Самые необычные музыкальные инструменты
Содержание:
- Разновидности цимбал
- Примечания
- Вотерфон
- Кошачье фортепиано/Кошачий клавесин/Кошачий орган
- Терменвокс
- Кризалис
- Стеклянная гармоника
- Эрху
- Духовые музыкальные инструменты
- Флейты
- Клавишные
- Стеклянная гармоника
- Терменвокс
- Ударные музыкальные инструменты
- Стеклянная гармоника
- Омникорд
- «Змеевик»
- Паноптикон (Singing Ringing Tree)
- Стеклянная гармоника
Разновидности цимбал
В настоящее время цимбалы используются на практике в двух направлениях:
1. Народно-аутентичное;
2. Профессионально-академическое.
Соответственно применяются две разновидности цимбал: народные и концертно-академические. В процессе своего бытования цимбалы, безусловно, совершенствовались, Р. В. Подойницына в статье «О взаимообусловленности развития музыкального инструментария и исполнительского стиля сравнивает форму, размеры и детали конструкции фольклорных и усовершенствованных цимбал «Прима».
Формой обоих инструментов является правильная равнобокая трапеция. Размеры корпуса народных цимбал варьируются: нижнее основание — 705-1.150 мм., верхнее 510-940 мм., боковые стороны — 255 400 мм., высота — 33-95 мм., ширина — 235-380 мм. Профессиональные цимбалы обладают другими показателями: нижнее основание 1000 мм., верхнее — 600 мм., боковая сторона 535 мм., высота 65 мм., ширина — 490 мм.
Фольклорные цимбалы имеют три, чаще всего две подставки: справа — басовая; слева — голосовая, которые делят струны на кварты и квинты. На голосовой подставке справа располагаются «голоса средние», слева — «голоса высокие». Благодаря этому возникает звукоряд, состоящий из трех регистров. Вверху, между основными подставками находится дополнительная маленькая, для одного ряда струн. У профессиональных цимбал шесть подставок: две основные и четыре дополнительные нижняя и три верхние, которые делят струны на квинты, терции и секунды.
Различия между инструментами в количестве рядов струн, числе струн в одном ряду, их длина и сечение. У народных цимбал чаще 12-17 рядов, в каждом из которых 3-8 струн, чаще 4-5; длина звучащей струны 630-825 мм. для низких звуков и 260-315 мм. для высоких. Народные исполнители использовали струны разного сечения — 0.1-1.0 мм. В настоящее время народные музыканты играют на инструменте со струнами одного сечения. В отличие от народных, академические цимбалы имеют 29 рядов струн; по две струны в одном ряду в девяти нижних рядах и по три в остальных. Длина звучащей струны колеблется от 680 мм. до 700 мм. В профессиональных инструментах используются струны пяти сечений (от 0.4 до 0.7 мм. и витых канителью), что сказалось на их тембре во всех регистрах менее ровном.
Объем звукоряда народных цимбал чаще всего 2-2.5 октав (до-ми2), в основе которых диатоника с хроматизацией отдельных ступеней. Звукоряд академического инструмента иной: он хроматизирован и расширен (соль-си3).
Народные исполнители чаще всего держат инструмент на коленях, а в профессиональной практике цимбалы стоят перед музыкантом.
Звукоизвлечение, и в народном, и в профессиональном исполнительстве осуществляется при помощи палочек — молоточков, которые в народной практике распространились как «крючки».
Музыканты обеих традиций держат молоточки между средним и указательным пальцами, собирая остальные в кулак. Народные молоточки индивидуальны по размерам, их длина — от 140 до 240 мм. Палочки профессиональных цимбалистов закреплены за правой и левой рукой, что отсутствует в народной исполнительстве, их длина — от 125 до 135 мм., вес — 8-9 г.
Народные музыканты «крючки» не обшивают, играя по металлу деревом. Под воздействием профессиональной музыки, которая требует динамического и тембрального разнообразия звука, цимбалисты академического типа начали обшивать молотки замшей, используя при этом небольшое количество ваты
Обшивка — дело исключительной важности. Жесткая обшивка дает звук резкая, неприятный
Слишком мягкая глухой, неясный.
Характерными особенностми народных цимбал являются:
— отсутствие глушения открытых струн;
— строгая функциональность: правая рука играет мелодию, левая «подбивает» ритмико-гармоническое заполнение;
— палочки не имеют обшивки;
— цимбалы держат на подвесе (один из вариантов) или кладут на колени.
Важную роль в становлении профессиональных цимбал сыграла социальная среда. В сельской местности конструкция цимбал, их трактовка и художественная функция осталась неизменной. Городская среда, наоборот, способствовала приобщению музыкантов к профессиональному академическому искусству и «подтолкнула» к реконструкции инструмента, что в дальнейшем отразилось на исполнительском уровне.
Примечания
- ↑ , pp. 12—14.
- , pp. 6—7.
- Ferris, pgs. 18-20
- Means, Andrew. «Hey-Ya, Weya Ha-Ya-Ya!» in the Rough Guide to World Music, Volume 2, pg. 594
- Nettl, pg. 201
- Nettl, pgs. 201—202
- Hall, pgs. 21-22
- Crawford, pgs. 77-91
- Nettl, pg. 171
- Ewen, pg. 53
- Ferris, pg. 50
- Garofalo, pg. 19
- Garofalo, pg. 44
- Rolling Stone, pg. 20
- Máximo, Susana and David Peterson. «Music of Sweet Sorrow» in the Rough Guide to World Music, Volume 1, pgs. 454—455
- Hagopian, Harold. «The Sorrowful Sound» in the Rough Guide to World Music, Volume 1, pg. 337
- Kochan, Alexis and Julian Kytasty. «The Bandura Played On» in the Rough Guide to World Music, Volume 1, pg. 308
- Broughton, Simon and Jeff Kaliss, «Music Is the Glue», in the Rough Guide to World Music, pgs. 552—567
- Burr, Ramiro. «Accordion Enchilada» in the Rough Guide to World Music, Volume 2, pg. 604
Вотерфон
Вотерфоны разных размеров.
Вотерфон изобрел и запатентовал Ричард Уотерс в 1968 году. В качестве музыкального инструмента вотерфон использовался в саундтреке таких фильмов, как «Впусти меня», «Полтергейст» и «Матрица».
Главная роль в инструменте отведена воде, благодаря которой он и звучит. Вотерфон состоит из чаши-резонатора из нержавеющей стали и множества бронзовых стержней различной длины, расположенных по краю чаши. Звуки извлекаются при помощи смычка, резиновых молоточков, пальцев и всего, что может создавать вибрации. Движение воды внутри чаши изменяет звучание вотерфона.
Звучание инструмента сравнивают с пением китов. По словам самого Уотерса, однажды Джим Ноллмен, друг изобретателя, играл на вотерфоне посреди океана
Уотерс утверждает, что импровизированный концерт недалеко от Гавайев привлек внимание синих китов, которые окружили Ноллмена и не уплывали до тех пор, пока мужчина не закончил выступление
Кошачье фортепиано/Кошачий клавесин/Кошачий орган
Подтвержденных сведений о существовании реального прототипа кошачьего фортепиано не существует, а сам инструмент описывается только в литературе XIX века в виде гротескной идеи. Тем не менее, мы не могли не включить его в список необычных музыкальных инструментов.
Описание кошачьего фортепиано первым сделал немецкий ученый Афанасий Кирхер в середине 1650-х годов. Согласно Кирхеру, инструмент состоит из цепи из 7-9 кошек, зафиксированных на одном месте, чьи хвосты связаны с клавиатурой. Кошки и коты подбираются по высоте тона мяуканья. Нажатия клавиш тянуло животных за хвосты, которые начинали кричать от боли. Таким образом, описанный немцем инструмент ближе к клавикорду, чем фортепиано, которое во времена Кирхера не существовало.
Упоминание о подобном инструменте (независимо от описаний Кирхера) встречается в произведении «Музициана, отрывки из сочинения о редких или странных изобретениях» французского писателя Жана-Батиста Векерлена, написанном в 1887 году. Векерлен рассказывал об инструменте «пиганино»(от англ. Pig — свинья), в котором в качестве источника звука использовались свиньи.Вообщем, история по своему ужасу и интриге не уступает лучшим работам Эдгара Аллана По. Предлагаю посмотреть нуарный короткометражный фильм «Кошачье фортепьяно» (The Cat Piano):
Терменвокс
Звуки терменвокса слушатели услышали в 1920 году, а создал его русский изобретатель Лев Термен. Работал ученый в физико-техническом институте Петрограда, экспериментируя с радиоволнами.
В результате получился инструмент, извлекающий странные, даже жутковатые звуки. Конструкция имеет множество антенн, а звуки и тональность меняется в зависимости от расстояния между антеннами и руками музыканта.
Не получил большой популярности в оркестрах, зато режиссеры фильмов ужасов с удовольствием применяли его при создании своих кинокартин.
3
Кризалис
Кризалис.
Струнный музыкальный инструмент под названием «Кризалис» сконструирован Крисом Форстером в 1975 году. Форстер признается, что дизайн инструмента создавался под влиянием каменных календарей ацтеков. Изобретатель описывает звучание инструмента, как игру ветра на арфе.
Идея создания кризалиса пришла в голову Крису в тот момент, когда его заинтересовала возможность использовать колесо с натянутыми струны в качестве музыкального инструмента. Кризалис представляет собой два деревянных колеса, на которые натянуто по 82 струны. Во время игры колеса свободно вращаются в противоположных направлениях.
Стеклянная гармоника
Музыку необычного фантастического звучания издает удивительный музыкальный инструмент из стекла – стеклянная гармоника. Прообразом инструмента послужила игра на стеклянных стаканах, когда звук извлекался прикосновением мокрых пальцев к краю разных по объему емкостей.
Позднее (конец ХVIII в.) стаканы заменили полусферическими чашечками, одинаковыми по форме, но разными по объему, надетыми на металлический стержень. Края чашечек опускались в воду, стержень вращался, и прикосновение к влажному краю чашки издавало мелодичный нежный звук.
Необычное звучание заинтересовало Моцарта, Бетховена, Штрауса, и они написали произведения специально для стеклянной гармоники.
Интересно! Музыка необъяснимо действовала на слушателей, выводя, например, из душевного равновесия, приводя к расстройству психики или пугая животных. В связи с этим в нескольких городах Германии стеклянная гармоника какое-то время была под запретом.
На долгое время стеклянная гармоника была забыта, а сейчас интерес к необычной музыке возрастает, и уникальный инструмент вновь популярен.
Эрху
Эрху, необычный древний музыкальный инструмент китайских кочевников, имеет тысячелетнюю историю. Игра на нем скрашивала скучный быт во время кочевых переходов и была неизменным спутником празднеств. Более широкое применение инструмент получил в VII-X в. н. э. Сейчас используется в сольных выступлениях, в оркестровых композициях, в оперных и театральных постановках, в джазе и фольклорной музыке.
Современная модификация инструмента немного отличается от древней – сейчас шейка имеет длину около 81 см, а ранее составляла 50-60 см. На нее крепятся сделанные из металла или жил две струны.
Для изготовления корпуса-резонатора, шестигранного или цилиндрического, используют древесину красного дерева, палисандра, на изготовление деки-мембраны — змеиную кожу.
На бамбуковом смычке, немного изогнутом, струна из конского волоса, а сам смычок крепится между струнами, составляя единое целое с остальными деталями.
Игра на удивительном музыкальном инструменте специфична — он расположен вертикально и упирается в колено игрока, в правой руке которого смычок, а левая, не прижимая струны к шейке, совершает направленные вниз движения.
Звучание эрху органично вплетается в мелодию композиции и уносит слушателей в фантастический мир, сливаясь с музыкой души, а сольное исполнение заставляет замереть и забыть о времени.
Духовые музыкальные инструменты
Флейта — трубковидный духовой инструмент, имеющий в верхнем конце отверстие, в которое музыкант дует без посредства дульца. Применялась, как в быту, так и в богослужении. В синодальном переводе встречается в виде свирели и органа. Есть подозрения, что этим словом так же обозначали инструмент, похожий на волынку.
Флейта (угав)
Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. (Пс.151:4)
Флейта (халиль) — разновидность гобоя. Существовали как одинарные, так и двойные халили. Звук извлекался с помощью двойной трости, вставленной в верхнее колено. Одновременно исполнитель дул как в основную трубку, так и в дополнит. трубочку, причем обе они были снабжены узкими отверстиями. Двойная флейта позволяла играть мелодию на одной своей части, а аккомпанемент — на другой.
Флейта (Халиль)
Флейты
История флейты, считай, история всего человечества. Самым первым музыкальным инструментом был, безусловно, барабан, вернее, его исторический прототип, потому как древний человек только и мог, что тарабанить по предметам. А уж потом кто-то догадался, что если просверлить или прожечь прут изнутри и подуть в него, то он подарит разнообразие звуков. А если ещё просверлить дополнительные отверстия, то получится что-то волшебное. Так появилась прародительница всего духового – свирель.
У каждого народа она была своя. Некоторые считали, что сверлить отверстия – дело неблагородное. Этими некоторыми были греки, которые соединили несколько пустотелых трубок разного размера в ряд и создали мистическую флейту пана, от которой так и веет духами леса, доисторическими мифами и легендами. Разновидностей у этой флейты тоже очень много, собственно, каждый народ именует её по-своему. Но греческие мифы приписывали владение инструментом козлиному покровителю скотоводства и дикой природы по имени Пан (никакого отношения к Польше и Украине он не имеет), и когда Пан играл, вокруг него постоянно плясали разгоряченные нимфы, с которыми он устраивал достойные Рона Джереми оргии. Размеры у флейты Пана разные, как и диапазон, но её естественный, древний, экологически чистый звук нельзя сравнить ни с чем. Ни с воплями Дженис Джоплин, ни с электронными причудами Mr Oizo.
Уже в веке 14-м появилась совершенно другая флейта с приставкой «блок». Этот самый блок расположен в мундштуке флейты, благодаря чему простая свирель обретает благородный звук. Именно для этого простого инструмента и писали все те странные мужчины в париках из эпохи Ренессанса. Играть на ней, конечно, посложнее, как-никак 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и один на тыльной – так называемый октавный клапан. Плюс последние два отверстия двойные, так что если неправильно зажать, то получится неприятный звук, напоминающий предсмертный хрип висельника. Но вместе с тем играть на ней в сто раз проще, чем на поперечной флейте. Тут желательно консерваторское образование иметь. Кстати, если не нравится высокое «не пацанское» звучание, купи себе альтовую блокфлейту, которая звучит так же мужественно, как крик маршала Жукова. Единственное, она больше в размерах, но кого это останавливает?
Клавишные
В четырнадцатом веке музыкальный мир обогатился новым инструментом — клавикордом. Он стал представителем нового поколения музыкальных инструментов — клавишных. Клавикорд довольно быстро набрал популярность, а её пик пришёлся на средние века. В девятнадцатом столетии, инструмент был практически забыт, но в двадцатом возвращён к жизни, когда появилась потребность в сохранении музыкальной исторической культуры. Сегодня клавикорд кажется экзотическим, но, для своего времени, он был вполне обычным. В качестве аналогичного, но современного примера можно привести историю с кассетным видеомагнитофоном, он стал экзотикой всего за пятнадцать лет.
Клавикорд
Вслед за клавикордом, появился ещё один клавишный музыкальный инструмент — клавесин, который по распространению и популярности превзошёл своего старшегособрата». Конечно, рояль, стал вершиной технического развития клавишных инструментов и затмил собой все, которые были до него, но все, же оригинальность клавесина остаётся неизменной.
Стеклянная гармоника
Стеклянная гармоника с модифицированной конструкцией: вместо стаканов внутри используются фарфоровые чаши.
Прародителями стеклянной гармоники послужили самые обыкновенные стаканы, игра на которых была известна в Европе с середины XVII века. С годами изобретательность и уровень мастерства музыкантов неустанно рос, а вместе с ними росла и популярность инструмента.
Прибывший в 1757 году в Лондон Бенджамин Франклин не смог устоять перед необычным звучанием стаканов, что вдохновило его на создание стеклянной гармоники. Заменив посуду на стеклянные полусферы, Франклин поместил полусферы на железную ось, которая вращалась при помощи ножной педали.
Нижние края полусфер погружались в ящик-резонатор, наполненный водой, что позволяло равномерно увлажнять стеклянные емкости. В свою очередь прикосновения пальцев музыканта к влажным полусферам приводило к появлению нежного и приятного звука.
В течение XVIII-XIX вв. обновленный инструмент пользовался огромной популярностью. Так, стеклянную гармонику в партитуры собственных произведений вводили Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Михаил Иванович Глинка, Рихард Штраус и многие другие композиторы. Тем не менее, в среде композиторов находились и противники гармоники, считавшие, что звук инструмента пугает животных, негативно влияет на душевное состояние людей, приводит к преждевременным родам и расстройству рассудка. Дело дошло до того, что в начале XIX века в некоторых городах Германии использовать стеклянную гармонику запретили, что вскоре привело к «вымиранию» музыкального инструмента.
В XX веке к стеклянной гармонике вновь начали проявлять интерес, а инструмент смог покинуть стены музеев и частных коллекций. С течением времени внешний вид инструмента всячески изменялся, но идеи Франклина оставались основополагающими.
Терменвокс
Терменвокс — необычный электромузыкальный инструмент, созданный русским физиком и изобретателем Левом Терменом в 1919 году. Главной частью терменвокса являются два высокочастотных колебательных контура, настроенные на общую частоту. Электрические колебания звуковых частот создаются генератором на электронных лампах, сигнал пропускается через усилитель и превращается громкоговорителем в звук. Игра на терменвоксе заключается в том, что исполнитель управляет его работой, изменяя положение ладоней возле антенн инструмента. Двигая рукой вокруг стержня, исполнитель регулирует высоту звука, а жестикуляции вокруг дуги позволяет влиять на громкость. За счёт изменения расстояния ладоней музыканта к антенне инструмента меняется индуктивность колебательного контура, и как следствие, частота звука. Одной из первых и самых выдающихся исполнительниц на этом инструменте была американская музыкантша Клара Рокмор.
2
Ударные музыкальные инструменты
Тимпан — бубен, или ручной барабан, разновидность тамбурина, который представлял собой деревянную или металлическую раму, обтянутую кожей животного, по краям был увешан бубенцами. На ручных тимпанах играли в основном женщины, но были и большие тимпаны, на которых играли мужчины. Игра производилась руками, без палочек.
Мозаика «Триумф Бахуса», Тунис, III в. н. э. Тимпан можно увидеть в руках у женщины в центре.
Чаще всего тимпан употреблялся для сопровождения танцев во время народных увеселений, но не чурались им и во время богослужений. Один из примеров применения тимпана можно прочитать в Исх.15:20, где описана радостная песня восхваления Бога, когда Он уничтожил войска фараона в море:
Кимвалы — это тарелки. Обычно это были два медных тарелкообразных диска диаметром от 8 см., которыми, держа их в вертикальном или горизонтальном положении, ударяли друг о друга.
Бродячие музыканты. Мозаика из «Виллы Цицерона» в Помпеях.150-125 гг. до н.э. Кимвалы, в виде маленьких тарелок, держит мужчина посередине. Так же на мозаике присутствует тимпан у мужчины справа и флейта (халиль), о которой мы будем говорить ниже, у человека слева.
Кимвалы использовались как аккомпанирующие инструменты для создания сильного шумового эффекта, они имелись и в храмовых оркестрах.
Систры — инструмент, заимствованный у египтян. При покачивании он издавал звеняще-дребезжащие звуки. Систры представляли собой снабженную ручкой деревянную или металлическую раму с отверстиями по обеим сторонам, куда вставлялись железные палочки или проволочки (обычно три). Видимо, к палочкам привешивались металлические колечки. Другая разновидность этого инструмента состояла из деревянной рамы с подвешенными к ней металлическими стержнями, на которые нанизывали небольшие металлические диски.
Нефертари с систром в руке. Фреска храма Абу-Симбела.
Стеклянная гармоника
Этот музыкальный инструмент был создан в середине XVII века. Он представлял собою полусферические стеклянные чашечки, нанизанные на железную основу. Стаканчики имели разную толщину, что влияло на тон звука. Мелодию из стеклянной гармоники называли небесной или райской. Многие композиторы того времени увлеклись «хрустальным» творчеством. Но затем что-то пошло не так. Гармонику начали запрещать. Считали, что она плохо влияет на поведение животных и на эмоции людей. В начале XX столетия искусство было утеряно
Но недавно оно возродилось, и с тех пор приковывает к себе внимание меломанов. Одним из представителей этого вида музыки стал Вильям Зейтлер
Омникорд
Омникорд был создан в 80-х годах прошлого столетия. С его помощью можно сочинять собственные песни тем, у кого нет музыкальных знаний. Нажатие на кнопки создаёт звуки, а металлические пластины нужны для искажения переливов. Обидно, но этот инструмент не обрёл широкого распространения, и редко используется музыкантами. А ведь услышав его звучание, многие испытывают ощущение «дежа-вю». Определённо, что-то подобное они уже слышали. Причина в том, что омникорд — по сути, модернизированная смесь гуслей и арфы. Волшебные мелодии, которые он умеет издавать, цепляют за живое.
«Змеевик»
Уникальный инструмент был создан священником из французского города Осер, Эдме Гийомом. Не во всех церквях и соборах имелся оргáн, а в музыкальном сопровождении нуждались все певческие хоры. Серпент, так называется инструмент, представлял собой многократно изогнутую трубу их дерева, обтянутую кожей. Общая его длина составляла три метра, что позволяло достичь сильного и красивого звука. На трубе были расположены шесть отверстий, перекрывая которые музыкант мог сыграть несложную мелодию. Во второй половине 17 века серпент обосновался в военных оркестрах, а затем и в придворных. Одновременно инструмент усовершенствовали, отверстия закрыли клапанами, а костяной мундштук сделали съемным.
В настоящее время серпент используется в концертных программах, посвященных старинным музыкальным произведениям. Его привлекают к работе и современные авторы, как, например, Джудит Вейр, пишущая для театра. Или композитор Джерри Голдсмит, который старается свои произведения для кинематографа сделать как можно более интересными по звучанию.
Паноптикон (Singing Ringing Tree)
Один из четырех паноптиконов (The Singing Ringing Tree), установленный в графстве Ланкашир.
Паноптикон, также именуемый Singing Ringing Tree (досл. с англ. «Поющее звенящее дерево») — музыкальный инструмент и, по совместительству, скульптура в виде набора выложенных в форме дерева труб, издающих звук за счет дуновений ветра. Скульптура установлена на вершине холма недалеко от британского города Бернли в графстве Ланкашир.
«Дерево» возвели в 2006 году, как часть серии «Паноптиконы», состоящей из четырех скульптур. Проект создан британскими дизайнерами Майком Тонкином и Анной Лью в рамках развития Восточного Ланкашира и повышения туристической привлекательности региона за счет создания серии необычных искусственных и природных арт-объектов.
Паноптикон представляет собой конструкцию трехметровой длины, состоящую из нескольких десятков труб из гальванизированной стали. Проходящий сквозь трубы ветер приводит к появлению немного нестройного звука, напоминающего хоровое пение. Диапазон звучания разнится в пределах нескольких октав.
Некоторые трубы выступают как элементы декора и общей композиции, в то время как остальные служат источником звука. Гармонические и певческие качества «дерева» зависят от силы ветра, наличия отверстий и выемок внутри труб, а также их длины.
Стеклянная гармоника
В середине 18 века весь Лондон, от пивных до аристократических салонов, был охвачен модным развлечением — «ирландскими примочками», т. е. извлечением звуков из бокалов тонкого стекла путем скольжения пальца по его краю. От уровня налитой в сосуд воды зависела тональность звука.
Небезызвестный Бенджамин Франклин, который был в то время послом США в Лондоне, в свободное время занялся изготовлением музыкального инструмента под названием «стеклянная гармоника». Принцип действия устройства заключался во вращении 48 бокалов без ножек разного размера, насаженных на одну ось и наполовину погруженных в ванночку с водой. Прикосновение пальцев музыканта к кромкам вращающихся бокалов вызывало глубокое и сильное звучание. При этом можно было даже подбирать мелодию, чередуя прикосновения к разным частям стеклянного набора.
В последующие несколько десятилетий необычный инструмент был популярным средством развлечения, но однажды его объявили причиной многих бед, таких как ссоры в семье, нервные расстройства и беспричинное беспокойство собак и кошек. Гармонику запретили, и она была позабыта. Однако некий музыкант Бруно Хоффман не только продолжал пользоваться инструментом, но даже выпустил несколько пластинок с записью своих джазовых композиций на стеклянной гармонике.