Теория

Как натягивать струны на гитару с нейлоновыми струнами

Теперь научимся правильно натягивать струны нейлоновые. Это несколько сложнее, чем замена металлических струн, но не настолько, чтобы вы с этим не справились. Поехали!

1. Удаляем старые нейлоновые струны. При помощи вертушки или вручную вращаем колок в нужную сторону до тех пор, пока вы не сможете вытащить кончик струны из отверстия в колке. Некоторые ленивые гитаристы для облегчения задачи начинают с того, что просто перерезают натянутые струны ножницами, но летающие над гитарой обрывки струн и оторвавшиеся кусочки канители потенциально опасны и для вас, и для гитары!

2. Вынимаем другой конец струны из нижнего порожка, распутав узел петли.

3. Удалив все струны, протрите гитару от пыли – головку грифа, сам гриф, корпус гитары. При установленных струнах делать это неудобно. Можно использовать специальные средства для ухода за гитарой.

4. Натягиваем новые струны. Натягивать нейлоновые струны будем в таком же порядке, как и металлические: сперва 1-я и 6-я, потом 2-я и 5-я, потом 3-я и 4-я. В этом случае уже установленные струны не будут нам мешать натягивать следующие.

Рассмотрим классическую установку нейлоновых струн на нижний порожек. Начнем с шестой струны. Продеваем ее в отверстие порожка на 10-12 сантиметров.

5. Делаем петлю – заводим кончик струны под основную ее часть.

6. Оборачиваем кончик вокруг струны и заводим в петлю – получается узел.

7. Пригните основную часть нейлоновой струны к деке гитары. Если вы этого не сделаете, кончик струны может выскользнуть из узла.

8. Сильно потяните основную часть струны и ее кончик в разные стороны так, чтобы узел затянулся.

9. Переходим ко второму концу струны. Проденьте кончик струны в отверстие колка.

10. Выведите кончик струны вверх, сделав полуоборот вокруг колка.

11. Оберните кончик струны вокруг основной части струны.

12. Вращая колок, натягиваем нейлоновую струну. Достаточно нескольких витков вокруг колка – хвостик струны будет надежно прижат и не выскочит. Вращение следует производить в сторону, когда струна выходит на порожек с верхней части вала.

13. Переходим к первой струне. Продеваем ее в отверстие порожка на 10-12 сантиметров.

14. Делаем петлю – заводим кончик струны под основную ее часть.

15. Оборачиваем кончик вокруг струны, только не один раз, а несколько. Кстати, многие делают так со всеми струнами – это дело сугубо личное.

16. Сильно потяните основную часть струны и ее кончик в разные стороны так, чтобы узел затянулся. Обязательно следите за тем, чтобы кончик струны заходил за кромку нижнего порожка! В противном случае он может выскочить.

17. Вторую часть струны натягиваем на колок аналогично шестой струне.

18. 5-ю и 4-ю струну натягиваем аналогично 6-й струне, а 2-ю и 3-ю струну – аналогично 1-й.

19. Концы нейлоновых струн аккуратно обрезаем.

Минут за двадцать-тридцать вы справитесь. В отличие от металлических струн, нейлоновые струны усаживаются гораздо дольше – иногда до недели. Можно посоветовать сразу натянуть струны немного выше по строю, чем положено. Они все равно ослабнут. Не забывайте во время усадки все время подтягивать струны.

Поговорим теперь о некоторых тонкостях. Во-первых, не наматывайте витки до конца вала – туда, где они могут попасть в зазор между валом и деревяшкой грифа (красные стрелки). При натяжении струна может порваться! Всегда оставляйте свободное место между последним витком и концом вала.

Во-вторых, следует избегать большого перегиба струн в районе верхнего порожка (выделено красной линией):

Для этого направление наматывания струны должно быть определенным: 1-я и 6-я струны – в наружном направлении вала, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я – во внутреннем направлении вала. На фотографии направления намотки струн показаны стрелками. Конечно, совсем без перегиба поставить струну может не получиться, но наша задача – сделать его минимальным:

Еще один совет – многие гитаристы перед установкой гладких струн (без обмотки – с первой по третью) в нижний порожек делают на кончике дополнительный узелок. Это страхует от выскальзывания хвостика из петли.

Некоторые комплекты струн продаются уже с маленькими утолщениями на конце. В таком случае дополнительные узелки можно не делать – струна уже не выскочит:

Иногда производители выпускают нейлоновые струны с шариками (молоточками) на конце – такими же, как для металлических струн. Это позволяет просто просунуть струну сквозь отверстие, не завязывая узел на нижнем порожке. Неплохое решение, но широкого распространения оно пока почему-то не получило.

Удачи в этом несложном деле!

Сложные произведения

  •  Цыганские мотивы в обр. Алексея Максимова (ноты для балалайки) ← Новое!
  •  Яблочко обр. Алексея Максимова (ноты для балалайки)
  •  Опавшие листья — Ж.Косма обр. А.Эйрих (для Балалайки и Ф-но)
  •  Попурри на темы Битлз — обр. А.Эйрих (для Балалайки и Ф-но)
  •  А.Гуревич – А.Исаев: Старое банджо
  •  М.Фрадкин: На тот большак (из к/ф Простая история)
  •  А.Цыганков: Интродукция и чардаш (исп. ред. А.Горбачева)
  •  Ф.Крейслер: Прекрасный розмарин (Венский вальс)
  •  И.Альбенис: Кордова (из сюиты «Испанские песни»)
  •  А.Бызов: Ша, Штил (исп.редакция А.Горбачев)
  •  Дмитрий Швецов: Импровизация на тему Паганини (для балалайки соло)
  •  Н.Берестов: Соната для балалайки и фортепиано (2-3 части)
  •  Тум-балалайка (еврейская народная песня)  
  •  Вариации на тему Паганини (балалайка соло)
  •  Валенки (табы для балалайки)
  •  Камаринская (ноты для балалайки и фортепиано)
  •  Светит месяц (ноты для балалайки и фортепиано; табулатура: )
  •  Я встретил Вас (для дуэта балалайки и шестиструнной гитары; табы: )
  •  Тонкая рябина (ноты для двух балалаек и фортепиано; табы: )
  •  Волга-реченька глубока (ноты для двух балалаек и фортепиано; табы: )
  •  Яблочко Б.Трояновский (ноты для балалайки и фортепиано)
  •  Тарантелла (для балалайки и фортепиано)
  •  Scherzo tenebroso (для балалайки и фортепиано)

Строй

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна Соль, вторая — Ми, третья — До (по мажорному трезвучию До). При этом строе проще берутся трезвучия, однако недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

Квартово-унисонный

Струна Нота Октава Нотация
1 a1 (ля1) Первая
2 e1 (ми1)
3 e1 (ми1)

Звучание открытых струн балалайки прима образует её квартово-унисонный строй. Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ля, Ми, Ми (первой октавы) — это академический строй балалайки.

Интервалы между соседними струнами: a1{ч.4}e1{ч.1}e1 (буквенная , ч.4 — чистая кварта, ч.1 — чистая прима, унисон).

Балалайка секунда настраивается на квинту ниже примы, альт — ниже на октаву. Секунда и альт могут также иметь квартовый строй, в этом случае их строй будет совпадать со строем домры альт (d1, a, e) и тенор (a, e, H).

Музыкальный диапазон балалайки прима с 24 ладами на грифе составляет две полных октавы и пять полутонов (часть первой октавы, вторую и часть третьей): от Ми первой октавы до Ля третьей.

Квартовый

Струна Нота
1 D (Ре)
2 A (Ля)
3 E (Ми)

Балалайки размерами секунда, альт, бас и контрабас имеют квартовый строй, аналогичный строю трёхструнной домры. Последовательность тонов: Ре, Ля, Ми. Интервалы: D{ч.4}A{ч.4}E.

Музыкальный диапазон балалайки квартового строя с 15 ладами составляет две полных октавы и один полутон: от Ми большой октавы до Ми диез первой.

Виды балалаек

Выделяют 2 разновидности балалаек:

  1. Традиционная. Музыкальный инструмент предназначен для любительской самостоятельной игры. Здесь установлены металлические струны, имеется множество настроек. Встречаются традиционные балалайки с 4, 5 или 6 струнами. Особенностью инструмента является удвоение одной из струн или всех струн сразу, для получения более разливистого и мягкого звучания. Научиться играть на традиционной балалайке можно легко и быстро.
  2. Академическая. Музыкальный инструмент, подходящий для профессиональной игры. Здесь установлены нейлоновые струны, имеется фиксированная настройка. Чтобы научиться играть на академической балалайке, потребуется длительное время, музыкальная школа или нотный самоучитель.

История

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует.
Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600—700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки. Таким образом, можно говорить о существовании двух инструментов: народной и андреевской балалаек.

Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В 1887 году Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 1 апреля (20 марта) 1888 года в здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.

Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 23 (13) июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве

в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».

Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, — подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

Я. Штелин говорил о Петре I, что «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки…»

В конце XVIII века слово начало проникать и в высокую литературу, например, оно встречается в поэме В. И. Майкова «Елисей», , песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».

В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у балабайку». Такая форма «балабайка» присутствует также в южнорусских диалектах и белорусском языке.

Как натягивать струны на гитару с металлическими струнами

Итак, как правильно поменять струны на гитаре? Рассмотрим этот процесс пошагово.

1. Ослабляем колки – вращаем их до сих пор, пока струна не станет свободно провисать. Очень удобно использовать для этого специальную вертушку для струн – ее стоимость копеечная, а помогает здорово!

2. Когда металлическая струна ослабла, просто разматываем струну, освобождая от нее колок.

3. Вынимаем пробки (пины), удерживающие струну в нижнем порожке. Многие делают это по-варварски – обычными кусачками или плоскогубцами, после чего на пробках, а иногда и на порожке остаются следы этого неприглядного хирургического вмешательства. Лучше использовать специальный инструмент, что намного удобней, да и пробки не портятся.

4. Когда пробка вынута, вытягиваем из отверстия в нижнем порожке металлическую струну с шариком (молоточком) на конце.

5. Когда гитара осталась без струн, не забудьте поухаживать за ней – протереть пыль в тех местах, где установленные струны не позволяли этого сделать, а также почистите гриф и корпус специальными средствами.

6. Теперь натягиваем новые металлические струны. Порядок установки можно посоветовать такой: вначале натягиваются струны 1-я и 6-я, потом 2-я и 5-я, потом 3-я и 4-я. Это удобно тем, что уже установленная пара струн не мешает установке следующей пары.

Продеваем шарик новой струны в отверстие и вставляем пробку до упора.

7. Другой конец струны продеваем в отверстие колка и оборачиваем основную часть струны вокруг оси колка так, чтобы кончик струны остался под нашим витком.

Делаем следующий оборот при помощи колка, обворачивая струну уже под кончиком струны. Таким образом, при натяжении кончик струны будет надежно зафиксирован между двумя нашими витками.

Смысл этих действий простой – чем больше витков струны будет намотано вокруг колка, тем чаще гитара будет расстраиваться. Наша задача – минимизировать витки, но при этом остаётся вероятность того, что под натяжением струна в колке не удержится и вылетит. Поэтому мы делаем своеобразный узел, который позволит не наматывать на колок большое число витков, и в то же время надежно удержит на колке струну.

Если вы все же наматываете на колок много витков, следите за тем, чтобы они не нахлестывались друг на друга, а располагались рядом друг с другом, как спирали в пружине.

Запомните направление намотки: первые три струны (тонкие) наматываются по часовой стрелке, а 4-я, 5-я и 6-я струны – против часовой.

8. Натягиваем струну на гитару примерно до рабочего состояния, обязательно придерживая свободной рукой пробку. Если вы ее придерживать не будете, она при натяжении струны может легко вылететь. Струну натягивайте медленно и плавно, без рывков, иначе она может лопнуть. Когда натяните до упругого состояния, остановитесь и аккуратно отпустите пробку. Ни в коем случае не перетягивайте струну! Лучше недотянуть, чем перетянуть!

9. Повторяем эту операцию для всех остальных струн.

10. Берем кусачки (или специальный многофункциональный инструмент) и аккуратно обрезаем концы металлических струн у колков. Не оставляйте эти жуткие гроздья болтающихся струн на головке грифа! Смотрится это ужасно, но дело даже не в этом, а в том, что острыми концами можно легко травмировать находящегося рядом человека.

Натянув струны на гитару, настройте их по тюнеру или камертону. Будьте готовы к тому, что до следующего дня строй будет немного плыть: струны усаживаются на свое место, тянутся, приходят в рабочее состояние. Поэтому раз в несколько часов подстраивайте гитару, и все будет в порядке!

В целом, на замену металлических струн на гитаре уходит около 15-20 минут. И вопрос «как поменять струны на гитаре» у вас должен отпасть сам собой.

Отец красавицы во фраке

Балалайку, какой мы ее знаем, создал в 1886 году энтузиаст Василий Васильевич Андреев. Выходец из семьи купца первой гильдии, музыкант-самоучка увидел в Италии, как на простой мандолине играют и на улице, и на светских вечерах. Вспомнил о российской трехструнке. И, вернувшись на родину, положил жизнь на то, чтобы, по выражению П.И. Чайковского, «одеть балалаечку во фрак».

Группа Scorpions оценила кавер пермского балалаечника

Просьба изготовить «плебейский» инструмент по авторским эскизам да из горного клена ввергла в шок скрипичных дел мастера, к которому обратился Андреев. Неслыханное дело! Мастера удалось уговорить лишь на условии строжайшей анонимности. А потом Андреев, давая концерт за концертом в столице, в один судьбоносный день познакомил с преображенной балалайкой императорскую семью — и имел колоссальный успех. Балалайка стремительно вошла в моду, лучшие скрипичные мастера сами стали предлагать свои услуги. А Василий Васильевич основал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайках», после чего таковые «завелись по всей России: в городах столичных, губернских, уездных»3.

Национальный инструмент воистину ломал социальные барьеры.

В царствование Николая II балалайка стала едва ли не главным светским развлечением. «Я вижу за вашим делом — дело государственного значения», — писал император Андрееву. По его настоянию в каждой воинской части появились оркестры балалаечников. Под их чудную игру не гнушались вальсировать и во дворцах. А фонтанировавший идеями Андреев создал оркестр из великорусских инструментов — «балалайки и вновь введенные домры, гусли (старинные русские инструменты, употреблявшиеся в Московском государстве)», как сообщала афиша.

Великорусский оркестр произвел фурор и на долгие годы стал визитной карточкой русского искусства. С ним балалайка начала свое триумфальное шествие по миру.

Во время первого турне ее признали новым элементом мировой музыкальной культуры, и слово balalaika появилось во всех словарях мира. Американская пресса восторгалась: «Андреев со своими балалайками сделал для России больше, чем русская дипломатия»4. «Америка, родина джаза, континентальная Европа, родина классической музыки, превозносили гений Андреева, рукоплескали … его золушке-балалайке»5. За рубежом создавались ансамбли балалаечников и мастерские по производству русских инструментов — и некоторые существуют до сих пор!

«Это что, укулеле?»: иностранцы о матрешках и балалайках (видео)

В 1913 году балалайка в высочайшем присутствии отметила свое 25-летие в Мариинском театре. В тот вечер Федор Шаляпин сказал Андрееву: «Ты пригрел у своего доброго, тёплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир»6.

Но чего это стоило самому Василию Васильевичу!

Все свое наследство, доставшееся после смерти отца — 15 тысяч рублей серебром и несколько тысяч десятин пашни и леса, сдаваемых арендаторам, — Андреев употребил на то, чтобы содержать коллектив. И уже к концу 1890х годов совершенно промотался. Василий Васильевич годами добивался правительственных субсидий для своего детища. И добился-таки в марте 1914 года, когда Великорусский оркестр получил статус Императорского и финансирование из Собственной Его Величества канцелярии в размере 25 000 рублей в год. Но после революции оркестру, ставшему «Первым народным великорусским», вновь пришлось затянуть пояса…

Концертная балалайка звучала на митингах и на фронтах Гражданской войны. Во время гастролей по Северному фронту «отец балалайки» неутомимый Андреев заболел и умер 24 декабря 1918 года.


Н. Богданов-Бельский. Праздник на крылечке. 1931 год.

Настройка гитары и растяжка струн

На этом замена струн на классической гитаре завершена. Остается настроить инструмент.

Натяжение и настройка нового комплекта на классической гитаре связана с одним важным нюансом — нейлоновые струны продолжают растягиваться в течение нескольких дней после натяжения. По этой причине гитара будет постоянно расстраиваться.

ЭТО ВАЖНО!

Не откусывайте лишние концы струн, пока комплект не растянется.

Минимизировать расстройство инструмента можно при помощи оттягивания струн. Для этого настройте струну, а затем оттяните ее от грифа, как показано на рисунке. Подержав струну в таком состоянии 5-10 секунд, отпустите ее и настройте заново.

Такая нехитрая операция ускорит растяжение струн. Тем не менее, не рассчитывайте, что таким образом за несколько часов вы заставите новый комплект уверенно держать строй.

Основные приемы звучания

Существует множество приемов игры на балалайке, но вот самые распространенные из них:

  1. Бряцанье. Удар по всем струнам с помощью указательного пальца. На бумаге обозначается: ^ (удар вверх), v (удар вниз).
  2. Тремоло. Звук получается путем частых ударов с помощью указательного пальца.
  3. Пиццикато. Щипок с помощью большого пальца: корпус балалайки захватывают пальцами и ударяют какую-либо струну вниз большим пальцем.
  4. Вибрато. Правой ладонью слегка надавливают на струны, в это же время большим пальцем извлекают звук с помощью приема пиццикато. Вибрато также может исполняться указательным пальцем.
  5. Дробь. На бумаге пишется сокращенно «Др» и перед аккордом изображается волнистая линия. Звук получается путем поочередных ударов снизу вверх и сверху вниз.
  6. Флажолет. На бумаге над нотой ставится кружок. Звук получается с помощью невесомого касания струны подушечкой пальца, а затем мгновенного одергивания его после удара по струне пальцев другой руки.

Настройка балалайки

Как настроить балалайку на народный строй или академический так, чтобы звучание было максимально чётким, без посторонних звуков? Конечно, раньше на Руси играли и настраивали инструмент на слух, исходя из личных соображений, до тех пор, пока балалайка не стала участвовать в оркестрах и ансамблях. Здесь уже нужны определённые правила, чтобы инструмент звучал гармонично.

Согласно введённому Андреевым академическому строю, струны балалайки настраиваются так: первая, нижняя струна должна издавать ноту ля, а вторая и третья — ноту ми. Всё в первой октаве. Причём, если тонкую, первую струну оставить свободной, а две другие прижать к пятому ладу, они должны звучать в унисон. Перед тем как настроить балалайку, следует учесть, что потребуется фортепиано или баян.

В народном строе балалайки присутствует трезвучие. Но на открытых струнах играть при таком строе не слишком удобно. Но можно. Для того чтобы именно так настроить балалайку, понадобится тюнер или фортепиано. Первую струну настраивают на ля, затем зажимают её в третьем ладу и путём ослабления или натягивания второй струне присваивают ноту ми, прижимают потом её на четвёртом ладу и настраивают третью струну на ноту до.

Балалайка — народный инструмент

Играя на балалайке, пели частушки, рассказывали пословицы и уже тогда знали, как настроить балалайку, делали это на слух. Звукоизвлечение происходит путём бряцания — прохождения указательным пальцем по струнам снизу вверх и обратно. Звук, который издаёт инструмент, негромкий, но очень звонкий и красивый. Уже в середине 19 века известный в те времена музыкант В. Андреев усовершенствовал балалайку для того, чтобы звучание было ещё лучше. Освоить игру на ней несложно, если знать, как правильно настроить балалайку. Сейчас она является оркестровым и ансамблевым инструментом, но может звучать и сольно.

Литература

  • Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. Москва, 1997.
  • Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 83—89, 162. — 280 с.
  • Имханицкий М. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. — М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2008. — 320 с.
  • Киприянов В.П., Масляненко Д.А. Трехструнная певунья. — Л.: Красная газета, 1929. — 112 с.
  • Новосельский А.А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов. — М.: Музгиз, 1931. — С. 37—39, 43—45. — 47 с.
  • Пересада А.И. Балалайка : Популярный очерк. — М.: Музыка, 1990. — 64 с. — ISBN 5-7140-0245-8.
  • Пересада А.И. Балалаечных дел мастер . — Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1983. — 56 с.
  • Соколов В.Ф. Русская народная балалайка. — М.: Советский композитор, 1962. — 115 с.
Статьи
  • Купфер М.А. Слово о балалайке // Наука и жизнь : журнал. — 1986. — № 8. — С. 97—101.

Установка струн в бридж (струнодержатель)

Если струны с наконечником

Если новый комплект оснащен специальными наконечниками, то замена струн на классической гитаре окажется простым занятием. Пропустите каждую струну через отверстие в струнодержателе, а затем переходите к закреплению струн в колках.

Если струны без наконечников

Замена струн из комплекта без наконечников сложнее. Просуньте струну в отверстие в бридже (струнодержателе) и оставьте на конце запас в 3-5 см. Такие хвосты понадобятся для завязки узла, который будет держать струну.

Не торопитесь, вставляйте струны по одной. Попытка вставить все шесть струн сразу осложнит замену: струны будут мешаться и спутываться между собой.

Оборачивание

Возьмите оставленный хвост и оберните струну вокруг себя, как будто делаете узел. Посмотрите на изображение, чтобы понять, что нужно сделать.

Плетение

Оберните струну вокруг себя три-четыре раза, чтобы получилась характерная косичка. Не заплетайте косу из всего припуска струны — небольшой свободный хвост нам еще понадобится.

Подготовка

Струны для классической гитары бывают двух видов: обычные (tie-on) и с наконечниками (ball-end). Какой-либо глобальной разницы между ними нет, если не считать того, что струны с наконечниками проще в установке. Ниже мы рассмотрим процесс установки обоих видов струн.

Находясь в музыкальном магазине, подберите качественный комплект нейлоновых струн нормального натяжения. Отличные комплекты производят компании D’Addario, Rotosound, Господин Музыкант.

ВНИМАНИЕ!

Ни в коем случае не покупайте комплект струн для акустической гитары! Натяжение металлических струн слишком сильное для грифа классической гитары, не оснащенного укрепляющим анкером. Со 100% вероятностью такие струны испортят инструмент.

Купив новый комплект, снимите старые струны. Можно воспользоваться кусачками, а можно просто скрутить старый комплект. Если решите скрутить струны — приобретите специальную машинку, которая облегчит процесс смотки.

Настройка

Сначала проверяют правильность положения подставки на деке: одна и та же открытая струна и зажатая на XII ладу должна звучать с разницей в октаву. Если звук на XII ладу оказывается ниже, то подставку передвигают в сторону грифа (укорачивают рабочую часть струны), если выше — наоборот. Так проверяют все три струны.

При настройке в квартово-унисонный строй опорной струной, от которой начинают настройку, у балалайки примы является 1-я. Её настраивают по камертону Ля, фортепиано или баяну. Вторую струну настраивают путём образования чистой кварты с 1-й струной. В этом интервале содержится V полутонов, следовательно, 2-ю струну зажимают на V ладу и настраивают её в унисон с 1-й, после чего между ними открытыми образуется необходимый интервал. Третью струну настраивают в унисон со 2-й.

ТОП-30 популярных песен сайта

  1. Кузнечик
  2. Пираты Карибского Моря
  3. Тима Белорусских — Незабудка
  4. ЛСП, Feduk, Егор Крид – Холостяк
  5. Жуки — Батарейка
  6. ТАТУ — Нас не догонят
  7. Мелодия из Гарри Поттера
  8. CYGO — Panda E
  9. The White Stripes — Seven Nation Army
  10. Nirvana — Smells Like Teen Spirit
  11. Тима Белорусских — Мокрые Кроссы
  12. ДЕСПОСИТО
  13. Мелодия из фильма «Такси»
  14. Руки Вверх — Крошка моя
  15. Титаник
  16. Похоронный марш
  17. Имперский марш (Звездные войны)
  18. Макс Корж — Жить в кайф
  19. В лесу родилась елочка
  20. Игра Престолов
  21. Jingle Bells (Джингл Белс)
  22. Элджей — Минимал
  23. Happy Birthday to You
  24. MATRANG — Медуза
  25. Руки Вверх — 18 мне уже
  26. Кузя — Шняга шняжная
  27. Любэ — Выйду ночью в поле с конем
  28. Бумер — Мобильник
  29. Айдамир Мугу — Черные глаза
  30. Вот и помер Дед Максим

Почему балалайка не держит строй

Помимо вопроса о том, как настроить балалайку, часто возникает проблема: инструмент не держит строй. Причин тому может быть несколько:

  • плохо затянутые струны — следует подтянуть;
  • балалайку настраивали путём ослабления струн — рекомендуется перенастройка с использованием натяжения;
  • неисправные колки — нужно заменить на новые;
  • лады на грифе расположены неровно — обратиться к мастеру;
  • сам гриф искривлён — инструмент нуждается в ремонте;
  • дека стала выпуклой или, наоборот, вогнутой — нужна помощь специалиста.

Важно помнить, что балалайка при грамотном настрое, правильном хранении и должной эксплуатации долго будет радовать музыканта и окружающих красивым звучанием

Разновидности

Балалайка контрабас

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.

Балалайки альт и контрабас звучат на октаву ниже написанного на нотном стане.

Вид Строй Нотация Мензура Длина Лады
Прима a1, e1, e1 435—450 675—685 19—24
Секунда d1, a, ad1, a, e 475—490 745—765 15
Альт a, e, ea, e, H 490—535 800—820 15
Бас d, A, E 750—780 1120—1160 18
Контрабас D, A1, E1 1100—1180 1600—1700 16—17

Устройство балалайки

В наше время разновидностей балалайки немало: секунда, контрабас, альт, бас, прима и другие. Но все они устроены одинаково. Нижняя часть инструмента — корпус в форме треугольника. Он состоит из задней части — сегментов, склеенных между собой, и передней части — деки. Материалы разные: бук и ель соответственно. На деке расположено резонаторное окошко для лучшего звучания. От корпуса отходит гриф, на нём размещены лады. Заканчивается гриф головкой, на которой присутствует колковый механизм — здесь крепятся струны. Прежде чем узнать, как настроить балалайку, следует запомнить, что верхний и нижний порожки должны располагаться на равном расстоянии от 12 лада, то есть струна делится в этом случае ровно пополам.

Балалайка имеет три струны. Они могут быть как жильными, так и металлическими. Многие знают, как настроить балалайку под 6 струн гитары. Но такой строй, как и минорный, практически не используется. Самый популярный — это народный или балалаечный строй.

Примечания

  1. Балалайка // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  2. Пересада, А.И. Балалайка. — М.: Музыка, 1990. — 64 с. — ISBN 5-7140-0245-8..
  3. «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А. Н., 1910
  4. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А. Д., 1865
  5. РГАДА, ф. 229, oп. 1, ед. хр. 189, л. 159

  6. Комаров Н.А., Федюнин С.Н. Изготовление и ремонт щипковых музыкальных инструментов. — М.: Легпромбытиздат, 1988. — С. 114—116. — 272 с. — ISBN 5-7088-0195-6.
  7. Галахов В. К. Балалайка в народной поэзии // Русская речь. 1992. № 3. С.99-103. М.: Правда, 1988. С.229-230
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector