Ручные гармоники

Источники помех

К источникам помех можно отнести целый ряд оборудования, начиная от бытовых приборов, заканчивая мощными промышленными электрическими машинами. Для начала давайте кратко рассмотрим причины их возникновения.

Гармоники в электрической сети переменного тока возникают из-за особенностей электрооборудования, например из-за нелинейности их характеристик, или характера потребления тока.

Например, в трёхфазных сетях в магнитопроводах трансформаторов длины магнитных путей средних и крайних фаз различаются почти в 2 раза, поэтому и токи их намагничивания различаются до полутора раз. Отсюда возникают гармоники в трёхфазных сетях.

Другой источник помех в электротехнике — это электродвигатели, как трёхфазные синхронные и асинхронные, так и однофазные, в том числе и универсальные коллекторные двигатели. Последний тип двигателей используется в большей части бытовой техники, например:

  • стиральные машины;
  • кухонные комбайны;
  • дрели, болгарки, перфораторы и пр.

В результате работы импульсных блоков питания возникают высокочастотные гармоники (помехи) в электрической сети. Чтобы понять как они образуются, нужно иметь сведения об их внутреннем устройстве. Это связано с тем, что ток первичной обмотки ИБП отличается от непрерывного, он протекает только тогда, когда открыт силовой полупроводниковый ключ. А последний открывается и закрывается с частотой выше 20 кГц.

Интересно: Рабочая частота некоторых современных импульсных блоков питания достигает 150 кГц.

Для уменьшения этих гармоник используют фильтры электромагнитных помех, например, синфазный дроссель и конденсаторы. Для улучшения графика потребления тока относительно питающего однофазного напряжения используют активные корректоры коэффициента мощности (рус. ККМ, англ. PFC).

Такие блоки питания установлены в:

  • светодиодных лампах;
  • ЭПРА для люминесцентных ламп;
  • компьютерные блоки питания;
  • современные зарядные устройства для мобильных телефонов;
  • телевизоры и прочая техника.

Также к этим источникам питания можно отнести и преобразователи частоты.

Оркестровые

Оркестровые гармоники используются в составе ансамбля губных гармоник для ведения басового и аккордового аккомпанемента.

Басовая

Состоит из одной или двух гармоник. Бывает одноголосной и двухголосной (играющей октавными интервалами). Звучит только на выдохе. Звукоряд хроматический. Варианты диапазонов: Cб—Cм♯{\displaystyle \sharp }, Eк—C1.

Аккордовая

Состоит из пары двухрядных одноголосных или двухголосных (октавных) гармоник. Верхний ряд отверстий звучит на выдохе, нижний на вдохе. Отверстия сгруппированы по четыре, каждая группа составляет какой-либо аккорд. На верхней гармонике в верхнем ряду играются мажорные трезвучия с удвоенной тоникой, в нижнем ряду доминантсептаккорды. На нижней гармонике в верхнем ряду играются минорные трезвучия с удвоенной тоникой, в нижнем большие септаккорды с увеличенной квинтой (увеличенные) и уменьшённые септаккорды. Аккорды строятся на 12 нотах хроматического звукоряда от C1 до H1 (всего 48 аккордов).

История

Производство ручных гармоник в СССР и России

В начале 1970-х годов в СССР существовало около 25 предприятий по выпуску гармоней, баянов и аккордеонов, на которых в 1971 году было изготовлено около 240 000 гармоней и 560 000 баянов и аккордеонов (данные Госплана СССР).

Таблица. Производство ручных гармоник в СССР в период 1953—68 годы.

Наименование инструментов 1953 г. 1955 г. 1957 г. 1959 г. 1961 г. 1963 г. 1966 г. 1968 г.
Баяны
Гармони
597 307 807 365 921 674 776 750 639 829 684 500 673 410 729 000
Аккордеоны 7 124 11 070 28 036 53 634 120 313 102 000 46 380 60 000

Производители

  • Шуйская гармонь (ОАО) — г. Шуя в Ивановской области.
  • Тульская гармонь (ООО) — г. Тула.
  • Ганинская гармонная фабрика — г. Киров. Марки гармоней: «Восток», «Ивушка», «Огонёк».
  • Великоустюгская гармонная фабрика — г. Великий Устюг в Вологодской области.
  • «Красный партизан» — фабрика язычковых музыкальных инструментов в г. Ленинграде. Основана в 1856 году Фёдором Мюльбахом.
  • Армавирская фабрика музыкальных инструментов — Краснодарский край, г. Армавир. Марки гармоней: «Кубань».

Житомирская фабрика музыкальных инструментов — г. Житомир. Марки гармоней: «Весна-2», «Марiчка-3», «Ромашка».

Молодечненская фабрика музыкальных инструментов — г. Молодечно.

История

Стеклянная гармоника известна в Европе с середины XVII века. Тогда играли на тридцати-сорока стаканах, прикасаясь к краям которых, исполнитель извлекал такие лёгкие, неземные звуки, будто на землю падают стеклянные шарики. В 1744 году ирландец Ричард Пакрич совершил триумфальное турне по всей Англии с новым, усовершенствованным инструментом, который он назвал «серафим» или «музыкальные стаканчики». Успех был так велик, что уже через пару лет в Лондоне выступил солистом на этом инструменте Кристоф-Виллибальд Глюк. Он исполнил «концерт на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой».

Прибывший в 1757 году в Лондон в качестве посланника Ассамблеи Пенсильвании Бенджамин Франклин был захвачен всеобщим увлечением «музыкальными стаканчиками» и изготовил свой усовершенствованный вариант. Его изобретение сделало этот инструмент ещё более популярным, — стаканчики Франклин заменил полусферическими чашечками, нанизанными на железный вал. Нижний край чашечек погружался в корытце с водой и при вращении вала, приводимого в движение педалью, равномерно увлажнялся. Прикосновение пальцев к влажным краям чашечек порождало нежный и приятный звук. В конструкции этой гармоники явно прослеживаются параллели с концепцией «музыки сфер», возникшей в античности, в средние века известным человеком, развивавшим эту концепцию был Иоганн Кеплер.

Томас Блох со стеклянной гармоникой

Обновлённый инструмент, названный «стеклянной гармоникой», покорил Европу. Одним из первых композиторов, обратившихся к новой диковине, стал Йоханн Адольф Хассе (в кантате «L’armonica»). Слепая музыкантша Марианна Кирхгеснер, посетив в 1791 году Вену, так пленила своей игрой Моцарта, что он тут же написал сочинение для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели. Для этого инструмента писали Бетховен и Рихард Штраус, его небесным звучанием восхищались Паганини и Гёте.

Но несмотря на это, в те времена считалось, что его звук слишком сильно действует на душевное состояние людей, пугает животных, вызывает преждевременные роды и даже приводит к расстройству рассудка. Поэтому в некоторых городах Германии гармоника была запрещена законом. Зато знаменитый австрийский психиатр Месмер, живший в конце XVIII — начале XIX века, использовал её для успокоения пациентов перед исследованием.

В начале XX века искусство стеклянной гармоники было утеряно, эти инструменты стали редкостью. Две стеклянные гармоники, с 37-ю и 35-ю полушариями, в СССР являлись экспонатами «Постоянной выставки музыкальных инструментов» в Ленинграде. В настоящее время они экспонируются в Музее музыки. Интерес к стеклянной гармонике возродился лишь недавно. Интересно, что в произведении американского композитора XX века Джорджа Крама этому инструменту доверено исполнять не что-нибудь, а голос Бога.

Антон Рубинштейн использовал стеклянную гармонику в «Демоне», чтобы создать ощущение необычайного, таинственного и «фантастического» в звучании оркестра. А Михаилу Глинке она пригодилась в опере «Руслан и Людмила» — для достижения сказочного колорита. Гаэтано Доницетти передал через нежное звучание инструмента безумие Лючии ди Ламермур в одноименной опере. Когда секрет игры на стеклянной гармонике был утерян, её стали заменять другими инструментами. Но в 2003 году дирижёр Александр Ведерников поставил оперу Глинки в Большом театре и решил вернуть стеклянную гармонику на её законное место. За неимением аутентичного инструмента партию гармоники исполнили музыканты Игорь Скляров и Тимофей Винковский — соответственно на стеклянной арфе (англ. glass harp) и веррофоне (англ. verrophone).

Старинная гармоника и современная гармония

Объект изучения старинной гармоники — звук определённой высоты, для которого в ряде трактатов использовался специальный термин др.-греч. φθόγγος (в латинской транслитерации — лат. phthongos), и связи разновысотных звуков такого рода. Звуки (звучания) неопределённой высоты (как, например, вой волка, мычание коровы и т.п., а также речь человека), которые обобщённо именовались экмелическими, нельзя точно измерить, и потому они не могут быть объектом изучения в гармонике. Современная гармония (особенно та, которая занимается звуковысотностью современной музыки) также по преимуществу занимается звуками определённой высоты, но также изучает и слитные звучания (как, например, в сонорной музыке).

Старинная гармоника изучает только эммелические звуки, т.е. звуки, пригодные для мелодии. Современная гармония включает в сферу своего рассмотрения любые звуки, например, «грязные ноты» (dirty tones) в джазе, отгласы и другие экмелические явления в музыкальном фольклоре.

Старинная (особенно античная) гармоника изучает звуковысотность одноголосной музыки (склад античной музыки представляет собой по преимуществу монодию). Школьная гармония, ориентирующаяся на классическую мажорно-минорную тональность, изучает преимущественно многоголосную музыку гомофонного склада. Гармоника изучает интервалы и многоразличные монодические лады, школьная гармония изучает (терцовые) аккорды и их закономерные связи на основе лишь двух многоголосных ладов — мажора и минора.

Предмет изучения современной гармонии (например, в учении о гармонии Ю.Н. Холопова) — любая звуковысотная структура любого склада, музыка как одноголосная, так и многоголосная.

Конструкция[править | править код]

Наружные части
  • Правый полукорпус с клавиатурой на грифе. На правой клавиатуре исполняется мелодия.
  • Левый полукорпус с клавиатурой на самом корпусе. На левой клавиатуре исполняется аккомпанемент. У некоторых видов гармоник (например саратовской) на левом полукорпусе, так же как и на правом, есть гриф. Вместо клавиш могут располагаться рычаги наружных клапанов (например у ливенской гармони). Оркестровые гармоники не имеют левой клавиатуры.
  • Мех (меховая камера) во время разжима и сжима изменяет свой объём. Воздушный поток то входит внутрь меха, то выходит из него, и при этом возбуждает находящиеся на своём пути язычки. Складки меха называются боринами.

Ремни:

  • Запястный ремень на левом полукорпусе — удерживает запястье левой руки во время отведения левого полукорпуса для разжима меха.
  • Плечевой ремень (один или два) на правом полукорпусе — удерживает правый полукорпус во время игры. Один ремень надевается на правое плечо, второй (если есть) на левое.
  • У небольших гармоник может быть кистевой ремень и ремень в виде петельки для большого пальца.
Внутренние части полукорпусов
  • Механика левой и правой клавиатуры — система рычагов, преобразующих движение от нажатия кнопки в подъём клапана.
  • Клапаны — открывают и закрывают отверстия в деке.
  • Дека — пластина с отверстиями, на внутренней стороне которой установлены резонаторы; с наружной стороны деки располагаются клапаны и клавиатурная механика.
  • Резонаторы — образуют множество воздушных камер; в каждой камере находятся два язычка: один звучит на разжим, другой на сжим меха. Резонатор устанавливается на деку таким образом, чтобы его отверстия (розетки) были герметично соединены с отверстиями в деке.
  • Голосовые планки с язычками — производят звук. Бывают кусковыми (с двумя язычками) и цельными (со множеством язычков). Герметично закрепляются на резонаторе.

Основной элемент в конструкции гармоник — это голосовая планка. Она состоит из самой планки (рамки) и язычков. Язычок, колеблясь в проёме планки, издаёт звук определённого тона. Язычок издаёт звук при воздействии на него струи воздуха только в одном направлении — с той стороны, где язычок крепится к планке заклёпкой. В ручных гармониках направление воздуха при сжиме-разжиме мехов меняется, поэтому для одного звука необходимо два язычка одного тона: один язычок издаёт звук при разжиме меха, другой — при сжиме. Проёмы с противоположной, от той стороны, где язычок закреплён заклёпкой, прикрывается проёмным клапаном (залогом), чтобы воздух не подходил к язычку с обратной, недействующей стороны, то есть, чтобы не было потери воздуха.

Принцип работы рычажного клавишного механизма

Такой механизм используется в правой клавиатуре гармоник, а также в левой клавиатуре отдельных видов гармоней (например ливенской гармони). Нажатие на клавишу через рычаг преобразуется в подъём клапана и открытие отверстия в деке, через которое воздух поступает в камеры или из камер резонатора и вызывает колебание язычков.

Регистрыправить | править код

У баяна, аккордеона и гармони хромки могут иметься регистры, переключение которых позволяет изменять тембр и громкость звучания. Некоторые из этих тембров могут быть похожи на тембры других музыкальных инструментов — например, фагота, гобоя, кларнета, флейты-пикколо, органа. На концертных версиях этих видов ручных гармоник могут быть регистры, расположенные наверху правого полукорпуса — т. н. «подбородочные» регистры, которые переключаются подбородком исполнителя прямо во время игры.

Звук по направлению ведения мехаправить | править код

По извлекаемым звукам при растяжении и сжатии меха гармони разделяются на два типа:

  • С разными звуками: тульская хроматическая (изобрёл — Николай Белобородов совместно с Леонтием Чулковым), саратовская, черепашка, бологоевская, немецкие («немки»), венские («венки») и др.
  • С одинаковыми звуками: хромка, вятская, ливенская («ливенка»), вологодская, елецкая рояльная, сибирская, восточные гармони (кавказские) и др.

Некоторые выдающиеся труды о гармонии

Жан-Филипп Рамо (1722, 1726) разработал науку о гармонии как системе аккордов (теория аккорда, фундаментального баса , обращений, тональной связи, тональной каденции; образование тонального круга, система «тройной пропорции» S-T-D). Во многом его трактат определил тенденции тональной гармонии, основанной на терцовых созвучиях.

Кельнер Д. Верное наставление в сочинении генерал-баса. Перевод с немецкого Н.Зубрилова. Москва, 1791. Первая книга о (мажорно-минорной) гармонии на русском языке.

Франсуа-Жозеф Фетис (1844, ред. 1867) ввёл в общемировое употребление понятие тональности (в его учении термин «тональность» охватывал и старинные модальные лады и мажорно-минорную тональность), которую рассмотрел впервые в исторической перспективе — от григорианского хорала до «омнитональности» романтиков — Берлиоза и Вагнера. В отличие от пифагорейцев и рационалистов эпохи Просвещения трактовал «тональность» (в широком смысле, т.е. лад) как «чисто метафизический принцип» (фр. principe purement métaphysique), находя в нём «тяготения», «разрешения», «устои», «притягательный консонанс» тритона и т.п.

Гуго Риман (1893), опираясь на идеи Рамо и теорию «гармонического дуализма» (мажор и минор как противоположные полюсы) А. фон Эттингена, обосновал функциональную теорию классической гармонии, дал глубокий анализ модуляции и других специфических явлений тональной гармонии.

Б. Л. Яворский (1908) и С. В. Протопопов (1930) описывали новые (называемые также «симметричными») лады, помимо мажора и минора. Сердцевина теории Яворского — понятие ладового ритма.

Генрих Шенкер (1935) выдвинул теорию структурных уровней гармонической ткани в тональной музыке XVIII-XIX веков. Разработал алгоритм анализа, в основе которого лежит последовательное снятие («редукция») слоёв живой музыки, вплоть до элементарного мелодико-гармонического остова (Ursatz) и, в конечном итоге, ведёт к простейшему мажорному или минорному трезвучию. Гармонический анализ «по Шенкеру» получил широкое распространение в США.

Ю. Н. Тюлин (1937) выдвинул теорию переменности тональных функций.

Пауль Хиндемит (1937) разработал эволюционное учение о гармонии, положив в его основу «природные основания», в том числе и главным образом, акустическое понятие основного тона (нем. Grundton) интервала, аккорда, любого созвучия.

Карл Дальхауз (1968) исследовал формирование классической мажорно-минорной тональности, «гармонической тональности» (нем. harmonische Tonalität), продемонстрировал её становление на образцах многоголосной музыки Средних веков, особенно же Ренессанса и барокко.

Ю. Н. Холопов (1988) разработал всеобщую (без каких-либо хронологических и стилистических ограничений в музыкальном материале) теорию гармонии, в основу которой положил представление о двух принципах лада, модальности и тональности, некоррелятивных друг другу. Выдвинул теорию модальных функций и существенно развил римановскую теорию тональных функций. Выделил 6 универсальных, наиболее значимых в музыке типовых интервальных структур, обозначив их как «интервальные роды».

Примечания[править | править код]

  1. .
  2. , с. 115.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения 26 мая 2018.
  4. Виктория Соловьёва, Сергей Грамотеев. . ГТРК «Ока», «Вести-Рязань» (телеканал Россия-1) (7 мая 2009). Дата обращения 4 мая 2012.
  5. , с. 8—9.
  6. , с. 15.
  7. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. Музыкальных инструментов фабрики и заводы // Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия (рус.). — 1992. / Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярёв А. Я. и др.. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1992. — 687 с.
  8. , с. 176.
  9. , с. 39.
  10. // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 400. — 1056 с.
  11. ↑ , Восточные национальные гармоники, с. 78—83.
  12. Вертков К.А., Благодатов Г., Язовицкая Э. Ирон-кандзал-фандыр. Комуз // Атлас музыкальных инструментов народов СССР. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. — С. 102—103, 109. — 276 с.
  13. , с. 26.
  14. , Концертина английская, с. 34—35.
  15. , Бандонеон, с. 38—41.
  16. , Немецкая концертина, с. 36—37.

Характеристика

Обязательные отделы (части) гармоники установил в IV в. до н. э. Аристоксен: о звуках (понимаемых музыкально-логически, т.е. как материал для «гармоничного»), об интервалах, о родах, о звукорядах («системах»), о тонах (т.е. о ладах), о метаболах, о мелопее. Таким образом, гармоника охватывала все необходимые аспекты звуковысотности, от акустико-математических до музыкально-логических категорий. Сохранились учебные гармоники Клеонида, Никомаха, Гауденция, Алипия, анонимов Беллермана; исследования гармонии (в т.ч. в позднейших пересказах) оставили Адраст Афродисийский, Птолемей и др.

Рассмотрение ритма в музыке, стихе и танце не входило в проблематику гармоники. Этой области знания была посвящена другая мусическая наука — «ритмика» (сохранились фрагменты трактата Аристоксена «Элементы ритмики»; ей посвящена часть девятой книги трактата Марциана Капеллы «О бракосочетании Филологии и Меркурия» и т.д.).

В латинской литературе гармонику также называли «музыкой» (musica), подразумевая не музыкальное искусство (в том смысле, как его принято понимать в Новое время), а науку о звуковысотном строении музыки. В этом смысле, например, название трактата «Основы музыки» (Institutio musica) Боэция нужно понимать как основы гармоники, т.е. учения о гармонии (в античном понимании этого слова). В таком же смысле следует понимать и многочисленные средневековые трактаты-«Музыки» (например, «Musica enchiriadis» Псевдо-Хукбальда, «Музыка» Германа Расслабленного и др.), исследующие не этос музыкального искусства и подавно не практические навыки музицирования (музыкального исполнительства), а излагающие учение о музыкальной гармонии. Как и в греческой античности, в средневековых гармониках (например, в трактате «De harmonica institutione» Регино Прюмского) трактуется звуковысотная структура монодии (григорианский хорал), а не многоголосия.

В эпоху Возрождения «гармониками» называли свои учения авторы, демонстрирующие свою приверженность античным идеалам. Например, Царлино называет свой трактат (написанный уже на итальянском языке) «Основы гармоники» (Le istitutioni harmoniche). Слово «гармоника» у Царлино и в других ренессансных трактатах (при всём уважении к античности) относят не только к монодии, но и к многоголосию. Таким образом, «гармоника» постепенно приближается к современному основному пониманию гармонии как звуковысотной структуры многоголосной музыки.

В России понимание гармоники как «науки гармонии» прослеживается вплоть до XIX века, оно зафиксировано в первой русской универсальной энциклопедии Плюшара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector