Контрабас

История появления контрабаса

Его предшественницей была большая контрабасная виола, из которой позже и получился контрабас.

В семнадцатом веке для комфортной натяжки струн, изготавливаемых из кишок животных, были изобретены специальные насадки с зубчиками. Позже, для еще большего упрощения игры, данные струны начали обматывать проволокой из меди. Это привело к тому, что струны стали тоньше, а значит, стало легче играть на них и смычком, и методом «щипка (то есть, ранее упомянутом пиццикато»).

На тот момент размер контрабаса уменьшать боялись, потому что думали, что его звучание станет более высоким. Но его уменьшили, а низкое звучание осталось. Уменьшили его значительно, наш современный контрабас составляет всего три четверти от того, что было.

Контрабасные виолы продолжали существовать со скрипичной группой параллельно, но не могли войти в нее – слишком уж были громоздкие и слишком много струн имели. В этот момент музыканты поняли, что пора создавать инструмент, похожий на эту виолу, но такой, чтобы он мог войти в скрипичное семейство.

Первым, кто принялся за создание нового инструмента, был М. Тодини. Он взял обычную контрабасную виолончель и ввел два изменения – убрал на ней лады и уменьшал количество струн. После его нововведений стало четыре струны, вместо прежних шести. Далее, новым инструментом занялись величайшие мастера из Кремоны.

 Если найти мастерскую семьи Амати, то можно увидеть самые истоки инструмента. Попытки создать новую, оригинальную форму не обвенчались успехом, и получилась так называемая «смешанная» форма. Также они высчитали наиболее подходящий размер. Сегодня мастерские всего мира изготавливают контрабасы по их методикам.

За все время создания нового контрабаса форма менялась очень много раз. Были вариации с тремя, четырьмя и пятью струнами. К примеру, мастера из Германии создали пять видов инструментов, каждый из которых отличался формой и струнами. Самым известным из них всех был инструмент, который использовали для игры в барах и на разных сельских праздниках, отсюда и вышло его название – «пивной бас».

В 18-ом столетии нашли новый размер – что-то среднее между виолончелью и обычным контрабасом. При этом не было стандартной настройки данного инструмента – во всех странах его настраивали по-разному.

Примерно в середине восемнадцатого века, контрабас стал важной частью всех оркестров Европы. Чуть позже его стали делать солирующим, появилась новая должность – контрабасист, то есть человек, играющий на этом инструменте

Первым контрабасистом стал друг Бетховена, Д. Драгонетти, его авторскую игру считали настоящим прорывом в музыке. Следующим магистром игры стал Д.Боттенези, он принес с музыки очень много вариаций игры на этом чудесном инструменте.

После этих прорывов и всеобщего признания контрабаса как инструмента, продолжили менять его форму, но главное что осталось – классические 4-ех струнные и 5-ти струнные инструменты. «Инновационные» инструменты обошли те, которые использовались раньше, ведь в использовании они были куда более удобными.

Для того, чтобы играть разные произведения нужны разные виды контрабасов. К примеру, для исполнения произведений одного композитора были нужны 4-ех струнные инструменты, для джаза 5-ти струнные, а для игры сольных произведений требуется грушевидная форма инструмента.

Светлана Соболева, ударные

Мое обучение музыке началось в 51-й музыкальной школе на Полежаевской. Я не знала, какой инструмент предпочесть, но озарение на меня нашло, когда я впервые услышала звук ксилофона.

Светлана Соболева. Фото: face of future

Уже в восемь лет меня отправили на концертную площадку (фактически сразу после постановки рук). На ксилофон брали только мальчиков, а для меня это обстоятельство означало своего рода вызов – мне хотелось их превзойти. Существует мнение, что у девочек в большинстве своем отсутствует врожденное чувство ритма, поэтому на ударные приглашают сильный пол. Но с этим клише давно можно спорить.

Я работаю в оркестре двенадцать лет, и сравнивая на слух чувство ритма у исполнителей разных полов, могу сказать, что у женщин оно действительно другое, однако это нельзя преподносить как недостаток. Наоборот, женщины гибче и внимательнее.

Если вы начнете штудировать видеозаписи с классической музыкой, сделанные в последние несколько лет, то удивитесь, как составы оркестров пополнились женщинами-ударницами. Это не локальная тенденция. Женщины действительно все активнее осваивают сферы, куда им был закрыт вход. Не могу дать объективную оценку этому процессу, но есть же и другие наблюдения: мужчины чаще выбирают флейты, арфы, и эти инструменты в их руках звучат иначе.

Притеснений со стороны мужчин-музыкантов я никогда не наблюдала. Во время учебы в консерватории дирижеры в младшем и старшем оркестрах проявляли ко мне должное уважение, доверяли, давали возможность как ответственному лицу распределять роли в группе.

Чаще сталкиваешься с удивлением коллег, для которых женщина на ударных – нечто экзотическое, вызывающее любопытство.

Я не скажу, что не знаю неудач. Случалось всякое. Мне просто нравится быть участником увлекательного музыкального процесса, расти вместе с коллективом, открывать в себе скрытые возможности (например, когда после единственной репетиции выходишь на сцену и играешь сложный материал так, словно учил его несколько месяцев).

Мне как музыканту важно, чтобы я могла показать себя в партии с артистической позиции. Стравинский, к примеру, нетривиально подходил к написанию партий литавр, оттого интересно исполнять этого композитора

Порой я чувствую, что для нужного звучания мне немного не хватает силы, и возникает желание чуть набрать мышечную массу.

Конечно, очень многие моменты в моей процессии зависят от дирижера. Невозможно найти двух маэстро, которые бы выдвигали одинаковые требования. Ударник – правая рука дирижера, его опора, поэтому необходимо всегда быть в диалоге с ним, уметь предложить что-то свое.

Интересно, что произведенный звук инструмента отличается от того, что слышит человек на расстоянии пяти метров. Эти тонкости корректируются на репетициях – необходимо изучить акустику зала, привыкнуть к ней, понять, как сгладить разницу между звучанием.

В нашем оркестре в группе равноправие: двое мужчин и две женщины. Мы нашли общий язык, стремимся поддерживать друг друга, чувствуем необходимость в сплоченности. Такой поход в чем-то напоминает принципы поведения на дороге: если ты – водитель за рулем, то нет разницы – мужчина ты или женщина. Мы среднеполые.

Конечно, есть какие-то правила, есть внутренние ограничения: женщина, к примеру, никогда не встанет играть на тарелках. Это чисто мужской инструмент. Тарелки тяжелые, их неудобно глушить.

Мой преподаватель Виктор Борисович Гришин говорил, что у ударника должно звучать несколько ключевых инструментов – литавры, тарелки и виброфон. Для девушек, к сожалению, тарелки остаются вне досягаемости. Но есть отважные дамы, которые все-таки решаются играть на них.

Светлана Соболева. Фото из личного архива

Ударные инструменты в современной академической музыке – это огромный простор для творчества. Здесь открываются поистине неограниченные возможности для поисков разных звучаний – приходилось играть и монетами в стакане, бить молотком по металлической коробке, проводить смычком по клавише виброфона (возникает красивое металлическое эхо). А когда литаврой делаешь глиссандо и одновременно проводишь смычком по лежащей на ней тарелке, рождается звук, похожий на рев слона.

Это увлекательно, но мне как музыканту, для которого первостепенно задачей является исполнение классического репертуара, хочется вышколить свою игру так, чтобы она была идеально ритмичной, тембрально эталонной.

История контрабаса

Какой симфонический оркестр обходится без такой значимой музыкальной фигуры, как контрабас? Этот струнный смычковый музыкальный инструмент, обладающий глуховатым, но глубоким тембром украшает своим звучанием камерные ансамбли и даже джаз. Некоторые умудряются заменить им бас-гитару. С каких времён чудесный контрабас завораживает и очаровывает публику по всему свету, представляя собой сразу все языки мира, и, не нуждаясь в переводчике?

Контрабасовая виола.Наверное, контрабас единственный в мире музыкальный инструмент, у которого история создания и внедрения его в массовую культуру пестрит такими пробелами. Первые упоминания об этом струнном инструменте относятся к эпохе Возрождения.

Прародителем контрабаса считаются виолы, к чьему семейству причисляют контрабас и, по сей день. Контрабасовую виолу впервые изобразил на своей картине «Брак в Кане» венецианский живописец Паоло Веронезе ещё в 1563 году. Эту дату и считают отправной точкой для отсчёта истории контрабаса.

В XVII веке контрабасовые виолы были впервые включены в оркестр для оперы Клаудио Монтеверди «Орфей» и упомянуты в количестве двух штук в партитуре. В то время было сделано и качественное описание самого инструмента Михаэлем Преториусом, тогда же и выяснилось, что у контрабасовой виолы было 5-6 струн.

Становление контрабаса самостоятельным музыкальным инструментом.Контрабас в своем современном виде появился в середине XVII века. Его изобретателем стал итальянский мастер Микеле Тодини.

Важно

Сам он считал, что создал большую виолоне, но назвал ее — контрабас. Нововведением стал четырёхструнный строй.

Так контрабас и стал «перебежчиком» из одного семейства – виол в другое – скрипок, по мнению немецкого инструментоведа Курта Закса.

Документально подтверждено первое внедрение контрабаса в оркестр произошло в Италии. Сделано это было в 1699 году композитором Д. Альдровандини в опере «Цезарь Александрийский» на премьере в театре Неаполя.

Самое интересное, это постепенное сращивание двух понятий — «виолоне» с «контрабасом». По этой причине в Италии контрабас носил название «Violone», в Англии — Double bass, в Германии – der Kontrabass, а во Франции – Contrebasse.

Только в 50-х годах XVIII века виолоне наконец стало контрабасом. Примерно в то же самое время европейские оркестры стали отдавать предпочтение контрабасу.

В XVIII веке он «дорос» до сольных выступлений, но с тремя струнами на инструменте.

В XIX веке развивать данное музыкальное направление продолжили Джованни Боттзини и Франц Зимандль. А уже в XX веке нашлись их продолжатели в лице Адольфа Мишека и Сергея Кусевицкого.

Два века постоянной борьбы за существование привели к созданию гениального музыкального инструмента, способного соперничать с мощным органом. Стараниями великих музыкантов в настоящее время миллионы людей с нескрываемым удовольствием следят за ловкими движениями рук маэстро по струнам.

Запись и исполнение

Запись

Запись партий для контрабаса производится на октаву выше действительного звучания. При сольном строе (на тон выше) партия записывается на малую септиму выше действительного звучания.

Постановка рук

Постановка рук, в основном, схожа с постановкой на скрипке.

В игре на контрабасе используют только три пальца из-за квартового строя: первый, второй и четвёртый (кроме большого), только в редких случаях в широкой позиции используется третий. По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего. От прижима пальцем длина колеблющейся области струны уменьшается, за счет чего повышается частота, то есть получается более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются при указании аппликатуры нулем.

От касания струны почти без нажима в определенных местах получаются флажолеты. Расположение прикладывания пальцев левой руки называется аппликатурой.

Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, безымянный — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем сложнее в ней чисто играть.

Существует два самых известных способа держания смычка:

  • Немецкий способ, при котором смычок держат не «сверху», а как бы «сбоку»: из-за этого колодочка больше по ширине. Большой палец находится на трости.
  • Французский способ, при котором смычок держат сверху, способ похож на французский у скрипки. Большой палец находится под тростью.

Ведение смычка имеет большое влияние на характер, силу, тембр звука, и вообще на фразировку. На контрабасе в норме можно брать одновременно на соседних струнах два звука (так называемые двойные ноты), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные ноты) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять при открытых струнах, и используются как правило в сложных сольных произведениях.

Позиция левой руки

  • Открытые струны — пальцы левой руки не зажимают струны, то есть контрабас извлекает четыре ноты разделенные квартами: E1, A1, D, G.
  • Позиции — пальцы зажимают струны. Применяются полупозиция, 1-я—4-я позиции (т. наз. позиции оркестрового грифа, где применяется 1-й, 2-й и 4-й пальцы), 5-я и далее (т. наз. позиции сольного грифа или позиции ставки), а также различные широкие позиции, где применяется ещё и 3-й палец (крайними пальцами можно охватить малую терцию).

Штрихи

Основные приёмы:

  • Detaché — каждая нота извлекается отдельным движением смычка, путём изменения его направления;
  • Martélé — штрих, выполняемый головкой смычка давя с силой;
  • Staccato вниз и вверх смычком — отрывистое движение смычка с остановкой (отличается от мартле тем, что на одно движение смычка можно играть много звуков, чаще два, четыре, восемь);
  • Staccato volant — разновидность стаккато. При игре смычок подскакивает, отрываясь от струн;
  • Spiccato — штрих, извлекаемый броском смычка на струну, получается короткий отрывистый звук;
  • Ricochet-saltato — штрих, выполняемый ударами волоса поднятого смычка по струне, как правило исполняется непрерывной группой;
  • Tremolo — многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование двух не соседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия.
  • Legato — связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует.
  • Col legno — удар древком смычка по струне. Вызывает стучащий, мертвенный звук, который так же с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке.
  • Апояндо- щипок пальцем, после которого палец кладется на соседнюю струну.

Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки (пиццикато). Также имеет место и пиццикато левой рукой, которое применяется в основном в сольной литературе.

Также существует специальный способ выделения обертона из состава тембра звучащей струны — флажолет. Исполняется путём частичного прижатия струны в точке деления её длины на 2 (высота звучания струны повышается на октаву), на 4 (две октавы) и т. п.

На контрабасе легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение открытых струн. Самые удобные пассажи — те, которые составлены из гамм или их частей (их можно играть в широкой позиции).

Как играют на контрабасе?

Исполнитель может сидеть на высоком стульчике или стоять – все зависит от места исполнения и характера мелодии, а также от техники музыканта. Можно отрегулировать высоту расположения инструмента, для этого есть корректировочный шпиль. Считается, что лучше всего на контрабасе звучит приём пиццикато. Сфера применения широка, но чаще всего мы встречаем «бас-виолу» на симфонических концертах, но это не исключает того, что он очень часто применяется для камерных ансамблей. В джазе также применяется контрабас, он берет на себя ритм-секцию, на нем играют «слэпом» (прием пришлепывания пальцами).

История щипковых инструментов

Играют на них сидя. Инструмент кладут на колени. Струны защипывают пальцами или специальной палочкой. Прообразом таких инструментов был охотничий лук. Первобытные люди, натягивая тетиву, слышали тихий, приятный звук. Его высота была связана с толщиной веревки.

Струнные щипковые инструменты – одни из самых давних. Они были известны еще в Древней Греции. Бог Аполлон на античных скульптурах держит в руках кифару. Позже в средиземноморском регионе получил распространение инструмент под названием бузуки. В Средней Азии его аналог называли зурной. А в США очень популярен инструмент банджо. Он является неизменным атрибутом музыки в стиле кантри.

Струнные щипковые инструменты очень популярны среди специалистов и дилетантов. Играть на них можно научиться самостоятельно. Пожалуй, самым любимым и востребованным инструментом является гитара. Она появилась в Испании. Существует мнение, что гитару в эту страну завезли мавры. Позже инструмент распространился и в других европейских регионах. В Россию гитару привезли итальянцы. Произошло это в XVIII веке.

Из чего состоит контрабас?

Он изготавливается преимущественно из дерева, с включением металлических и пластиковых элементов. Можно выделить два основных элемента: корпус и гриф. Первый состоит из двух дек – верхней и нижней, а также обечайки, здесь же можно найти порожек, который поддерживает струны на необходимой высоте. На грифе, в самой верхней точке, расположены колковые механизмы, с помощью которых можно регулировать натяжение струн, лады отсутствуют. Нередко можно увидеть и другие, вспомогательные элементы, например подкладку для руки, подставку и др. Струны чаще всего металлические, толстые, басовые; часто они имеют специальную обмотку для характерного звучания. Игра производится пальцами или смычком: французским, длинным и тонким или коротким, тяжелым – немецким. Немногие знают, что они могут иметь разный размер, самый большой достигает практически двух метров, а самый маленький – как виолончель.

контрабас I[править]

В Викиданных есть лексема контрабас (L144873).

Морфологические и синтаксические свойстваправить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. контраба́с контраба́сы
Р. контраба́са контраба́сов
Д. контраба́су контраба́сам
В. контраба́с контраба́сы
Тв. контраба́сом контраба́сами
Пр. контраба́се контраба́сах

кон-тра-ба́с

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Приставка: контра-; корень: -бас-.

Семантические свойстваправить

Контрабас

Значениеправить

  1. самый большой по размеру и самый низкий по звучанию смычковый музыкальный инструмент ◆ Со времени своего появления в XVI веке в Германии контрабас имел от трёх до пяти жильных струн; в XX веке обычное число струн — четыре.

Гипонимыправить

Родственные словаправить

Ближайшее родство
  • существительные: контрабасист, контрабасистка
  • прилагательные: контрабасный, контрабасовый, субконтрабасовый

Этимологияправить

Происходит от итал. , из contra «против» + basso «бас» (букв. «низкий»). Русск. контрабас, возможно, заимств. через нем. Kontrabass (уже в 1619 г.). Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Переводправить

Список переводов
  • en: contrabass, double-bass (тж. double bass)
  • hy: կոնտրաբաս
  • af: kontrabas
  • eu: kontrabaxu
  • be: кантрабас, басэтля
  • bg:
  • bs: kontrabas
  • hu: nagybőgő
  • gl: contrabaixo
  • el: κοντραμπάσο ср.
  • ka: კონტრაბასი
  • da: kontrabas
  • he: קונטרבס
  • yi: קאָנטראבאס м.
  • иio: kontrabaso
  • es: contrabajo м., violón м.
  • it: contrabbasso м.
  • kk:
  • ca: contrabaix
  • lv: kontrabass
  • lt: kontrabosas
  • mk:
  • de: Kontrabaß м. -basses, -bässe
  • nl: contrabas
  • oc: contrabassa ж.
  • pl: kontrabas
  • pt: contrabaixo м.
  • ro: contrabas ср.
  • sr (кир.):
  • scn: contrabbassu
  • sk: kontrabas
  • sl: kontrabas
  • tg:
  • tr: kontrbas
  • uk:
  • fi: kontrabasso
  • fr: contrebasse м.
  • cs: kontrabas
  • cv:
  • sv: kontrabas, basfiol, ståbas
  • иeo: kontrabaso
  • et: kontrabass
  • ja: コントラバス
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector