Выдающиеся композиторы эпохи возрождения

Эстетические особенности музыки Возрождения

Как и другие виды искусства, музыка в значительной степени находилась под влиянием событий, определяющих эпоху Возрождения в целом: рост гуманистической мысли, восстановление греко-римского классического наследия, инновационные открытия. Древние тексты были пересмотрены, вновь выступая объектом для изучения, а ещё они были отредактированы, но только в соответствие с развивающимися науками.

В то время как все искусства и науки считались взаимосвязанными в древнегреческой культуре, гуманисты эпохи Возрождения их разделяли, выделяя и изучая их индивидуальные качества. Музыка, в частности, рассматривалась как экспрессивное искусство, способное повлиять на эмоции и чувства, то, что было неслыханным для средневекового времени.

Усилия по организации знаний в музыке включали упорядочение звукоряда так, что можно было бы установить взаимосвязи между нотами и человеческими эмоциями.

Важно и то, что музыкальная культура Возрождения характеризуется концепцией гуманизма. Благодаря нему произошло смещение интеллектуальных акцентов – с повсеместного доминирования религиозной мысли к возможностям и достижениям светского человека

Индивидуальный творческий гений человека находился в гораздо более высоком положении. Это означало и то, что многие композиторы были признаны.

Впрочем, в большей степени ренессансная музыка все-таки являлась духовной, как и в средневековое время, но «гуманистические» изменения повлияли на поиски более яркой выразительности в ней – для достижения совершенства.

Основная музыка периода раннего возрождения, написанная для важных церквей и королевских часовен, – это полифонические мессы и песнопения (мотеты) на латинском языке. Но в свете религиозных реформаций возникли новые виды духовной музыки, более того, столь грандиозные потрясения на церковной сцене привели к тому, что светская музыка набирала реальную силу и могла уже соперничать со своей «священной» коллегой.

Жанры ренессансной музыки

Духовные вокальные жанры – это месса и мотет. Светские жанры – мадригал (в Италии и Англии), шансон (во Франции), лид (в Германии).

Не смотря на то, что музыка на протяжении эпохи преимущественно зависела от вокала, всё больше начинают использоваться инструменты. Исполнители на инструментах иногда аккомпанировали певцам, время от времени заменяли некоторые голоса, если не было певцов.

Инструменты варьировались от крупных, таких как орган и клавесин, виола де гамба, к небольшим – арфе (позднее лютне), рекордеру (блокфлейта). Постепенно композиторы начинают писать произведения только для инструментов без вокалистов.

Музыка сильно повлияла и на придворные танцы, вводя широкий спектр инструментов для их сопровождения. Инструменты использовались в церкви, во время праздничных и общественных мероприятий, в театральных постановках, в частных домах.

Особенности немецкой школы

Немецкая земля выдвинула Людвига Зенфля, лучшего полифониста XVI века, не достигшего, тем не менее, уровня нидерландских мастеров. Песни поэтов-певцов из числа ремесленников (мейстерзингеров) – это тоже особая музыка эпохи Возрождения. Композиторы Германии представляли певческие корпорации: жестянщиков, башмачников, ткачей. Они объединялись по территории. Выдающимся представителем нюрнбергской школы пения стал Ганс Сакс (годы жизни: 1494–1576).

Рождённый в семье портного, он всю жизнь трудился башмачником, поражая начитанностью и музыкально-литературными интересами. Он читал Библию в трактовке великого реформатора Лютера, знал античных поэтов и ценил Боккаччо. Будучи народным музыкантом, Сакс не владел формами многоголосия, но создавал мелодии песенного склада. Они были близки к танцу, легко запоминались и имели определённый ритм. Наиболее известным произведением был «Серебряный напев».

Немного об эпохе Возрождения в целом

Эпоха Возрождения характеризуется рекультивацией классической (имеется в виду греко-римский классицизм) культуры. Многие исследователи считают, что ренессансные идеи имеют свое начало в конце 13-го века во Флоренции в литературе и изобразительном искусстве, и связаны, в частности, с произведениями Данте Алигьери, Франческо Петрарки и фресками Джотто ди Бондоне.

Притом, что поэты, художники, философы эпохи Возрождения были и не менее религиозны, чем их предшественники эпохи Средневековья

, они стремились примирить теологическую практику с новым духом – научными исследованиями (философия, названная гуманизмом, пронизывает всю эпоху). Это был время активизации учений, научных достижений, великих географических открытий. В музыке, которая станет неотъемлемой частью религиозной, гражданской и придворной жизни, кардинальные изменения обозначились, начиная с 15-го века.

