Язычковые музыкальные инструменты

Варганы разных народов

Алтайский комус

К 80-м годам XX века алтайский варган сохранился только в отдалённых районах Горного Алтая. Серийный выпуск комусов начали в 1987 году мастера С. А. Дейн и Владимир Петрович Поткин.

В последующие годы производство продолжили Владимиру Петрович и Павел Петрович Поткины, создав наиболее известные и продаваемые по всей России и за рубежом инструменты[источник?]. В наши дни алтайский комус — небольшой, латунный — воспринимается как наиболее типичный варган.

Балийский варган

Индонезийский варган с острова Бали называется генггонгом (genggong). Он состоит из деревянного каркаса и язычка, вырезанных из сахарной пальмы. Отличительной особенностью инструмента является наличие прикреплённой к язычку струны, используемой для звукоизвлечения.

Башкирский кубыз

Известен башкирский варган — кубыз. Наиболее знаменитый мастер, изготавливавший башкирские кубызы, — Роберт Абдрахманович Загретдинов (1932—2016 гг.), варганист-виртуоз, исполнитель на курае, заслуженный работник культуры РФ и РБ.

Белорусский варган

Белорусский варган носил различные названия. В западных областях было популярно название «друмла», в южных (Полесье) и центральных — «дрымба», в восточных — заимствованное «варган», в центральных и северных — «вурган», «варганизма».

Археологические архивы, свидетельствуют о 6 найденных на территории Белоруссии варганах, датируемых от XII до XVIII вв. Среди них варган, найденный на территории археологического заповедника «Берестье» а также самый поздний варган, найденный под Друцком.

Этнографические упоминания варгана в Белоруссии: Из народной шутливой песни «Як верабейка жанiуся»

«…Сабралiся музыканты, ударылi у барабаны,

А сiнiца — у варганицу, а варона — у гармону…»

Камбоджийский ангкуть

На самом деле ангкуть (камбоджийский варган), родом не из Камбоджи — он относится к пнонгским бамбуковым инструментам. Пнонгские племена населяют территорию практически всей юго-восточной Азии. Пнонги, как и афганские пуштуны, не признают границ, чем вызывают недовольство тайских и вьетнамских пограничников, свободно и без особого напряжения пересекая их в любое время. Зажимается он губами, как раз посередине. Комус умещается в руке — в зависимости от того, левша вы или правша. А противоположная часть — для боя. Материалом является бамбук.

Мурчунга

Нераспространенная разновидность варгана, у которой язычок очень жесткий и выходит за место крепления.
Существуют мурчунги разных размеров, от 2 см до 4. Распространены в Непале, Индии, также делаются голландскими и словацкими мастерами

Русский варган (зубанка)

Кованый варган мастера Валерия Ерошева

Ещё в XIX веке музыковед Владимир Фёдорович Одоевский писал:

Нигде может быть нельзя собрать большего числа опытов по этому предмету, чем в России, где варганы составляют забаву почти всякого простолюдина.

До XVII века слово «варган» употреблялось по отношению к походному ударному (барабан) или клавишному духовому инструменту (орган).

В стихотворении Николая Алексеевичя Некрасова «В дороге» также упоминается варган:

…На варгане играть и читать — Всем дворянским манерам и штукам.

Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, этот инструмент встречался среди русского народа в XIX—XX веках, в особенности в Поволжье.

Татарский кубыз

Является татарской версией варгана. В современной татарской музыке употребляется нечасто, но раньше был одним из главных музыкальных инструментов. Отличаются татарские кубызы относительно тонким корпусом.

В наши дни татарские кубызы изготавливает мастер Тимур Вахитов, и они являются наиболее удачными моделями варганов, сочетающими чистоту звука и богатство обертонов.

Якутский хомус

Является одним из основных музыкальных и духовных инструментов.
Мастера по производству хомусов занимали высокое социальное положение.
Якутские хомусы отличаются характерным «трещащим» тембром.

Различают несколько типов хомусов:

  • Мас хомус — плоская, тонкая, сужающаяся к концу лучина из лиственницы;
  • Муос хомус — плоская рамка с вырезанным язычком из кости;
  • Биhилэхтээх хомус — металлический варган с кольцевой держалкой на корпусе;
  • Икки тыллаах хомус — варган с двумя язычками.

Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в Якутске.

Ответы знатоков

Беренис:

это называется ВАРГАН

Павел Васильев:

КУБЫЗ

Валерий:

на губе они бренчат, оттянут и зажигают

М@К$ИмК@!!!!!:

варган

Cherry *****:

это Хомус, он же Ваган

umbriako:

пластинчатый варган (ванныярар) — «ротовой бубен» из березовой, бамбуковой (плавун) , костяной или металлической пластинки.

Смотрящий в нет:

У многих тюркоязычных кочевых народов имеются сходные инструменты (кубыз — башкиры, комус — алтайцы, кантеле — нивхи, варган — европейский вариант)

Ангел Внутри:

Варган.

Друг №1:

Традиционный музыкальный инструмент пластинчатый варган (ванныярар) — «ротовой бубен» из березовой, бамбуковой (плавун) , костяной или металлической пластинки. Позднее появился дуговой двуязычковый варган.Варган — самый древний самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. В той или иной модификации варган встречается в древних культурах большинства народов мира.Варган имеет больше сорока различных названий. Наиболее употребимые названия варгана: комуз (на Алтае) , хомус (в Якутии) , дрымба (на Украине, в Беларуси) , кубыз (в Башкирии) , зубанка (в России) , шон-кобыз (в Казахстане) , темир-комуз (в Киргизии, где слово «темир», что значит железо, отличает варган от струнного инструмента комуза) .В Америке варган называют «еврейская лира» — Jew’s harp (Jew harp, Jew’s harp, Juice harp). На самом деле, сами американцы не могут объяснить, почему варган — и вдруг еврейский. Связи с евреями у этого инструмента нет никакой. Большинство музыковедов считают это слово ошибкой в словаре 19 века. Скорей всего, в названии имелась в виду Jaws harp — челюстная лира. Самое раннее упоминание о варгане найдено на древних римских фресках — изображение древнего оркестра включает человека, который явно играет на варгане. В России варганы особенно распространены в Якутии, Туве, на Алтае. Очень популярен варган на Западной Украине, в Беларуси, Молдове .Здесь подробнее

Карпов:

Варган

Внешне варган выглядит как небольшое устройство, которое «играющий» одной рукой прикладывает к губам чтобы при помощи манипуляций большого пальца второй руки извлечь растянутое вибрирующее звучание. С виду он похож на музыкальный инструмент и официально даже называется «музыкальным инструментом» .

Для многих непосвящённых, звуки, издаваемые варганом давно считаются необходимой аранжировкой в музыкальных и псевдомузыкальных композициях коренных народов севера от эскимосов Гренландии до жителей Чукотки и Якутии. Между тем, игра на варгане это отнюдь не музыкальное упражнение, а само понятие «музыка» применительно к этому устройству является не более, чем названием побочного следствия его применения. Варган – это механический заменитель наркотиков.

ins:

варган

Русский парень:

Варган.

crossroads:

варганвот ссылка на варганную музыку torrents /forum/viewtopic.php?t=524990

Александра Петровская:

Варган, а ещё есть точно такой же инструмент, только казахский-называется шанкобыз, он считается шаманским инструментом, так что не каждый может себе позволить играть на нём. вот =)

Денис …:

У меня есть такой, только вот играть на нем я не фига не умею ))))

МиКСвеМ. .:

короче деманический инструмент

Калимба

Почти такой же старый, как европейская государственность, инструмент, который при правильном обращении выдаёт такое по-настоящему сказочное звучание, после которого организм испытывает прилив восторга, а органы внутри меняются местами.

Названий и разновидностей примерно столько же, сколько племен в Африке. Кстати, инструмент зародился как раз в центральной части Черного континента и использовался для кровавых и не очень (как будто у них могут быть другие) ритуалов. Видимо, чарующий звук калимбы, или, как её называют, цанцы, санзы, мбиры, мбилы, ндимбы, лукембу, лалы, малимбы, нданди, ижари, мганги, ликембе, селимбы, вносил гармонию в их страшные акты и инициации. Ну и ко всему прочему, это прекрасный инструмент для медитации, погружения в себя и очищения своих чакр от разного рода гадостей.

Иногда удивляешься, как такие не развитые в плане прогресса племена смогли создать такой сложный и совершенный инструмент. Не зря европейцы назвали его «маленьким фортепиано». Калимба состоит из резонаторного корпуса и ряда язычков. Корпус калимбы может быть самой разнообразной формы, а в качестве материала традиционно используются долблёное дерево, панцирь черепахи или полая тыква. Современные калимбы изготавливают также из пластика. Язычки могут быть изготовлены как из дерева или бамбука, так и из металла. Количество язычков варьирует от 4 до 60, в зависимости от диапазона инструмента. Настроить калибму – задача не из легких, нужно ко всему прочему настроить длину язычков, а уж потом наслаждаться звуком.

Звучание калимбы зависит и от размера инструмента. Чем больше, тем ниже звук – именно такой подходит для суровых африканских ритуалов. А маленькие больше напоминают по звучанию музыкальную шкатулку. Но каким бы ни был звук, когда садишься, кладешь калимбу на колени, зажимаешь ладонями и начинаешь дергать язычки большими пальцами, производя простые гармонии, ты через мгновение уносишься куда-то внутрь своего сознания, в страну добра и благодати. Впрочем, если хочешь разнообразить музыку в своей фолк-группе, то можешь не стесняться, калимба подходит и как аккомпанирующий инструмент, на котором можно играть аккордами.

Артикуляция гласных

Важнейшим элементом игры на варгане является артикуляция гласных. Более того, многие традиции, игры используют этот прием в качестве основного. Если мы правильно и красиво поем гласный звук, то в этот момент начинают рождаться обертона. В момент перехода от одной гласной буквы к другой рождаются многочисленные резонансы в пазухах черепа, что добавляет невероятную красоту и колорит звучанию.

Артикулируемые гласные звуки делятся на две категории: открытый и закрытый звук. Звук, который резонирует в ротовой полости при закрытой гортани, называется закрытым. В том случае, если подхватываемый равномерным дыханием он опускается глубоко внутрь тела, он является открытым..

Прежде чем приступить к выполнению упражнений с хомусом, мы настоятельно рекомендуем пропеть гласные голосом. При этом старайтесь ощущать, как внутри вас рождаются обертона, как вибрация распространяется внутри тела. Очень полезным упражнением является пение слога «ОМ»… При этом издаются звуки А_О_У_М. «А» рождается в корне языка; «У» появляется из середины; «М» возникает на кончике языка при смыкании губ; «О» промежуточная стадия между «А» и «У». Таким образом звук плавно должен переходить один в другой. «М» звучит в два драза дольше чем «А», «О» и «У». Подобная практика, научит вас слышать обертона в собственном голосе и сделает его громче, звонче и увереннее.

Артикуляция открытых звуков «а-о-у-и» На каждый звук приходится один удар по язычку, все четыре звука произносятся сначала на вдохе, затем на выдохе. Дыхание ртом.

ртикуляция открытых звуков «иу-оа». На пару звуков приходится один удар по язычку, все четыре звука произносятся сначала на вдохе, затем на выдохе. Дыхание ртом

Артикуляция гласных «аа». При этом первый звук «А» закрытый плавно переходящий во второй открытый «А». Оба звука на один удар. Четыре повторения на вдохе, четыре на выдохе

Этнографическая специфика

Под разными названиями, аналогичный инструмент и его модификации встречаются у большинства народов мира. Варган является одним из древнейших музыкальных инструментов; его точное происхождение не установлено, хотя исследования Фредерика Крейна говорят о том, что варган мог появиться пять тысяч лет тому назад на территории Южной Азии, распространяясь позднее через Азию и Европу вплоть до Африки и Нового Света. Тем не менее, если учитывать, что архаичным прапредком варгана могла быть обычная ветка или щепка (аналогичный инструмент, ыяш-хомус, до сих пор известен в Туве), — зарождение варгана может приходиться на значительно более древний период. В этом случае вопрос о географии происхождения инструмента практически неразрешим. В Европе самые ранние находки были сделаны в Восточной Франции. 1868 году в Руане были найдены пять бронзовых варганов, относящихся скорее всего к галло-римскому периоду (V—VII вв). В Древнем Риме варган был известен как crembalum или trombula. В немецко-говорящих странах, где инструмент был особенно популярен в народной музыке, его называли Brummeisen.

Некоторые из встречающихся названий инструмента:

Названия в регионах РФ Названия в других странах
Название Регион Название Страна
хомус Саха (Якутия) мунхарпа Норвегия
тумран Ханты-Мансийский АО коусянь Китай
ванны яяр Чукотский АО дан мои Вьетнам
комус Республика Алтай маультроммель Австрия, Германия
ҡубыҙ Башкортостан Англия, США
демир-хомус Тува марранцано Италия
тимир-хомус Хакасия шанкобыз Казахстан
кубыз Татарстан доромб Венгрия
купас Чувашия темир-комуз/ооз-комуз Киргизия
ымкрезь Удмуртия муккури Япония
морчанг Гуджарат (Индия)
занбурак Иран
дрымба Закарпатье (Украина)
варган Подолье, Центральная Украина
дамбрялис Литва

По самым смелым подсчётам всего известно более тысячи различных названий инструмента

На территории России культура варганной музыки особенно развита: в Горном Алтае, в Башкортостане (см. кубыз), Туве, Хакасии и Якутии. На территории бывшего СССР варганы наиболее широко распространены в Казахстане и Киргизии.

Звучание

Несмотря на свою конструктивную простоту, варган обладает неповторимым звучанием, при этом многим оно кажется неестественным, компьютерным, электронным. Инструмент считается самозвучащим. Исполнить на нём традиционные мелодии, а также некоторые танцевальные ритмы, которые применялись для создания ритуальной атмосферы в древности. Сейчас эти вибрирующие звуки были изучены и исследователи отмечают, что варган обладает богатым тембром и диапазоном звукоизвлечения, причем разброс частот происходит от самых низких, до самых высоких 16-20.000 Гц. Сейчас во многих странах мира происходит возрождение этого инструмента, его включают во всевозможные ансамбли этнической музыки, а также используют в качестве перкуссионного дополнения.

Случаются прецеденты использования варгана как солирующего инструмента. Стоит варган недорого, поэтому каждый может себе позволить иметь дома это нехитрое приспособление. Извлечение звука происходит посредством руки, а закрепляется инструмент во рту. Существует множество различных техник, которые позволяют добиться потрясающего результата. Специфический звук варгана очень ценится в настоящее время, но его нельзя настроить или изменить, для этого нужно применить другие материалы для корпуса и язычка. В целом инструмент заслуживает самой высокой оценки, и по праву называется «прародителем всех музыкальных инструментов». В сети можно найти множество обучающих роликов для начинающих, которые дадут основы для примитивной игры.

История появления варгана

Из-за относительной простоты изготовления и обширной звуковой гаммы, варганы, независимо друг от друга, появились в культурах разных народов мира. Сейчас известно более 25 разновидностей этого инструмента.

Европейские разновидности

В Норвегии одним из инструментов фольклора стал мунхарпа. Отличительной особенностью инструмента является то, что его часто делали из костей животных.
Английский jew’s-harp – популярный по сей день инструмент, практически ничем не отличается от варгана. Из-за политики Британской Империи, во многих бывших ее колониях (в том числе США) губные идиофоны до сих пор называют jew’s-harp.
Немецкие племена, проживавшие на территориях современной Германии и Австрии, изобрели свою разновидность – маультроммель. Музыкальный инструмент вырезался из дерева, а умельцы играли на нем на каждом празднике.
В Италии есть инструмент – марранцано, который ни чем не отличается от знакомого нам варгана.
В Венгрию, в свою очередь, древние переселенцы из Азии привезли музыкальный инструмент – Доромб. Возможно, именно венгерский доромб стал прототипом всех европейских идиофонов.

Азиатские варганы

Многие историки считают, что звуковые идиофоны пришли к нам из Азии вместе с великим переселением народов. Ведь на самом деле, почти у каждого азиатского народа был свой инструмент, по принципу работы похожий на варган.
Возможно, первым варганом был иранский занбурак. Персидские жрецы использовали различные тембры занбурака для устрашения королей, создания мифической атмосферы. Ни одно предсказание жрецов не проходило без пугающей музыки варгана.

В древние времена Япония и Китай активно торговали друг с другом. Одновременно с этим шел культурный обмен островного государства с большим континентом. Китайский варган называется коусянь, японский – муккури. Оба идиофона изготовлялись по одной технологии и из одного материала, но по-разному назывались.
Морчанг – варган, распространенный в индийском штате Гуджарат. Правда в центральной Индии этот идиофон не особо распространен.
В Киргизии и Казахстане также есть разновидности этого инструмента: темир-комуз и шанкобыз соответственно.

Варганы в России, Украине и Белоруссии

Во время культурного обмена с азиатскими странами инструмент быстро распространился среди всех славянских народов. Название «варган» пришло к нам из центральной Украины. На территории Белоруссии варган называли друмла или дрымба. В России в основном прижилось украинское название, хотя иногда используют и другие названия инструмента:
— Хомус;
— Тумран;
— Ванны ярр;
— Комус;
— Демир-хомус;
— Тимир-хомуc;
— Кубыз;
— Купас;
— Ымкрезь.

Простой музыкальный инструмент своей историей объединил почти половину стран Евразии. Этот инструмент использовали в классической и народной музыке, известные композиторы и просто музыканты виртуозы. Умельцы игры на варгане есть и сейчас, ведь даже несмотря на свою простоту, на варгане можно играть необычные, красивые и мистические мелодии.

Разновидности якутских хомусов

Все этапы развития якутской культуры можно проследить по существующим ныне видам хомусов.

ДЕРЕВЯННЫЙ ХОМУС. О существовании такого хомуса у якутов свидетельству­ют записи А. Миддендорфа 1878 года. Деревянный хомус обычно изготавливался из лиственничной или березовой древесины, имел тонкий язычок, на который привязы­валась жилка.

КОСТЯНОЙ ХОМУС. Как известно из работ некоторых исследователей и воспоми­наний очевидцев, у якутов был костяной хомус.

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ХОМУС. Самый распространенный вид якутского хомуса, ко­торый отличается от остальных особым богатством звучания. Применялся ранее в ритуальных целях и в исцелении. Его изготавливали путем плавки из железной руды и последующей ковки.

ХОМУС С ДВУМЯ ЯЗЫЧКАМИ. В древности такой хомус выплавляли из меди и железа. Обычно из меди изготавливалась основа хомуса, а из железа — язычок. На нарисованном А.И. Чаховым древнем хомусе язычки одинаковой длины и толщины. Также изображен хомус с язычками разной ширины, которые насажены на специаль­ные основания. Так как зазоры между язычками слишком маленькие, скорее всего ис­полнитель извлекал звуки на таком хомусе, играя одновременно на обоих язычках.

В настоящее время между двумя язычками хомуса оставляются такие зазоры, ко­торые позволяют исполнителю играть попеременно двумя пальцами. За счет язычков разной длины и толщины извлекаются звуки разной тональности и общее звучание инструмента получается богаче.

ХОМУС С КОЛЬЦОМ. С целью увеличения громкости звука хомуса А.И. Чахов в 60-х годах прошлого столетия придумал вид хомуса с кольцом. При игре на таком хо­мусе имеет значение положение ладони, которую для достижения наиболее яркого и громкого звучания, необходимо складывать в виде рупора.

Варган

Первые варганы были найдены в Азии, а некоторые — и в Океании. Самому древнему варгану, найденному в руинах города Шимао уезда Шеньму в Китае в 2018 году, около 4 тысяч лет. Но это не значит, что этому типу инструмента только 4 тысячи лет, так как варганы делались из примитивных сплавов, легко ржавеющих в земле. За короткое время они полностью истлевали, и оставались только декоративные элементы из костей. Варган из Шимао же был сделан из кости, поэтому он так хорошо сохранился.

Кстати, у многих людей этот музыкальный инструмент, благодаря вестернам вроде «Долларовой трилогии» и музыке для этих фильмов, написанной Эннио Морриконе, ассоциируется с индейцами. Но на самом деле в Северную Америку варганы привезли только во времена колонизации в XVI–XVII веках. На них выменивали пушнину и другие интересные испанцам, британцам и французам товары. В Европе варган был распространён с XI по XIX век, а в России этот инструмент появился приблизительно в XIII веке.

Варган — это инструмент, из которого звук извлекается с помощью колеблющегося в проёме рамки язычка. Инструмент состоит из металлического язычка, закреплённого одним концом на металлическом каркасе, деки и крючка. Каркас служит для закрепления варгана перед зубами. Чтобы извлечь звук, нужно установить варган в ротовую полость, прижать к передним зубам и начать двигать пальцем по язычку. При этом между зубами должен оставаться промежуток, который позволит беспрепятственно проходить язычку варгана.

Варган всегда считался инструментом шаманов. Благодаря умелому изменению тембра, можно ввести человека даже в подобие транса, чем и пользовались многие северные народы, вызывая таким образом духов. Резонатором в данном инструменте служит не его конструкция, как, к примеру, в гитаре, а ротовая полость: изменяя положение рта и дыхание, можно достигать разного звукового спектра — от достаточно тонких звуков до «сочного» баса.

Если ты хочешь научиться играть на варгане, но не знаешь что выбрать, то можешь воспользоваться советами экспертов. К примеру, на сайте в разделе FAQ достаточно подробно описаны виды этого инструмента и то, какой звук из них можно извлечь. Кстати, у Обертон Про есть школа, где обучают игре на варгане. И если ты хочешь не просто дёргать язычок и прыгать вокруг костра, а извлекать ровный красивый звук, то стоит поучиться игре на этом инструменте.

Гусли

Сергей Плотников: «У меня есть два любимых инструмента — гусли и колесная лира. Гусли — инструмент, на котором можно играть практически все. Можно петь духовные стихи, былины складывать, исполнять плясовые, протяжные наигрыши или просто музицировать. Не все современные песни подходят под гусли, но хорошо звучат песни Виктора Цоя.

Народные гусли были трех видов: лирообразные, крыловидные и шлемовидные. Самый древний вариант — лирообразные гусли, которые вышли из употребления в XIV веке. У них малое количество струн — 5–6 штук и не очень большой диапазон звучания. Садко, Ставр Годинович, Добрыня Никитич — все былинные герои, по идее, должны были играть на лирообразных гуслях. Затем появились крыловидные гусли, которые народ использовал вплоть до 1980-х годов. Шлемовидные гусли были очень популярны на картинах и в кино. Но они относились к народной традиции марийцев и чувашей. У русских в народной традиции — крыловидные гусли, а шлемовидные считались инструментом благородного общества, поэтому крестьянами не использовались.

Раньше, когда еще не умели производить проволоку, для гуслей использовались кишечные и жильные струны или струной служил скрученный конский волос. Затем струны стали металлическими, они намного громче звучат. Кстати, в Средние века во время игры на танцах громкость была одним из главных достоинств инструмента.

Струнные музыкальные инструменты (хордофоны)

Струнные музыкальные инструменты (хордофоны): по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (напр., скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин).

1. Скрипка — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета.

2. Виолончель — музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15—16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17—18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари.

3. Гиджак — струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, туркменский, уйгурский).

4. Кеманча (каманча) — 3-4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

5. Арфа (от нем. Harfe) — многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения — в третьем тысячелетии до нашей эры. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 году С. Эраром (S. Erard) во Франции.

6. Гусли — русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли («звончатые») имеют 4-14 и более струн, шлемовидные — 11-36, прямоугольные (столообразные) — 55-66 струн.

7. Гитара (исп. guitarra, от греч. кифара) — струнный щипковый инструмент лютневого типа. В Испании известна с 13 века, в 17-18 веках распространилась в странах Европы и Америки, в том числе как народный инструмент. С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, 7-струнная получила распространение преимущественно в России. В числе разновидностей так называемая гавайская гитара; в современной эстрадной музыке используется электрогитара.

8. Балалайка — русский народный 3-струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880-х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее — С. И. Налимовым.

9. Цимбалы (польск. cymbaly) — многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др.

10. Фортепьяно (итал. fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Появление современного типа фортепьяно — с т.н. двойной репетицией — относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 вв.

11. Клавесин (франц. clavecin) — струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Известен с 16 века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, верджинел, спинет, клавицитериум.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector