Ситар

Шанкха

Ша́нкха — ритуальный предмет в индуизме, морская раковина больших размеров. Это раковина крупного морского моллюска, обитающего в Индийском океане. На Западе этот вид раковины называют «священной раковиной». В индуистском искусстве шанкха чаще всего изображается как атрибут Вишну. Шанкха также входит в список восьми благоприятных символов буддизма, аштамангала. В шанкху трубят в ходе индуистских храмовых ритуалов, а в прошлом её также использовали на поле боя для созыва войска, оповещения об атаке или начале битвы. Будучи водным символом шанкха ассоциируется со славой, долголетием, процветанием, очищением от грехов, а также с вечной обителью Лакшми — богини процветания и супруги Вишну.

Музыка занимала одно из важнейших мест в системе искусств Древней Индии. Ее истоки восходят к народным и культовым обрядам. Космологические представления Древней Индии коснулись сфер вокальной и инструментальной музыки. Интересно, что почти все древние инструменты сохранились до наших дней, и современные индийские музыканты играют на них, точно следуя традициям.

2010 Музыкальный блог «Гусли»

Происхождение

Ситар был изобретен в XIII веке музыкантом Амиром Хусро в период усиления мусульманского влияния и выглядел первоначально примерно так, как его близкий родственник — таджикский сетор, который, однако трёхструнный (се означает три). Однако в Индии инструмент преобразился: средних размеров деревянный резонатор заменили на огромный тыквенный, но на этом не остановились и добавили ещё один тыквенный резонатор, прикрепив его к верхушке пустотелого грифа, деку богато украсили розовым деревом и слоновой костью, а навязанные жильные лады заменили металлическими дугообразными.

До появления ситара индусы играли на древнем струнном щипковом инструменте, изображения которого сохранились на древних барельефах 2-3 века нашей эры.

Характеристика карталь

Именно такой необычной конструкцией обладает инструмент, именующей «карталь», на котором в основном играют нищие Индии. Его палкообразные элементы, которые помещаются в обе руки, легко преображаются в железные палки, форма которых имеет большое сходство с точильным камнем. Они держатся в каждой руке попарно и употребляются в виде кастаньет. К ним также относятся деревянные пластинки, к которым прикреплены металлические бубенчики.

Следует отметить, что такой своеобразный принцип сравнительно давно нашел и надежно закрепил свои позиции в одном из наиболее востребованных музыкальных направлений. Однако активно применяться он стал только с периода замены самого материала таких пластинок, в частности, дерево сменилось на металл.

Африканские или азиатские корни

Существует две версии происхождения инструмента. Одна из них гласит, что у инструмента могут быть азиатские корни, об этом говорит его схожесть с семейством гонгов. Звуковое сравнение китайского гонга и там-там, подтверждает эту версию. По второй версии, там-там считают инструментом древних африканских племен. Раньше для его изготовления применяли кокосовые панцири и высушенную кожу буйволов.

В восточной, западной и центральной Африке встречаются два вида там-там. Первый вид – цельнодеревянный, вырезается или выдалбливается в стволе по длине дерева, имеет две поверхности для удара. Второй вид – это барабаны сверху обтянутые кожей: один играет на высокой ноте, второй – на низкой. Кроме этих видов, существует еще много разновидностей там-там. Размеры музыкальных инструментов бывают разными: от 2 метров и до совсем маленьких, похожих на погремушки.

Там-там как средство связи

В Африке там-там использовался как средство связи для информирования соплеменников о рождении или смерти, нападении врагов, приближении катастрофы. С ним связаны магические ритуалы, такие как предзнаменования, проклятия. Всего несколько веков назад правитель Конго свои повеления распространял с помощью там-там, звуки барабана были слышны на расстоянии более тридцати километров. Чтобы передать информацию на большие расстояния применялся метод поэтапной передачи сведений: от одного там-там к другому. И в наше время во многих деревеньках Африки сохранился такой ритуал передачи информации.

Там-там в классической и современной музыке

В классической музыке там-там впервые стал использовать композитор Джакомо Мейербер. Современный инструмент стал выглядеть немного иначе своего предка. Для изготовления диска применяется чаще бронза, реже сплав с медью и оловом. Сам диск имеет выпуклую форму и более внушительный размер. В музыкальных композициях для оркестра там-там дает возможность передать музыке особое настроение: величественность, тревожность, грозность. Звуки там-там звучат в известных произведениях: «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки, в конце Симфонии №6 Чайковского. У Глинки инструмент можно услышать в эпизоде, когда Черномор похищает Людмилу. У Римского-Корсакова в «Шехеразаде» трагические звуки раздаются при гибели корабля. Д. Шостакович в ряде произведений применял там-там, чтобы подчеркнуть в произведениях трагическую кульминацию.

Устройство и изготовление

Трембита состоит из 3-4 метровой деревянной трубы, не имеющей вентилей и клапанов. Считается самым длинным музыкальным инструментом в мире. Максимальный размер 4 метра. Диаметр 3 см, расширяется в раструбе. В узкий конец вставляется пищик, в виде рогового или металлического дульца. От размера пищика зависит высота звука. Верхний регистр чаще всего используется для исполнения мелодии. Трембита народный инструмент пастухов.

Примечательно, что для получения уникального звучания, при изготовлении инструмента используют стволы деревьев в которые ударила молния. С этим связано много легенд. Гуцулы рассказывают, что дереву передается голос Творца вместе с громом. Еще говорят, что в ней живет душа Карпат.
Мастерством изготовления инструмента владеют только народные умельцы. Дерево, которому не менее 120 лет, срезают и на целый год оставляют закаляться.  Самый сложный процесс: ствол разрезают пополам, а потом вручную вытесывают сердцевину, этот этап может занять целый год. В результате получается трембита, у которой толщина стенок составляет всего несколько миллиметров, а длина 3-4 метра. Для склеивания половинок используется березовый клей, можно обмотать ее корой, берестой. Несмотря на внушительные размеры, инструмент весит около полутора килограмм. Занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самый длинный духовой инструмент. На Полесье встречается укороченная трембита, длиной 1-2 метра.

Трембита удивительный музыкальный инструмент, звук которого слышен на десятки километров. Ее можно использовать как барометр. По звуку пастух может определить, какая будет погода. Особенно ярко инструмент чувствует грозу, дождь.

Гуцульские чабаны используют трембиту, вместо телефона и часов. Она сообщает о начале и окончании рабочего дня. В древние века была средством связи пастуха с селом. Чабан информировал односельчан о месте выпаса, прибытии стада.
Особая система звуков спасала от опасности, предупреждая людей на расстоянии многих километров. Во время войн, трембита была сигнальным инструментом. Дозорные размещались на вершинах гор и по эстафете передавали сообщения о приближении захватчиков. Звуки трембиты спасали заблудившихся охотников и путников, указывая место спасения.

Трембита — народный инструмент, который сопровождал жителей Карпат всю жизнь. Она сообщала о рождении ребенка, приглашала на свадьбу или праздник, наигрывала пастушьи мелодии.

Трембита в современном мире

С появлением новых видов связи, функции современной трембиты стали мало востребованы. Сейчас она в первую очередь, музыкальный инструмент. Ее можно услышать на концертах этнической музыки в составе оркестров. В горных селах иногда используют ее для сообщения о приезде важных гостей, о начале проведения праздника. В Карпатских горах проходит этнографический фестиваль «На Синевир трембиты зовут», на котором можно услышать исполнение пастушьих мелодий.

Наибольшее влияние индийская музыка и ситар оказали на психоделический рок.

И это не удивительно, учитывая очень своеобразный, гипнотический звук инструмента, который буквально просится в жанр. К тому же и до Харрисона в психоделике нередко использовали гитарные эффекты, делавшие звук инструмента похожим на ситар. В конце шестидесятых даже был разработан электроситар. И это новый инструмент, а не обычный ситар со звучками. Он особенно популярен в джазовой музыке. 

Сегодня вкрапления восточной этники в популярной музыке хоть и продолжают отдавать экзотикой, но не удивляют. И след тянется именно от Рави Шанкара и Джорджа Харрисона, хотя популяризаторов этники все же было много. В рок-музыку ситар вписался шикарно. Его звук хорошо гармонирует и со спокойным инди-роком, и с хардкорным металом. Правда, если отдельных песен с этим инструментом полно, то вот групп, использующих его постоянно не так много.

The HAARP Machine

Британская прогрессив-металкор-банда, которая сейчас скорее мертва, чем жива. Тем не менее, они выпустили отличный альбом Disclosure в 2012 году. Тяжелый, эпичный, с использованием ситара и японского щипкового инструмента кото. При этом этника на альбоме больше арабская, нежели индийская. И это нормально, ведь ситар близок к сетару — иранскому аналогу лютни. Сейчас группа фактически состоит из одного человека — Мухаммада Аль Мумина, который за всю этнику на дебютнике и отвечал.

Sitar Metal

Банда выдающегося ситариста Ришаба Сина — с говорящим названием. В прошлом году группа выпустила одноименный дебютник. По звуку это максимально задротский инструментальный прогрессив-метал в духе Animals as Leaders. Но еще и с заметным влиянием индийский традиций в самой структуре песен и мелодиях. Достойный проект, представляющий настоящую этнику в доступной для нас, западных металхэдов, форме. 

Elephant Stone

Канадская инди-рок-группа из Монреаля, с 2009 года мешающая индийскую этнику с роком в духе 60-х. Основана банда вокалистом и ситаристом Риши Дхиром

Поэтому ситар в музыке группы занимает важное место. И в сравнении с предыдущими бандами, у Elephant Stone он звучит иначе — гораздо спокойнее и романтичнее

В их музыке инструмент создает звуковой ландшафт, но пока еще не совсем расплывается, как в «чистой» психоделике. Еще одно приятное отличие — группа жива, чувствует себя отлично и буквально в феврале выпустила новый альбом. 

Kikagaku Moyo

Японская группа, с 2012 года играющая мягкий психоделический построк. Как утверждают сами музыканты, изначально они собрались по фану как уличная банда. Однако участники группы так увлеклись собственными экспериментами по смешиванию краут-рока с этникой, что образовалась, собственно, полноценная группа. Душа банды, конечно же, ситарист Рю Куросава. Он играет на кастомном электроситаре. В его случае это как раз обычный ситар со звучками и набором примочек. Так что в творчестве Kikagaku Moyo ситар через что только не проходит — тут и перегрузы, и фуззы, и дилеи. Само собой, от этого инструмент звучит только лучше и экзотичнее. Игре на ситаре Куросава, кстати, обучался в Калькутте у известного индийского ситариста-виртуоза Манилала Нага. Так что музыка группы в этническом смысле — точно тру.

King Gizzard & The Lizard Wizard — Float Along — Fill Your Lungs

Очень экспериментальная группа из Австралии. В одной песне эти люди могут перемешать гаражный панк-рок с трэш-металом, кантри и кислотной психоделикой. У группы есть особенно психоделичный альбом — Float Along — Fill Your Lungs. Звучит он так, будто записан пятьдесят лет назад в подвале ночного клуба. На раздолбанные микрофоны. А воспроизводится прямо сейчас — на затертой кассете, которую магнитофон еще и понемногу зажевывает. Сложно объяснить, почему это круто, но это круто. Конкретно на этом диске ситара много и он играет важную роль в создании разъедающей сознание кислотности. Жаль, настоящий ситар King Gizzard на живых выступлениях не используют.

Саранги

Прежде всего это саранги — прямоугольный инструмент, верхняя часть которого обтянута кожей. Саранги устроен довольно сложно. Помимо трёх четырёх основных, игровых струн у него есть ешё и дополнительные, резонирующие струны (двадцать пять — тридцать), расположенные под игровыми. Смычок не касается резонирующих струн, но во время музицирования они также колеблются, что придаёт звучанию специфическую окраску. Индийские музыканты даже сравнивают звуки, издаваемые саранги, с человеческим голосом. Инструмент вырезается из цельного куска дерева — очень легкого, Khiro. В Индии традиционно разные части музыкальных инструментов называют по аналогии с человеческими частями тела. Так, индийская Саранги (sarangi) имеет голову (колковая коробка), шею (шейка грифа), уши-это колки для настройки, а грудь- собственно корпус Саранги. В Непале музыканты называют струны 4х струнной Саранги в честь членов семьи: отец, сын, дочь и мать.

Рождение первого гонга

Родиной гонга называют остров Ява, расположенный на юго-западе Китая. Начиная со II века до н.э. гонг массово распространяется по всему Китаю. Медный гонг получил широкое применение во время боевых действий, полководцы под его звуки смело ввели войска в наступление на врага. Со временем его начинают использовать и для других целей. На сегодняшний день насчитывается более тридцати вариантов гонгов от большого до малого.

Виды гонгов и их особенности

Гонг изготавливается из различных материалов. Чаще всего из сплава меди и бамбука. При ударе колотушкой, диск инструмента начинает колебаться, в результате чего возникает гулкий звук. Гонги могут быть подвесными и чашеобразными. Для крупных гонгов используют мягкие колотушки большого размера. Существует множество техник исполнения. На чашеобразных можно играть по-разному. Это могут быть колотушки, просто трение пальца о край диска. Такие гонги стали частью религиозных буддистских обрядов. Непальские поющие чаши применяют при звукотерапии.

Наибольшее распространение получили китайский и яванский гонги. Китайский делают из меди. Диск имеет загнутые под углом в 90° края. Его размер варьируется от 0,5 до 0,8 метра. Яванский гонг по форме выпуклый, в центре расположен бугор, небольшого размера. Диаметр варьируется от 0,14 до 0,6 м. Звук гонга более длительный, медленно затухающий, густой.
Сосковые гонги издают различные звуки бывают разные по размеру. Необычное название получили из-за что посередине сделано возвышение, по форме похожее на сосок, изготовленное из материала, отличного от основного инструмента. В результате тело дает плотный звук, сосок же имеет яркий звук, как у колокола. Такие инструменты встречаются в Бирме, Таиланде. В Китае гонг используют для богослужения.
Ветряные гонги – плоские, тяжелые. Название свое получили за длительность звука, похожего на ветер. Играя на таком инструменте палочками, заканчивающимися нейлоновыми головками, слышится звучание маленьких колокольчиков. Ветряные гонги любят барабанщики, исполняющие роковые композиции.

Гонг в классической, современной музыке

Для максимального использования звуковых возможностей симфонические оркестры играют на разных разновидностях гонга. На малых играют палочками с мягкими наконечниками. При этом на больших колотушками, которые заканчиваются войлочными наконечниками. Гонг нередко используют для финальных аккордов музыкальных композиций.
В классических произведениях инструмент можно было услышать, начиная с XIX века

Джакомо Мейербер первый композитор, который обратил свое внимание на его звуки. Гонг дает возможность одним ударом подчеркнуть значимость момента, часто знаменует трагическое событие, например катастрофу

Так, звучание гонга раздается при похищении княжны Черномором в произведении Глинки «Руслан и Людмила». У С. Рахманинова в «Набатном звоне» гонг создает гнетущую атмосферу. Инструмент звучит в произведениях Шостаковича, Римского-Корсакова, Чайковского и многих других.
Народные китайские представления на сцене и сейчас сопровождает гонг. Их используют в ариях Пекинской оперы, драме «Пинцзюй».

Вина

Ви́на — старинный индийский щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Имеет форму лютни. За нежный и богатый оттенками тембр вину называют царицей струнных. Считается трудным для изучения инструментом и требует многолетней практики. Индийскую богиню Сарасвати, считающуюся покровительницей искусств, часто изображают с виной в руке.

Ситар по устройству напоминает вину. Название, вероятно, происходит от персидского «сетар» — прародителя многих струнных инструментов Востока. Появился ситар в Индии в XIII веке в период усиления мусульманского влияния и выглядел первоначально примерно так, как его близкий родственник — таджикский сетор, который, однако, трёхструнный (се означает три). Однако в Индии инструмент преобразился: средних размеров деревянный резонатор заменили на огромный тыквенный, но на этом не остановились и добавили ещё один тыквенный резонатор, прикрепив его к верхушке пустотелого грифа, деку богато украсили розовым деревом и слоновой костью, а навязанные жильные лады заменили металлическими дугообразными.

Кроме шипковых в Индии существовали и смычковые струнные.

Рави Шанкар родился в древнем индийском городе Варанаси.

Начинал он как танцор, гастролируя по Европе в труппе своего брата. С танцами он завязал на фоне Второй мировой войны, которая гастроли сделала невозможными. В 1939 Шанкар решил изучать индийскую музыку и стал учеником прославленного ситариста и духовного гуру Алауддина Хана. Он жил вместе с семьей Хана и тренировался пять лет — по слухам, по десять часов в день. 

После обучения у Хана Шанкар не только выступал на сцене, но занялся сочинением музыки. Он писал балеты, музыку для кино и локальных певцов. К началу пятидесятых на родине он уже был известным и уважаемым музыкантом и композитором. В пятидесятых он начал гастролировать по миру, поначалу, конечно же, выступая перед маленькими залами. В это же время он начал записывать и выпускать альбомы.

Рави Шанкар на фестивале Woodstock в 1969 году.

Гхатам

Другой вид барабана — гхатам. Это инструмент в виде глиняного горшка, обтянутого кожей; на нём играют ладонью, пальцами и даже ногтями. Подобная техника позволяет извлекать из простых инструментов очень разнообразные звуки. Кому-то может показаться, что это — обычный глиняный горшок. Однако ж это не так, хотя изначально, конечно, для игры использовались именно горшки. Сегодня Гхатам — полноценный индийский музыкальный инструмент. Гхатам должен отличаться от горшка музыкальностью — стенки должны быть одинаковой толщины, иначе звук будет неравномерный. Гхатам — очень древний инструмент, он упоминался еще в Рамаяне (написанной, как говорят, за несколько тысяч лет до нашей эры). Он используется, как правило, в качестве ритмического сопровождения других индийских инструментов. Иногда — вместе с таблой.

Поворотный момент наступил в 1965 году, когда судьба свела Шанкара с самими The Beatles.

На съемках фильма «На помощь!», в которых снимались все «битлы», кто-то декорировал одну из площадок ситаром. Инструментом заинтересовался Джордж Харрисон. Он буквально запутался в струнах и не понял, как на этом играть, что его интерес только разогрело. К этой истории можно относиться как к байке, но в любом случае — Харрисон действительно решил научиться играть на ситаре и принялся искать учителя. Говорят, что Рави Шанкара ему представили участники группы The Byrds. Они записывались на одной студии с Шанкаром, знали его музыку и были ей впечатлены.   

Харрисон обратился к Шанкару и тот согласился его учить. В процессе Джордж изучал не только саму игру, но и основы раги — индийской музыкальной формы. Поначалу Шанкару было тяжело учить «битла»: Харрисон не знал элементарных правил обращения с инструментом. Например, однажды, поспешив ответить на звонок, он вскочил и перешагнул через ситар, что считается тем еще святотатством.  В целом же процесс обучения проходил довольно успешно и Шанкар был рад, что у него появился столь знаменитый ученик. К тому же они с Харрисоном по-настоящему подружились. Вот что Джордж говорил о своем обучении: 

В 1965 году вышла первая песня The Beatles с использованием ситара — Norwegian Wood (This Bird Has Flown).

Песню часто называют стартовой точкой для рага-рока (только не путайте с раггой)

Учитывая статус группы в то время, это привлекло внимание и к инструменту, и к индийской музыке в целом, и к самому Рави Шанкару. С этого момента его карьера разогналась до сверхсветовой и спустя годы он справедливо известен как «король этнической музыки»

Идеи The Beatles вскоре продолжили The Rolling Stones, включившие ситар в интро к песне Paint in Black, The Byrds также начали использовать инструмент. Cами «Битлы» в 1967 году выпустили альбом Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, на котором также использовался ситар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector