Инструментальный концерт: история, понятие, специфика

Трансляции из «Электротеатра»

На карантине «Электротеатр» покажет на «Афише» спектакли, которые даже в здоровые времена в дефиците, — билеты на них улетают с огромной скоростью

Особое внимание стоит обратить на музыкальный блок: в онлайне уже показали «Октавия. Трепанация» с музыкой Курляндского, а в дальнейшем ждем отличную комикс-оперу «Проза» Раннева, «Маниозис» с партитурой для 3D-принтера авторства Белоусова и шизовый оперный сериал «Сверлийцы»

Если опера в принципе не заходит, то все равно стоит попробовать: от классики в этой музыке почти ничего не осталось, а вот мозголомных экспериментов хоть отбавляй.

Самые массовые концерты в истории музыки

Концерт Количествозрителей Страна, место Дата
Концерт Рода Стюарта более 4 млн Бразилия Бразилия, Рио-де-Жанейро, Копакабана 31.12.1994
Концерт Жан-Мишель Жарра — «Oxygen In Moscow» 3,5 млн. Россия Россия, Москва, возле здания МГУ 06.09.1997
Концерт Жан-Мишель Жарра 2,5 млн Франция Франция, Париж 1991
Концерт Queen более 2 млн Австралия Австралия, Сидней 26.04.1985
Концерт The Rolling Stones более 1,5 млн Бразилия Бразилия, Рио-де-Жанейро, Копакабана 18.02.2006
Рок-фестиваль «Rock in Rio» 1,4 млн Бразилия Бразилия, Рио-де-Жанейро 11-20.01.1985
Рок-фестиваль «» 1,2 млн Бразилия Бразилия, Рио-де-Жанейро 2001
Рок-фестиваль «Монстры Рока» 800 тыс. (по неофициальным данным — до 1,6 млн) СССР СССР, Москва 28.09.1991
Концерт Гарта Брукса 750 тыс. США США, Нью-Йорк 07.08.1997
Рок-фестиваль «» 700 тыс. Бразилия Бразилия, Рио-де-Жанейро 18-27.01.1991
Рок-фестиваль «Рок над Волгой» 692 тыс. Россия Россия, Самарская область 08.06.2013
Рок-фестиваль «US Festivals» 670 тыс. США США, г. Девор 28-30.05.1983
«Летний Джем-Сейшн» 600 132 чел. США США, штат Нью-Йорк, д. Уоткинс-Глен 28.07.1973
Рок-фестиваль «Isle of Wight» 600 тыс. Англия Англия, Остров Уайт 26-30.08.1970
Рок-фестиваль «Вудсток» 500 тыс. США США, штат Нью-Йорк, Бетель 15-18.08.1969
Концерт Simon and Garfunkel 500 тыс. США США, Нью-Йорк 19.09.1981
Концерт The Rolling Stones 500 тыс. Куба Куба, Гавана 25.03.2016
Концерт Tokio Hotel 500 тыс. Франция Франция, Париж 14.04.2010
Благотворительный рок-концерт«Против атипичной пневмонии» 450 тыс. Канада Канада, Торонто 30.07.2003
Рок-фестиваль «Блокбастер» 385 тыс. США США, Форт-Уэрт 21.06.1997
Концерт Пола Маккартни 220 тыс. Бразилия Бразилия, Рио-де-Жанейро, Маракана 20.04.1990

Концерт в разные исторические эпохи


Концерт классической музыки в центре Rod Laver Arena в Мельбурне (Австралия), 2005 год

Предшественниками концерта можно считать разного рода состязания древней Греции и Рима, в том числе и в художественно-исполнительском искусстве. В Средние века (до второй половины XVIII века) концерт был прерогативой аристократии и носил музыкально-исполнительский характер, к тому же имел закрытую форму, рассчитанную на небольшой круг специально приглашенных лиц.

Первые действительно публичные концерты XVIII века были исключительно музыкальными. Появление на профессиональных подмостках других видов искусства можно связывать с возникновением концертных программ в драматических театрах (конец XVIII — начало XIX вв.): после сыгранной пьесы дополнительно шёл дивертисмент, в котором актёры данного театра и приглашённые со стороны артисты показывали концертные номера разных жанров.

Англия стала родиной первых форм развлекательных концертных программ в помещениях салонов-театров, паб-театрах (пивных баров со сценой) и мюзик-холлов (музыкальных залах при гостинице). Особенного расцвета подобный синтез достиг во Франции во второй половине XIX века. Характерной чертой для Парижа и для других французских городов стала деятельность кафешантанов и кафе-концертов, рассчитанных на небольшое число посетителей.

Таким образом, можно с уверенностью сказать о трёх разновидностях концертной деятельности XVIII—XIX веков, а именно: собственно сам концерт филармонического плана (жанр серьёзной музыки и литературы), дивертисмент (под эгидой театра) и концерт-шантан (концертные развлекательные программы в ресторанах, пабах, гостиницах, отелях и т. д.).

Однако в XX веке «концерт» приобретает немного иное звучание. Так, например, Малая Советская Энциклопедия (3-е изд. 1959) включает в программу концерта «литературные, хореографические, а также сценические (вне театрального представления) произведения». В Большой советской энциклопедии (3-е изд.) мы встречаемся с закреплением сегодняшнего понимания концерта. «Концерт, публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе. Виды концерта — музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)».

Литература

  • Michael Thomas Roeder. Das Konzert. Handbuch der musikalischen Gattungen. — Laaber: Laaber-Verlag, 2000. — Т. 4. — ISBN 3-89007-127-9.  (нем.)
  • «Музыка. Энциклопедический словарь от А до Я». ООО «Издательство АСТ»
  • Hill, Ralph, Ed., 1952, The Concerto, Penguin Books.
  • Randel, Don Michael, Ed., 1986, The New Harvard Dictionary of Music, Harvard University Press, Cambridge, MA and London.
  • Steinberg, Michael, 1998, The Concerto: A Listener’s Guide, Oxford University Press.
  • Tovey, Donald Francs, 1936, Essays in Musical Analysis, Volume III, Concertos, Oxford University Press.
  • Wolf, Eugene K., Concerto, in Randel, Ed., 1986, pp. 186–191.

История возникновения жанра

В XVI веке впервые было использовано слово «концерт» для обозначения вокально-инструментальных произведений. История концерта, как формы ансамблевой игры, имеет древние корни. Совместное исполнение на нескольких инструментах с явным выдвижением солирующего «голоса» встречается в музыке многих народов, но изначально это были многоголосные духовные сочинения с инструментальным сопровождением, написанные для соборов и церквей.

Вплоть до середины XVII понятия «концерт» и «концертный» относились к вокально-инструментальным произведениям, а во 2-ой половине XVII века уже появились строго инструментальные концерты (сначала в Болонье, затем в Венеции и Риме), а это название закрепилось за камерными сочинениями для нескольких инструментов и сменило название на concerto grosso («большой концерт»).

Первым основателем концертной формы считают итальянца скрипача и композитора Арканджело Корелли, им был написан концерт в трех частях в конце XVII века в котором было деление на солирующие и аккомпанирующие инструменты. Затем в XVIII-XIX веках происходило дальнейшее развитие концертной формы, где наибольшей популярностью пользовалось фортепианное, скрипичное, виолончельное исполнение.

Филармоническое общество

В XIX веке в странах Европы и Америки активно развивалась симфоническая музыка, а для ее общественной широкой пропаганды стали создаваться государственные филармонические общества, способствующие развитию музыкального искусства. Основной задачей таких обществ, помимо пропаганды, было содействие развитию и организация концертов.

Слово «филармония» происходит от двух составляющих греческого языка:

  • phileo — «любить»;
  • harmonia — «гармония», «музыка».

Филармония сегодня — учреждение, как правило, государственное, ставящее перед собой задачи по организации концертов, пропаганде высокохудожественных музыкальных произведений и исполнительского мастерства. Концерт в филармонии — это специально организованное мероприятие, направленное на ознакомление с классической музыкой, симфоническими оркестрами, музыкантами-инструменталистами и вокалистами. Также в филармониях можно насладиться музыкальным фольклором, включающим песни и танцы.

Понятие инструментального концерта, специфика

В основном, концерты пишут для богатых своими звуковыми возможностями инструментов — скрипки, фортепиано, виолончели. Композиторы стараются придать концертам виртуозный характер, чтобы максимально раскрыть художественные возможности и техническую виртуозность выбранного инструмента.

Однако инструментальный концерт предполагает не только соревновательный характер, но и точную согласованность между исполнителями солирующих и аккомпанирующих партий. Содержит в себе противоречивые тенденции:

  • Раскрытие возможностей одного инструмента в противопоставлении целому оркестру.
  • Совершенство и согласованность полного ансамбля.

Возможно специфика понятия «концерт» имеет двоякое значение, а все из-за двойственного происхождения слова:

  1. Concertare (с латинского) — «состязаться»;
  2. Concerto (с итальянского), concertus (с латинского), koncert (с немецкого) — «согласие», «гармония».

Таким образом, «инструментальный концерт» в общем значении понятия — это музыкальное произведение, исполняемое одним или несколькими солирующими инструментами с оркестровым сопровождением, где меньшая часть принимающих участие противостоит большей или оркестру полностью. Соответственно, инструментальные «взаимоотношения» строятся на партнерстве и соперничестве с целью предоставления возможности каждому из солистов проявить виртуозность исполнения.

Классический концерт.

Хотя сыновья Баха, особенно Карл Филипп Эмануэль и Иоганн Кристиан, сыграли важную роль в развитии концерта во второй половине 18 в., на новую высоту подняли жанр не они, а Моцарт. В многочисленных концертах для скрипки, флейты, кларнета и других инструментов, а особенно в 23 клавирных концертах Моцарт, обладавший неистощимой фантазией, синтезировал элементы барочного сольного концерта с масштабностью и логичностью формы классической симфонии. В поздних фортепианных концертах Моцарта ритурнель превращается в экспозицию, содержащую ряд самостоятельных тематических идей, оркестр и солист взаимодействуют как равноправные партнеры, в сольной партии достигается небывалая ранее гармония между виртуозностью и выразительными задачами. Даже Бетховен, который качественно изменил многие традиционные элементы жанра, явно рассматривал манеру и метод моцартовского концерта как идеал.

Бетховенский скрипичный концерт ре мажор (op. 61) начинается развернутым оркестровым вступлением, где основные идеи представлены в чеканной форме сонатной экспозиции

Начальная тема имеет маршеобразный вид, что типично для классического концерта, а у Бетховена данное качество подчеркнуто важной ролью литавр. Вторая и третья темы более лиричны и экспансивны, но в то же время сохраняют благородную изысканность, заданную первой темой

При вступлении солиста, однако, все изменяется. В результате неожиданного поворота на первый план выходят второстепенные мотивы оркестровой экспозиции, поданные в блестящей фактуре солирующего инструмента: каждый элемент переосмысливается и заостряется. Затем солист и оркестр соревнуются в развитии разных тем, а в репризе повторяют основной тематический материал как партнеры. Ближе к концу части оркестр замолкает, чтобы дать возможность солисту выступить с каденцией – протяженной импровизацией, цель которой продемонстрировать виртуозность и изобретательность солиста (в нынешнее время солисты обычно не импровизируют, а играют записанные каденции других авторов). Каденция по традиции заканчивается трелью, после которой следует оркестровое заключение. Бетховен, однако, заставляет скрипку напомнить лирическую вторую тему (она звучит на фоне спокойного оркестрового аккомпанемента) и после этого постепенно переходит к блестящему заключению. Вторая и третья части в концерте Бетховена связаны коротким пассажем, за которым следует каденция, причем подобная связка еще ярче оттеняет сильный образный контраст между частями. Медленная часть основана на торжественной, почти гимнической мелодии, которая дает достаточно возможностей для ее искусной лирической разработки в сольной партии. Финал концерта написан в форме рондо – это подвижная, «игровая» часть, в которой простая мелодия, своей «рубленой» ритмикой напоминающая о народных скрипичных наигрышах, перемежается с другими темами, хотя и контрастирующими с рефреном рондо, но сохраняющими общий танцевальный склад.

Предыстория

Концерт появился в Италии на рубеже XVI—XVII веков как вокальное полифоническое произведение церковной музыки (духовный концерт) и развился из многохорности и сопоставления хоров, широко применявшихся представителями венецианской школы. Таковы, например, Concerti ecclesiastici для двойного хора Адриано Банкьери. Сочинения такого рода могли именоваться как концертами (concerti), так и мотетами (motetti); позже И. С. Бах называл концертами свои полифонические кантаты.

Представители венецианской школы широко применяли в духовном концерте инструментальное сопровождение, таковы, в частности, написанные в 1602—1611 годах для 1—4-голосного пения с цифровым басом «Сто духовных концертов» (Cento concerti ecclesiastici) Лодовико да Виаданы. C начала XVII века принцип «состязания» нескольких солирующих («концертирующих») голосов постепенно распространялся и в инструментальной музыке — в сюите и церковной сонате.

Девятнадцатый век.

Некоторые композиторы этого периода (например, Шопен или Паганини) полностью сохраняли классическую форму концерта. Однако они усвоили и новации, внесенные в концерт Бетховеном, такие, как сольное вступление в начале и интеграция каденции в форму части

Весьма важной чертой концерта в 19 в. стала отмена двойной экспозиции (оркестровой и сольной) в первой части: теперь в экспозиции оркестр и солист выступали вместе

Подобные новации характерны для больших фортепианных концертов Шумана, Брамса, Грига, Чайковского и Рахманинова, скрипичных концертов Мендельсона, Брамса, Бруха и Чайковского, виолончельных концертов Элгара и Дворжака. Другого рода нововведения содержатся в фортепианных концертах Листа и в некоторых произведениях других авторов – например, в симфонии для альта с оркестром Гарольд в Италии Берлиоза, в Фортепианном концерте Бузони, где вводится мужской хор. В принципе же форма, содержание и типичные для жанра приемы очень мало изменились в течение 19 в. Концерт устоял в соперничестве с программной музыкой, которая оказала сильное влияние на многие инструментальные жанры второй половины этого столетия.

Значение слова Концерт по словарю Брокгауза и Ефрона:

Концерт (итал. concerto, лат. concertus) — музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам выказать виртуозность исполнения. К., написанный для 2-х инструментов, называется двойным, для 3-х — тройным. В таких К. оркестр имеет второстепенное значение и только в отыгрышах (t u tti) получает самостоятельное значение. К., в котором оркестр имеет большое симфоническое значение, называется симфоническим. К. состоит обычно из 3-х частей (крайние части — в быстром движении). В XVIII стол. симфония, в которой многие инструменты местами исполняли соло, называлась concerto grosso. Позднее симфония, в которой один инструмент получал более самостоятельное значение в сравнении с другими, стала называться symphonique concertante, concertirende Sinfonie. Слово К., как название музыкального сочинения, появилось в Италии в конце XVI ст. К. в трех частях явился в конце XVII ст. Итальянец Корелли (см.) считается основателем этой формы К., из которой развились в XVIII и XIX ст. К. для разных инструментов. Наибольшей популярностью пользуются К. скрипичные, виолончельные и фортепианные. Позднее К. писали Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Мендельсон, Чайковский, Давыдов, Рубинштейн, Виотти, Паганини, Вьетан, Брух, Венявский, Эрнст, Сервэ, Литольф и пр. Небольших размеров К., в котором части слиты, называется концертино. К. называется также публичное собрание, в котором исполняется ряд произведений вокальных или инструментальных. Смотря по программе, К. получает название: симфонического (в котором исполняются преимущественно оркестровые произведения), духовного, исторического (составленного из произведений разных эпох). К. называется также академией, когда исполнителями, как соло, так и в оркестре, являются перворазрядные артисты. Н. С.

История жанра

Во второй половине XVII века появились сочинения, основанные на контрастном сопоставлении оркестра (tutti) и солиста или группы солирующих инструментов (в кончерто гроссо) и оркестра. Первые образцы таких концертов (Concerto da camera) принадлежат Джованни Бонончини и Джузеппе Торелли, однако их камерные сочинения, для небольшого состава исполнителей, были переходной формой от сонаты к концерту; фактически же концерт сложился в I половине XVIII века в творчестве Арканджело Корелли и особенно Антонио Вивальди — как трёхчастная композиция с двумя крайними частями в быстром движении и медленной средней частью. В то же время существовала и форма так называемого рипиено концерта (итал. ripieno — полный) — без солирующих инструментов; таковы многие концерты Вивальди и Бранденбургские концерты И. С. Баха.

В концертах I половины XVIII века, как они представлены в творчестве виднейших представителей барокко, быстрые части обычно основывались на одной, реже на двух темах, которые проходили в оркестре в неизменном виде как рефрен-ритурнель, концертирование солиста чаще всего носило характер орнаментальной виртуозности; в таком стиле писали концерты, в частности Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Во II половине XVIII века в творчестве «венских классиков», Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, утвердилась сонатно-симфоническая форма концерта.

Развитие жанра концерта как сочинения для одного или нескольких («двойной», «тройной», «четверной» концерт) солирующих инструментов с оркестром продолжилось в XIX веке в творчестве Никколо Паганини, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона, Иоганнеса Брамса, Ференца Листа, Петра Чайковского, Макса Бруха и многих других композиторов. При этом в сочинениях композиторов-романтиков наблюдался отход от классической формы концерта, в частности, был создан одночастный концерт малой формы (концертштюк или концертино) и крупной формы, по построению соответствовавший симфонической поэме, с характерными для него монотематизмом и принципом «сквозного развития»; таковы, в частности, фортепианные концерты Ференца Листа.

К жанру концерта композиторы часто обращались и в XX веке: широко известны фортепианные и иные концерты Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского, Бела Бартока, Дариуса Мийо, Пауля Хиндемита, Арнольда Шёнберга, Альбана Берга, Антона Веберна.

На протяжении XVIII—XX веков были созданы концерты практически для всех «классических» европейских инструментов — фортепиано, скрипки, виолончели, альта и даже контрабаса (прежде всего концерты Карла Диттерсдорфа и Джованни Боттезини), деревянных и медных духовых. Существуют также произведения, не являющиеся концертами формально, но несущие черты этого жанра, например Турангалила-симфония или Концерт для оркестра Бела Бартока, в котором, как и в старинном рипиено концерте, отсутствуют солирующие инструменты.

К концу эпохи классицизма сформировалась классическая структура концерта.

  • 1 часть. Аллегро в сонатной форме.
  • 2 часть. Медленная, чаще в форме арии, в 3-х частях.
  • 3 часть. Быстрая в форме рондо, рондо-соната, или темы с вариациями.

Заложили эту структуру Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт, а в дальнейшем она утвердилась в творчестве Людвига ван Бетховена.

«Времена года»

О Боге нам гласит времён круговращенье,
О благости Его — исполненный Им год.
Творец! Весна — Твоей любви изображенье…

|Дж. Томсон (перевод В. Жуковского)|

Антонио Вивальди (1678—1741) — скрипач-виртуоз, дирижёр и педагог, один из величайших композиторов XVII—XVIII вв. Он был создателем жанра инструментального концерта. Известно около 450 его концертов. Стиль барокко был характерен для эпохи, в которую жил и творил Вивальди. Драма в музыке, контраст между хором и солистом, голосами и инструментами поражали публику: насыщенность сменялась спокойствием, нежность — мощью, соло прерывалось оркестром.

А. Вивальди

В композициях концертов Вивальди чередовались сольЬые и оркестровые части. Принцип контраста определял трёхчастную форму концерта: 1-я часть — быстрая и энергичная, обычно без медленного вступления; 2-я — лирическая, певучая, более скромная по размерам; 3-я — финал, подвижный, блестящий.

Вершиной творчества Вивальди является цикл «Времена года», который объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания скрипки соло и tutti оркестра — в переводе с итальянского означает все. В этих концертах музыка точно следует за образами стихотворных сонетов, которыми композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Предполагается, что сонеты написаны самим композитором.

В XIX в. соединение музыки со словом, с определённым сюжетом стало основой так называемой программной музыки, даже программных симфоний.

контраст темпа     рефрен     эпизоды     форма

Цикл концертов «Времена года» — программное сочинение, в основе которого лежат, как уже говорилось, стихотворения (сонеты) самого композитора.

Прочитай переводы сонета Вивальди, который стал программой первого из концертов цикла — «Весна».

Пришла весна,
и весёлые птички приветствуют её своим пением,
и ручейки бегут, журча.
Небо покрывается тёмными тучами,
молнии и гром
тоже весну возвещают.
И вновь возвращаются птички
к своим сладостным песням.
И все — на цветущей лужайке,
под шелест дубрав
спит пастушок
с верной собакой рядом.
Под звуки пастушьей волынки
танцуют нимфы.

|Перевод М. Иванова-Борецкого|

  1. Весна грядёт! И радостною песней
    Полна природа. Солнце и тепло,
    Журчат ручьи. И праздничные вести
    Зефир разносит, точно волшебство.
    Как благовест, звучит небесный гром.
    Но быстро вдруг набегают бархатные тучи,
    Иссякает вихрь могучий,
    И щебет вновь плывёт в пространстве голубом.
  2. Цветов дыханье, шелест трав,
    Полна природа грёз.
    Спит пастушок, за день устав,
    И тявкает чуть слышно пёс.
  3. Пастушеской волынки звук
    Разносится гудящий над лугами,
    И нимф танцующих волшебный круг
    Весны расцвечен дивными лучами.

|Перевод В. Григорьева|

  • Послушай концерт «Весна». Какие чувства выражает эта музыка?

  • Какой из двух переводов, по твоему мнению, точнее и полнее раскрывает музыкальный образ концерта?

  • Как звучит главная мелодия 1-й части концерта? Как её можно назвать?

  • Вслушайся в пассажи скрипки и сопоставь их с записью мелодической линии. Что напоминает графика мелодии?

  • Что композитор изобразил в эпизодах? Как он средствами музыки передал пение птиц, журчание ручейков, «лёгкое дуновение зефира», вспышки молний?

  • В какой форме (рондо, вариации) написана 1-я часть концерта? Какую роль играют принцип контраста, изобразительные эпизоды?

  • Почему сегодня часто исполняется эта музыка, написанная три века назад?

  • Выполни задание в творческой тетради на с. 48-49.

  • Подготовь с одноклассниками минипроект на тему «Времена года в музыке, литературе, живописи».

Концерт как жанр музыкального произведения

Рассмотрим, наконец, что такое концерт как жанр музыкального произведения. В переводе с латинского языка означает «соревнование». Это один из немногочисленных жанров, который в различные исторические периоды его развития был востребованным. По сравнению с такими крупными жанрами, как симфония и опера, концерт имеет относительную легкость. Ему присуща игровая природа, что тоже существенно отличает и выделяет его. К жанру концерта обращались не только музыканты прошлых столетий. Он популярен и по сей день.

Таким образом, мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся разновидности концерта как мероприятия (публичного выступления), такие как классический, академический, джазовый, эстрадный и электронной музыки. Также кратко был охарактеризован концерт как жанр музыкального произведения.

Концерт в массовой культуре

Концерт в массовой культуре — массовое зрелищное событие, проходящее в закрытом помещении или на открытом воздухе (площади, стадионы и т. п.). Как правило, в концертах участвуют хореографические, эстрадные и рок-коллективы. Сцена на концертах оборудована микрофонами, мощной звуковоспроизводящей и световой аппаратурой. Иногда концерты проводятся на открытом пространстве в несколько гектаров, где строится специально оборудованная звуком и светом большая высокая сцена для выступления артистов. Как правило, такие подиумы окружаются большими видеоэкранами, на которые транслируется увеличенное изображение происходящего на сцене. На таких больших концертах количество зрителей доходит до 500 тыс. человек.

Исполнение на подобных концертах может быть как вживую, так и под фонограмму.

Первый рекорд по количеству зрителей был установлен The Beatles 15 августа 1965 года в Нью-Йорке на стадионе “Shea”. Концерт посетило 55600 человек.

Двадцатый век.

Художественные революции, совершившиеся в течение первых двух десятилетий 20 в. и периода после Второй мировой войны, не слишком сильно трансформировали основную идею и облик концерта. Даже концерты столь ярких новаторов, как Прокофьев, Шостакович, Копленд, Стравинский и Барток, не далеко отходят (если вообще отходят) от основных принципов классического концерта. Для 20 в. характерно возрождение жанра кончерто гроссо (в сочинениях Стравинского, Воан Уильямса, Блоха и Шнитке) и культивирование концерта для оркестра (Барток, Кодай, Хиндемит). Во второй половине века популярность и жизнеспособность жанра концерта сохраняются, и ситуация «прошлого в современности» типична в таких разных сочинениях, как концерты Джона Кейджа (для подготовленного фортепиано), Софии Губайдулиной (для скрипки), Лу Харрисона (для фортепиано), Филиппа Гласса (для скрипки), Джона Корильяно (для флейты) и Дьердя Лигети (для виолончели).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector