Творческий проект «деревянные ложки как музыкальный инструмент. история и современность»
Содержание:
Свистулька
Духовой инструмент, выполненный из керамики, обычно оснащен декоративными элементами. Наибольшей популярностью у славян пользовались изделия в форме птиц, оформленными красивыми узорами или орнаментом. Рисунок порой указывал на регион создания изделия.
Поверхность инструмента, изготовленного из обожженной глины, покрывают художественной росписью. Узнать точный возраст свистульки не представляется возможным, поскольку предметы из глины не подлежат долгому хранению. Скорей всего, самая первая модель инструмента давно превратилась в обычный комок глины.
Устройство свистульки поражает своей простотой. В небольшой глиняной камере с помощью продувания создают разнообразные завихрения и колебания воздуха. В результате чего получаются тонкие и свистящие звуки. |
Наши предки использовали инструмент как средство для общения с богом Перуном. Сейчас это обычная игрушка для малышей.
Чтобы заглянуть в будущее
Этнографические записки сохранили множество описаний использования ложки для гаданий и обрядов. Так, в Курской губернии, чтобы пройти через те же муки, что и жена с ребёнком, отец должен был съесть красной ложкой круто посоленную кашу, а затем закинуть ложку на полати и долго прыгать по избе, приговаривая, «чтобы так рождённый вспрыгивал».
В Вятской губернии один из свадебных обрядов предполагал связывание ложек невесты и жениха для крепости семейных уз.
Предсказывали по ложке и судьбу. После рождественского обеда оставляли ложки на краю миски: если наутро чья-то ложка упадет, то считалось, что её хозяин заболеет или умрёт. Можно было вынести ложку в сени, наполнив водой: если наутро лёд будет с ямочкой, жди смерти, если с возвышением – долгие лета.
Свирель
Относится к древнейшим духовым инструментам. Изделие имеет несколько названий: сопель, цевница. Устройство свирель близко с продольной флейтой. Ее часто используют в художественных фильмах, на инструменте играют влюбленные парни и пастухи. Не зря на Руси изделие считалось символом любви.
На свирели постоянно играл вечно юный Бог Лель. С приходом весны он самостоятельно мастерит инструмент из камышей или прутиков березы. Затем Лель играет на нем, издавая волшебные звуки и заманивая в свои сети молоденьких барышень.
Самая древняя модель инструмента была обнаружена на территории современной Смоленщины. Классическую дудочку, изготовленную из металла или древесины, в наши дни можно приобрести в любом музыкальном магазине.
Традиционная модель инструмента имеет шесть отверстий. Также в продаже можно отыскать двойную свирель, которая позволяет исполнителю существенно расширить репертуар.
Рубель
Ударный инструмент, относящийся к одним из самых древних изделий. Наши предки создавали их из подручных материалов: дерево, кожа, кости, металл. Им приписывали волшебную силу и порой использовали для связи с духами. Ударные инструменты, характеризующиеся отсутствием звукового ряда, имеют большие выразительные возможности. Поэтому находят широкое применение в народной музыке.
Рубель или пральник – это предмет домашнего обихода. В старинные времена девушки применяли его для разглаживания белья после стирки. Вещи вручную отжимали, наматывали на скалку и раскатывали ребраком. В итоге даже плохо выстиранное бельё приобретало белоснежный оттенок. Отсюда и появилась в народе пословица: «Не мытьём, так катаньем».
Рубель представляет собой пластину из древесины твердых пород, оснащенный на конце ручкой. С одной стороны пральник был идеально гладким, с другой имел ребристую поверхность. В разных регионах изделие отличалось по форме или декоративным элементам.
Например, во Владимирской губернии, рубели украшали геометрической резьбой и были необычайно длинными. На речке Мезень их делали широкими, слегка расширяющимися к низу. В Ярославской области, помимо геометрической резьбы, пральник порой декорировали объемными фигурами. Иногда ручка рубеля была полой, внутрь нее помещали горошины или иные мелкие элементы. При раскатывании они издавали дополнительный шум.
Для создания пральников используют исключительно твердую древесину лиственных пород: рябина, дуб, клён и т.д. Порой местные умельцы брали для работы отходы от деревянных досок, вручную либо на станке их обрабатывали. Торцы изделия опиливают, острые грани закругляют с помощью напильника. Затем на нижней поверхности проводят нарезку валиков. |
Бубенцы
Язычковый музыкальный инструмент. Наверняка вы хоть раз в жизни сталкивались с тройкой лошадей, которые бегут, весело звеня бубенчиками. Разве можно с чем-то перепутать подобный звук? Однако, спешим вас разочаровать. Это вовсе не бубенцы, а обычные колокольчики.
Перевернутые чашечки из металла, оснащенные язычком, издают столь знакомый звенящий звук. Получить мелодию от колокольчиков можно лишь в вертикальном положении. А вот бубенцы издают характерный звук при встряхивании.
Они представляют собой полый шарик из металла, внутри которого перекатывается несколько шариков. На нею лошадям их подвешивают исключительно для красоты, а вот другой домашней живности (коровы, козы) помогают не потеряться при выгуле.
Со временем бубенчики из разряда украшений перешли в категорию музыкальных инструментов. С их помощью можно получить красивые мелодии. В наши дни бубенцы навешивают по несколько штук на специальный ремешок. Некоторые исполнители крепят их к деревянным ложкам или бубну. |
Бубен
Установить точные сведения о дате появления инструмента практически нереально. Его использовали еще во времена язычества для проведения многочисленных ритуалов и обрядов. Подобные изделия представляли собой мембрану из кожи, натянутую на деревянный каркас (обечайку). В России на него подвешивали бубенчики или колокольчики.
Боковые стенки каркаса могут иметь прорези, куда устанавливают металлические пластины круглой формы. Существует множество разновидностей инструмента. Есть модели, созданные специально для шаманов и жрецов. Они издают глухой и низкий звук, который извлекается с помощью палки-колотушки (вощага).
В давние времена на Руси бубном именовали любой ударный инструмент, однако, многие из них позже обрели собственные наименования: литавры, ксилофон и т.д.
Большой популярностью у наших предков пользовались ратные бубны (например, набат). Они отличались огромными габаритами, для их перевозки брали минимум четырех лошадей. Изделия применяли в пехоте и коннице русского войска. Гром инструмента был так страшен, что противники в ужасе разбегались, даже не вступив в сражение.
Для идентификации
Вплоть до XIX века у каждого русского была своя ложка, а у бедняков она нередко являлась единственной личной вещью. Если надеть рубаху с чужого плеча было не зазорно, то чужой ложкой предпочитали не пользоваться. Даже в одной семье она была у каждого персональная, а чтобы не путаться, ложки помечали.
Традиция персонализировать ложку сохранилась и в советские времена. Так, в частности, делали солдаты Великой Отечественной войны, иголкой или тонким ножом вырезая инициалы или фамилию на рукоятке ложки, привезённой из дома. Считалось, что вписывать данные в смертный медальон – плохая примета, а по найденной ложке убитого вполне могут опознать.
Интересно, что бурлаки ложку-бутырку, которой пользовались только они, вставляли за отворот шапки на лбу. В этом случае импровизированная кокарда выступала как отличительный знак, сообщающий о принадлежности человека к определённой профессии.
Русская гармонь
Язычковый инструмент не следует путать с аккордеоном и баяном. Изделие попало в нашу страну вместе с нашествием татаро-монгол. Прародителем гармони является китайский инструмент под названием шен. Массовую популярность и народную любовь изделие получило лишь в 1830 году, пройдя длинный путь из Азии в Россию.
Гармонь состоит из двух полукорпусов, которые по бокам оснащены клавишами и кнопками. Левая сторона используется для аккомпанемента, правая предназначена для игры. В середине инструмента располагается меховое отделение, которое накачивает кислород к звуковым планкам.
Чем гармонь отличается от аккордеона и баяна?
- Компактными размерами.
- Меньшим количеством октав.
- На стандартной модели гармоники исполнитель извлекает лишь диатонические звуки, в исключительных случаях к ним прибавляются хроматические.
Точных данных о том, где и когда был изготовлен первый инструмент, нет. Согласно одной из версий дебютная гармонь собрана в девятнадцатом веке в Германии Ф. К. Бушманом. Если верить иной легенде, то первый инструмент появился именно в России в 19783 году в Санкт-Петербурге. Создателем музыкального изделия является органный мастер Франтишек Киршник, родом из Чехии.
С конца девятнадцатого столетия гармонь считалась национальным инструментом жителей Татарстана.
Для защиты от нечисти
Во времена язычества миниатюрные ложки добавляли в связку оберегов, носимых с собой. Такие крошечные ложки были найдены археологами на Лукомльском городище и курганах близ деревни Акулин Бор, а также во время раскопок в Великом Новгороде. Она символизировала достаток, защищала от сглаза и притягивала счастье.
Позднее вместо ложечки-оберега стали носить обычную ложку, убивая сразу двух зайцев: и от нечисти защититься, и всегда иметь под рукой то, что не позволит остаться голодным, коли случай отобедать подвернется.
Кто победнее – носил ложку обычно за пазухой, за голенищем сапога или подвешивал на шнурок к поясу, кто побогаче – шил специальный футляр, который закреплялся на ремне. Исключением не был и Пётр Первый: во время путешествий по Европе государь удивлял хозяев тем, что пользовался исключительно своей ложкой, которую всегда носил собой.
Рожок
Духовые народные инструменты, к которым относится данное изделие, являются неотъемлемой частью культурного наследия Руси. Чаще всего для изготовления рожка берут древесину клёна, берёзы или можжевельника. Обычно инструмент имеет специфическое название, в зависимости от местности, где был создан и получил популярность.
Первые упоминания об изделие встречаются в бумагах семнадцатого века, но в реальности он гораздо раньше вошел в обиход. Рожок часто использовали чабаны, сторожи и воины
Ведь его звук приковывает внимание и выполнял роль своеобразного сигнала о нападении недругов
Также инструмент применяли для создания песенных и танцевальных ритмов. Репертуар рожечников достаточно широк. Изделие отличается простотой устройства. Коническая трубка из древесины, оборудованная пятью дырочками сверху и одним отверстием внизу.
На противоположных сторонах инструмента находился раструб и мундштук, предназначенный для извлечения мелодии. Рожок характеризуется резким и громким звуком, обладающим скрытой мягкостью.
Для развлечения и исцеления детей
Популярные на Руси куклы-пеленашки мастерились на скорую руку из первого, что попадется под руку: полено, пучок соломы, но чаще — из обычной ложки. Сделать новую игрушку крестьянская девочка могла в два счёта, при этом даже помощи взрослых не требовалось.
Достаточно было просто завернуть ложку в тряпицу – и кукла-пеленашка готова! Ложки вешали и над колыбелью – не только для забавы, но и в качестве оберегов. А из двух ложек получалась отличная погремушка – звучная и безопасная.
Если же сглаза избежать всё-таки не удавалось, и ребёнок начинал много и беспричинно капризничать, то ложки опять приходили на помощь. Чистые ложки мыли и этой водой умывали ребенка, а затем непременно вытирали лицо материнским подолом.
Домра
Прародительница балалайки, отличающаяся от нее конфигурацией деки. Широкое распространение инструмент получил в шестнадцатом веке. В наши дни домру активно используют калмыки и киргизы.
Классическая модель изделия оснащена тремя струнами, на которых играют с помощью медиатора. В звучании между балалайкой и домрой практически нет разницы. А вот по внешнему виду они слегка отличаются. Первая имеет треугольный корпус, а прародительница оснащена овальной декой.
Музыкантов, играющих на инструменте, называют домрачеями. Трехструнное изделие встречается в нескольких формах: пикколо (самая миниатюрная), малая, альтовая и басовая. Корпус домры и гриф создают из древесины. Обычно это клён или палисандр.
Гриф состоит из двух элементов: головки и шейки. В некоторых моделях создается цельным, в виде одной детали. Колки-валики, использующиеся для настройки звучания домры, прокручивают вручную. Их создают из металла, ранее брали твердую древесину.
Для изготовления струн применяют стальную проволоку, отличающуюся по толщине. История инструмента практически трагическая. Он был надолго забыт и воссоздан лишь в наше время. Сейчас домра является перспективным изделием, с огромным музыкальным потенциалом. |
Гусли
Народные инструменты сложно представить без этого струнного изделия. Впервые об использовании щипковых гуслей упоминают в летописях, датированных пятым веком. Их точный предок доподлинно неизвестен, но бытует мнение, что инструмент произошел от древнегреческой кифары. Издревле их использовали в качестве аккомпанемента для голоса солиста.
Старинное изделие, дошедшее до наших дней практически в неизменном виде, бывает шлемовидным или крыловидным. Последние создают в форме треугольника. Минимальное количество струн – пять штук, максимальное – четырнадцать. Техника исполнения на крыловидных гуслях такова, что человек правой рукой задевает одновременно все струны. При этом левой нейтрализует лишние звуки.
При игре на шлемовидных гуслях исполнитель использует сразу две руки. Освоить этот инструмент крайне сложно. Однако все современные оркестры имеют в своем составе гусляров, ведь они придают произведению неповторимый колорит.
В древности широкое распространение получили клавирообразные гусли. Часто на них исполняли мелодии представители духовенства. В основе инструмента лежал ящик прямоугольной формы, оборудованный крышкой.
На одной стороне вырезали несколько овальных отверстий и крепили к ней две щепки из древесины. Первая щепка выполняла роль приструнника. Во вторую вворачивали колки из металла, на них наматывали струны. Инструмент характеризовался фортепианным строем. Чтобы исполнять мелодию на подобных гуслях, требовалось предварительно выучить ноты.
Основные приемы игры на инструменте – щипок и бряцание. В наши дни появились и клавишные гусли. На них установлен уникальный механизм, при нажатии на клавиши открываются струны, и исполнитель может выбрать необходимый аккорд. Это существенно упрощает процесс игры. |
Жалейка
Точного возраста изделия не знает никто. Сведения о его происхождении затерялись в глубинах тысячелетий. Инструмент неспроста получил подобное название. Слыша звуки, которые он издает, человек непроизвольно испытывает жалость.
Жалейка выдает резкую, плачущую мелодию. Для создания изделия берут тростник или древесину (например, иву). В наши дни инструмент обычно выплавляют из металла или пластика, что существенно упрощает производственный процесс.
Чтобы добиться специфического звучания требуется пищик (язычок). Роль раструба отводится берестяной воронке или коровьему рогу. Из-за подобных насадок в некоторых регионах России жалейку ошибочно именуют рожком.
Максимальный размер инструмента составляет пятнадцать сантиметров. От него напрямую зависит высота музыкального строя. Специальный мундштук с пищиком вставляют в трубку, при необходимости его легко заменить на новый.
Поверхность трубки имеет несколько отверстий для расширения звукового диапазона.
Балалайка
Музыкальный символ русского народа. Это традиционный инструмент славян, первые упоминания о котором датируются семнадцатым веком. Однако массовую популярность он получил лишь спустя столетия.
Трехструнный щипковый инструмент с треугольным корпусом из дерева произошел от восточнославянской домры, оснащенной двумя струнами и округлой декой.
Длина балалайки варьируется от шестисот миллиметров (прима) до 1,7 м (контрабас). Корпус изделия составлен из нескольких сегментов, которые склеены между собой. Головка грифа слегка отогнута назад.
Инструмент не зря получил статус народного. Корень в слове «балалайка» такой же, как и в «балакать», т.е. ненавязчиво говорить. Музыкальное изделие и впрямь чаще всего выступало в качестве аккомпаниатора для досуга крестьян.
Инструмент характеризуется нежным, но громким звуком. С его помощью получаются душевные и слегка печальные мелодии. Балалайку используют в оркестрах или в качестве сольного «исполнителя». Самые распространенные игровые приемы – бряцание, дроби, тремоло. |
Определить хороший инструмент легко по внешнему виду: его собирают из качественных материалов, которые тщательно отполированы. Идеальная балалайка должна соответствовать следующим требованиям:
- Гриф прямой, без трещинок и искривлений. Оптимальный вариант для изготовления элемента – чёрное дерево.
- Лады одной высоты и тщательно отшлифованы.
- Колки для струн механические, верхние и нижние порожки выполнены из твердой древесины или кости.
- Навесной панцирь не должен соприкасаться с декой.
- Подставка для струн создана из клёна.
Помните, что качественная музыка получится только с помощью хорошего инструмента.
Гудок
Старинный струнный инструмент, который наши предки использовали вместе с иными изделиями: бубнами, гуслями. Корпус гудка выдолблен из древесины, имеют овальную или грушевидную форму. Гриф относительно короткий, с прямой или изогнутой головкой. На нем закрепляют три струны.
Плоская дека изделия оснащена резонаторным отверстием. Длина гудка составляет не более одного метра. Максимальные параметры инструмента – от тридцати до восьмидесяти сантиметров. Смычок имеет форму дуги и по внешнему виду напоминает лук.
Исполнитель в процессе игры затрагивает сразу все струны. Но чтобы получить основную мелодию требуется только первая струнка. Остальные считаются бурдонными и звучат в единой тональности.
Отличительная черта инструмента – безостановочное гудение нижних струн. Музыкант, исполняя мелодию, старается удерживать гудок на коленях, в вертикальном положении. |
Чтобы заглянуть в будущее
Этнографические записки сохранили множество описаний использования ложки для гаданий и обрядов. Так, в Курской губернии, чтобы пройти через те же муки, что и жена с ребёнком, отец должен был съесть красной ложкой круто посоленную кашу, а затем закинуть ложку на полати и долго прыгать по избе, приговаривая, «чтобы так рождённый вспрыгивал».
В Вятской губернии один из свадебных обрядов предполагал связывание ложек невесты и жениха для крепости семейных уз.
Предсказывали по ложке и судьбу. После рождественского обеда оставляли ложки на краю миски: если наутро чья-то ложка упадет, то считалось, что её хозяин заболеет или умрёт. Можно было вынести ложку в сени, наполнив водой: если наутро лёд будет с ямочкой, жди смерти, если с возвышением – долгие лета.
Для создания настроения
В любом коллективе русских народных инструментов сегодня непременно есть ложечники. Первые упоминания о «музыкальном» качестве ложки относятся к XVIII столетию, но, думается, что играть на ложках начали ещё в языческие времена.
Вместе с бубнами и трещотками ложки были обязательным атрибутом скоморохов, и для звучности к ложкам они привязывали, как пишет Владимир Даль, «гремушки».
Использовались ложки и как палочки при игре на пастушьей барабанке – примитивном ударном инструменте, распространённом в Костромской, Ивановской и других областях России.
Мастерили барабанку пастухи в походных условиях из высушенной еловой доски, прикрепляя к ней с двух сторон на бичевках деревянные ложки.
Известно, что один ложечник может управляться с двумя, максимум четырьмя ложками, и когда этого недостаточно, из набора ложек и двух брусков делают веер. Ложки закрепляют на деревяшках, чтобы улучшить качество звука и упростить исполнение мелодии. К слову, самые звонкие ложки делают из клёна.
Для создания настроения
В любом коллективе русских народных инструментов сегодня непременно есть ложечники. Первые упоминания о «музыкальном» качестве ложки относятся к XVIII столетию, но, думается, что играть на ложках начали ещё в языческие времена.
Вместе с бубнами и трещотками ложки были обязательным атрибутом скоморохов, и для звучности к ложкам они привязывали, как пишет Владимир Даль, «гремушки».
Использовались ложки и как палочки при игре на пастушьей барабанке – примитивном ударном инструменте, распространённом в Костромской, Ивановской и других областях России.
Мастерили барабанку пастухи в походных условиях из высушенной еловой доски, прикрепляя к ней с двух сторон на бичевках деревянные ложки.
Известно, что один ложечник может управляться с двумя, максимум четырьмя ложками, и когда этого недостаточно, из набора ложек и двух брусков делают веер. Ложки закрепляют на деревяшках, чтобы улучшить качество звука и упростить исполнение мелодии. К слову, самые звонкие ложки делают из клёна.
Владимирский рожок
Владимирский рожок — это семейство амбушюрных (мундштучных) духовых музыкальных инструментов, которые являются аналогом средневековых европейских цинков (корнетов, корнетто) и серпентов, то есть владимирские рожки — это клапанные деревянные духовые инструменты.
Славу владимирскому рожку создал хор владимирских рожечников. Сначала хор, которым руководил Николай Васильевич Кондратьев (1843—1936), выступал на гуляньях и свадьбах в деревнях Ковровского уезда; в 1882 году его услышал на Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде антрепенер А. И. Картавов и пригласил их в Санкт-Петербург, где выступление хора получило высокую оценку А. П. Бородина. В Петергофе музыкантов слушал Александр III. В 1884 году хор ковровских рожечников выехал за границу; выступал в Берлине, Брюсселе, Гааге, Париже. Владимирские музыканты-рожечники хора были необычно одеты: в плащах-накидках, в высоких лаковых сапогах и в черных с высокими тульями цилиндрических шляпах. «Хор владимирских рожечников, — как писали тогда в газетах, — имел бешеный успех».. В 1910 году наигрыши хора рожечников были записаны на граммофонные пластинки. С 1932 года хором стал руководить А. В. Сулимов.
Кугиклы
Духовой инструмент, относящийся к категории многоствольных флейт. Для изготовления берутся пустотелые стебли камыша или куги, отсюда и такое необычное название. Для создания изделия подходят и иные растения: веточки бузины с мягкой сердцевиной, зонтичные травы с полой серединкой, бамбуковидные.
В наши изготовление кугилы ведется из полимеров и металлических трубок. Для создания инструмента требуется от трех до пяти трубок разной длины (от 100 до 160 миллиметров), но идентичного диаметра. Их нижние концы закрывают, верхние используют для игры.
Стволы разрешено менять местами, поскольку фиксированное соединение отсутствует. Верхние концы трубочек расположены в одной плоскости и выстроены по горизонтали в ровную линию.
Стволы можно регулировать, вставлять в них подвижные пробки, заливать воском, высверливать дополнительные отверстия, менять длину. Чаще всего на кугиклах играют девушки, которое в процессе исполнения мелодии пляшут и поют.