Сузафон
Содержание:
- 14.03.2020 Какой сузафон купить?
- Вагнеровские тубы
- Литература
- Так какой сузафон купить?
- Звук
- Вердикт
- Туба — общее понятие
- definition — Сузафон
- Сузафон
- История
- Туба — это медный духовой инструмент (точно и кратко)
- Настройка сузафона
- Послесловие
- Уход за духовыми инструментами — туба
- История
- История изобретения
- Конструкция инструмента
- C.G.Conn 35K «Monster» — в чем его уникальность?
- Что делать?
- Общее описание
- Итоги обзора
14.03.2020 Какой сузафон купить?
В последнее время среди тубистов появился большой интерес к сузафону, мне задают много вопросов, и чаще всего — какой сузафон купить и почему? Отличная тема, мне есть, что Вам рассказать.
Действительно, о сузафоне мы мало чего знаем, тем более о разновидностях и моделях.Мы пользуемся тем, что дадут в военном оркестре, а когда встает вопрос о приобретении инструмента в личное пользование — то оказывается, что совсем мало информации по модельному ряду. Какой сузафон хороший, а какой плохой и почему, а если не очень дорогой, то сколько стоит?
автор обзора: Стас Черёмушкин
Сузафон — это родственный инструмент тубы. Аппликатура, мундштук, звукоизвлечение — копирует тубу, почти и только технически. Это как сравнивать контрабас и безладовую бас гитару. Конечно бас гитарист сможет сыграть на контрабасе, и вроде всё то же самое, но есть достаточно много отличий. Так же при сравнении тубы и сузафона.
Не буду сейчас копаться в чем отличия этих представителей басовых медных инструментов, отмечу лишь, что любой тубист может играть на сузафоне без специальной подготовки. Вопрос только в том: насколько качественным будет переход с тубы и как в процессе игры изменится звукоизвлечение и звуковое восприятие. Про особенности и историю сузафона я напишу отдельную тему.
Своим брутальным внешним видом и мужским характером сузафон буквально гипнотизирует зрителя, а кто хотя бы раз поиграл на качественном инструменте, навсегда полюбил его звучание, звук который можно потрогать руками. Есть только один минус — это его транспортировка.
Чтобы навсегда развеять непонятность и сложность выбора, сегодня вы узнаете какие же сузафоны можно покупать и почему?
Вагнеровские тубы
Вагнер предполагал составить группу медных духовых из четырех полных семейств, каждое из которых обладало бы своим отличительным тембром. Валторновая группа увеличивалась им до восьми инструментов, к трубам добавлялась басовая труба, к тромбонам подключался контрабасовый тромбон; и, наконец, самостоятельное семейство туб формировалось из двух теноровых и двух басовых особого типа, объединенных с контрабасовой тубой in С контроктавы.
Слева оркестровая туба in F; справа вагнеровская туба in F
Теноровые и басовые тубы, предложенные Вагнером и иногда называемые «байройтскими», а также — в Германии, как и в Италии — «валторновыми» (нем.: Waldhorntuben; итал.: corno tube), больше похожи на валторны. Они изготовляются в строях В контроктавы и F контроктавы; следовательно, длины их трубок идентичны валторнам in В-альт, in F, а также эуфониуму и тубе in F. Канал у них шире, чем у валторны, но уже, чем у тубы. Они снабжаются валторновыми мундштуками, и предполагалось, что играть на них будут, как на «сменном» инструменте, пятый, шестой, седьмой и восьмой валторнисты.
Вагнеровская туба делается эллиптической формы, с раструбом, направленным вверх и вбок (рис. 26). Четыре ее вентиля расположены под левой рукой, как на валторне. Четвертый из них служит для подстройки в низких вентильных позициях, аналогично функции правой руки в раструбе валторны. Диапазоны те же, что и у валторн такого же строя.
Звучание странное и своеобразное: более открытое, не такое концентрированное, как у валторны, и меньше поддается модификациям; его невозможно описать словами, но, однажды услышанное, оно уже не забывается. После Вагнера для этих туб писали немногие, и редкие оркестры располагают ими. Известные примеры использования, помимо «Кольца нибелунга»,- «Электра» Штрауса, Седьмая и Девятая симфонии Брукнера.
Литература
- Газарян С.С. Серебряные трубы // В мире музыкальных инструментов. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1989. — С. 45—64. — 192 с.
- Отюгова Т.А., Галембо А.С., Гурков И.М. Духовые инструменты. От древности до наших дней // Рождение музыкальных инструментов (Из истории Ленинградского производственного объединения по изготовлению музыкальных инструментов) : Очерки. — Л.: Музыка, 1986. — С. 134—147. — 192 с.
- Черных А.В. Советское духовое инструментальное искусство : Справочник. — М.: Советский композитор, 1989. — 320 с.
- Аэрофоны // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1. — С. 265—266. — 1072 с.
- Аэрофоны // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 47. — 672 с.
Так какой сузафон купить?
Покупать стоит лучше новые инструменты, но можно б/у, только придётся тщательно выбирать.
Хотите надежность и качество:
C.G.Conn 20K , C.G.Conn 14K, King 2350 — это американские легенды. Сюда, пожалуй, добавлю японский сузафон Yamaha YSH 411.
Хотите сэкономить:
Yamaha YSH-301 (Fiberglass), Jupiter JSP1100, Jupiter JSP1010 (combo), Jupiter JSP1000 (Fiberglass).
Если вдруг найдёте:
John Packer JP2057, System Blue SB52. Кстати, есть не плохой пластиковый репликант Yamaha YSH-301, это Thomann SHF-300, стоимость нового сузафона на сайте Thomann.de всего $1,554 USD.
Если шикуете, то заказывайте:
Adams MSP1s. Эта модель, сейчас часто обсуждаемая нашими иностранными коллегами.
Забыть и не вспоминать:
Ни о каких Amati, Weltklang, Brahner и тем более Indian Handmade сузафонах даже не думайте. Азиатские сузафоны OEM, сделанные в Китае и Индии, уже завоевывают популярность среди уличных оркестров, но потом читаю слёзные отзывы от горе-владельцев.
Жалуются на то, что это всё брак и неликвид, проблемные и не звучащие дудки. Неудобные, тяжелые, сомнительного строя и качества. Не смотрите на низкую стоимость, приобретёте только кучу проблем. В будущем будет очень не просто избавиться от этих сузафонов. Уж лучше ничего, чем этот блестящий реквизит.
Звук
После долгого общения с обладателями данного инструмента, можно сказать, что особенностью этой модели является низкая сопротивляемость инструмента к выдоху музыканта. Что, несомненно, сказывается на легкости звукоизвлечения. Конечно, в этот сузафон дуть нужно, но не так сильно, как ожидалось.
Что меня удивило во время игры?
Ощущение очень плотного, мясистого звука с великолепной динамикой — этот звук хотелось пощупать руками. Что характерно, когда потребовалось выделить акценты (протрещать), сузафон легко справился и с этой задачей.
Так же у инструмента присутствуют и недокументированные ноты (Eb, D, C — контроктавы и Bb, A, G — субконтроктавы), которых нет из-за особенности конструкции трехвентильного механизма без квартвентиля, но что удивительно, здесь эти ноты есть и звучат они полноценно
Вердикт
Что можно сказать по этому сузафону?
- Инструмент — интересный, необычной конструкции с благородным тембром!
- Серебряное покрытие не повреждено.
- Раструб и бублик без вмятин, и выглядят на честную четвёрку.
- Кроны целые — рабочие, помповый механизм не выработан, хорошо держит компрессию и уже готов играть.
- Сузафон не требует каких-либо усилий, чтобы получить пышный и красивый звук.
- Многие тубы могут только позавидовать динамическому диапазону этого инструмента.
Конечно, сузафону желательно пройти профилактику, а именно:
- заменить эску
- пропаять стойки
- хорошо промыть
- заполировать
- приобрести чехол
Для этого потребуются финансовые вложения, за отличный, старинный сузафон с более чем 90 летней историей.
Туба — общее понятие
Общее название низких по звучанию мундштучных духовых инструментов, на которых играют с помощью вентилей. Первый инструмент такого типа был изготовлен в Берлине в 1835 И.Г.Морицем по указаниям придворного музыканта В.Випрехта. Теноровая, басовая и контрабасовая тубы бывают различных форм и строев. Басовая и контрабасовая тубы, встречающиеся в симфонических оркестрах, — это инструменты в форме большого корнета с обращенным вверх раструбом; в духовых военных и концертных оркестрах чаще используются бас-геликон со стволом в виде кольца и обращенным кверху раструбом, а также сузафон. Сузафон — бас-геликон также с кольцевидным стволом, но с раструбом, обращенным вперед, — был изобретен Дж.Ф.Сузой (1854-1932) в качестве инструмента басовой группы его оркестра, обеспечивающего наибольшую силу звучания. Так называемая вагнеровская туба, специально сконструированная для оперной тетралогии Вагнера Кольцо нибелунга (впервые исполнена в 1876) и изредка используемая композиторами более позднего времени, сочетает черты валторны и тубы.
definition — Сузафон
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
Сузафон
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
Сузафон — медный духовой инструмент басового звучания, разновидность тубы. Сконструирован таким образом, что «надевается» на тело музыканта, и удерживается на левом плече, что позволяет легко играть при движении. Свое название получил в честь американского капельмейстера и композитора Джона Филиппа Соуза (англ. John Philip Sousa)(—), который популяризировал его, используя в своём духовом оркестре. Cузафон
История
Использовавшийся в то время в оркестре морской пехоты США геликон не удовлетворял Д.Ф.Соуза: геликон имел маленький раструб, меньший диаметр, и звук от него шел в левую сторону. Нужен был инструмент у которого звук шел бы вверх, над оркестром, но который был бы легче тубы. Идею Соузы воплотил в 1890 году Чарльз Джерард Конн (англ. Charles Gerard Conn), владелец фирмы по производству музыкальных инструментов.
Д.Ф.Соуз, вопреки распространенному мнению, задумывал инструмент не столько как маршевый, а скорее как концертный, удобный для музыканта и с полным, богатым звуком. Звук был достигнут за счет расширения раструба и шейки инструмента, а также направления раструба вверх. Контрукция остается неизменной уже больше века, изменялся только диаметр раструба, от 22 до 26 дюймов. С середины 1930-х годов он стандартизирован в 26 дюймов (65 см.). Вес сузафона около 10 килограмм.
Сузафон — клапанный медный духовой инструмент с таким же диапазоном и аппликатурой как и у туб. Форма сузафона такова, что раструб выше головы трубача и направлен вперед. Клапаны расположены непосредственно перед музыкантом немного выше талии, большая часть веса инструмента приходится на одно плечо музыканта. Раструб, как правило, отделяется от остального инструмента, для удобства транспортировки и хранения. За исключением внешнего вида, сузафон конструктивно очень похож на стандартные вертикальные трубы.
Большинство сузафонов изготовлено из листовой меди или латуни, цвет инструмента обычно желтый или серебристый, некоторые части украшаются позолотой, серебром, лаком, как и множество других медных духовых инструментов. В последнее время некоторые производители изготавливают сузафоны из стекловолокна, для уменьшения веса и стоимости и для увеличения срока службы.
Это незавершённая статья о музыкальных инструментах. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Туба — это медный духовой инструмент (точно и кратко)
Туба является наибольшей и самой низкой по тону из всех других медных музыкальных инструментов. Звук производится вибрацией или «гудением» губами в большой чашевидный мундштук.
Туба – это одно из новых дополнений к современному симфоническому оркестру, впервые появившееся в середине 19-го столетия, когда ее в значительной степени заменял офиклеид. Оркестр обычно имеет единственную тубу, служащую басом для духовых инструментов, хотя ее многосторонность означает, что она может использоваться и подкреплением для струнных инструментов, и для деревянных духовых инструментов. Также для тубы пишутся все больше сольных партий.
«Symphonie Fantastique» Гектора Берлиоза была первой главной работой, написанной для тубы. Она первоначально исполнялась двумя офиклеидами, но Берлиоз изменил ее после прослушивания недавно изобретенной тубы. Другие композиторы также написали значительные партии для тубы, включая:
- Рихарда Штрауса (Also sprach Zarathustra, Eine Alpensinfonie)
- Шостакович (4-я, 13-я симфонии)
- Стравинский (Весна Священная)
- Эдвард Варезе (Deserts)
- Рихард Вагнер (Lohengrin, Die Meistersinger von Nurnberg, Ride of the Valkyries)
Различные концерты были написаны для тубы многочисленными известными композиторами, включая Ральфа Воана-Уильямса, Эдварда Грегсона, Джона Уильямса, Александра Арутюняна, Алексея Лебедева и Брюса Бротона. Тубы также используются в концертных ансамблях, марширующих оркестрах и отрядах барабанщиков и горнистов. В британских духовых оркестрах используются и Eb, и BBb тубы и обычно упоминаются как басы.
Тубы можно встретить различной высоты, т.е. строя. Например для сольного исполнения применяются тубы F (фа) и Eb (ми-бемоль), а тубы CC (до) или BBb (си-бемоль) в духовых и симфонических оркестрах.
Тубы бывают с вентильным механизмом, так и с помповым. Помповым механизм наиболее удобен для быстрых пассажей, а так же для исполнения блю-нот, поэтому помповая туба чаще встречается у джазовых музыкантов.
Главная труба BBb тубы приблизительно 5,49 метра длиной, в то время как главная труба CC тубы — 4,88м., Eb туба — 3,96м., и туба F — 3,66м. (не включая ветвей клапана). Тубы являются коническими по форме, поскольку диаметр их шланга трубки постепенно увеличивается на протяжении всей его длины, от мундштука до выходного отверстия.
Тубу с ее шлангом закрученной трубки, обернутой для размещения инструмента на коленях музыканта, обычно называют концертной тубой или тубой. Некоторые тубы имеют выходное отверстие, направленное вперед в противоположность восходящему, которые часто называют тубами для записи из-за их популярности в ранние дни звукозаписи, поскольку их звук мог более легко быть направлен в оборудовании звукозаписи. Когда туба окружает тело человека для конного оркестра, она традиционно называется геликон. Современный сузафон — геликон со звуковым отверстием, направленным вверх и затем изгибающимся и направленным вперед.
Настройка сузафона
Как было сказано выше, сузафон бэйный (BBb), т.е. Си-бемольный. Настройка производилась с помощью тюнера на 440гц.
Сузафон стройный во всех регистрах, максимум 442гц, что соответствует современному строю, с допустимыми погрешностями, как и все бэйные инструменты. Благо есть большой запас длины подстроечных кронов. Сами кроны в великолепном состоянии и не имеют следов коррозии.
Настройка проходила на двух мундштуках, это популярный среди тубистов: Bach 18, и Josef Klier T1-AA Exclusive.
Выяснилось то, что сузафон требует к себе особого внимания по выбору мундштука, и Бах 18 проиграл моментально. Не зря имеются специальные мундштуки подходящие именно для сузафона, а не для тубы. Эксклюзив «JK T1-AA» больше подошел к этому инструменту, полностью раскрыв его суровый тембр.
Послесловие
Производством же профессиональных сузафонов (BBb) занимаются такие фабрики как, Holton, King, Olds, Conn, Yamaha. Оригинальные детали и запчасти к этим инструментам, можно без проблем заказать по интернету, они универсальны и доступны.
Характерно то, что у King и Conn некоторые детали взаимозаменяемые, но нужно проверять по каталогу, т.к. не все модели подходят под эту универсальность. Естественно эска (Neck) от Holton не подойдет, например к Yamaha, а адаптеры (Tuning Bit) от King не встанут на Olds. Тем не менее, когда есть выбор — это удобно.
Можно справедливо заметить, что в наше время сузафоны сделаны гораздо хуже, чем это было много лет назад, когда инструментами Conn восхищались по всему миру.
Уход за духовыми инструментами — туба
Для того чтобы Ваш духовой инструмент работал исправно, необходимо тщательно следить за его состоянием и периодически выполнять несложные процедуры ухода. Если ухаживать за инструментом правильно, оберегать его от экстремальных условий переноски, поддерживать механизмы в рабочем состоянии, следить за смазкой и регулярно чистить инструмент, он прослужит Вам долгие годы. Простые, но важные регламентные процедуры по уходу за дудкой должен выполнять сам музыкант. Даже если Вы долгое время не играете на тубе, не следует её держать постоянно в закрытом чехле. Необходимо периодически открывать и проветривать, или можно сказать — выгуливать инструмент. Полезные видео по теме «Уход за инструментом»:
Как помыть тубу : Как почистить тубу : Как смазывать тубу
- тубисты
- ансамбли
- тесты и обзоры
- репертуар
- клипарт
История
Использовавшийся в то время в оркестре морской пехоты США геликон не удовлетворял Д. Ф. Суза: геликон имел маленький раструб, меньший диаметр, и звук от него шёл в левую сторону. Нужен был инструмент у которого звук шёл бы вверх, над оркестром, но который был бы легче тубы. Идею Суза воплотил в 1893 году Джеймс Уэлш Пеппер (англ. James Welsh Pepper) и повторно в 1898 году Чарльз Джерард Конн (англ. Charles Gerard Conn).
Изначально инструмент был спроектирован не как маршевый, а как концертный (к моменту воплощения идеи Суза оставил пост дирижёра оркестра морской пехоты) с полным, богатым звуком. Звук был достигнут за счет расширения раструба и шейки инструмента, а также направления раструба вверх. Конструкция остается практически неизменной с момента создания, изменялся только диаметр раструба от 22 до 26 дюймов. С середины 1930-х годов раструб был стандартизирован в 26 дюймов (65 см). Вес сузафона около 10 килограммов.
История изобретения
Предок сузафона — геликон, использовался в музыкальном оркестре морских пехотинцев армии США, имел меньший диаметр и маленький раструб. Джон Филипп Суза (1854—1932) американский композитор и капельмейстер задумался над усовершенствованием геликона. Новый инструмент по задумке автора должен быть легче предшественника, а звук направлен вверх над оркестром. В 1893 году идею Суза воплотил в жизнь композитор Джеймс Уэлш Пеппер. В 1898 году конструкцию доработал Чарльз Джерард Конн, который и основал фирму, по производству нового инструмента. Назвали его сузафон, в честь автора идеи Джона Филиппа Суза.
Разработка и изменение конструкции
Сузафон – клапанный музыкальный инструмент с таким же диапазоном звучания, как и у туб. Раструб располагается над головой играющего, по своей конструкции инструмент во многом идентичен с классическими вертикальными трубами. Основной вес инструмента приходится на плечо исполнителя, на которое он «надевался» и удобно располагался так, что играть на сузафоне во время движения не составляло труда. Раструб можно отделить, что делало инструмент компактнее аналогов. Клапаны расположены таким образом, что находятся выше линии талии, прямо перед исполнителем. Вес сузафона составляет десять килограммов. Общая длина достигает пяти метров. Транспортировка может вызвать определенные трудности.
Конструкция сузафона почти не изменилась по сравнению с первоначальным видом. Только раструб смотрел сначала вертикально вверх, за что его прозвали «сборщиком дождя», позднее конструкцию доработали, сейчас он смотрит вперед, утвердились стандартные размеры раструба — 65 см (26 дюймов).
Сузафон – украшение любого оркестра. Для его изготовления чаще всего используют листовую медь и латунь, цвет желтый или серебристый. Детали декорируют серебром и позолотой, часть элементов имеет лаковое покрытие. Поверхность раструба расположена так, что почти полностью видна зрителям. Для производства современных сузафонов некоторые фирмы используют стекловолокно. В результате этих изменений увеличился срок жизни инструмента, он стал весить и стоить заметно меньше.
Инструмент не получил широкого распространения в эстрадных, джазовых выступлениях из-за больших размеров и веса.
Считалось, что для игры на нем нужна богатырская сила. В наши дни в основном звучит в симфонических оркестрах и на парадных шествиях.
На сегодняшний день профессиональные сузафоны изготавливаются такими фирмами как Holton, King, Olds, Conn, Yamaha, некоторые детали инструмента, производимые на фирмах King, Conn универсальны и подходят друг к другу. Появились аналоги инструмента, выпущенные в Китае и Индии, которые пока уступают по качеству.
Конструкция инструмента
Как и все сузафоны, Conn 35K Monster состоит из двух частей. Это раструб (Bell) и бублик (основная труба).
Раструб имеет стандартное трёх винтовое крепление к бублику, и повернут строго вверх или чуть вперед. Конструкция отдаленно напоминает положение раструба у тубы, но только немного выше. Это будет интересно тем, кто хочет безболезненно перейти с тубы на сузафон, тогда изменения в привычных акустических ощущениях станут менее заметными.
В нижней части кольца «бублика» установлен мощный защитный молдинг, препятствующий образованию вмятин. Мундштучная трубка имеет несколько изгибов, для более удобной постановки мундштука к амбушюру.
Хочется отметить одну особенность, как подплечник (Shoulder Pad) на «бублике» — очень интересное решение по распределению веса сузафона и защищающее левое плечо от травмы. Ведь вес у инструмента, не много ни мало — 10,2 кг. У современных сузафонов индийского производства, тоже имеется подплечник на «бублике», но он менее удобен и травмирует шею.
C.G.Conn 35K «Monster» — в чем его уникальность?
В отличие от знаменитой модели Conn 20k, этот инструмент имеет раструб развернутый не вперед, а вверх, как «зонтик», поэтому модель 35K называется Рейнкетчер (Raincatcher), то есть «собирающий дождь».
Сузафон первоначально был разработан в качестве концертного инструмента, а не для марширующих оркестров. Эта модель сохранила звук подобный тубе, за счет высокого и значительно расширенного раструба. Первые сузафоны имели 22-дюймовый (560 мм) диаметр раструба, или 24-дюймовый (610 мм), и были очень популярны в 1920-е годы.
С середины 1930-х годов, диаметр раструба был стандартизирован к 26 дюймам (660 мм). Некоторые крупные сузафоны (Monster, Jumbo, Grand, Giant или Grand-Jumbo, в зависимости от модели) были выпущены ограниченным тиражом. В наши дни эти раритетные инструменты востребованы и очень ценятся среди профессиональных сузафонистов.
* пропустить обзор и перейти к
Что делать?
Самостоятельно связываться с дилерами напрямую для покупки нового сузафона, но придется прибавить к цене коэффициент +1.8, да — такое время. Или искать вторичный на ebay, со всеми вытекающими рисками и расходами за доставку и растаможку.
Есть хитрый вариант, а именно личная поездка за границу. Например, гастроли или отдых, с задачей привезти оттуда себе сузафон. Но опять же будут сопряжения с транспортировкой, и таможней. Если не докажите, что это не новый сузик, а личный инструмент на котором Вы играете.
В заключении
Любой инструмент, новый или бывший в употреблении нужно обязательно пробовать. Возможно, что повезет при покупке в слепую, и Вы приобретете хороший сузафон. Это всегда лотерея. Я ни в коем случае не агитирую, за какую либо модель сузафона, все равно — выбор остаётся за Вами.
TUBASTAS — подписаться на видеоканал
Общее описание
Человек, играющий на духовом инструменте. Армянская рукопись 1304 года
Регистр духовых инструментов определяется их размерами: чем больше объём заключённого в инструменте столба воздуха, тем с меньшей частотой он колеблется и, следовательно, тем ниже издаваемый инструментом звук.
Изменение частоты колебаний воздушного столба в инструменте достигается двумя способами:
- Регулированием положения губ, языка и лицевых мышц (амбушюра) и силы выдуваемого воздуха (передуванием) — столб воздуха рассекается на две, три, четыре и т. д. части, вследствие чего начинает звучать не основной тон, а какой-либо из его обертонов.
- Изменением длины воздушного столба при помощи: простых отверстий в трубке инструмента, закрываемых пальцами или клапанами (у деревянных духовых); добавочных трубок (крон) и вентилей (у медных) или передвижной кулисы (у тромбона).
Духовые инструменты применяют в составе духовых и симфонических оркестров, ансамблей и (реже) в качестве солирующих инструментов.
Итоги обзора
Мы познакомились с десятью классическими сузафонами, стоимостью от 3-х до 11 тысяч долларов. Умышленно не стал расписывать про сузафоны от Miraphone, Holton и Besson, так как они редко встречаются среди музыкантов, не потому что плохие, а потому что среди наших зарубежных коллег есть четыре модели сузафона, имеющие высокий интерес и спрос. Может лишь варьироваться модель фирмы. Вот по сообщениям форума получается такой список:
- Conn 20k
- Yamaha YSH 411
- King 2350
- Jupiter 1100
Возможно, что скоро пополнит этот рейтинг сузафон ADAMS MSP1s. Дело в том, что компания Адамс имеет многотысячные контракты, на поставку своей продукции в музыкальные и образовательные учебные заведения, а при многих школах имеется свой духовой оркестр. Годовой оборот музыкальных инструментов не поддается вычислению.