История лютни
Содержание:
Этимология
Слова «лютня» и «уд» происходят из Arabic al-ʿ ud (-буквально означает «лес»). Недавнее исследование Eckhard Neubauer предполагает, что ʿud может в свою очередь быть версией Arabized персидского имени rud, который означал «последовательность», «струнный инструмент» или «лютня». Было одинаково предложено, чтобы «лес» на имя, возможно, отличил инструмент своим деревянным навесом кафедры от предшественников с лицом кожи. Джанфранко Лотти предполагает, что «деревянное» название первоначально несло уничижительные коннотации из-за запрещений всей инструментальной музыки в раннем исламе.
Популяция и статус вида
Фото: Как выглядит пипа
Пипа преимущественно распространена в бассейне реке Южной Америки. Этих лягушек можно увидеть практически во всех странах этого континента. Некоторые зоологи отмечали наличие этих лягушек в Тринидаде и Тобаго. Вертикальный предел ареала — до 400 метров над уровнем моря (то есть, даже на такой высоте встречаются пипы суринамские).
Несмотря на то, что пипа суринамская официально причислена к земноводным, эта лягушка считается облигатно водным видом – иначе говоря, она постоянно живет в воде, что существенно ограничивает распространение популяции вида. Пипа суринамская отдает предпочтение водоемам со стоячей водой или с медленным течением – ареал захватывает многочисленные речные заводи, а также пруды и маленькие лесные водоемы. Лягушки виртуозно прячутся в опавших листьях, обильно покрывающих дно водоема. По причине того, что на суше они передвигаются очень неуклюже и (в отличие от большинства других лягушек) не в состоянии совершать прыжки на большие расстояния, особи вне водоема становятся легкой добычей.
Касательно статус вида в природе, на сегодняшний день численность пипы суринамской и ее динамика считается стабильной. Несмотря на большое количество естественных врагов и влияние антропогенного фактора, вид часто встречается в пределах собственного ареала . Никакой угрозы численности данного вида нет, хотя в некоторых местах отмечается сокращение популяций по причине осуществления человеком сельскохозяйственной деятельности и существенной дефорестации территорий. Пипа суринамская не состоит в перечнях видов с угрозой численности, она встречается на территориях заповедников.
Пипа суринамская отличается от всех остальных представителей земноводных многими признаками – только у нее одной нет длинного языка, предназначенного для ловли насекомых, на лапах отсутствуют перепонки и когти. Зато она прекрасно маскируется и лучше всех из земноводных проявляет заботу о потомстве, нося икринки у себя на спине.
Теги:
- Batrachia
- Mesobatrachia
- Pipinae Gray
- Беспанцирные
- Бесхвостые земноводные
- Водоплавающие животные
- Вторичноротые
- Двусторонне-симметричные
- Жабы
- Животные Амазонки
- Животные Боливии
- Животные Бразилии
- Животные водоемов
- Животные на букву П
- Животные Перу
- Животные рек
- Животные Субтропического пояса Южного полушария
- Животные Субэкваториального пояса Южного полушария
- Животные Суринама
- Животные Тринидада и Тобаго
- Животные тропиков
- Животные тропического леса
- Животные Тропического пояса Южного полушария
- Животные Экваториального пояса
- Животные Южной Америки
- Интересные животные
- Лягушки
- Необычные животные
- Пиповые
- Пипы
- Позвоночные
- Прыгающие
- Самые удивительные животные
- Удивительные животные
- Хищные животные
- Хордовые животные
- Челюстноротые
- Четвероногие
- Экзотические животные
- Эукариоты
- Эуметазои
История
Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему Балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в Средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цистру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.
Лютнист и художник Давид Хойер, картина Яна Купецкого, 1711
На стыке XV и XVI веков многие испанские, каталонские и португальские лютнисты наряду с лютней стали использовать виуэлу де мано («ручную виуэлу»), инструмент, который по форме близок к виоле да гамба и строй которого соответствует строю лютни. Виуэла под названием «виола да мано» в дальнейшем распространилась в находившихся под властью Испании регионах Италии, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве при Папе Александре VI.
Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. Изображения лютни отмечаются в росписи резного потолка Палатинской капеллы в Палермо, выполненной арабскими мастерами эпохи Фатимидов ок. 1140 года.
К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.
Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в Средние века и в начале эпохи Ренессанса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.
В последние десятилетия XV века лютнисты постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры как более пригодного для исполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам.
К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения истории развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонирующую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.
В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостаси клавишными инструментами. Начиная с XIX века лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и Украине.
Репертуар
В число наиболее значительных композиторов, сочинявших для лютни в разные эпохи, входят:
- композиторы эпохи ренессанса
- Италия: Винченцо Капирола, Франческо Канова да Милано;
- Центральная Европа: Балинт Бакфарк, Диомед Като, Войцех Длугорай, Кшиштоф Клабон, семья Нейзидлеров, Якуб Полак;
- Англия: Фрэнсис Каттинг, Джон Дауленд, Джон Джонсон, Филип Россетер, Томас Кампион;
- композиторы эпохи барокко
- Италия: Алессандро Пиччинини, Антонио Вивальди, Иоганн Иероним Капсбергер;
- Франция: Робер де Визе, Дени Готье;
- Германия: Иоганн Себастьян Бах, Сильвиус Леопольд Вайсс, Вольф Якоб Лауффенштайнер, Бернгард Йоахим Хаген, Адам Фалькенхаген, Карл Кохаут;
- современные композиторы:
Репертуар
В число наиболее значительных композиторов, сочинявших для лютни в разные эпохи, входят:
- композиторы эпохи ренессанса
- Италия: Винченцо Капирола, Франческо Канова да Милано;
- Центральная Европа: Балинт Бакфарк, Диомед Като, Войцех Длугорай, Кшиштоф Клабон, семья Нейзидлеров, Якуб Полак;
- Англия: Фрэнсис Каттинг, Джон Дауленд, Джон Джонсон, Филип Россетер, Томас Кампион;
- композиторы эпохи барокко
- Италия: Алессандро Пиччинини, Антонио Вивальди, Иоганн Иероним Капсбергер;
- Франция: Робер де Визе, Дени Готье;
- Германия: Иоганн Себастьян Бах, Сильвиус Леопольд Вайсс, Вольф Якоб Лауффенштайнер, Бернгард Йоахим Хаген, Адам Фалькенхаген, Карл Кохаут;
- современные композиторы:
Изготовление
Артемизия Джентилески. Автопортрет с лютней
Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило, ели) имеет овальную форму. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо
звукового отверстия. Розетки, как правило, богато декорированы.
Корпус лютни собирается из отдельных рёбер твёрдого дерева (клён, вишня, чёрное дерево, палисандр и др.). В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Шейка лютни, как правило, изготавливается из лёгкого дерева с накладкой из чёрного дерева.
История
Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему Балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в Средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цистру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.
Лютнист и художник Давид Хойер, картина Яна Купецкого, 1711
На стыке XV и XVI веков многие испанские, каталонские и португальские лютнисты наряду с лютней стали использовать виуэлу де мано («ручную виуэлу»), инструмент, который по форме близок к виоле да гамба и строй которого соответствует строю лютни. Виуэла под названием «виола да мано» в дальнейшем распространилась в находившихся под властью Испании регионах Италии, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве при Папе Александре VI.
Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. Изображения лютни отмечаются в росписи резного потолка Палатинской капеллы в Палермо, выполненной арабскими мастерами эпохи Фатимидов ок. 1140 года.
К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.
Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в Средние века и в начале эпохи Ренессанса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.
В последние десятилетия XV века лютнисты постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры как более пригодного для исполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам.
К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения истории развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонирующую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.
В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостаси клавишными инструментами. Начиная с XIX века лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и Украине.
Изготовление
Артемизия Джентилески. Автопортрет с лютней
Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило, ели) имеет овальную форму. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо
звукового отверстия. Розетки, как правило, богато декорированы.
Корпус лютни собирается из отдельных рёбер твёрдого дерева (клён, вишня, чёрное дерево, палисандр и др.). В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Шейка лютни, как правило, изготавливается из лёгкого дерева с накладкой из чёрного дерева.
Интересные факты о лютне
В 70-х годах прошлого века Владимир Вавилов выпустил сборник лютневых произведений, якобы датированных XVI-XVII веками. Он приписал авторство многим музыкантам того периода, только после смерти оказалось, что Владимир сам сочинил все мелодии. Одна из них стала саундтреком к фильму «Асса», но автора в титрах указано не было. Какое-то время считали, что ее сочинителем был рок-музыкант Борис Гребенщиков. В сборнике лютневой музыки авторство этой композиции Вавилов приписал Франческо Канова де Милано. Песня «Город золотой» стала невероятно популярной после выхода фильма. Автор текста — Анри Волохонский. Изначально песня называлась «Над небом голубым».
Репертуар
В число наиболее значительных композиторов, сочинявших для лютни в разные эпохи, входят:
- композиторы эпохи ренессанса
- Италия: Винченцо Капирола, Франческо Канова да Милано;
- Центральная Европа: Балинт Бакфарк, Диомед Като, Войцех Длугарай, Кшиштоф Клабон, семья Нейзидлеров, Якуб Полак;
- Англия: Джон Дауленд, Джон Джонсон, Филип Россетер, Томас Кампион;
- композиторы эпохи барокко
- Италия: Алессандро Пиччинини, Антонио Вивальди, Иоганн Иероним Капсбергер;
- Франция: Робер де Визе, Дени Готье;
- Германия: Иоганн Себастьян Бах, Сильвиус Леопольд Вайсс, Вольф Якоб Лауффенштайнер, Бернгард Йоахим Хаген, Адам Фалькенхаген, Карл Кохаут;
- современные композиторы:
Лютня в наши дни
Как уже говорилось, этот инструмент не утратил своей популярности до сегодня, однако претерпел апгрейд. Если раньше использовали жильные струны, то сейчас нейлоновые, а для басов — нейлоновые с медной обмоткой. Однако те, кому довелось услышать звучание старинных струн, говорят, что оно очень отличается.
В наши дни создаются коллективы, которые изучают аутентичное звучание инструментов и вокальных произведений. Это совершенно иная музыкальная культура, которая для нашего избалованного слуха звучит как монофония. Но есть в ней что-то непередаваемое. Эта тенденция распространена и на Западе, и в России. Для аутентичных концертов используют старинные инструменты: лютню, гитару и виолу.
Дополнительно Править
- В рассказе имеется отсылка к пьесе Александра Сергеевича Пушкина «Пир во время чумы».
- Сам рассказ основывается на нескольких фразах из рассказа «Немного жертвенности» в сборнике «Меч Предназначения» и в книге «Владычица Озера«.
- Впервые повесть была опубликована на польском языке в антологии «Opowieści ze świata wiedźmina» в 2013 году.
- Лучшая повесть отечественного автора 2014 года по версии Фантлаба/ FantLab’s book of the year award, 2014.
Литературные работы по Саге о Ведьмаке | |
Рассказы | Ведьмак · Вечный огонь · Вопрос цены · Глас рассудка · Дорога без возврата · Край света · Крупица истины · Лютня и всё такое · Меньшее зло · Меч Предназначения · Немного жертвенности · Нечто большее · Осколок льда · Последнее желание · Предел возможного · Что-то кончается, что-то начинается |
Книги | Башня Ласточки · Владычица Озера · Крещение огнем · Кровь эльфов · Сезон Гроз · Час презрения |
Внешние ссылки
Общества лютни
Общество лютни (Великобритания)
Лютня и раннее общество гитары (Основанный Тоехико Сатохом)
Музыка лютни онлайн и другие полезные ресурсы
- коллекция reneszanszlant.lap.hu многих полезных ссылок: производители luthiers/lute, игроки лютни, дощечки с надписью, и т.д. (на английском и венгерском языке)
- Подарки FM Классика ABC: видео Проекта Лютни игра Уоча Томми Андерсона theorbo, лютни с 10 курсами & с 7 курсами.
- Джоаким Тилк веб-сайт о большом Гамбурге lutemaker Джоаким Тилк
- Факсимиле/Просмотры Музика Ручной работы (Доулэнд, и т.д.) и pdfs — Аленом Веили
- Льют Пэйдж сержанта Джербоуда 3000 + сольные части лютни 140 композиторами в midi, PDF, СЧЕТЕ и Fronimo форматирует
- Современная и современная современная Музыка Лютни (отправляют 1815), и Современная Музыка Лютни. Список современной музыки лютни, сочиненной после 1815
- Музыкальная коллекция в Кембридже Цифровая Библиотека. Одна из самых важных коллекций музыки рукописи в Библиотеке Кембриджского университета — группа из девяти рукописей лютни, скопированных Мэтью Холмсом в первые годы семнадцатого века.
Фотографии исторических лютней
Фотографии исторических лютней в Museum Cité de la Musique в Париже
:: Инструменты и произведения d’art – фраза поиска: острота (ы)-clé: luth
:: Facteurs d’instruments – фраза поиска: Инструмент fabriqué: luth
:: Photothèque – фраза поиска: Instrument de musique, ворсинки ou платежи: luth
Статьи и ресурсы
Пионеры возрождения лютни Джо Ван Херк (бельгийская академия лютни)
:Original: По de пионерам van de luitrevival; Luthinerie / Geluit № 15 (сентябрь 2001) и № 16 (декабрь 2001)
Lautenweltadressbuch: список существующих исторических лютней от общества лютни Америки
Известные исполнители
Необычайно модная в эпоху Ренессанса и Барокко, но вытесненная другими инструментами и несправедливо забытая, лютня сегодня вновь вызывает большую заинтересованность, и не только у музыкантов-аутентистов. Её звук теперь всё чаще можно услышать на разных концертных площадках, причем не только соло, но и в ансамбле с другими прекрасными старинными музыкальными инструментами. В XXI веке наиболее известными исполнителями-виртуозами, которые много делают для популяризации инструмента, являются В. Вавилов (Россия), В. Каминик (Россия), П. О’Детт (США), О. Тимофеев (Россия), А. Крылов (Россия, Канада), А. Суетин (Россия), Б. Ян (Китай), Я. Имамура (Япония), Р. Лислеванд (Норвегия), Э. Карамазов (Хорватия), Й. Хелд (Германия), Л. Кирххоф (Германия), Э. Эгуэз (Аргентина), Х. Смит (США), Я. Линдберг (Швеция), Р. Барто (США), М. Лоу (Англия), Н. Норт (Англия), Й. ван Леннеп (Нидерланды), Юлиан Альфред Панкрац, виконт де Леттенхоф и многие другие.
Репертуар
В число наиболее значительных композиторов, сочинявших для лютни в разные эпохи, входят:
- композиторы эпохи ренессанса
- Италия: Винченцо Капирола, Франческо Канова да Милано;
- Центральная Европа: Балинт Бакфарк, Диомед Като, Войцех Длугорай, Кшиштоф Клабон, семья Нейзидлеров, Якуб Полак;
- Англия: Фрэнсис Каттинг, Джон Дауленд, Джон Джонсон, Филип Россетер, Томас Кампион;
- композиторы эпохи барокко
- Италия: Алессандро Пиччинини, Антонио Вивальди, Иоганн Иероним Капсбергер;
- Франция: Робер де Визе, Дени Готье;
- Германия: Иоганн Себастьян Бах, Сильвиус Леопольд Вайсс, Вольф Якоб Лауффенштайнер, Бернгард Йоахим Хаген, Адам Фалькенхаген, Карл Кохаут;
- современные композиторы:
Кто делал лютни?
Лучшими лютье были Л.Малер и Г. Фрей. Лютье — это мастера-изготовители лютни. Позже этим словом стали называть всех специалистов, которые трудились над созданием любого струнного музыкального инструмента.
В годы своего расцвета лютня была доступна только для знати и королей. Научиться играть на ней было не так уж и сложно, а вот на настройку тратилось много времени. Даже современные струнные инструменты тоже теряют правильность звучания после изменения влажности, температуры и сквозняков. А натуальные жыльные струны были еще более нежными, поэтому большую часть времени приходилось играть на расстроенном инструменте.
История
Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цитру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.
На стыке XV и XVI веков многие испанские, каталонские и португальские лютнисты наряду с лютней стали использовать виуэлу де мано («ручную виуэлу»), инструмент, который по форме близок к виоле да гамба и чей строй соответствует строю лютни. Виуэла под названием «виола да мано» в дальнейшем распространилась в находившихся под властью Испании регионах Италии, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве при Папе Александре VI.
Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты, изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II. К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.
Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессаса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.
В последние десятилетия XV века лютнисты постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры как более пригодного для исполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам.
К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.
В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами. Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и Украине.
История, происхождение
Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цитру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.
На стыке XV и XVI веков многие испанские, каталонские и португальские лютнисты наряду с лютней стали использовать виуэлу де мано («ручную виуэлу»), инструмент, который по форме близок к виоле да гамба и чей строй соответствует строю лютни. Виуэла под названием «виола да мано» в дальнейшем распространилась в находившихся под властью Испании регионах Италии, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве при Папе Александре VI.
Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты, изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II. К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.
Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессаса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.
В последние десятилетия XV века, лютнисты постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры более пригодного для исполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам.
К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.
В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами. Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и на Украине.
Самые выдающиеся композиторы
Самые выдающиеся композиторы, сочинявшие для лютни в разные эпохи:
Композиторы эпохи ренессанса:
Италия: Винченцо Капирола, Франческо Канова да Милано;Центральная Европа: Балинт Бакфарк, Диомед Като, Войцех Длугарай, Кшиштоф Клабон, Мельхиор Нейзидлер, Якуб Полак;Англия: Джон Дауленд, Джон Джонсон, Филип Россетер, Томас Кампион;
Композиторы эпохи барокко:
Италия: Алессандро Пиччинини, Антонио Вивальди, Иоганн Иероним Капсбергер;Франция: Робер де Визе, Дени Готье;Германия: Иоганн Себастьян Бах, Сильвиус Леопольд Вайсс, Вольф Якоб Лауффенштайнер, Бернгард Йоахим Хаген, Адам Фалькенхаген, Карл Кохаут;
Современные композиторы:
Иоганн Непомук Давид (Германия), Владимир Вавилов (Россия), Шандор Каллош (Венгрия и Россия), Штефан Лундгрен (Германия и Швеция), Тоёхико Сато (Япония и Голландия), Ронн МакФарлен (США), Пауло Гальвао (Португалия), Роб МакКиллоп (Шотландия), Йозеф ван Виссемс (Голландия), Александр Данилевский (Франция и Россия), Роман Туровский-Савчук (США и Украина), Максим Звонарёв (Украина).