Дудка

Флейта — духовой инструмент времён палеолита

Дудки и их разновидности относятся к классу продольных флейт, самой древней формой которых является свистковая. Выглядела она следующим образом: трубка из тростника, бамбука или кости. Вначале ее использовали только для свиста, но затем люди поняли, что если вырезать или выдолбить в ней отверстия, а затем при игре закрывать и открывать некоторые из них, можно получить различные по высоте звуки.

Возраст самой древней флейты, найденной археологами, составляет приблизительно 5000 лет до нашей эры. Материалом для её изготовления послужила кость молодого медведя, в которой сбоку при помощи клыка животного были аккуратно проделаны 4 отверстия. Со временем примитивные флейты усовершенствовали. Сначала на них заостряли один из краёв, позже появилось специальное свистковое устройство и наконечник, напоминающий птичий клюв. Это существенно облегчило звукоизвлечение.

Дудки распространились по всему земному шару, приобретая в каждой стране свои индивидуальные особенности. К ближайшим родственникам дудок из класса продольных флейт относятся:
— Сиринга, древнегреческий духовой инструмент, упоминавшаяся в «Илиаде» Гомера.
— Кена, тростниковая флейта с 7 отверстиями без свистка, распространённая в Латинской Америке.
— Вистл (от английского слова whistle – свист), широко используемый в ирландской и шотландской народной музыке и изготовляемый из дерева или лужёной жести.
Блокфлейта (флейта с небольшим блоком в головной части инструмента), получившая широкое распространение в странах Европы в начале прошлого тысячелетия.

Использование дудок у славян

Какие же именно духовые инструменты принято называть дудками? Дудка представляет собой трубку, длина которой может варьироваться от 10 до 90 см, с 3–7 отверстиями для игры. Чаще всего материалом для изготовления является древесина ивы, бузины, черёмухи. Однако часто используют и менее долговечные материалы (тростник, камыш). Форма также различается: трубка может быть ровной цилиндрической, может сужаться или расширяться к концу в зависимости от вида инструмента.

Одна из старейших разновидностей дудок – жалейка. Преимущественно она использовалась пастухами для подзывания скота. Выглядит она как короткая трубочка из тростника (её длина составляет примерно 10-15 см) с раструбом на конце. Игра на ней достаточно проста и не требует специальных навыков или подготовки. В Тверской области также получила распространение разновидность жалейки, изготовленная из ивы брёлка, обладающая гораздо более нежным звучанием.

В Курской и Белгородской областях пастухи предпочитали играть на пыжатке – продольной деревянной флейте. Своё название она получила из-за втулки со срезом, напоминающей птичий клюв, вставленной с одного конца инструмента. Звучание пыжатки слегка приглушенное, шипящее: оно придается ниткой, пропитанной воском и намотанной вокруг трубки.

Одним из самых распространённых инструментов стала калюка, также известная как «травяная дудка» или «выгонка». Материалом для её изготовления обычно служили колючие растения (отсюда и пошло название «калюка»), но часто делали и недолговечные лужные флейты из борщевика или растений с пустыми стеблями. В отличие от вышеперечисленных видов дудок, в выгонке было всего два игровых отверстия – входное и выходное, и высота звука менялась в зависимости от угла и силы подаваемой струи воздуха, а также от того, насколько открыто или закрыто отверстие в нижнем конце инструмента. Калюка считалась исключительно мужским инструментом.

Использование дудок в настоящее время

Конечно же, сейчас популярность традиционных русских инструментов не столь велика, как к примеру, несколько веков назад. Их вытеснили более удобные и обладающие большими возможностями духовые инструменты – поперечные флейты, гобои и другие. Однако и сейчас их продолжают использовать при исполнении народной музыки в качестве аккомпанемента.

Разновидности[ | код]

Открытая дудка | код

Это вид открытой флейты со скошенным срезом головки (мундштуком), в выступающей (более длинной) части которой вырезано отверстие с острым краем (клином). При игре на ней язык выполняет роль недостающей части свистка — пыжа, вставки, образуя со стенкой дудки канал, по которому струя воздуха направляется на клин. Играют на такой дудке только мужчины. На одном из известных образцов дудки из Курской области в нижней части корпуса имеется пять звуковых отверстий, длина дудки 38 см, диаметр внутреннего канала 1 см. Делается из клёна или черёмухи, но встречаются и медные дудки.

Сопилка | код

Украинский музыкальный инструмент. Существует три вида сопилок:

  • Свистковая — с 5 (длина 20—30 см; распространена в Западной Украине) и 6 игровыми отверстиями (длина 30—40 см; на всей территории Украины).
  • Открытая — c 6 отверстиями, длина 26—36 см, распространена среди Гуцулов в Западной Украине.
  • Губнощелевая со свистковым вырезом без втулки — с 6 отверстиями (южные, степные районы).

Дудка-поршнёвка | код

Получил распространение в Западной Белоруссии. Представляет собой цилиндрическую деревянную трубку со свистковым приспособлением, в которую вставлен поршень с ручкой. Звукоизвлечение осуществляется подачей струи воздуха и ритмичных, качающих движений поршня, которые определяют высоту звука (длина воздушного столба внутри ствола обратно пропорциональна высоте извлекаемого звука). Так, самый низкий звук образуется в максимально открытом положении поршня, самый высокий − в самом закрытом положении. Дудка-поршнёвка − слуховой инструмент без фиксированного строя. Игра на нём связана в первую очередь со слуховыми ощущениями исполнителя.

Дудка с тремя отверстиями | код

Распространённая в Западной Европе дудка. Музыкант одной рукой играет на дудке, другой — на барабане или на колокольчике.

См. также:

Калюка | код

Основная статья: Калюка

Калю́ка (от колю́чий), также вы́гонка, колю́ка, оберто́новая фле́йта, травя́ная ду́дка — духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью продольной обертоновой флейты, поскольку во время исполнения игры на этом музыкальном инструменте выдувают натуральные обертоны. Представляет собой полый цилиндр со специальными отверстиями, изготовленный из стебля татарника колючего или некоторых других растений.

Об использовании инструмента в русской традиционной культуре специалистам стало известно только в 1980 году, после чего он нашёл достаточно широкое применение в русских фольклорных ансамблях. В народной культуре считается исключительно мужским. Аналогичные калюке инструменты встречаются у многих народов мира.

Игра на калюке осуществляется путём открывания и закрывания пальцем нижнего отверстия трубки, а также изменением силы подаваемой ртом струи воздуха в инструмент. Во время игры музыкальный инструмент держат вертикально вниз двумя руками так, чтобы подушечкой указательного пальца можно было то открывать, то закрывать нижнее отверстие.

Размер музыкального инструмента может быть разным, в зависимости от роста и длины рук играющего на нём. Для детей это от 25 см до 30 см, а для взрослых — от 72 см до 86 см. Длина трубки также подгоняется по росту владельца. Длина считается приемлемой, если ладонью руки или пальцами можно было закрыть нижнее отверстие на трубе. Поэтому длина флейты не должна превышать размера вытянутой руки от плеча до кончиков пальцев рук. Корпус калюки имеет проход конической формы, слегка сужающийся сверху вниз. Внутренний диаметр трубок составляет от 15 до 25 мм. Диаметр выходного отверстия не превышает 12—14 мм, а верхнего отверстия — 19—23 мм.

Дудка была открыта в 1980 году студентами Московской и Ленинградской консерватории в сёлах Большебыково и Подсереднее, расположенные на полпути от Белгорода до Воронежа.

История[править]

Калюка, сделанная из борщевика

Несмотря на то, что калюка была в обиходе мужской половины русских ещё во времена Руси, к XX веку сведения об этом инструменте были утеряны. Однако в 1980 году существование калюки у русских, как и традиция игры на этой флейте были вновь открыты в русском фольклоре студентами Московской и Ленинградской консерватории в сёлах Большебыково и Подсереднее, расположенных на полпути от Белгорода до Воронежа. Своим открытием студенты заинтересовали фольклористов, занимающихся изучением курско-белгородских народных музыкальных инструментов. В августе того же года теми же студентами были получены первые материалы об этой травяной дудке. В научной среде этот музыкальный инструмент стал известен под названием «обертоновая флейта». Благодаря исследованиям А. Н. Иванова стало известно о том, что в сёлах Посреднее, Алексеевского района, и Большебыково, Красногвардейского района, существовала традиция ансамблевой игры на этой флейте. Из села Большебыково её наглядно показали Н. Д. Щебринин (1904 г. р.), Д. Н. Капустин (1907 г. р.), С. Ю. Ермаков (1910 г. р.), и И. А. Косинов (1913 г. р.). Также из рассказов старожилов становиться известно, что было время, когда на этих музыкальных инструментах играли практически все мальчики, подростки, мужчины, и старики. Играли они в полях и на лугах, когда ночью стерегли коней, а также когда ехали домой с дальних покосов. Играли на флейте также там, где пасли скот, где косили для него сено, а также у своего дома, сидя у ворот на лавочке. Под игру на этой дудке выкрикивали слова, исполняли задорные частушки, и приплясывали

Юноши охотно играли перед своими невестами на этом инструменте, чтобы привлечь их внимание к себе. В связи со своими музыкальными особенностями и назначением, на калюке, как правило играли в сумерки или ночью, при луне и очень редко днём в полдень, когда хотели отдохнуть в тени

Играть на этой дудке можно было как одному, так и ансамблем. Играли на калюке в основном только c таким ударным музыкальным инструментом, как коса, выстукивая на ней под пляску нужный ритм.

В Белгородской области также встречалось ещё одно название другому, но похожему музыкальному инструменту — «травинка», который был идентично схож с калюкой. Но сказать, что калюка и травинка это один и тот же музыкальный инструмент точно нельзя, несмотря на всю схожесть этих флейт.

В 1996-ом году была выпущена статья в журнале «Живая старина» № 1, в которой авторы А. Б. Конюхова и В. Н. Теплова рассказывают про жителя села Белобыково деда Данила, который был универсальным игроком на калюке, а также большим любителем народной музыки. В том же журнале, на странице 36 имеются расшифровки мелодий деда Данила. Также, на обложке этого журнала был изображён старик с достаточно длинной трубой, которой и была калюка. Также известен небольшой рассказ об этом музыкальном инструменте, но уже от другого человека. Им являлся житель села Подсереднее той же области — Попов Алексей Васильевич, который достаточно профессионально делал калюки и был знатоком народной музыки в своей местности:

В начале 1980-ых годов в обследованной местности, в котором находились сёла Большебыково и Подсереднее, традицией исполнения игры на калюке владела только малая часть сельчан пожилого возраста. И лишь толко в одном селе — Большебыково, удалось собрать полноценный флейтовый ансамбль. Данный музыкальный инструмент был распространён во всех славянских землях, включая Сибирь.

В настоящее время эта обертоновая флейта имеет достаточно широкое применение в городских фольклорных ансамблях, давая надежду на возрождение этого музыкального инструмента. Открытие такого музыкального инструмента, как калюка, является одним из уникальных и недавних открытий в русском фольклоре.

Ударно-клавишные инструменты

Следует различать ударно-клавишные и ударные инструменты. К ударно-клавишным относится пианино и рояль. Струны рояля расположены горизонтально, по ним ударяет молоточек снизу вверх. Пианино отличается тем, что молоточек ударяет в направлении от музыканта по струнам вперед. Струны при этом натянуты в вертикальной плоскости. Рояль и пианино благодаря богатству звуков по силе звучания и высоте, а также большим возможностям этих инструментов получили общее название. И тот и другой инструмент можно назвать одним словом — «фортепиано». Фортепиано — это струнный ударный инструмент по способу извлечения звука.

Клавишный механизм, который использован в нем, представляет собой систему рычагов, связанных между собой, которая служит для передачи струнам энергии пальцев пианиста. Он состоит из механики и клавиатуры. Клавиатура — это набор клавиш, число которых может быть разным в зависимости от диапазона звучания того или иного инструмента. Клавиши облицовывают обычно пластмассовыми накладками. Затем их при помощи штифтов монтируют на клавиатурной раме. Каждая из клавиш имеет свинцовые пломбы, пилот, капсюль и накладку. Она передает как рычаг первого рода усилие пианиста на фигуру механики. Механика — это молоточковые механизмы, преобразующие в удар по струнам молоточков усилие музыканта при нажатии на клавишу. Молоточки изготавливаются из граба или клена, войлоком обтягивают их головку.

Игра на дудуке – врожденный дар армян.

В XX веке, благодаря музыканту Дживану Гаспаряну, о дудуке узнал весь мир. Армяне всего мира ликовали – их соотечественник не только становится знаменитым сам, но и прославляет национальный инструмент! Молва о Гаспаряне, его таланте разлетелась по всему Советскому союзу, а после и за его пределами. Диаспоры многих стран желали видеть его с концертами, чтобы «закрыть глаза и окунуться у себя на Родине». Именно такими впечатлениями делились армяне, побывав на концертах Гаспаряна. Дживан не только познакомил мир с армянским национальным инструментом, он смог сделать невероятное – поднять дудук на новый уровень. Музыка дудука стала заглавной мелодией популярного голливудского фильма «Гладиатор».  

  Это была новая ступень в истории развития дудука. Огромное количество музыкантов захотели познать тонкости игры на «абрикосовой трубке», но их претерпевали неудачи. Гаспарян комментировал данное фиаско профессионалов так: «Не хочу никого обидеть, но для того чтобы хорошо играть на дудуке, нужно быть армянином. У нас какая-то генетическая программа, которая позволяет передать все через дудук – переживания, боль, радость, ликования. Если я доживу до момента, когда на дудуке отлично сыграет не армянин, я буду аплодировать ему стоя».

Также армяне невероятно горды тем фактом, что в 2005 году музыка дудука стала шедевром культурного наследия ЮНЕСКО. Это означало, что национальный армянский инструмент стал близок людям всего мира, а не только жителям Армении и армянскому народу.

Особенностью игры на дудуке также является тот факт, что для полноты звучания невозможно играть сольно. Игра на дудуке – парное выступление, где один дудукист солирует, а второй играет фон. При этом оба музыканта одинаково важны для любого произведения. В некоторых мелодиях к дудукистам присоединяются барабанные и духовые инструменты.

Слушая армянский дудук, невозможно не «заразиться» теми эмоциями, которые передают музыканты и совсем не важно, что это – грустная, мелодичная композиция или же зажигательная, слушатель моментально оказывается в плену дудука, в плену инструмента, играющего музыку для души

Разновидности

Открытая дудка

Это вид открытой флейты со скошенным срезом головки (мундштуком), в выступающей (более длинной) части которой вырезано отверстие с острым краем (клином). При игре на ней язык выполняет роль недостающей части свистка — пыжа, вставки, образуя со стенкой дудки канал, по которому струя воздуха направляется на клин. Играют на такой дудке только мужчины. На одном из известных образцов дудки из Курской области в нижней части корпуса имеется пять звуковых отверстий, длина дудки 38 см, диаметр внутреннего канала 1 см. Делается из клёна или черёмухи, но встречаются и медные дудки.

Сопилка

Украинский музыкальный инструмент. Существует три вида сопилок:

  • Свистковая — с 5 (длина 20—30 см; распространена в Западной Украине) и 6 игровыми отверстиями (длина 30—40 см; на всей территории Украины).
  • Открытая — c 6 отверстиями, длина 26—36 см, распространена среди Гуцулов в Западной Украине.
  • Губнощелевая со свистковым вырезом без втулки — с 6 отверстиями (южные, степные районы).

Дудка-поршнёвка

Получил распространение в Западной Белоруссии. Представляет собой цилиндрическую деревянную трубку со свистковым приспособлением, в которую вставлен поршень с ручкой. Звукоизвлечение осуществляется подачей струи воздуха и ритмичных, качающих движений поршня, которые определяют высоту звука (длина воздушного столба внутри ствола обратно пропорциональна высоте извлекаемого звука). Так, самый низкий звук образуется в максимально открытом положении поршня, самый высокий − в самом закрытом положении. Дудка-поршнёвка − слуховой инструмент без фиксированного строя. Игра на нём связана в первую очередь со слуховыми ощущениями исполнителя.

Дудка с тремя отверстиями

Распространённая в Западной Европе дудка. Музыкант одной рукой играет на дудке, другой — на барабане или на колокольчике.

См. также:

Калюка

Основная статья: Калюка

Калю́ка (от колю́чий), также вы́гонка, колю́ка, оберто́новая фле́йта, травя́ная ду́дка — духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью продольной обертоновой флейты, поскольку во время исполнения игры на этом музыкальном инструменте выдувают натуральные обертоны. Представляет собой полый цилиндр со специальными отверстиями, изготовленный из стебля татарника колючего или некоторых других растений.

Об использовании инструмента в русской традиционной культуре специалистам стало известно только в 1980 году, после чего он нашёл достаточно широкое применение в русских фольклорных ансамблях. В народной культуре считается исключительно мужским. Аналогичные калюке инструменты встречаются у многих народов мира.

Игра на калюке осуществляется путём открывания и закрывания пальцем нижнего отверстия трубки, а также изменением силы подаваемой ртом струи воздуха в инструмент. Во время игры музыкальный инструмент держат вертикально вниз двумя руками так, чтобы подушечкой указательного пальца можно было то открывать, то закрывать нижнее отверстие.

Размер музыкального инструмента может быть разным, в зависимости от роста и длины рук играющего на нём. Для детей это от 25 см до 30 см, а для взрослых — от 72 см до 86 см. Длина трубки также подгоняется по росту владельца. Длина считается приемлемой, если ладонью руки или пальцами можно было закрыть нижнее отверстие на трубе. Поэтому длина флейты не должна превышать размера вытянутой руки от плеча до кончиков пальцев рук. Корпус калюки имеет проход конической формы, слегка сужающийся сверху вниз. Внутренний диаметр трубок составляет от 15 до 25 мм. Диаметр выходного отверстия не превышает 12—14 мм, а верхнего отверстия — 19—23 мм.

Дудка была открыта в 1980 году студентами Московской и Ленинградской консерватории в сёлах Большебыково и Подсереднее, расположенные на полпути от Белгорода до Воронежа.

История вибрафона

Считается, что первый в мире вибрафон прозвучал в начале 20-го века, а именно в 1916 году. Герман Винтерхоф, американский мастер из Индианаполиса, проводил эксперименты с музыкальным инструментом маримбой и электрическим мотором. Он хотел добиться совершенно нового звучания. Но преуспеть в этом удалось только в 1921 году. Именно тогда, впервые звучание нового инструмента услышал, известный в то время, музыкант Луи Франк, и сразу же влюбился в него. Инструмент, не имевший в то время названия, помог Луи записать произведения «Gypsy Love Song» и «Aloha ‘Oe». Благодаря этим двум произведениям, которые можно было слышать на радиостанциях, в ресторанах и других общественных заведениях, инструмент без названия, приобрел огромную славу и популярность. Его начали изготавливать и выпускать сразу несколько компаний, причем название у каждой из них было своим, одни придумали вибрафон, другие вибрахарп.

На сегодняшний день, инструмент получил название вибрафон, и собирается во многих странах, таких как Япония, Англия, США и Франция.

В оркестре вибрафон впервые прозвучал в 1930 году, благодаря легендарному Луи Армстронгу, который услышав неповторимое звучание, не смог пройти мимо. Благодаря оркестру, была записана и зарегистрирована первая аудиозапись со звучанием вибрафона, в известном и по сей день произведении под названием «Memories of you».

После 1935 года, вибрафонист Лайонел Хэмптон, который играл в оркестре Армстронга, переходит в известную джаз группу «Goodman Jazz Quartet», и знакомит исполнителей джаза с вибрафоном. Именно с этого момента, вибрафон стал не только ударным инструментом в исполнении оркестра, но и отдельной единицей в джазе, благодаря коллективу Гудмана. Вибрафон стали использовать в качестве отдельно звучащего музыкального инструмента. По окончании Второй Мировой войны, он покорил сердца не только джазовых исполнителей, но и слушателей, сумев полностью закрепиться на мировых сценах.

До 1960 года, игра на инструменте производилась двумя палочками с шариками на концах, затем, известный исполнитель Гари Бертон решил поэкспериментировать, стал играть четырьмя, вместо двух. После использования четырех палочек история вибрафона стала меняться на глазах, в инструмент будто вдохнули новую жизнь, он зазвучал новыми нотами, стал более насыщенным и интересным в исполнении. С помощью такого способа, можно было играть не только легкую мелодию, но и ставить целые аккорды.

В современной истории, вибрафон считается многогранным инструментом. На сегодняшний день, исполнители способны играть на нем шестью палочками одновременно.

Литература

  • Дудка // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 207. — 786 с.
  • Вертков К.А. Современная сопель или дудка, пыжатка // Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 41. — 280 с.
  • Агажанов А.П. Дудка со скошенным мундштуком. Пыжатка (в Курской области) // Русские народные музыкальные инструменты. — М.: МузГИз, 1949. — С. 11—12. — 56 с.
  • Бычков В.Н. Дудка : // Музыкальные инструменты. — М.: Аст-Пресс, 2000. — С. 62—65. — 176 с.
  • Банин А.А. // Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. — С. 85. — 247 с.
  • «Беларускія народныя музычныя iнструменты XX стагодзя», Скорабагатчанка А. В., РУП «Издательство «Белорусская наука» ЛВ № 13 от 31.12.97 г. 220141. РУПП «Барановичская укрупненная типография» 225320.

Разновидности духовых инструментов

Существует два основных вида – медные и деревянные. Изначально классифицированы они были таким образом в зависимости от того, из какого материала изготавливались. Сейчас в большей степени тип инструмента зависит от способа, которым из него извлекается звук. Например, флейта считается деревянным духовым инструментом. При этом изготовлена она может быть из дерева, металла или стекла. Саксофон всегда выпускается только металлическим, но относится к классу деревянных духовых. Медные инструменты могут быть изготовлены из различных металлов: медь, серебро, латунь и так далее. Существует особая разновидность – клавишные духовые инструменты. Список их не так велик. К ним относятся фисгармония, орган, аккордеон, мелодика, баян. Воздух в них поступает благодаря специальным мехам.

Первые упоминания о музыкальном инструменте

Дудук – один из самых древних музыкальных инструментов. Есть гипотезы, что он звучал еще в древнем царстве Урарту, территория которого частично принадлежит современной Армении. Об инструменте, похожем на дудук, упоминают расшифрованные письмена Урарту. Можно предположить, что история этого инструмента насчитывает уже более трех тысяч лет.

Беглые упоминания об инструменте, напоминающем дудук, относят нас к истории царя Великой Армении Тиграна ІІ. В записях Мовсеса Хоренаци, армянского историка V века, есть описание инструмента под названием «циранапох», что переводится как «трубка из абрикосового дерева». Из армянских средневековых рукописей до нашего времени дошли изображения, благодаря которым сегодня можно представить, как выглядел дудук того времени. Благодаря армянам инструмент стал известен далеко за пределами — Ближнем Востоке, странах Балканского полуострова и в Крыму.

Дудук в армянском фольклоре

Музыка дудука является частью этнической культуры Армении. Здесь до сих пор передается из уст в уста чувственная история о рождении инструмента. Легенда рассказывает о Юном Ветерке, который влюбился в цветущее абрикосовое деревце. Но старый и злой Вихрь не позволял ему ласкать ароматные лепестки одинокого дерева. Он пригрозил Ветерку, что превратит изумрудную горную долину в безжизненную пустыню и цветущее облако деревца погибнет от ее горячего дыхания. Молодой Ветерок уговорил старого Вихря не делать зла и позволить ему жить среди абрикосовых цветков. Старый и злой Вихрь согласился, но при условии, что Юный Ветерок никогда не будет летать. А если нарушит условие, то деревце погибнет навсегда.
Всю весну и целое лето играл Ветерок цветками и листьями абрикосового деревца, которое напевало ему благозвучные мелодии. Он был счастливым и беззаботным. С приходом осени опали лепестки и Юному Ветерку стало скучно. Все больше и больше хотелось покружиться с друзьями в небесной выси. Не удержался Юный Ветерок и улетел к горным вершинам. Абрикосовое деревце не вынесло тоски и пропало. Среди пожухлой травы затерялась одна только веточка. Ее нашел одинокий юноша. Он смастерил из абрикосовой веточки трубочку, поднес к губам, и она запела, рассказала юноше печальную историю любви. Армяне говорят, что так появился на свете дудук. И будет звучать по-настоящему только тогда, когда будет сделан руками музыканта, который вложит в инструмент частицу своей души.

Музыка дудука сегодня

Как бы ни было, сегодня музыка этого язычкового инструмента известна во всем мире и с 2005 года является достоянием ЮНЕСКО. Музыка дудука сопровождает выступления не только народных армянских ансамблей. Она звучит в кино, ее можно услышать в театрах и консерваториях. Близкими к дудуку по звучанию и конструкции есть музыкальные инструменты у народов Турции (мей), Китая (гуанзи), Японии (хичирики), Азербайджана (балабан или тютяк).

Современный дудук – это инструмент, который под влиянием разных культур претерпел некоторые изменения: в мелодике, строении (изменялось количество звуковых отверстий), материале.
Как и прежде, звуки дудука передают радость и печаль, восторг и уныние. Многовековая история «жизни» этого инструмента впитала чувства людей, много лет она встречает их при рождении и плачет, провожая человека навсегда.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Примечания

  1. Вол // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  2. ↑ Волынка / К. А. Вертков //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. Francis M. CollinsonThe Bagpipe: The History of a Musical Instrument
  4. The land of the Hittites an account of recent explorations and discoveries in Asia Minor, with descriptions of the Hittite monuments by Garstang, John Published 1910 by Constable in London
  5. M. J. de Morgan Délégation en Perse (1900)
  6. Три комедии Аристофана. (Лисистрата. Лягушки. Бабья сходка). / Пер. Д. Шестакова. Казань, 1914
  7. Ахарняне. / Пер. А. Новоселова. // Сборник, издаваемый студентами Петерб. ун-та. Вып. 3. — СПб., 1866. — С. 260—340.
  8. Барельеф в Линкольншир Moorby church 15 в.
  9. Sebastian Brant Stultifera Navis, 1494
  10. Jean Geiler de Kaysersberg Navicula, sive Speculum fatuorum, 1511
  11. Мордва: Историко-культурные очерки / Ред. кол.: В. А. Балашов (отв. ред.), В. С. Брыжинский, И. А. Ефремов; Рук. авт. коллектива академик Н. П. Макаркин. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. — С. 462—463. — 624 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7595-1049-5.
  12.  (порт.). Associação Gaita de Foles. Дата обращения 24 сентября 2016.
  13. . www.novsu.ru. Дата обращения 28 февраля 2018.

Конструкция

Дудка представляет собой трубку с игральными отверстиями и свистковым приспособлением. Дудки отличаются размерами (длина от 20 до 50 см), формой трубок (существуют конусообразные, ровные, с расширением, сужением концов), количеством игральных отверстий, конструкцией свисткового приспособления. Для изготовления используют клён, ясень, орешник, граб, сосну, липу, крушину. Состоит из бузинной тростины, камыша, и имеет несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. В современной практике используют алюминий и эбонит. Бывают цельные и разборные. Дудки высверливаются, выжигаются, выкручиваются вручную, точатся на токарном станке.

Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector