Великие русские композиторы

Классическая музыка ТОП-100 (100)

  • № 1: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Вальс цветов»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 371170

    Гениальный вальс от гениального композитора. А картинка из гениального мультфильма )))

  • № 2: Петр Ильич Чайковский «Лебединое озеро. Танец маленьких лебедей»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 369707

    Под эту музыку в рекламах обожают подпрыгивать упитанные дядьки в балетных пачках. Официально это один из «танцев лебедей» — Allegro Moderato, но все так упорно называли его «танцем маленьких лебедей», что именно под таким названием мелодию знают во всем мире.

  • № 3: Людвиг ван Бетховен «Соната 14 (Лунная соната)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 364676

    Лично мне запомнилось использование Лунной сонаты в мультфильме «Маша и медведь» («До весны не будить»), где в финальных титрах Медведь, намаявшись с Машей, вместе с Волком в ночном лесу ест кашу и воет на луну.

  • № 4: Арам Хачатурян «Гаянэ. Танец с саблями»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 357499

    Джигиты с саблями взмывают в воздух в стремительном танце.

  • № 5: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Танец феи Драже»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 355315

    Эта мелодия на Западе считается едва ли не гимном Рождества (интересно, дело в колокольчиках или чем-то другом).

    Что примечательно, в России под Рождество все чаще звучит колокольчик Джингл Белл…

  • № 6: Николай Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане. Полет шмеля»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 354681

    Очень быстрый, очень сложный, очень известный

  • № 7: Феликс Мендельсон «Сон в летнюю ночь. Свадебный марш»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 352578

    Вряд ли Феликс Мендельсон мог предположить, что его музыка станет ежедневно звучать в каждом ЗАГСе России.

    Этот известнейший мотив навевает светлые грёзы множеству незамужних дам. Что примечательно, многие неженатые кавалеры боятся его как огня.

  • № 8: Людвиг ван Бетховен «К Элизе (Fur Elise)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 349645

    Написано от безответной любви. Любовь не сложилась, зато сложился шедевр.

  • № 9: Антонио Вивальди «Времена года. Зима: I. Allegro non molto (Декабрь)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 347699

    Рекламу пива снова разрешили, а значит, мы готовимся опять услышать из всех телевизоров этот шедевр Вивальди, как аккомпанемент к «восхитительному» бархатному вкусу недорогих сортов.

  • № 10: Петр Ильич Чайковский «Концерт № 1»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 340160

    Первые аккорды в первой части концерта являются одними из самых узнаваемых в истории музыки.

  • № 11: Иоганн Себастьян Бах «Токката и фуга ре минор»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 339559

    Передача «Человек и Закон». Вспомнили?

  • № 12: Людвиг ван Бетховен «Симфония № 5»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 335757

    Знаменитый «па-ба-ба-бам», известный также как «мотив судьбы» или «тема судьбы».

  • № 13: Антонио Вивальди «Времена года. Лето: III. Presto (Летняя гроза)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 334415

    Эту музыку скрипачка Ванесса Мэй использовала для своей популярной в недавнем прошлом композиции «Шторм» (Storm)

  • № 14: Рихард Вагнер «Валькирия. Полет Валькирий»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 329094

    По меркам XIX века это была очень грозная музыка, изобразившая полёт ведьм и их боевой клич.

    Однако современные музыканты легко переплюнули Вагнера на этом поприще. Впрочем, я всегда подозревал, что некоторым группам музыку пишет разная нечисть…

  • № 15: Вольфганг Амадей Моцарт «Турецкий марш (Rondo Alla Turca)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 321024

    Рондо «А ля Турка», или «Турецкий марш» – одно из самых известных произведений Вольфганга Амадея Моцарта. Любовь турок к этой мелодии воистину не знает границ. Простые люди не помнят автора, но все поют. Большинство уверены, что мелодия — народная.

  • № 16: Никколо Паганини «Каприс № 24 ля минор»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 305184

    Современные музыканты часто обращаются к этой мелодии. В 1989 году группа «Ария» задействовала фрагмент «Каприса №24» для вступления песни «Игра с огнём», а текст песни обыгрывает миф, будто бы Паганини продал душу дьяволу взамен на скрипичное мастерство.

  • № 17: Иоганн Себастьян Бах «Сюита № 2 (Шутка)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 303530

    Эта мелодия играет на звонке мобильного у целой кучи истинных ценителей классики. Причем половина из них затрудняется назвать композитора. А вторая половина уверены, что это Моцарт.

  • № 18: Вольфганг Амадей Моцарт «Маленькая ночная серенада (Серенада № 13)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 298437

    Является одним из самых известных и наиболее узнаваемых произведений композитора.

  • № 19: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Марш»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 269858

  • № 20: Петр Ильич Чайковский «Лебединое озеро. Сцена (Тема Лебедя)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 252970

    Тема Одетты (тема Лебедя) из II действия балета «Лебединое озеро» — самый известный лейтмотив балета

  • 1

Презентация по предмету «Музыка, Хореография» на тему: «Зарождение классической музыкальной школы в России. М.И.Глинка Работа учителя музыки МБОУ СОШ 131 г.Екатеринбурга Беркович Т.Н.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

Зарождение классической музыкальной школы в России. М.И.Глинка Работа учителя музыки МБОУ СОШ 131 г.Екатеринбурга Беркович Т.Н.

2

Родоначальником и главой русской композиторской школы является Михаил Иванович Глинка, соединивший специфику русского фольклора с профессиональны- ми законами композиции.

3

М.И.Глинка родился в Смоленской губернии в усадьбе отца – селе Новоспасском в 1804 году.

4

Родители постарались дать сыну достойное образование. Он научился играть на скрипке и на фортепиано. Вскоре продолжить свое образование его отправили в Петербургский пансион.

5

Там он познакомился с прекрасными музыкантами-педагогами : Дж.Филдом и К.Цейнером. Именно они сформировали музыкальный вкус будущего композитора.

6

В этом же пансионе Михаил познакомился с Александром Пушкиным. Их дружба продлилась до самой смерти Пушкина.

7

После окончания пансиона Глинка продолжает музыкальное самообразование. Тогда же происходит его знакомство с Грибоедовым, Дельвигом и Жуковским.

8

Большое влияние на творчество Глинки оказала его поездка в Италию и Германию. Именно после нее начался «итальянский». период его творчества.

9

Именно в России происходит новый этап в творчестве- создание оперы по мотивам жизни крестьянина Ивана Сусанина(1836 г). Ее первый показ на сцене заканчивается триумфом.

10

Впервые в истории русской оперы Глинка построил музыкальную композицию на непрерывном музыкальном развитии без диалогов. Он насытил оперу массовыми хоровыми сценами, дал яркие характеристики героев и русского быта.

11

Сложные душевные переживания героя Глинка передал в предсмертной арии Сусанина. Опера «Жизнь за царя» послужила образцом историко- героической музыкальной трагедии.

12

Опера «Руслан и Людмила (1842 г.) написана по мотивам одноименной поэмы А.С.Пушкина. Она является образцом сказочно-эпической оперы.

13

Новизна оперы состояла: 1 В наличии сказочного сюжета; 2 В неторопливом повествовании с отступлениями от сюжета;

14

3. Разработка особых выразительных средств в музыке для фантастических персонажей — Черномора, волшебницы Наины, говорящей Головы.

15

Народные мелодии стали основой его симфонического творчества. В увертюре «Ночь в Мадриде», используя мелодию испанского танца, он рисует вольную и смелую жизнь Испании.

16

Еще одним ярким симфоническим произведением М.И. Глинки является «Вальс — фантазия».

17

Длительный процесс развития камерной вокальной музыки Глинка подытожил в романсе.

18

Глинка создавал вокальные мелодии, отличающиеся пластичностью и красотой. В его романсах всегда гармонично сочетаются музыка и текст. Таков романс « Я помню чудное мгновенье» ( 1840 г.) на стихи А.С.Пушкина. Это стихотворение поэт посвятил Анне Керн.

19

Три основных раздела отображают моменты лирического сюжета- встречу, разлуку и новую встречу. М.И.Глинка посвятил этот романс дочери А.Керн- Екатерине.

20

Скончался М.И.Глинка в Берлине в возрасте 52 лет

21

Значение творчества М.И.Глинки: Создал первую русскую национальную оперу.

22

Стоял у истоков композиторской и вокальной школы России. Композиторы кружка «Могучая кучка» считали его своим учителем.

23

Создал : Две оперы; Шесть симфонических произведений; Пять камерно- инструментальных произведений; Романсы.

24

Список использованных ресурсов: oca_thumb_l_mus oca_thumb_l_mus Автор шаблона -Пасечник Елена Аркадьевна, учитель истории МБОУ»СОШ6» г. Братска Иркутской область. Учебник по МХК для 10 класса Емохоновой Л.Г. ghttp:// g ё &n=33&h= &n=33&h=190

25

&n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h= &n=33&h=190

Путеводитель по польским композиторским школам

#музыка

Culture.pl представляет краткий путеводитель по польским музыкальным школам, течениям, группам и объединениям за последние 100 лет. От Молодой Польши до Поколения-51.

Karol Szymanowski ‒ 9 Preludes, Op.1

Ludomir Różycki — Cello Sonata in A minor, Op. 10 (1906) SCORE

Józef Koffler — 15 Variations d’après une suite

Tadeusz Baird: Four Essays (1958)

standardowy

Экспериментальная студия Польского радио, 1962-1972. На снимке: Юзеф Патковский, фото: Анджей Зборский/фото предоставлено Музеем современного искусства в Варшаве

studio-eksperymentalne-pr-11.jpg

Nadia Boulanger on Music and Genius

Aleksander Lasoń ~ Góry

композиторпольская школа композиторовэкспериментальная студия польского радиогражина бацевичкшиштоф пендерецкийвитольд лютославский

Особенности восприятия музыки ребенком

Прослушивание хорошей музыки положительно влияет на психоэмоциональное развитие ребенка, так считают детские психологи. Хорошая музыка приобщает к искусству и формирует эстетический вкус, так считают педагоги.

Многие известные творения создавали композиторы-классики детям, учитывая их психологию, восприятие и специфику возраста, т. е. для слушания, а другие сочиняли для крох-исполнителей различные пьесы, легко воспринимаемые на слух и технически им доступные.

«Детский альбом» Чайковского П.И. для маленьких пианистов. Это альбом-посвящение племяннику Давыдову В.Л., который любил музыку и был очень одарённым ребёнком. В сборнике более 20 пьес, некоторые из них созданы на основе фольклорного материала: неаполитанские мотивы, русская плясовая, тирольские и французские мелодии. Сборник «Детские песни» Чайковского П.И. рассчитан на слуховое восприятие детской аудиторией. Песни оптимистического настроя о весне, птицах, цветущем саде («Мой садик»), о сострадании к Христу и Боге («Был у Христа младенца сад»).

Композиторы Франции: Жорж Бизе

Известные французские композиторы в наше время довольно популярны. Одним из самых выдающихся является Жорж Бизе — неповторимый представитель периода романтизма. Им написано большое количество оркестровых произведений, романсов и пьес для фортепиано. Однако самым известным, и, пожалуй, наиболее удачным жанром, в котором работал композитор, является опера. Конечно же, наиболее знаменитой можно назвать несравненную «Кармен». Еще одной, не такой известной, но не менее успешной стала опера «Искатели жемчуга».

В заключение можно сказать о том, что песни известных композиторов-классиков в России и во всем мире, а также их фортепианные, симфонические творения остаются популярными и на сегодняшний день. Довольно часто такие произведения звучат на концертах, по телевизору в фильмах и даже в рекламе. Это говорит о том, что музыкальная культура, со временем приобретая новую огранку, все же помнит о тех классических традициях, которые были установлены самыми известными композиторами.

Текстовые версии передач

  • Беседа директора Радио «Радонеж» Е.Никифорова с писателем С.Белкиным

  • На вопросы слушателей отвечает игумен Феофан (Замесов). Ведущая поэтесса Нина Карташева.

  • Беседа с профессором церковной истории и сектоведения ПСТГУ А.Л. Дворкиным.

  • Есть физические законы мира сего, нарушая которые человек может причинить себе боль. Так же и нарушением духовных законов человек приносит себе вред. Духовные законы оформлены в заповедях Божиих, они оберегают нас от беды, учат жить, строить отношения с Богом и людьми.

  • В студии Радио «Радонеж» протоиерей Максим Первозванский, клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе.

  • 9 июня 2020 года, на 92-м году жизни, отошел ко Господу известный церковный композитор, заштатный клирик храма мученика Иоанна Воина на Якиманке протоиерей Николай Ведерников.

  • Тел.звонок: — Читаю Апокалипсис много лет, точно сейчас идет суд над Церковью, наша вера значительно потеряла силу. Даже священники отказываются исполнять требы освящать дома, боятся заразиться…

  • Сергей Комаров — публицист и катехизатор. Тема передачи — «Книга Деяний».

  • Протоиерей Дмитрий Смирнов и протоиерей Александр Березовский отвечают на вопросы радиослушателей.

  • Пасхальные поздравления авторов и слушателей Радио «Радонеж». Часть II.

  • Пасхальные поздравления авторов и слушателей Радио «Радонеж». Часть I.

  • Интервью с В. И. Лысаковым, первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству, о штрафах за «нарушение самоизоляции».

  • Беседа с Натальей Нарочницкой, российским политическим деятелем, историком и политологом. Доктором исторических наук. Коронавирус, новые пропуска, духовные переживания Страстной седмицы и изоляция души от мира.

  • Миссионер, писатель и публицист Сергей Комаров. Послание апостола Павла к евреям.

  • Все материалы

Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844—1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.
 Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора. 

Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии. Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник».

Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович

Творчество русских композиторов конца 19-го — первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим именилась концепция подхода к «национальной» принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.

Польская композиторская школа

Этими словами Ивона Линдстедт в книге «Сонорика в творчестве польских композиторов ХХ века» открыла главу, посвященную польской композиторской школе.  Польская композиторская школа стала активно развиваться после 1956 года, когда доктрина соцреализма утратила свое доминирующее значение и власти стали разрешать (и даже поощрять) занятия экспериментальным, прогрессивным искусством. В том году состоялся первый Международный фестиваль современной музыки «Варшавская осень», на котором польские композиторы смогли познакомиться с творчеством своих зарубежных коллег, а журналисты с другой стороны железного занавеса — услышать произведения польских авторов.

9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)

Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер. 

Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.

Страна изменилась и «свободное» творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой — он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам — острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в «формализме» и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять. 

Одними из ярких произведений советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.

Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Цитата С.С.Прокофьева: 

«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…»

«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному»

Цитата о С.С.Прокофьеве: «… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин 

Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им «девятерные» шахматы — доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

Ранние годы

Будущий композитор родился в 1804 году в селе Новоспасском Смоленской губернии. Его отец, богатый дворянин, был в прошлом армейским капитаном. До 6 лет Мишу воспитывала бабушка.

Музыки в детстве Михаил не слышал почти никакой — только переливы церковного колокола и песни крестьян. Но именно эти мотивы помогли ему создавать в будущем сложные драматические композиции, совсем не похожие на изящные европейские мелодии той эпохи.

Юный Миша с сестрой и мамой на картине неизвестного художника.

Первые серьёзные музыкальные произведения мальчик услышал в имении своего дяди, куда переехал после смерти бабушки. Там был оркестр с хорошим репертуаром — играли Гайдна, Моцарта и Бетховена. В это же время юный талант стал брать уроки скрипки и фортепиано.

3. Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839—1881)

Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.

  Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку». Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами. Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Цитата М.П.Мусоргского: «Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»

Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н.К.РерихИнтересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector