Пианино лира

Works for 4 hands

D.1 Fantasie G-dur

D.9 Fantasie g-moll

D.48 Fantasie c-moll (Grande sonate)

D.592 Overture D-dur «In Italian style» (arr. D.590)

D.597 Overture C-dur «In Italian style» (arr. D.591)

D.599 4 polonaises

D.602 3 Marches héroiques

D.608 Rondo D-dur (Notre amitié est invariable)

D.617 Sonata B-dur

D.624 8 variations on a French song

D.668 Overture g-moll

D.675 Overture F-dur

D.733 3 Marches militaries

D.798 Overture to Fierabras (arr. from D.796)

D.812 Sonata C-dur «Grand Duo»

D.813 8 variations on an onginal theme

D.814 4 Ländler

D.818 Divertissement a l’hongroise g-moll

D.819 6 Grandes Marches

D.823 Divertissement sur des motifs onginaux francais

D.824 6 polonaises

D.859 Grande marche funèbre c-moll, on the death of Alexander 1st of Russia

D.885 Grande marche héroique a-moll, for the coronation of Nicholas 1st of Russia

D.908 8 variations on a theme from Hérold’s Marie

D.928 March G-dur. «Kindermarsch»

D.940 Fantasia f-moll

D.947 Allegro a-moll

D.951 Rondo A-dur

D.952 Fugue e-moll (pf/org)

D.968 Allegro moderato C-dur and Andante a-moll (Sonatine)

D.968a Introduction and 4 variations on an original theme (D.603)

D.968b 2 Marches caractéristiques (D.886)

Все песни (Complete Lieders)

История названия

В каком году изобрели фортепиано точно сказать сложно, так как у него было много предшествующих инструментов. В основу разработанного механизма вошли клавесин и клавикорд. Так как Бартоломео Кристофори сам конструировал клавесины, он отлично разбирался в этом и привнес свои новые идеи. Методом проб и ошибок он все же сумел создать известный на весь мир возвратный молоточковый механизм. Свое изобретение итальянец назвал клавесином, играющим форте и пьяно. «Форте» означает сильный и громкий звук, а «пьяно» – более слабый и тихий. Только потом эти инструменты начали называть «пианофорте» или, как известно сейчас всем, «фортепиано».

Совершенствование инструмента

Кто и в какой стране изобрел фортепиано, так бы и осталось неизвестным, пока один журналист из Италии Щипионе Мэффеи не написал статью, в которой восторгался новым механизмом. Он опубликовал схемы, и статья получила большое распространение. После ее прочтения многие изобретатели начали свою работу по усовершенствованию инструмента. Так появилась еще одна версия, кто придумал фортепиано. Мастер по органам Готтфрид Зильберман создал свой инструмент, очень похожий на клавесин Кристофори, но с одним важным отличием. Зильберман изобрел более современную педаль, снимающую звук со всех струн одновременно. В дальнейшем эта идея распространилась и на новые модели музыкального инструмента.

В 1730-х гг. Готтфрид Зильберман решил показать одну из своих работ Баху, которому изначально не понравился инструмент. Иоганн Себастьян Бах негодовал из-за слабого звучания высокого регистра, к тому же он ощутил сложность нажатия клавиш. Прислушавшись к замечаниям, органный мастер внес изменения, после которых Бах не только одобрил изобретение, но и поспособствовал его продаже и дальнейшему продвижению. Одно остается точным, так это то, в какой стране придумали фортепиано. Италия дала новый виток в европейской культуре.

Mozart

Несколько слов о продукции фабрики. «Mozart» – это абсолютно новая модель на российском рынке музыкальных инструментов. При ее создании использовалась механика «DETOA» (высококачественная чешская механика) и одна из лучших в своем классе клавиатура «ORIENT». Это – первый принципиально новый инструмент, который по некоторым параметрам (особенно качеством внешней отделки) даже превосходит европейский уровень.

Выглядит инструмент современно, хотя и сохранил академические черты. Самое приятное, что это фабричное чудо, несмотря на все его плюсы в качестве, можно купить по доступной цене (даже значительно дешевле чешских агрегатов). Спросом инструмент также пользуется на рынках Италии, Бельгии, Англии, Турции и Португалии. Скорее всего именно благодаря такой популярности и высокому качеству за доступную цену фабрика и смогла пережить очень неблагоприятные времена.

Самый старый рояль «Приюта»

Brodwood 1820 года. Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

«Парадокс: самый старый наш инструмент является одновременно еще и самым новым. Это рояль Brodwood: он был изготовлен в 1820 году, а недавно мы отреставрировали его в Бельгии (инструмент полностью разобрали и потом собрали заново).

28 февраля в «Приюте роялей» состоится концерт, Петр Айду будет играть на этом самом инструменте — Brodwood 1820 года. Попасть на концерт можно, приняв участие в краудфандинговом проекте на «Планете».

Кстати, именно такой рояль был у Бетховена – он хранится сейчас в Венгерском национальном музее в Будапеште. Инструмент в свое время приобрел Франц Лист, который всю жизнь держал фортепиано у себя дома, а потом передал в музей.

Лист был одним из тех, кто стоял у истоков культа Бетховена. Он также собирал деньги на его памятник.

Тот мастер, который в Бельгии реставрировал наш Brodwood, использовал инструмент для создания первой в истории копии бетховенского рояля (он сделал ее в двух экземплярах). Так что наш рояль стал важным звеном в этой работе. Теперь его уже с натяжкой можно назвать членом приюта, ведь он стал настоящей рабочей лошадью.

На мой взгляд, впрочем, для нас сегодня гораздо важнее, что сам инструмент представляет собой, а не кто за ним когда-то сидел. Может быть, на нашем рояле Brodwood играл какой-нибудь знаменитый человек – я не знаю. Меня мало волнует, кто касался его клавиш – Михаил Глинка или какая-нибудь никому неизвестная студентка консерватории

Важно другое: где был сделан этот инструмент, каким мастером, для какой музыки он подходит»

Виды современного клавесина

По размеру можно выделить несколько категорий музыкально инструмента.

  1. Концертный рояль может весить до пятисот килограмм, быть высотой в 1,8 и длиной в 1,4 метров.
  2. Салонный рояль весит до трехсот пятидесяти килограмм, а в высоту достигает 1,4 метра.
  3. Кабинетный рояль весит не более двухсот пятидесяти килограмм, а высота составляет до 1,2 метра.

Большие виды роялей обычно используются для выступлений, масштабных концертов, ведь они обладают более громким и насыщенным звуком. Малые инструменты выбирают для небольших помещений. Тот, кто изобрел фортепиано вертикальное, рассчитывал на места, не обладающие большой площадью. Этот инструмент более компактный за счет корпуса и струн, которые натянуты вертикально, и направляются от клавиатуры к молоточкам. Звук не такой насыщенный и красивый, как у большого рояля, но современные технологии приближают его к желаемому звучанию.

Richter

Но на этом, по словам директора фабрики, они не собираются останавливаться. «Richter» – инструменты модели «К», которые также являют собой хороший пример совместимости цены и качества.

Оригинальный дизайн корпуса, и при этом такое же оригинальное и красивое звучание. Корпус выполнен в строгом стиле и имеет современный вид, он непременно станет украшением любого интерьера. Акустика в пианино выполнена из натурального дерева.

Рондо

Одна из новинок в серии пианино «Richter» – модель Рондо глубокого темно-синего цвета со вставкой в раме и отделкой итальянскими пигментированными глянцевыми лаками. Стоит такое пианино 123700 рублей – один из самых дорогих ценников серии.

На фабрике «Лира» также проводятся экспериментальные работы над улучшением механики пианино. Сказать по правде, им это удается. Специалисты фабрики Жмотов И. Н. и Головкин Н. А. уже запатентовали клавишный «механизм пианино». Суть их изобретения состоит в замене традиционной механики на изобретенную.

Зачем? Суть в том, что заменяются только фигуры механики, а все остальные узлы и детали остаются старыми. Это новшество позволяет простому пианино звучать, как рояль. Соответственно, любой музыкант, играя на таком инструменте, сможет исполнить сложные музыкальные произведения, с которыми раньше было не справиться простому пианино.

Примечания

  1. . Грамота.ру. Дата обращения 13 октября 2017.
  2. БСЭ
  3. Сергеев М. В. Фортепианное дело в Петербурге XIX века: (По материалам русской периодической печати) // Российская культура глазами молодых учёных // Вып. 3. — СПб., 1994. — С. 74—92.
  4. Сергеев М.В. Первая фортепианная фабрика в России: новые открытия // Общество и цивилизация: тенденции и перспективы развития в XXI веке. — 2015. — С. 130-136.
  5. Сергеев М.В. «Он оставляет по себе добрую память, не оскорбив ничьего слуха»: петербургский фортепианный мастер К. Вирт // Научный вестник Московской консерватории. — 2017. — № 1. — С. 17-33.
  6. Сергеев М.В. Фортепианный мастер Иоганн Фридрих Шредер (1785–1852): к 200-летию основания фирмы «C. M. Schröder» // Музыковедение. — 2016. — № 9. — С. 43-49.
  7. Сергеев М.В. Фортепианная фирма «C. M. Schröder» в 1852-1889 гг. в поисках совершенного инструмента и всеобщего признания // Музыковедение. — 2017. — № 3. — С. 22-33.
  8. Сергеев М.В. Утраченная жемчужина русской музыкальной культуры: фирма «C. M. Schroder» в последние годы деятельности (1885–1918) // Музыковедение. — 2019. — № 4. — С. 10-20.
  9. Сергеев М.В. Фортепианная фирма «J. Becker» в 1841-1904 гг.: шаги к успеху // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен. — 2013. — Т. 2. — С. 330-343.
  10. Сергеев М. В. Новые материалы о фортепианных мастерах России XVIII – первой половины XIX вв. // Вопросы музыкального источниковедения и библиографии: Сб. статей.. — СПб., 2001. — .
  11. Сергеев М. В. Экспертиза фортепиано российского и советского производства // Музыкальная культура и образование: Межвуз. сб. науч. тр.. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. — С. 241—263.
  12. Сергеев М. В. Экспертиза профессионального фортепиано: (Методические указания к курсу «Экспертиза музыкальных инструментов») // Фортепианное искусство. История и современность. Проблемы творчества, исполнительства, педагогики: Межвуз. сб. науч. тр.. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. — С. 141—149.
  13. Сергеев М.В. Иллюстрированный каталог музыкальных фирм России (1710—1918).. — (рукопись) с.
  14. Мохель Л., Зимина О. Самоучитель игры на фортепиано. — М.: Музыка, 1968.
  15. Яцура М. Т. Чернигов. Справочник-путеводитель. Київське обласне книжково-газетне видавництво, 1961 г. (укр.), С. 58-59.
  16.  (недоступная ссылка). Дата обращения 25 ноября 2015.

Сколько весит пианино «Красный октябрь»?

Инструмент этой марки принадлежит к самой тяжелой весовой «категории» — его масса составляет 360 – 370 кг. Пианино «Красный октябрь» не так давно пользовалось большой популярностью и было обязательной деталью интерьера каждой «приличной» советской квартиры. Как и любые другие товары, пианино выпускалось строго по ГОСТу, а отличаться изделия могли разве что по рисунку на верхней раме или форме ножек.

Вес пианино составляет 100 – 370 кг.

Название «Красный октябрь» пианино получило вскоре после Великой Октябрьской революции. До этого периода инструмент выпускался на фабрике «Беккер», ставшей в 1918 году объектом национализации. Лучшие годы «расцвета» для производства пианино «Красный октябрь» пришлись на послевоенные 50-е. Однако уже к 1996 году фабрика по многим понятным причинам обанкротилась. Отдельные экземпляры можно и по сей день найти в объявлениях по продажам – правда, состояние большинства инструментов оставляет желать лучшего.

Пианино «Красный октябрь»

Пианино «Красный октябрь» начали выпускать еще до революции на фабрике «Беккер», ее основателем был немец Якоб Беккер. До революции инструменты этой фабрики были в почете: о них хорошо отзывались Петр Чайковский, Антон Рубинштейн, Николай Римский-Корсаков, даже император Николай ІІ купил такой рояль для супруги Александры Федоровны. В 1918 году фабрику национализировали, открыли на ней кустарное производство, полноценные инструменты на беккеровской фабрике начали вновь производить в 1927 году.

С тех пор фабрика переживала разные периоды — взлеты и падения, порой пианино беккеровской фабрики считались самыми низкокачественными, а в другие годы о них говорили за границей и засыпали наградами, например, в 1958 году сенсацией стало завоевание инструментом Гран-при на Всемирной промышленной выставке.

В 1996 году фабрику объявили банкротом, а пианино под маркой J. Becker сегодня производят только в Германии. Однако «Красный октябрь» остается одним из главных символов советской эпохи: у многих россиян сохранились пианино этой марки, на них до сих пор учатся играть дети, многие покупают  «Красный октябрь» с рук почти за бесценок, в то время как новый инструмент многим не по карману.

Октавы на фортепиано, их количество и название

Любое современное фортепиано, будь то пианино или рояль, имеют 2 неполные и 7 полных октав. Первая клавиша – нота «Ля» субконтр-октавы (эта октава не полная и состоит из трех нот). Последняя – нота, самая высокая, «До» пятой октавы. Октава эта тоже не полная, нота «До» в ней единственная.

Между этими октавами находится 7 полных, состоящих из 12 клавиш, октав. В эти 12 клавиш входят 7 основных тонов (белых клавиш) и 5 полутонов (черных клавиш).

Чтобы посмотреть полное изображение необходимо кликнуть на него.

Кстати, на пианино, выпускавшихся до 70-х годов количество клавиш меньше, соответственно 5 октава отсутствует, а четвертая не полная. Состоит она из 10 клавиш, последняя из которых – нота «Ля»

Таким образом диапазон пианино и роялей сделанных до середины 70-х годов составляет 7 полных октав от «Ля» субконтроктавы до «Ля» четвертой октавы. В более современных инструментах он расширен еще на 3 клавиши, до ноты «До» пятой октавы.

Обувь «Ленвест»

«Ленвест» — совместное предприятие ленинградской фабрики «Пролетарская победа» и немецкого концерна Salamander, которое выпускало обувь под одноименным брендом с конца 1980-х.

Ботинки, туфли и сапоги «Ленвест» пользовались невероятной популярностью: эта обувь славилась своим качеством, в 1990-х у фирменных магазинов «Ленвеста» нередко образовывались большие очереди, несмотря на то что большая часть ассортимента реализовывалась по талонам. В 1994 году Salamander вышел из состава предприятия, и сейчас лишь один из кооперативов выпускает обувь «Ленвест», но о былых объемах продаж речи уже, конечно, не идет.

Бетховен

В редакции Мартиенсена

Соната №1

Соната №2

Соната №3

Соната №4

Соната №5

Соната №6

Соната №7

Соната №8

Соната №9

Соната №10

Соната №11

Соната №12

Соната №13

Соната №14

Соната №15

Соната №16

Соната №17

Соната №18

Соната №19

Соната №20

Соната №21

Соната №22

Соната №23

Соната №24

Соната №25

Соната №26

Соната №27

Соната №28

Соната №29

Соната №30

Соната №31

Соната №32

В редакции Кёлера и Рутхарда new!

I том (сонаты 1-15)

II том (сонаты 16-32)

Вариации для фортепиано

9 вариаций на тему марша Э. К. Дреслера (c-moll, WoO 63, 1782),

6 лёгких вариаций на тему швейцарской песни (F-dur, WoO 64, около 1790)

24 вариации на тему ариетты «Venni Amore» Ригини (D-dur, WoO 65, 1790)

13 вариаций на тему ариетты «Es war einmal ein alter Mann» из зингшпиля «Красная шапочка»
(«Das rote Кaррchen» Диттерсдорфа, A-dur, As-dur, WoO 66, 1792)

12 вариаций на тему менуэта из балета «La Nozze disturbato» Гейбеля
(C-dur, WoO 68, 1795)

9 вариаций на тему из оперы «Мельничиха»
(«La Molinara», Дж. Паизиелло, A-dur, WoO 69, 1795)

6 вариаций на тему дуэта из оперы «Мельничиха»
(«La Molinara», Дж. Паизиелло, G-dur, WoO 70, 1795)

12 вариаций на тему русского танца из балета «Лесная девушка»
(«Das Waldmadchen» П. Враницкого, A-dur, WoO 71, 1796)

8 вариаций на тему из оперы «Ричард Львиное Сердце» Гретри
(C-dur, WoO 72, 1796-1797)

10 вариаций на тему из оперы «Фальстаф» А. Сальери
(B-dur, WoO 73, 1799)

7 вариаций
sur le quatuor «Kind, willst du ruhig schlafen»
de l’ope’ra «Das unterbrochene Opferfest» de Peter Winter
(F-dur, WoO 75, 1799)

6 вариаций
sur le trio «Tandeln und scherzen» de l’ope’ra
«Soliman II» de Franz Xaver Sussmayr (F-dur, WoO 76, 1799)

6 вариаций на собственную тему (G-dur, WoO 77, 1800)

7 вариаций на тему английской песни «God save the King»
(C-dur.WoO 78, 1803)

5 вариаций на тему английской песни «Rule Britannia»
(D-dur, WoO 79, 1803)

32 вариации на собственную тему (c-moll, WoO 80, 1806)

8 вариаций
sur le lied «Ich hab’ ein kleines Huttchen nur»
(B-dur, A 10)

6 вариаций (F-dur, ор. 34, 1802)

15 вариаций с фугой на тему из балета «Творения Прометея»
(Es-dur, ор. 35, 1802)

6 вариаций (D-dur, ор. 76, 1809)

33 вариации на тему вальса А. Диабелли
(C-dur, ор. 120, 1819-1823)

Фантазия для фортепиано, op.77

op. 33

op. 119

op. 126

Элизе

Шесть контрадансов

A-dur WoO 49

C-dur op.51 №1

G-dur op.51 №2

Рондо «Ярость по поводу потерянного гроша»
C-dur op.129

Andante F-dur

Концерт №2 Си-бемоль мажор

I часть

II-III части

Концерт №3 до минор

Концерт №4 Соль мажор

Концерт №5 Ми-бемоль мажор

Фантазия для фортепиано, хора и оркестра, op.80
(партитура)

Фантазия для фортепиано, хора и оркестра, op.80
(переложение для фортепиано-соло)

Симфонические произведения (партитуры)

Бетховен-Лист Симфония №5

Камерная музыка

Трио для фортепиано, скрипки и виолончели op.1 №1 Es-durПартия скрипкиПартия виолончелиТрио для фортепиано, скрипки и виолончели op.1 №2 G-durПартия скрипкиПартия виолончели

Сонаты для скрипки и фортепиано с партиями

Концерт для скрипки с оркестром (клавир с партией)Романс №1 (G-dur) для скрипки с оркестром (клавир с партией)Романс №2 (F-dur) для скрипки с оркестром (клавир с партией)Все виолончельные сонатыВсе виолончельные сонаты (партии)

Струнные квартеты(Full scores)

Квартет №1Квартет №2Квартет №3Квартет №4Квартет №5Квартет №6Квартет №7Квартет №8Квартет №9Квартет №10Квартет №11Квартет №12Квартет №13Квартет №14Квартет №15Квартет №16Большая фуга для струнного квартета op.133

Квартеты(пер. в 4 руки Hugo Ulrich)

Квартет №1Квартет №2Квартет №3Квартет №4Квартет №5Квартет №6Квартет №7Квартет №8Квартет №9Квартет №10Квартет №11Квартет №12Квартет №13Квартет №14Квартет №15Квартет №16Большая фуга для 2-х фортепиано op.133

Большая фуга в 4 руки op.133

Септет (в 4 руки) op.20

Специфика музыкальных произведений и игры

Самое первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 году (соната Людовику Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта

Для профессии пианиста особенно важно начать заниматься музыкой в очень раннем возрасте, около трех-четырех лет. Тогда формируется «широкая» форма ладони, которая в будущем помогает виртуозно играть

В зависимости от эпохи развития фортепианной музыки, к пианистам выдвигались порой диаметрально противоположные требования. Кроме того, профессия музыканта неизбежно пересекается с профессией композитора. Большинство пианистов сами сочиняют музыкальные произведения для фортепиано. И только редким виртуозам удалось прославиться, исполняя исключительно чужие мелодии. В любом случае, как любому музыканту, пианисту важно быть искренним и эмоциональным, уметь раствориться в исполняемой им музыке. По словам Гарольда Шонберга, известного музыкального критика, фортепиано — это не просто инструмент, это образ жизни: а значит, смысл жизни пианиста — не просто музыка, а музыка ради фортепиано.

Увеличение октав

Долгое время после создания фортепиано оставалась проблема сложности игры на нем. Чтобы воспроизвести музыкальную композицию, требовалось большое напряжение мышц, и приходилось прикладывать немало усилий. Решение нашли в английской фирме «Броудвуда». Первые, кто изобрел фортепиано диапазоном в пять октав в 1790 году, были производители именно этой фирмы. Впоследствии они же расширили диапазон до шести октав в 1810 году и до семи к 1820 году. Свои усовершенствованные экземпляры организация предложила великим композиторам Гайдну и Бетховену. К 1820 году инновационный центр разместился в Париже в фирме Эрара, который в свою очередь произвел фортепиано для Шопена и Листа. Себастьян Эрар создал механизм, который мог повторять удары по струне, не полностью возвращая клавишу в исходное положение, лишь частично ее поднимая. После его механика стала использоваться в построении всех роялей.

Прародители современного рояля

В Средние века музыканты играли на клавишных, в их числе был орган, у которого вместо струн много труб. Клавикорд – первый инструмент, где на каждую клавишу приходилось по струне. У современного фортепиано их бывает до трех. Рождение звука происходит так: музыкант нажимает на клавишу, небольшой медный квадрат ударяет струну. Звучание мягкое и тихое, предназначено для небольшого количества людей.
Другой прародитель фортепиано – клавесин. Струны расположены горизонтально, как у современного рояля. Звук образуется при касании птичьего перышка или небольшого кусочка кожи по струне. И у этого инструмента звук слабый. Старинные инструменты – клавесины и клавикорды были дорого декорированы и подходили для украшения дома, как красивая мебель.

Кто изобрел фортепиано

Итальянец Бартоломео Кристофори был придворным мастером. Он давно пытался решить задачу: как клавесину изменить уровень громкости. Музыканты того времени ощущали необходимость появления нового инструмента, с хорошим звучанием со сцены

Однажды прогуливаясь по городу, Бартоломео увидел уличных цимбалистов и обратил внимание, что выразительный звук получается, если по струнам ударять мягкими колотушками. Вот оно решение задачи

Кристофори изменил клавесин, создав новый аналогичный механизм. В результате в процессе игры удалось менять силу звука. Так появился инструмент, который мастер называл – Большой клавесин с тихим и громким звучанием, первое фортепиано. Благодаря Бартоломео Кристофори в механизме инструмента появились – шпиллер, фенгер, молоточек, шультер, демпфер. Это произошло в 1709 году во Флоренции. Инструмент имел крыловидную форму, был прост, у него отсутствовали педали и демпферы.

Король родился

На протяжении многих десятилетий мастера продолжали усовершенствовать инструмент. Начало XIX века ознаменовано изобретением цельнолитой чугунной рамы и перекрестным расположением струн. Вследствие этого звук стал совершенного качества, родился рояль, от французского слова – королевский. С 1850 года фабрики Германии, Америки и России начинают производство инструмента. Рояль приобретает современную форму: цельнолитую панцирную чугунную раму, деревянный корпус, механизм двойной репетиции. Усовершенствовали рояль в разное время И.А. Зильберманн, И.А. Штрейхер, К.Г. Шретер, Ю. Блютнер, С. Эрар и многие другие. Самыми лучшими производителями роялей называют – Ямаху, Кавай, Стейнвей, Бехштейн, Безендорфер.

Клавишный струнный инструмент – фортепиано изготавливается в двух видах: рояль с горизонтальным, пианино с вертикальным расположением струн.

Роль рояля в мире музыки

Значение рояля в мире музыки невозможно переоценить. Широта диапазона звучания позволила ему играть сольные роли множества произведений. За триста лет, прошедших с рождения инструмента, знаменитые композиторы и музыканты, такие как Ф. Шопен, Э. Григ, Ф.А. Моцарт, Сергей Рахманинов стали известны благодаря именно роялю и его необыкновенной конструкции и механизмам.
И сейчас фортепиано самый распространенный музыкальный инструмент. В ХХ веке на базе фортепиано появились современные музыкальные инструменты: синтезаторы и электронные пианино.

По-китайски говоря

Может ли возродиться фортепианное производство? По мнению Игоря Осипова, без государственной поддержки — нет. Производство пианино — процесс тонкий. Например, температура в помещении должна держаться на уровне 18-20 градусов, влажность не более 50-60 процентов. Специалисты говорят, что такой режим приводит к большим энергетическим расходам.

Пианистка из Санкт-Петербурга Марианна Беленькая еще и по совместительству специалист по рынку. Руководит одним из департаментов компании, которая занимается поставками музыкальных инструментов в нашу страну. Она хорошо знакома с проблемами производства фортепиано, но сегодня у нее больше вопросов, чем ответов.

— Почему закрылись все наши фабрики? Производство оказалось нерентабельным. Что мы будем возрождать? Для производства нужны специалисты, которые прошли обучение на мировых фабриках: деревщик (столяр), механик, интонировщик, струнник. Нужно специальное помещение, оборудование. И — покупатели.

Массовый потребитель предпочитает цифровые инструменты, но настоящим артистом с их помощью не станешь

Чтобы появился спрос, акустический инструмент, по ее мнению, должен стоить дешевле, чем цифровой. Но самое примитивное цифровое пианино стоит сегодня около 50 тысяч рублей. А настоящее должно стоить меньше?

— Если заказывать акустическое пианино из Европы, оно обойдется в полмиллиона,- говорит Марианна Беленькая. — Китайский инструмент сегодня стоит около 300 тысяч рублей. В Китае только одна государственная фабрика делает 500 инструментов в день. Качество, конечно, оставляет желать лучшего. Инструменты делаются из невыдержанного дерева, дека и корпус со временем растрескиваются. Проседает клавиатура, потому что под клавиши укладывается мягкое сукно, со временем клавиатура приобретает яйцеобразную форму, половина клавиш не работает.

Покупательская способность сегодня очень низкая. Хороший инструмент стоит целое состояние — от 400 тысяч. Но и советская «Ласточка» простому гражданину обходилась в четыре зарплаты — 526 рублей.

Иван Ходжаев — фортепианный мастер, реставрирует и обслуживает инструменты уже более полувека. Настраивал рояли Микаэла Таривердиева, Нани Брегвадзе, Арно Бабаджаняна, Тамары Гвердцители.

В Китае найдены останки «великанов»

— Инструменты всегда стоили недешево, — напоминает он. — При этом многие старались купить импортные пианино. Чешский Petrof стоил от 900 до 1400 рублей, но это был хороший инструмент. Немецкий подержанный Ronisch можно было найти за тысячу рублей. Кстати, немецкие инструменты эпохи ГДР со временем испортились, поскольку фабрики начали экономить на металле чугунной рамы.

Фортепианный мастер убежден, что советские фабрики выпускали брак и не имели право на существование. Он считает, что плохое качество — результат гонки за количеством.

— Как можно по плану делать инструменты? — возмущается он. — Это ручная работа, которая требует любви и отдачи…

Но и о современных китайских фортепиано мастер отзывается не лестно: инструмент, по его мнению, рассчитан на пять лет, потом он рассыпается: разъезжается механика, колки плохо держат струну. Дешево продают, чтобы дорого ремонтировать?

— Но возрождать производство можно и нужно, потому что Россия заслуживает быть одной из стран, которая выпускает хорошие музыкальные инструменты. Пока для этого все есть, навыки не потеряны, — убежден Иван Ходжаев.

Старых изношенных пианино в наших детских музыкальных школах сегодня — более 80 процентов. Фото: Reuters

Вопрос в тему

Сегодня появилось много реставрационных мастерских, где подержанное чешское пианино продается за 60 тысяч рублей. Может ли хороший инструмент столько стоить?

— Беспроблемный инструмент не может стоит таких денег, — говорит фортепианный мастер Иван Ходжаев. — Если его продают за 60 тысяч, значит, есть скрытая проблема: например, дека с трещиной, это приводит к нарушению строя. Чтобы привести инструмент в порядок, нужна полная разборка, в итоге ремонт выльется в стоимость одного хорошего инструмента — примерно в 400 тысяч рублей.

Мнения

Начало истории

В 1709 году в таком прекрасном городе Италии, как Флоренция, было сконструировано это первое чудо музыкальной техники. Того, кто изобрел фортепиано, звали Бартоломео Кристофори. Итальянец всю свою жизнь работал над клавесинами, пытаясь усовершенствовать их и привнести что-то новое. В это время в музыкальной сфере уже давно требовался инструмент, который обладал бы широким и динамическим диапазоном. Как заверяют письменные свидетельства, Бартоломео с 1698 года работал над клавесином, который играл бы мягко и в то же время громко. С 1720 годов до своей смерти в 75 лет итальянский мастер создал своими руками около двадцати фортепиано.

Автомобиль «Чайка»

Автомобиль «Чайка», одна из моделей Горьковского автозавода, — мечта каждого советского чиновника и самый желанный подарок на свадьбу каждого советского человека, не производится с 1988 года. Изначально легендарный автомобиль разрабатывали исключительно для перевозки членов Политбюро, немного позже эту машину разрешили иметь министрам, генералитету, советским и зарубежным послам. Хрущев дарил «Чайку» только избранным: ее получили Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Михаил Шолохов, балерина Галина Уланова и Фидель Кастро.

Семиместный автомобиль по уровню комфорта был сопоставим с американскими шоссейными «дредноутами» и мог развивать скорость до 175 км/ч благодаря восьмицилиндровому 220-сильному двигателю. Дизайн «Чайки» тоже был навеян образцами американских производителей и был совершенно непривычен советским гражданам, привыкшим к простым и мрачноватым ЗИМам. Этот автомобиль до сих пор ассоциируется с элементом некоего советского шика, чувством исключительности, которое было особенно ценным во времена однообразного быта.

Works for piano solo

D.29 Andante C-dur

D.41 30 minuets with trios (10 lost)

D.128 12 Viennese German dances

D.145 12 Waltzes, 17 Ländler, 9 Ecossaises (incl 3 Atzenbrugger Tänze)

D.146 20 Waltzes (Letzte Walzer)

D.154 Allegro E-dur (sketch of D.157)

D.156 10 variations

D.157 Sonata E-dur

D.158 Ecossaise d-moll /F-dur

D.178 Adagio in G-dur (fragment)

D.279 Sonata C-dur

D.299 8 Ecossaises

D.334 Minuet A-dur

D.346 Allegretto C-dur, (fragment)

D.347 Allegretto moderato C-dur, (fragment)

D.348 Andantino, C-dur (fragment)

D.349 Adagio, C-dur (fragment)

D.365 36 Originaltänze (Erste Walzer incl. Trauerwalzer and 3 Atzenbrugger Tänze)

D.366 17 Ländler

D.378 8 Ländler

D.380 3 minuets (3rd minuet lost)

D.420 12 German dances, D.529 5 Ecossaises (4-8)

D.421 6 Ecossaises

D.459 Sonata E-dur (fragment)

D.506 Rondo E-dur

D.529 3 Ecossaises

D.557 Sonata As-dur

D.566 Sonata e-moll

D.567 Sonata Des-dur (fragment), inc. (1st version of D.568)

D.570 Scherzo D-dur, Allegro fis-moll

D.571 Sonata fis-moll (fragment of 1st movt only)

D.576 13 variations on a theme by Anselm Hüttenbrenner

D.593 2 scherzos B-dur, Dflat

D.600 Minuet cis-moll

D.604 Andante A-dur

D.605 Fantasia C-dur (fragment)

D.606 March E-dur

D.610 Trio E-dur

D.612 Adagio E-dur

D.613 Adagio E-dur (fragment)

D.625 Sonata f-moll, 2 movts (fragment)

D.643 German dance and Ecossaise

D.655 Sonata cis-moll (fragment of 1st movt)

D.697 5 Ecossaises

D.718 Variation on a waltz by Diabelli

D.722 German dance

D.734 16 Ländler and 2 ecossaises (Wiener-Damen Ländler)

D.735 Galop and 8 Ecossaises

D.760 Fantasy «Wandererfantasie»

D.760 Schubert-Liszt Fantasy «Wandererfantasie»

D.769 2 German dances

D.779 34 Valses sentimentales

D.780 6 Moments musicals

D.781 12 Ecossaises

D.783 16 German dances and 2 ecossaises

D.790 12 German dances (Ländler)

D.840 Sonata C-dur «Reliquie», movts 3 4 inc. (fragment)

D.844 Waltz G-dur (Albumblatt)

D.899 4 Impromptus

D.900 Allegretto c-moll (fragment)

D.915 Allegretto c-moll

D.924 12 Grazer Walzer

D.925 Grazer Galopp

D.935 4 Impromptus

D.940 Fantasia f-moll (arr. for 2h)

D.946 3 Klavierstiicke

D.951 Rondo A-dur

D.952 Fugue e-moll (pf/org)

D.969 12 Waltzes (Valses nobles)

D.970 6 Ländler

D.971 3 German dances

D.972 3 German dances

D.974 2 German dances

D.975 German dance D-dur

D.976 Cotillon Es-dur

D.977 8 Ecossaises

Sonaten

D.537 Sonata a-moll

D.568 Sonata Es-dur

D.575 Sonata H-dur

D.664 Sonata A-dur

D.784 Sonata a-moll

D.845 Sonata a-moll

D.850 Sonata D-dur

D.894 Sonata G-dur

D.958 Sonata c-moll

D.959 Sonata A-dur

D.960 Sonata B-dur

Датировка фортепиано

С начала изобретения фортепиано и по сегодняшний день во всём мире работали более 20 000 фортепианных мастеров и фирм, выпускавших рояли и пианино. Каждый инструмент маркируется собственным серийным номером, по которому можно определить год выпуска фортепиано.

Как правило, номера ставятся на чугунную раму вверху, в районе её крепления к вирбельбанку. У фортепиано производства ГДР номера ставились на молоточках в крайнем правом регистре.

У фортепиано XIX — начала XX веков номера часто ставились на внутренней боковой стенке или на резонансной деке.

Дополнительным фактором, позволяющим датировать год выпуска фортепиано, может быть номер механики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector