Как используются в музыке ударные инструменты (перкуссия)? музыкальный инструмент для детей из группы ударных

Сталактитовый орган

Сталактитовый орган (The Great Stalacpipe Organ).

Уникальный и необычный музыкальный инструмент, расположенный в Лурейских пещерах, штат Вирджиния, США. По сути — это полноценный орган, созданный внутри пещеры из естественных природных материалов. В книге рекордов Гиннеса сталактитовый орган признан «Самым крупным подземным инструментом естественного происхождения».

Инструмент создан математиком Лиландом Спринклом в 1956 году. По легенде, сын Спринкла ударился головой о низко висящий сталактит, а звук удара произвел впечатление на ученого, оценившего акустические характеристики пещеры.

У Спринкла ушло несколько лет работы на то, чтобы добиться идеального звучания инструмента и полноценного функционирования сталактитового органа. Звуки, производимые инструментом, слышны на всей площади пещеры, составляющей 14 км².

Управляющая консоль органа была разработана компанией Klann Organ Supply по проекту Спринкла. К обработанным камням подведены провода, по которым на закрепленные молоточки передаются специальные сигналы, появляющиеся после нажатий на клавиши инструмента. Молоточки ударяют по камням, извлекая звук.

В 2011 году шведско-финский музыкальный коллектив «Pepe Deluxe» стал первой группой, записавшей собственную музыкальную композицию с использованием сталактитового органа. Композиции с применением органа вошли на альбом «Queen Of The Wave», вышедший в 2012 году.

Сегодня внутри пещеры проводятся экскурсии, по окончанию которых любой желающий может приобрести диски с записью музыки, исполняемой органистом Монти Максвеллом.

Ближневосточные ударные

Дарбука Рамочные барабаны 
Кимвал Тамбурин

Домбек (также называют думбек, думбак, дарбука, дербеки, табла или томбек)  — это самый популярный ближневосточный барабан. При игре барабан находится в горизонтальном положении, играют на нем руками и пальцами. Этот барабан в форме кубка способен на широкий динамический диапазон тонов.

Существует огромное количество форм и видов этого барабана. Египетский домбек из литого металла, как правило, имеет настраиваемую майларовую обтяжку. Он обладает большой громкостью и хорошо слышен в общем хоре инструментов. Закругленные углы барабана дают возможность с легкостью извлекать громкие звуки. Турецкий домбек обычно делают из более тонкого металла с настраиваемой обтяжкой.

Этот вид барабана имеет жесткую окантовку для получения резонансного металлического звука. У некоторых турецких барабанов есть аккомпанемент в виде тарелок/кимвал или колокольчиков.

Рамочные барабаны (FRAME DRUMS), также известные как tar, являются одними из самых древних барабанов, их изображения найдены в залах турецкой гробницы и датируются 6000 г до н.э. Этим барабанам традиционно приписывают серьезное духовное и религиозное значение. Рамочный барабан не так глубок, его диаметр больше глубины. Обычно такие барабаны обтянуты козьей кожей, хотя встречается и синтетическая обтяжка. Барабан держат в вертикальном положении в одной руке, играя пальцами обеих рук и второй незанятой рукой.

Кимвал, также известный как зилс, цимбалы, или сагат, бывает круглый или в форме колокола. Маленькие латунные кимвалы надевают по паре на каждую руку; они звучат от движения пальцев и их часто носят танцоры.

Тамбурин представляет собой неглубокий барабан, с обтяжкой или без нее и с колокольчиками по всему периметру. Тамбурины используются многими музыкальными направлениями и особенно популярны на Ближнем Востоке. 

Духовые инструменты

Флейта, труба, саксофон, кларнет, валторна, гобой, фагот, тромбон, туба – имя им Легион. Помимо классических инструментов, имеются также этнические (сопилка, трембита и так далее). Выбор настолько велик, что определиться с видом инструмента подчас бывает довольно сложно. В музыкальных школах предусмотрено для таких случаев предварительное обучение на блок-флейте с дальнейшей возможностью перейти на трубу, саксофон и далее по списку. Существует два варианта освоения духовых инструментов: под руководством репетитора и в школе. Второй вариант предпочтительнее, так как параллельно будут проводиться уроки сольфеджио, а они крайне важны для развития слуха у музыканта.

Теперь к минусам. Если родственники или соседи по дому окажутся не способными оценить ваше рвение, то упражняться дома на духовых будет сложно. Инструменты на самом деле очень громкие и в «хрущевках» каждая нота проигрываемого этюда будет слышна в соседних квартирах, даже если играть предельно тихо. Кроме того, заниматься придется каждый день – регресс с духовыми намного ощутимее прогресса

Поэтому важно заранее распланировать, каким образом будут проходить занятия вне школы или квартиры репетитора

Из плюсов, хоть и сомнительных, можно упомянуть лояльное отношение преподавателей к теоретической базе своих учеников. Не зря трубачи оказались вторыми после бас-гитаристов героями анекдотов. Нередки случаи, когда выпускники училищ путаются в вещах, усвоенных другими музыкантами еще в первые месяцы обучения.

«Барабанный круг» и оздоровительная игра на барабане

Наконец, ни одна статья о мире ударных инструментов не была бы полной без упоминания пары недавно появившихся явлений в мире барабанов: «барабанных кругов» и оздоровительных барабанов. 

Барабанный круг — это просто группа людей, сидящих в кругу и играющих на ударных инструментах. Конечно, барабанщики собирались вместе для наслаждения игрой и сочинения музыки с древнейших времен, но движение «барабанный круг» стало быстро разрастаться в западных странах только с середины семидесятых годов. Имя перкуссиониста и учителя Артура Халла (Arthur Hull) тесно связано с организацией помощи в распространении и изготовлении полезных брошюр для барабанных кругов. Халл провел тысячи уроков в барабанных кругах всего мира, как для начинающих барабанщиков и фанатов ударных, так и для таких компаний, как Apple Computer, Microsoft, Sony и Toyota. Выяснилось, что участники барабанного круга извлекали для себя ценные уроки о совместной работе и сотрудничестве.

Другой важной тенденцией в мире ударных являются оздоровительные барабаны. В течение многих веков барабаны традиционно используются в священных обрядах и ритуалах исцеления

В наше время барабаны вновь вышли на первый план в деле исцеления души и тела и их взаимодействии в рамках музыкальной терапии. Игра на барабанах способствует укреплению иммунной системы, снятию стресса и посттравматического стрессового синдрома, полезна в лечении симптомов хронических заболеваний, таких, как болезни Альцгеймера и Паркинсона или инсультов. Считается, что, когда несколько барабанов играют вместе, это гармонизирует энергетику, улучшает состояние здоровья. Поэтому практикуются выступления барабанных коллективов в оздоровительных учреждениях.

Фортепиано

По-хорошему, следовало бы перенести этот инструмент в конец списка, так как легче стереть пальцы в пыль, чем освоить его на высоком уровне. Но благодаря такому феномену как эстрадно-джазовое направление, адские муки в обучении смогли мутировать в незатейливое времяпровождение. То есть, если кто-то решил разучить пару эстрадных песенок, то сделать это на фортепиано особого труда не составит. Осваивать инструмент можно по самоучителю, видеоурокам или с помощью репетитора. Могут, правда, возникнуть проблемы с посадкой и постановкой рук, но для игры «Чижика-пыжика» это не критично.

Из положительных моментов можно отметить возможность замены при обучении громоздкого инструмента на синтезатор. Разумеется, только в тех случаях, когда ученик сфокусирован на эстрадной музыке, джазе, соуле, электронных жанрах и так далее. Предложений от репетиторов, курсов и кружков – масса. Учиться будет где.

Из минусов можно вспомнить, что при обучении на, собственно, фортепиано, придется приобрести себе инструмент. Если заниматься дома, то можно довести «Cобачьим вальсом» родственников и соседей до умственного помешательства. Но главное, если человек намерен стать мастером, то его ждут тысячи часов бесконечного проигрывания гамм и тщательная проработка сотен страниц теоретического материала.

Малые барабаны из дерева

Клен

Клен – это самый распространенный материал, из которого изготавливают малые барабаны. Его теплое звучание с глубокими низами подходит под все музыкальные стили. Клен воспроизводит очень широкий диапазон частот, благодаря этому такой барабан можно настроить и низко и высоко, не извлекая при этом лишних обертонов.

Береза

Береза также является одним из самых востребованных материалов при производстве барабанов. Эту древесину любят рок барабанщики, так как, по сравнению с кленом, береза помогает добиться более резкого и агрессивного звучания. У березы ярко выражены верхние и средние частоты.

Бук

Данная древесина – это что-то среднее между березой и кленом. Бук также обладает высокой плотностью, однако низов у него больше, чем у березы. Для бука характерно достаточно жирное звучание.

Дуб

Долгое время технология производства барабанов из дуба считалось достаточно сложной. На сегодняшний день на рынке представлено большое количество фирм, предлагающих свои барабаны из данной древесины. Дуб – это очень прочный материал, теплый по звучанию и обладающий яркими низами.

Красное дерево

Около 50-ти лет красное дерево считалось классической древесиной при производстве обечаек для барабанов. Однако, в настоящее время их можно встретить достаточно редко. Красное дерево обладает яркими низами, теплыми обертонами и отчетливыми средними тонами.

Пример: Pearl OH1350.

Тополь

Данную древесину применяют при производстве недорогих барабанов. Несмотря на то, что тополь обладает такими же свойствами, как клен и береза, у него отсутствует плотность и «шлепок».

Липа

Липа – это очень мягкая древесина. Она легка в обработке. Так же, как и тополь, она используется при производстве дешевых барабанов. Хотя, с учетом ее стоимости, звучит липа вполне приятно.

Пример: Premier OS 14 х 5,5 WSD.

Контрабас «Голиаф»

Октавный контрабас «Голиаф» изготовлен английским мастером примерно в 18 веке. Он считается самым громким струнным инструментом в мире с невероятными размерами. Длина контрабаса – почти 3 метра, а вес превышает массу двух взрослых людей среднего телосложения.

В истории не сохранилось сведений о том, как музыканты играли на «Голифе». Ученые считают, что для этого требовалось минимум 2 человека. Один, стоя на стуле, зажимал струны, а другой – водил смычком. Однако такое использование контрабаса является самым сложным. Маловероятно, что кто-то мог играть на нем. Скорее всего, «Голиаф» сделали как коллекционный или выставочный экземпляр.

Сегодня октабас находится в Национальном музее Англии. Некоторые люди, разбирающиеся в музыкальных инструментах, впервые увидев такого гиганта, путают его с виолой де гамба. Но «Голиаф» отличается от нее широкими боками и формой колкового блока.

Разновидности барабанов по происхождению

В данной статье уже была рассмотрена классификация ударных инструментов согласно роли, которую они играют в общественной жизни. Теперь настало время поговорить о классификации барабанов (названия и фото также будут присутствовать в этом материале) по другому критерию. Почти все музыковеды с уверенностью говорят о том, что каждый инструмент ударной установки имеет народные корни. Например, уже упоминавшийся в статье большой барабан был изобретен в древнем Китае. Имя умельца, который первым сделал этот самый низкий по тембру барабан, к сожалению, неизвестно. Так какие же инструменты еще входят в состав ударной установки? Поскольку данная статья посвящена разновидностям и названиям барабанов, то, отвечая на этот вопрос, следует остановиться только на них.

Главным инструментом в этом комплекте считается малый барабан. Он имеет и другое название — рабочий. Основной ритмический рисунок, как правило, исполняется на нем. Эта разновидность барабанов (фото смотрите ниже) представляет собой плоский ударный инструмент, своим внешним видом напоминающий большую таблетку, состоящий, как и подавляющее большинство его сородичей, из круглой основы, покрытой с двух сторон мембранами, выполненными из кожи или пластика.

В настоящее время чаще используется второй из названных материалов. Это объясняется его сравнительно невысокой стоимостью и удобством в применении. Натяжение пластика гораздо легче регулировать с помощью специальных механизмов, которыми часто снабжаются обручи, прижимающие мембрану к стенкам корпуса.

На нижней стороне рабочего барабана обычно крепятся пружины. Они добавляют к звучанию данного инструмента стальной оттенок. В некоторых моделях насыщенность призвука может регулироваться.

Эта разновидность барабанов тоже была позаимствована эстрадными музыкантами у ударников военных оркестров.

Еще одним непременным элементом комплекта являются том-томы.

В базовом варианте установки их обычно три: высокий, средний и низкий. Конструкция их напоминает рабочий барабан, но более высокий, цилиндрической формы. Низкий или напольный том обычно стоит на металлических ножках. А его более мелкие сородичи закрепляются на стойке, которая либо опирается основанием на пол, либо прикручивается к большому барабану. Есть также разновидность этих инструментов, в которой нет обечайки вокруг мембран. Такие том-томы носят название рототомов. Их главной отличительной чертой является не только отсутствие обечайки, но и звук определенной высоты. То есть каждый из них, в отличие от большого и рабочего барабана, настроен на определенную ноту

Благодаря этой особенности они привлекли к себе внимание ряда современных композиторов, которые доверили им солирующие партии в своих произведениях

Эти барабаны могут использоваться и ударниками военных или же гражданских духовых оркестров при проведении дефиле, то есть при игре во время движения. В этом случае применяются том-томы, предназначенные для крепления к поясу музыканта.

Литература

  • Дмитриев Г.П. Ударные инструменты : трактовка и современное состояние. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1991. — 145 с.
  • Попов С. С. Инструментоведение. — СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019. — С. 273—320. — ISBN 978-5-4495-0075-5.
  • Рогаль-Левицкий Д.Р. Ударные инструменты // Современный оркестр. Том 2 из 4. — М.: МузГИз, 1953. — С. 312—446. — 447 с.
  • Рогаль-Левицкий Д.Р. Ударные инструменты (продолжение) // Современный оркестр. Том 3 из 4. — М.: МузГИз, 1956. — 356 с.
  • Рогаль-Левицкий Д.Р. Ударные инструменты // Беседы об оркестре. — М.: МузГИз, 1961. — С. 176—190. — 287 с.
  • Газарян С.С. Потомки камня // В мире музыкальных инструментов. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1989. — С. 126—140. — 192 с.
  • Риман Х. Ударные инструменты // Музыкальный словарь. Том 3. — Москва-Лейпциг: П. Юргенсон, 1904. — С. 1295. — 480 с.
  • // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 560. — 672 с.

Струнные ударные инструменты

Принято считать, что фортепиано – это классический клавишный инструмент. Однако лишь профессионалы могут это опровергнуть. Дело в том, что способ извлечения звука из рояля или фортепиано основан на принципе удара молоточков о струны разной толщины. Так можно ли назвать фортепиано ударным инструментом?

Устройство фортепиано представляет собой сложную систему струн, молоточков и клавиш. Фактически музыкант играет на клавишах, но звук издают струны, а способом извлечения звука служат молоточки. Поэтому фортепиано считается клавишно-струнно-ударным инструментом.

Впрочем, фортепиано – не единственный инструмент, сочетающий в себе характеристики нескольких групп. К струнным ударным инструментам также относятся: цимбала, сантур, клавикорд, чанг и другие.

Африканские ударные

Большинство самых ярких аутентичных ударных — родом из Африки, где они остаются неотъемлемой частью современной культуры.

Джембе Говорящий барабан Mбира или Калимба
 Уду Слит-барабан/ Барабан-бревно Колокол Gonkogwe

Джембе, большой барабан в форме кубка, как полагают, появился у народа Мандинка в Западной Африке. В последнее время Джембе приобрел большую популярность на Западе, так как это очень динамичный барабан, охватывающий широкий диапазон тонов от весьма глубокого баса до высоких щелчков. Джембе –  довольно громкий барабан, поэтому его хорошо слышно в общей массе инструментов. А еще он очень прост в транспортировке. Традиционные Джембе обычно вырезаны из дерева и обтянуты козьей кожей, а в современных Джембе могут использоваться синтетические материалы, как для тела, так и для головы барабана. Обычно на Джембе играют руками, хотя иногда одной рукой и одной палочкой.

Говорящий барабан или тама — это барабан, высоту звучания которого можно изменить, сжимая вертикальные струны, проходящие вдоль тела барабана. На этом барабане играют одной рукой и специальной изогнутой палочкой и, говорят, что барабан «разговаривает» в умелых руках.

Игрушечное пианино, часто называемое «Мбира» или «Калимба», является мелодичным инструментом с «клавишами» из уплощенных гвоздей или другого металла и телом из тыквы или резного дерева.

Уду – это инструмент в форме глиняного горшка с отверстием в боку, родом он из Нигерии. Одной рукой играют на глиняной поверхности барабана, а другая рука движется вокруг отверстия, создавая удивительный спектр звуков и эффектов. Разновидность этого барабана называется Ибо и делается из самых разных материалов.

Слит-барабан (Slit Drum), также известный как барабан-бревно или барабан-язык, представляет собой деревянный барабан с выдолбленной сердцевиной, звучащий в различных тонах при ударе молоточками. Эти барабаны имеют теплое резонансное звучание с большим разбросом.

Колокол Gonkogwe из Ганы является большим двухтональным колоколом, на котором играют металлической или деревянной палочкой.

История

Попытки применять П. возникали еще в глубокой древности. Полагают, что Гиппократ путем простукивания живота определял скопление в нем жидкости или газов. П. как метод физической диагностики была разработана венским врачом Л. Ауэнбруггером, описавшим ее в 1761 г. Всеобщее распространение метод получил лишь после того, как Ж. Корвизар в 1808 г. перевел труд А. Ауэн-бруггера на франц. язык. В 20-е гг. 19 в. были предложены плессиметр и молоточек для перкуссии. Й. Шкода (1831) разработал научные основы П., объяснил происхождение и особенности перкуторного звука, исходя из законов акустики и физического состояния перкутируемых тканей. В России П. стали применять в конце 18 в., а в начале 19 в. внедрению ее в широкую практику способствовали Ф. У den (1817), П. А. Чаруковский (1825), К. К. Зейдлиц (1836) и особенно Г. И. Сокольский (1835), внесншй свой вклад в совершенствование метода, так же как впоследствии В. П. Образцов и Ф. Г. Яновский.

Детская перкуссия

Перкуссия в музыке для детей играет огромную роль. Для раннего возраста несвойственно применение классической ударной установки. Нет ничего удивительного в том, что детские «шумелки» рассматриваются как перкуссия – музыкальный инструмент. Детская группа ударных инструментов состоит из погремушек, маракасов, колокольчиков и металлофонов. А потому малышам обычно бывает доступна самая простая перкуссия. Музыкальный инструмент, фото которого представлено выше, вообще редко воспринимается в качестве музыкального. А ведь погремушка – не что иное, как первый детский маракас.

Однако некоторые таланты опровергают мифы об отсутствии чувства ритма у малышей. Неопровержимым доказательством можно считать Лёню Шиловского из Новосибирска, который показал абсолютно всем, что малыши – неопознанные объекты, которых ни в коем случае нельзя считать примитивными. Этот малыш стал символом целого поколения, которое многие считают потерянным.

10 Литавры и большой барабан

Максимальное звуковое давление: 106 дБ

Литавры — инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке. В трактате «Устройство музыки» («Syntagma musicum», часть II «De Organographia», 1619) Преториуса литавры упоминаются как «ungeheure Rumpelfässer». С XVII века литавры входят в состав оркестров. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. В военном деле применялись в тяжёлой кавалерии, где использовались для передачи сигналов боевого управления, в частности, для управления строем кавалеристов. Современные литавры могут быть настроены на определённую высоту звучания с помощью специальной педали.

Соло литавр есть во многих музыкальных произведениях. Так, например, с соло литавр начинается Бурлеска для фортепиано с оркестром Рихарда Штрауса.

Большой барабан представляет собой широкий металлический или деревянный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожами, (иногда только с одной стороны). Звук извлекается ударом колотушки с массивной головкой, обёрнутой плотным материалом. При необходимости исполнения сложных ритмических фигур или тремоло используются также палочки от литавр, от малого барабана и других ударных инструментов.

Основной приём игры на большом барабане — простые ритмические фигуры и одиночные удары в огромном динамическом диапазоне — от едва слышного пианиссимо до подобного пушечным выстрелам фортиссимо.

Большой барабан — один из основных ударных инструментов симфонического оркестра, в состав которого вошёл во второй половине XVIII века (одним из первых его применил в одной из своих опер Глюк), также используется в духовом оркестре, где к нему крепится одна из тарелок. Исполнитель одной рукой ударяет колотушкой по барабану, а другой держит свободную тарелку, которой ударяет по закреплённой. Обычно в духовом оркестре большому барабану отводится роль своеобразного «метронома», отбивающего сильные доли такта.

В партитуре симфонического оркестра партия большого барабана пишется на «нитке» (линии, на которой указывается только ритм) под партией тарелок, над партией там-тама.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector