История трембиты

Изготовление трембиты

Изготовление трембиты – это долгий и трудоемкий процесс. Если верить древним легендам, для изготовления подходит только ель, в которую ударила молния. Якобы, таким образом Творец передает дереву свой голос. Только в таком случае можно добиться правильного звучания, хотя это всего лишь легенды. Оптимальный возраст дерева, которое подойдет для изготовления – 120-160 лет.

Важно, чтобы ель полностью засохла, постояв под солнцем и карпатским ветром примерно год. Если эти условия соблюдены, мастер получит громкий и звонкий звук

Далее идет ответственный момент: нужно одним ударом распахнуть ствол пополам и вручную вырезать сердцевину. Только этот этап может отнять целый год.

Классическая длина – 3,1 метра. Это оптимальный размер, которая позволяет получить емкое звучание. Хотя в Книгу Рекордов Гиннеса попал экземпляр длиной около 8,5 метра как самый длинный духовой инструмент в мире.

На изготовление одного экземпляра в среднем уходит месяц. В некоторых случаях процесс затягивается. Отдельные фрагменты соединяют с помощью предварительно разогретой прозрачной смолы хвойного дерева.

Как только заготовка будет вымочена в горном ручье и склеена с помощью смолы, практически готовый инструмент обматывают березовой или черешневой корой. Далее идет пропитка дымом на специальном чердаке.

Появление и распространение маримбы

Предполагается, что история маримбы насчитывает более 2000 лет. Родиной ее считают Малайзию. В дальнейшем маримба распространяется и становится популярной в Африке. Есть сведения, что именно из Африки инструмент перекочевал в Америку.

Маримба – аналог ксилофона, в которой деревянные бруски укреплены на раме. Звук получается в результате удара колотушками по брусочку. Звук маримбы объемный, густой, увеличивается благодаря резонаторам, в качестве которых выступает дерево, металл, подвешиваются тыквы. Она изготавливается из гондурасского дерева, палисандра. Настроен инструмент по аналогии с клавишным фортепиано.

На маримбе одновременно может играть один, два и более музыканта, при этом использовать от 2 до 6 палочек. На маримбе играют с помощью небольших колотушек, с резиновыми, деревянными и пластиковыми наконечниками. Чаще всего наконечники обматываются нитками из хлопка или шерсти. Исполнитель, применяя разные варианты палочек, может получить разный тембр звука.

Первоначальный вариант маримбы можно услышать и увидеть во время исполнения народной музыки Индонезии. Этнические композиции американских и африканских народов также наполнены звучанием этого инструмента. Диапазон инструмента – 4 или 4 и 1/3 октавы. В связи с ростом популярности можно встретить маримбу и с большим количеством октав. Специфический тембр, негромкий звук не позволяют включать ее в оркестры.

Звучание маримбы в современном мире

Академическая музыка в течение последних десятилетий активно использует маримбу в своих композициях. Чаще всего акцент делается на партии маримбы и вибрафона. Такое сочетание можно услышать в произведениях французского композитора Дариюса Мийо. Больше всего в популяризации маримбы сделали такие певцы и композиторы, как Ней Розауро, Кейко Абэ, Оливье Мессиан, Тору Такэмицу, Карен Танака, Стив Райх.

В современной рок-музыке авторы часто используют необычное звучание инструмента. В одном из хитов Rolling Stones «Under My Thumb», в песне «Mamma Mia» группы ABBA и в песнях группы Queen можно услышать звучание маримбы.
В 2011 году правительство Анголы наградило ученого и поэта Хорхе Маседо за вклад в возрождение и развитие этого древнего музыкального инструмента.
Звуки маримбы используют для мелодий вызовов на современных телефонах. Многие люди даже не догадываются об этом.
В России музыкант Петр Главатских записал альбом «Ненайденный звук». В котором он виртуозно играет на маримбе. На одном из концертов музыкант исполнил на маримбе произведения известных русских композиторов и деятелей искусств.

История джембе

Джембе считается народным инструментом Мали, государства основанном в 13 веке. Откуда он и распространился по странам западной Африки. В некоторых африканских племенах существуют барабаны, похожие на джембе, изготовленные в 500 году н.э. Многие историки, считают местом происхождения этого инструмента Сенегал. У местных жителей существует легенда о охотнике повстречавшем духа, играющего на джембе, который поведал о могучей силе этого инструмента.

По своему статусу барабанщик уступает лишь вождю и шаману. Во многих племенах он не имеет других обязанностей. У этих музыкантов даже есть свой бог, которого олицетворяет луна. По преданию некоторых народов Африки — бог сначала сотворил барабанщика, кузнеца и охотника. Ни одно событие племени не обходится без барабанов. Его звуки сопровождают свадьбу, похороны, ритуальные танцы, рождение ребёнка, поход на охоту или войну, но в первую очередь это средство передачи информации на расстояния. Барабанным боем соседние деревни сообщали друг другу последние новости, предупреждали об опасности. Такой способ общения прозвали «телеграфом буша».

По данным исследований, звук игры на джембе, слышен на расстоянии 5-7 миль, ночью увеличивается, за счет отсутствия горячих потоков воздуха. Так, передавая эстафету от деревни к деревне, барабанщики могли известить всю округу. Много раз европейцы могли убедиться в эффективности «телеграфа буша». К примеру, когда умерла королева Виктория, весть передали по радиосвязи в западную Африку, но в далёких поселениях телеграфа не было, и сообщение передавали барабанщики. Таким образом, печальное известие дошло до должностных лиц на несколько дней и даже недель раньше, чем поступление официального сообщения.

Одним из первых европейцев, который обучился игре на джембе стал капитан Р.С. Рэтрей. От племени Ашанти он узнал, при помощи барабанного боя, они воспроизводили ударения, паузы, согласные и гласные звуки. Азбука Морзе не сравнится с игрой барабанов.

Джавбон – прародитель вибраслэпа

Практически во всех культурах мира самыми первыми музыкальными инструментами были идиофоны. Их изготовляли из самых разнообразных материалов – дерева, металла, костей и зубов животных. На Кубе, в Мексике, в Эквадоре для исполнения музыкальных композиций часто использовались природные материалы. К самым древним и известным инструментам стран Латинской Америки относятся маракасы и гуиро, которые изготовлялись из плодов игуэро – горлянкового дерева, и агого – подобие колокольчиков из скорлупы кокосов на специальной деревянной рукоятке. Кроме того, для создания инструментов применялись и материалы животного происхождения, одним из примеров таких приспособлений является джавбон. Его название в переводе с английского означает “кость челюсти”. Также инструмент известен под названием «кихада». Материалом для его изготовления служили высушенные челюсти домашних животных – лошадей, мулов и ослов. Играть на джавбоне нужно специальной палочкой, проводя ей по зубам животных. Такое нехитрое движение рождало характерное потрескивание, которое использовалось в качестве ритмовой основы для музыкальной композиции. Родственными инструментами джавбона являются уже упомянутые гуиро, а также реку-реку – палочка из бамбука или рог дикого зверя с насечками. Джавбон используется в традиционной кубинской, бразильской, перуанской и мексиканской музыке. До сих пор во время проведения фестивалей, где исполняется народная музыка, ритм зачастую играется при помощи кихады.

Появление современной версии кихады

За последние два века появилось огромное количество новых музыкальных инструментов, активно используемых в современной музыке, основу чаще всего составляли народные инструменты. Большинство из них были всего лишь модифицированы для более громкого, качественного и стабильного звучания. Многие приспособления, игравшие роль перкуссии в традиционной музыке, тоже были изменены: дерево заменялось пластиковыми элементами, кости животных – металлическими фрагментами. Такие реформы приводили к тому, что звучание становилось чётче и пронзительнее, а для изготовления инструмента затрачивалось гораздо меньше времени и сил. Джавбон не стал исключением. Во второй половине прошлого столетия был создан инструмент, имитирующий его звучание. Устройство получило название “вибраслэп”. Оно состояло из открытой с одной стороны деревянной коробки небольшого размера, которая была соединена при помощи металлического изогнутого стержня с шаром, тоже выполненным из дерева. В коробке, играющей роль резонатора, расположена пластина из металла с подвижными шпильками. Для извлечения звука музыканту достаточно было взять инструмент одной рукой за стержень и ладонью второй руки наносить открытые удары по шару. В результате возникающая на одном конце устройства вибрация передавалась по стержню к резонатору, вынуждая при этом вибрировать находящиеся в коробке шпильки, которые и издавали характерный для джавбона треск. Иногда для более сильного звука резонатор изготовляют из металла. Вибраслэпы в таком исполнении часто используются в перкуссионных установках.

Звучание вибраслэпа свойственно латиноамериканской музыке. Однако его можно услышать и в современных жанрах. Наиболее ярким примером использования инструмента является композиция под названием “Sweet Emotion”, созданная группой Aerosmith в 1975 году.

Трембита: интересные факты

  • По мнению исследователей, трембита – это национальный инструмент гуцулов. Но нечто похожее есть и у других соседствующих народов, в частности бойков.
  • Как уже упоминалось выше, инструмент внесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый длинный в мире.
  • Женщинам трудно играть на духовом инструменте, поэтому играют на нем только мужчины.
  • В прошлом трембита была повсеместной частью жизни гуцулов и использовалась для передачи сообщений и т.д. Сегодня это скорее национальный гуцульский символ.
  • При изготовлении подготовленный ствол нужно рассечь пополам и вырезать из него сердцевину.
  • Диапазон звучания – 2,5 октавы. Звук инструмента слышно в радиусе 10 километров.
  • Трехметровая трембита весит не более 1,5 килограмма.
  • Это самый колоритный и известный гуцульский инструмент, в честь которого сегодня проводят различные фестивали, в частности “На Синевир трембиты зовут”.

Звучание трембиты невозможно сравнить с чем-нибудь другим. Никакое видео в интернете, никакие статьи – ничего не сможет передать уникальный тембр. Поэтому лучше один раз услышать инструмент вживую, чем посмотреть десяток видео. Карпаты и добродушные гуцулы всегда рады гостям!

Строение

Традиционный и фабричный джембе

Джембе делаются только из цельного куска дерева. Существует похожий вид барабана, который делают из клееных полос дерева, называется он ашико. Мембрана — это чаще всего козья кожа; немного реже встречается шкура антилопы, зебры, оленя или коровы. Средняя высота — около 60 см, средний диаметр мембраны — 30 см. Сила натяжения кожи регулируется с помощью верёвки (часто пропущенной через металлические кольца) или же с помощью специальных зажимов; корпус иногда украшается резьбой или росписью. Благодаря кубкообразной форме возникает эффект резонанса Гельмгольца, что обеспечивает глубокий и гулкий бас.

Существует много мнений о влиянии твердости пород дерева на качества звука, однако стоит также принять во внимание, что конечный результат гораздо больше зависит от умения мастера, а выбор породы скорее от доступных в конкретной местности, где производят джембе, тех или иных пород и сортов дерева. Авторы самодельных джембе часто вырезают внутри перкуссии спиральные или каплеобразные желобки, которые должны, по их мнению, обогащать звук, однако вопрос о влиянии результата на звук остается открытым ввиду немногочисленности такого рода экспериментов и отсутствия реальных исследований по этому вопросу

Увлеченные любители джембе также могут всерьез обсуждать породу и степень одомашнивания животного, чья шкура идёт на мембрану, считая эти факторы важными для получения хорошего звука, однако, учитывая поточность и примитивный уровень производства джембе в Африке, отсутствие специализированного скота для производства мембран (используются животные, выращиваемые или добываемые для питания), единых стандартов хранения и обработки шкур, а также удаленность производства от конечного покупателя, не представляется возможным ни достоверно узнать о животном, шкура которого пошла на изготовление данного конкретного барабана, ни собрать статистическую базу для возможности утверждений о преимуществе одного типа шкуры над другим или одного типа обработки над другим.
В любом случае стоит помнить, что недорогие джембе зачастую сделаны некачественно, и могут служить лишь для декоративных целей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector