструмента и музыки
Когда кифара только появилась, она имела всего четыре струны, что полностью удовлетворяло потребности музыкантов – произведения того времени были довольно простыми и незатейливыми.
Терпандр, бард из Спарты, известный тем, что силой пения успокоил уличный бунт, ввел новшество – увеличил количество струн на кифаре из четырех до семи. Музыкант Фринис из Митилини пошел ещё дальше, добавив ещё две струны, что впоследствии стало стандартом для всей Древней Греции.
Некоторые источники утверждают, что семейство кифары – арфу и лиру, создали египтяне задолго до греков. Это подтверждается настенными рисунками, найденными в древнеегипетских храмах и местах массовых собраний людей. На них изображены музыканты, играющие на струнных инструментах, ставших впоследствии прообразами арф, лир и кифар.
Тяжело представить себе конкретную историческую эпоху без знания о том, какая музыка нравилась людям в то время. Приблизительную информацию о древнегреческих музыкальных направлениях можно получить из сохранившихся описаний. В частности, от Плутарха к нам дошли записи о таких произведениях, как «Гимн к Аполлону», «Гимн к музе», «Гимн к Немезиде», и небольшой «Эпитафии Сейклоса». Восстановить звучание упомянутых произведений можно благодаря тому, что сохранились буквенные обозначения нот к ним, которые древние греки использовали для записи музыки. К сожалению, опытные музыканты считали недостойным делом фиксировать свои песни на папирусе или любом другом носителе, храня их в памяти и передавая друг другу устно. Этим и объясняется такое небольшое количество дошедших к нам звуков древности.
Сравнительно больше данных сохранилось о древнегреческой музыкальной теории. В ней часто использовались сложные последовательности звуков, плавные или резкие переходы. Исследователи выделяют три основные виды древнегреческой музыки:
-
дорийский (строгий);
-
фригийский (неистовый);
-
лидийский (мягкий).
Каждый из них, в свою очередь, основан на последовательности звуков четырех соседних тонов – тетрахордах, которые использовались в культах Аполлона и Диониса. Сторонники Диониса использовали простейший инструмент – авлос, который являл собой тростниковую флейту. Авлос можно было сделать самостоятельно, и приступить к игре на нем практически сразу, не прикладывая особых усилий, что очень хорошо характеризует особенности культа Диониса – экстаз, страсть, раскованность и физическая распущенность.
Сторонники Аполлона отдавали предпочтение более изысканному инструменту – кифаре, ведь чтобы сделать его, требовалось длительное время, аккуратность и внимание к мелочам. Игра на кифаре считалась высоким искусством, овладеть которым давалось далеко не каждому
Для этого нужно было обладать не только врожденным талантом, но и отличной памятью, ловкостью пальцев и силой.