Композиторы эпохи Возрождения: Англия

XV век в Англии прошёл под влиянием произведений Джона Дабстейла, а XVI – Уильяма Бёрда. Оба мастера тяготели к духовной музыке. Бёрд начинал органистом собора в Линкольне, а заканчивал карьеру в Королевской капелле Лондона. Впервые ему удалось связать музыку и предпринимательство. В 1575-м в сотрудничестве с Таллисом композитор стал монополистом в издании музыкальных произведений, что не принесло ему прибыли. Зато отняло много времени на отстаивание в судах своего права на собственность. После смерти (1623) в официальных документах капеллы он был назван «родоначальником музыки».

Что оставляли после себя великие композиторы эпохи Возрождения? Бёрд помимо изданных сборников (Cantiones Sacrae, Gradualia) сохранил множество рукописей, считая их пригодными лишь для домашнего богослужения. Изданные позже мадригалы (Musica Transalpina) показали большое влияние итальянских авторов, но несколько месс и мотетов вошли в золотой фонд духовной музыки.

Великие нидерландцы

Йоханнес Окегем получил образование в метризе Нотр-Дам (Антверпен), а в 40-е годы XV века стал певчим капеллы при дворе герцога Карла I (Франция). Впоследствии возглавил капеллу королевского двора. Дожив до глубокой старости, он оставил великое наследие во всех жанрах, зарекомендовав себя выдающимся полифонистом. До нас дошли рукописи его 13 месс под названием Chigi codex, одна из которых расписана на 8 голосов. Он использовал не только чужие, но и собственные мелодии.

Орландо Лассо родился на территории современной Бельгии (г. Монс) в 1532-м. Его музыкальные способности проявились в раннем детстве. Мальчика трижды похищали из дома, чтобы сделать великим музыкантом. Всю свою сознательную жизнь он провёл в Баварии, где при дворе герцога Альбрехта V выступал как тенор, а затем возглавил капеллу. Его высокопрофессиональный коллектив способствовал превращению Мюнхена в музыкальный центр Европы, где побывали многие знаменитые композиторы эпохи Возрождения.

К нему приезжали учиться такие таланты, как Иоганн Эккард, Леонард Лехнер, итальянец Д. Габриели. Своё последнее пристанище в 1594-м он нашёл на территории мюнхенской церкви, оставив грандиозное наследие: более 750 мотетов, 60 месс и сотни песен, среди которых наиболее популярной была Susanne un jour. Новаторством отличались его мотеты («Пророчества сивилл»), но известен он и благодаря светской музыке, в которой было много юмора (виланелла O bella fusa).

Классический период: 1750–1820

Это период «тяжелых нападающих» классической музыки: Моцарта, Бетховена, Паганини, Россини и т. Д., Которые подарили миру одну из величайших музыкальных произведений, когда-либо написанных. Это было время, когда музыканты возвращались к более упорядоченным формам и строгим композиционным «правилам и нормам», чтобы управлять их стремлением к музыкальному совершенству.

  • Вильгельм Фридеман Бах (1710–1784)
  • Карл Филипп Эммануил Бах (1714–1788)
  • Кристоф Виллибальд Риттер фон Глюк (1714–1787)
  • Иоганн Георг Леопольд Моцарт (1719–1787)
  • Иоганн Эрнст Бах (1722–1777)
  • Иоганн Готлиб Гольдберг (1727–1756)
  • Франц Иосиф Гайдн (1732–1806)
  • Иоганн Кристоф Фридрих Бах (1732–1795)
  • Иоганн Кристиан Бах (1735–1782)
  • Антонио Сальери (1750–1825)
  • Муцио Клементи (1752–1832)
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
  • Франц Ксавер Суссмайр (1766–1803)
  • Бедржих Дионис Вебер (1766–1842)
  • Людвиг Ван Бетховен (1770–1827)
  • Никколо Паганини (1782–1840)
  • Карл Мария фон Вебер (1786 — 1826)
  • Джоакино Антонио Россини (1792–1868)
  • Франц Петер Шуберт (1797–1828)
  • Доменико Гаэтано Мария Доницетти (1797–1848)

Романтический период: 1820-1900

Чрезвычайно плодородный период, романтическая эра музыки выразительна, драматична и оркестрова — составлена ​​и сыграна с уровнем драматизма и эмоциональности, которого не было в предыдущих эпохах. Вспомните волнующую «Поездку валькирий» Вагнера или триумфальную «Увертюру 1812 года» Чайковского. Композиторы затронули такие темы, как романтическая любовь, сверхъестественное и даже смерть. Некоторые черпали вдохновение в истории и народных песнях своей родной страны, в то время как другие использовали иностранное влияние.

  • Винченцо Беллини (1801–1835)
  • Луи-Гектор Берлиоз (1803–1869)
  • Иоганн Штраус I (1804–1849)
  • Якоб Людвиг Феликс Мендельсон (1809–1847)
  • Фредерик Шопен (1810–1849)
  • Роберт Александр Шуман (1810–1856)
  • Ференц Лист (1811–1886)
  • Вильгельм Рихард Вагнер (1813–1883)
  • Джузеппе Фортунино Франческо Верди (1813–1901)
  • Шарль Франсуа Гуно (1818–1893)
  • Жак Оффенбах (1819–1880)
  • Клара Вик Шуман (1819–1896)
  • Сезар Франк (1822–1890)
  • Антон Иосиф Брукнер (1824–1896)
  • Иоганн Штраус II (1825–1899)
  • Иоганнес Брамс (1833–1897)
  • Эдуард Штраус (1835–1916)
  • Жорж Бизе (1838–1875)
  • Модест Петрович Мусоргский (1839–1881)
  • Петр Ильич Чайковский (1840–1893)
  • Антонин Дворжак (1841–1904)
  • Жюль Массне (1842–1912)
  • Эдвард Хагеруп Григ (1843–1907)
  • Габриэль-Урбен Форе (1845–1924)
  • Сэр Эдвард Уильям Элгар (1857–1934)
  • Джакомо Пуччини (1858–1924)
  • Густав Малер (1860–1911)
  • Ахилл-Клод Дебюсси (1862–1918)
  • Ричард Штраус (1864–1949)
  • Жан Сибелиус (1865–1957)
  • Эрик Сати (1866–1925)
  • Зигфрид Вагнер (1869–1930)
  • Александр Николаевич Скрябин (1872–1915)
  • Ральф Воан Уильямс (1872–1958)
  • Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943)
  • Арнольд Франц Вальтер Шёнберг (1874–1951)
  • Густав Теодор Холст (1874–1934)
  • Чарльз Эдвард Айвз (1874–1954)
  • Джозеф Морис Равель (1875–1937)
  • Бела Барток (1881–1945)
  • Артур Шнабель (1882–1951)
  • Игорь Стравинский (1882–1971)
  • Золтан Кодали (1882–1967)
  • Антон Фридрих Вильгельм фон Веберн (1883–1945)
  • Альбан Берг (1885–1935)
  • Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953)

Музыка эпохи Возрождения

Европейские страны в разное время вступили в новую эпоху. Чуть раньше идеи гуманизма возникли в Италии, но в музыкальной культуре господствовала нидерландская школа, где впервые при соборах были созданы специальные метризы (приюты), обучающие будущих композиторов. Основные жанры того времени представлены в таблице:

Многоголосная песня Мотет Полифоническая месса
Светский вокальный жанр, развивающийся в двух направлениях: близком к песне (канцона, вилланелла, баркарола, фроттола) и связанного с традиционной полифонией (мадригал) В переводе с французского – «слово». Многоголосая вокальная музыка, во время которой к одному из голосов присоединяются другие с тем же или другим текстом Многоголосая музыка на молитвословные тексты из пяти частей

Наиболее известные композиторы эпохи Возрождения в Нидерландах – это Гийом Дюфаи, Якоб Обрехт, Жоскен Депре.

Период барокко: 1600–1750

Барокко считается поздней фазой Ренессанса, отмеченной более запутанным и даже диковинным визуальным стилем. В некотором смысле слово относится и к музыке.Композиции стали более гомофоническими, то есть основаны на одной мелодии с гармонической поддержкой, исходящей от клавишника. Тональность была разделена на мажорную и минорную. Этот период также характеризуется подъемом фуги, типа полифонической композиции, основанной на главной теме (предмете) и мелодических линиях (контрапункт), которые подражают главной теме, и опере, первая из которых была написана около 1600 г. Самым известным композитором барокко является Иоганн Себастьян Бах, которого также можно считать величайшим композитором любого периода.

  • Иероним Преторий (1560–1629)
  • Джон Доуленд (1563–1626)
  • Фрей Мануэль Кардосо (1566–1650)
  • Клаудио Джованни Антонио Монтеверди (1567–1643)
  • Томас Симпсон (1582–1628)
  • Петронио Франческини (1650–1680)
  • Арканджело Корелли (1653–1713)
  • Генри Перселл (1659–1695)
  • Алессандро Скарлатти (1660–1725)
  • Томазо Альбинони (1671–1750)
  • Антонио Лучио Вивальди (1678–1741)
  • Георг Филипп Телеманн (1681–1767)
  • Жан-Филипп Рамо (1683–1764)
  • Джузеппе Маттео Альберти (1685–1751)
  • Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
  • Джузеппе Доменико Скарлатти (1685–1757)
  • Иоганн Фридрих Фаш (1688–1758)
  • Жан Жак-Кристоф Наудо (1690–1762)
  • Иоганн Адольф Хассе (1699–1783)

История

В Италии начало новой эпохи наступило для музыкального искусства в XIV веке. Нидерландская школа сложилась и достигла первых вершин в XV веке, после чего её развитие все ширилось, а влияние так или иначе захватывало и мастеров иных национальных школ. Признаки Возрождения отчётливо проявились во Франции в XVI веке, хотя её творческие достижения были велики и бесспорны ещё в предыдущие столетия.

Лоренцо Коста. «Концерт» — картина эпохи Возрождения

К XVI веку относится подъём искусства в Германии, Англии и некоторых других странах Западной Европы. Со временем новое творческое движение распространилось и на страны Восточной Европы.

Период Возрождения: 1400–1600

Слово Ренессанс означает возрождение, и этот период иллюстрируется интересом ко всему мирскому, включая греко-римскую культуру, научные исследования и путешествия в далекие страны. Композиторы также были заинтересованы в освобождении от религиозных ограничений путем секуляризации ранее религиозных форм для создания более сложных и гармоничных композиций. Это был период великой музыкальной изобретательности, как свидетельство подъема cantus firmus, хорала, французских шансонов и мадригалов. Известные композиторы включают в себя:

  • Гийом Дюфей (1400–1474)
  • Йоханнес Окегем (1420–1497)
  • Josquin Des Prez (ок. 1450–1521)
  • Александр Агрикола (ок. 1446–1506)
  • Жан Мутон (1459–1522)
  • Пьер де ла Рю (1460–1518)
  • Роберт Файрфакс (1464–1521)
  • Франсиско де Пеньялоса (ок. 1470–1528)
  • Роберт Карвер (ок. 1485–1570)
  • Климент Жанекин (1485–1558)
  • Франческо Канова да Милано (1497–1543)
  • Жак Аркадельт (ок. 1507–1568)
  • Томас Таллис (ок. 1505–1585)
  • Джованни Перлуиджи Палестрина (1525–1594)
  • Франческо Герреро (1527–1599)
  • Орландо де Лассус (1532–1594)
  • Франческо Сото де Ланга (1534–1619)
  • Джозеффо Гуами (1542–1611)
  • Уильям Берд (1549–1623)
  • Франсуа-Эсташ дю Кауррой (1549–1609)

Итальянская школа

Выдающиеся композиторы эпохи Возрождения из Италии помимо традиционных направлений активно развивали инструментальную музыку (орган, струнно-смычковые инструменты, клавир). Самым распространённым инструментом стала лютня, а в конце XV века появился клавесин – предшественник фортепиано. На основе элементов народной музыки развивались две влиятельнейшие композиторские школы: римская (Джованни Палестрина) и венецианская (Андреа Габриели).

Джованни Пьерлуиджи взял имя Палестрина по названию городка близ Рима, в котором родился и служил в главной церкви хормейстером и органистом. Дата его рождения весьма приблизительна, но умер он в 1594-м. За долгую жизнь написал порядка 100 месс и 200 мотетов. Его «Месса папы Маркелла» вызвала восхищение папы Пия IV и стала образцом католической духовной музыки. Джованни – наиболее яркий представитель вокального пения без музыкального сопровождения.

Андреа Габриели вместе со своим учеником и племянником Джованни работал в капелле Св. Марка (XVI век), «раскрашивая» пение хора звучанием органа и других инструментов. Венецианская школа больше тяготела к светской музыке, и при постановке «Эдипа» Софокла на театральной сцене Андреа Габриели была написана музыка хоров, образец хорального многоголосия и предвестник будущего оперного искусства.

Эпоха Возрождения: музыканты и композиторы Франции

Музыкальная культура Франции по-настоящему ощутила ренессанс только в XVI веке, когда в стране была подготовлена социальная почва.

Одним из лучших представителей является Клеман Жанекен. Известно, что он родился в Шательро (конец XV века) и прошёл путь от мальчика-певчего до личного композитора короля. Из его творческого наследия сохранились только светские песни, изданные Аттеньяном. Их 260, но настоящую известность снискали те, которые прошли проверку временем: «Пение птиц», «Охота», «Жаворонок», «Война», «Крики Парижа». Они постоянно переиздавались и использовались другими авторами для переработки.

Его песни были многоголосыми и походили на хоровые сцены, где помимо звукоподражания и кантиленного голосоведения присутствовали возгласы, отвечающие за динамику произведения. Это было смелой попыткой нахождения новых приёмов образности.

Среди известных композиторов Франции – Гийом Котле, Жак Модюи, Жан Баиф, Клоден Лежен, Клод Гудимель, придавшие музыке гармоничный склад, который способствовал усвоению музыки широкой общественностью.

20 век: 1900 — настоящее время

Классическая музыка не умерла в 20-м веке столько, сколько заново изобрела. Ни одно направление или стиль, в частности, не доминируют, и композиторы варьируются от относительно традиционных, таких как Шостакович и Шуман, до возмутительно экспериментальных, как Карлхайнц Штокхаузен. Многие композиторы следовали доминирующему художественному стилю того периода: от импрессионизма до футуризма, от экспрессионизма до постмодернизма.Композиторы, такие как Джордж Гершвин и Эндрю Ллойд Уэббер, не только раздвинули границы классической структуры, но также могут считаться дедушками американской поп-музыки.

  • Джордж Гершвин (1898–1937)
  • Фрэнсис Пуленк (1899–1963)
  • Эдвард Кеннеди Эллингтон (1899–1974)
  • Морис Дюруфль (1902–1986)
  • Сэр Леннокс Беркли (1903–1989)
  • Эдуард Тубин (1905–1982)
  • Дмитрий Шостакович (1906–1975)
  • Оливье Мессиан (1908–1992)
  • Сэмюэль Барбер (1910–1981)
  • Уильям Ховард Шуман (1910–1992)
  • Джан Карло Менотти (1911–2007)
  • Жан Франс (1912–)
  • Бенджамин Бриттен (1913–1976)
  • Бернд Алоис Циммерманн (1918–1970)
  • Эрнест Томлинсон (1924–2015)
  • Питер Лэмб (1925–2013)
  • Карлхайнц Штокхаузен (1928–2007)
  • Уильям Матиас (1934–1992)
  • Партия Арво (1935–)
  • Джон Раттер (1945–)
  • Эндрю Ллойд Уэббер (1948–)

Лютневая музыка эпохи Возрождения (Винил 1975г) 320

Группа (Исполнитель): Шандор Каллош

Альбом: Лютневая музыка эпохи Возрождения

Жанр: Старинная музыка

Лютня — струнный щипковый музыкальный инструмент с ладами на грифе и грушевидным корпусомПроисхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему Балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в Средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цистру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.На стыке XV и XVI веков многие испанские, каталонские и португальские лютнисты наряду с лютней стали использовать виуэлу де мано («ручную виуэлу»), инструмент, который по форме близок к виоле да гамба и строй которого соответствует строю лютни. Виуэла под названием «виола да мано» в дальнейшем распространилась в находившихся под властью Испании регионах Италии, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве при Папе Александре VI.Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. Изображения лютни отмечаются в росписи резного потолка Палатинской капеллы в Палермо, выполненной арабскими мастерами эпохи Фатимидов ок. 1140 года.К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в Средние века и в начале эпохи Ренессанса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.

1. Марио Фабрицио Каррозо. Сладчайшая Лаура 2. Франческо да Милано. Три фантазии 3. Неизвестный автор XVI века. Три танца 4. Неизвестный автор XVI века. Виланелла и Канцона5. Марио Фабрицио Каррозо. Паванилья6. Марио Фабрицио Каррозо. Её Величество Королева 7. Марио Фабрицио Каррозо. Небесная Джилия 8. Жан-Батист Бессар. Вольта 9. Неизвестный автор XVI века. Прелюдия10. Неизвестный автор XVI века. Аллеманда11. Неизвестный автор XVI века. Пока я жив 12. Луи де Моа. Балет 13. Джон Доуленд. Гальярда14. Джон Доуленд. Павана15. Джон Доуленд. Гальярда 16. Джон Доуленд. Страдания Доуленда 17. Джон Доуленд. Фортуна18. Джон Доуленд. Гальярда короля Дании

Исполнители:Шандор Каллош — лютня (1 — 18)Игорь Богуславский — виоль д’амур (1, 5 — 7, 13, 16, 18)Федор Дружинин — виоль д’амур (4, 13, 16, 18)Михаил Толпыго — виоль д’амур (13, 16, 18)Марк Вайнрот — виола да гамба (1, 5 — 8, 13, 16, 18)Андрей Демин — виола да гамба (13, 16, 18)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector