Альт

История возникновения и развития инструмента

Альт считается самым ранним из ныне существующих смычковых инструментов. Время его появления относят к рубежу XV―XVI веков. Альт был первым инструментом, который был именно той формы, которую мы привыкли видеть.

Родоначальником альта считается (итал. viola da braccio), или виола для руки. Эта виола, как и нынешние скрипки и альты, держалась на левом плече, в отличие от виола да гамба (итал. viola da gamba), которые держались на колене или между колен. Со временем итальянское название инструмента сократилось до просто viola, под которым он вошёл, например, в английский язык, или до Bratsche (искажённое braccio), закрепившееся в немецком и сходных с ним языках.

Виола да браччо. 1535

Конструкция современного альта почти не отличается от скрипичной, за исключением размеров. У альта нет разделения по размерам, как у скрипки, размер альта измеряется миллиметрами. Существуют альты от 350-ти мм (это меньше целой скрипки) до 425 мм. Выбор размера инструмента зависит от длины рук исполнителя.

Из всего скрипичного семейства альт был наиболее близок к виолам по размерам и по звучанию, поэтому он быстро вошел в состав оркестра в качестве среднего голоса и гармонично влился в него. Таким образом, альт явился своего рода мостом между уходящим семейством виол и зарождавшимися скрипичными инструментами.

Различие в размерах между скрипкой (слева) и альтом (справа)

Две миниатюры из Las Cantigas de Santa Maria (XIII c.), иллюстрирующие два способа игры на смычковых: слева da braccio, справа — da gamba

В словаре Энциклопедии

(итал. alto, букв. — высокий), 1) партия в хоре, исполняемая низкими детскими или женскими голосами. Звучит и нотируется выше тенора. 2) Низкий детский голос. 3) Струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства, больше скрипки.—(Alt) Герман (1889-1954) , немецкий механик и инженер, один из основоположников геометрического метода синтеза механизмов. Основные труды посвящены теории машин и механизмов. В кон. 1920-х разработал синтез кривошипно-ползунных механизмов, в 1932 — синтез многозвенных механизмов; заложил основы динамического синтеза механизмов.

Произведения для альта

С оркестром

  • Никколо Паганини Соната для большого альта с камерным оркестром
  • Г. Берлиоз. Концертная симфония для альта с оркестром «Гарольд в Италии»
  • Концерт для альта с оркестром Б. Бартока
  • Концерт для альта с оркестром П.Хиндемита
  • Концерт для альта с оркестром Уильяма Уолтона
  • Концерт для альта с оркестром Э. Денисова
  • Концерт для альта с оркестром А. Шнитке
  • Концерт для альта с оркестром (G-dur) Г. Ф. Телемана
  • А. И. Головин. Концерт-симфония для альта и виолончели с оркестром (Симфония № 1)
  • И. С. Бах. Шестой бранденбургский концерт для двух солирующих альтов с камерным оркестром.
  • В. А. Моцарт. Концертная симфония для альта и скрипки с оркестром

С клавиром

  • Сонаты для альта и клавира BWV 1027—1029 И. С. Баха
  • Неоконченная соната для альта и фортепиано М. И. Глинки (найдена и отредактирована В. В. Борисовским)
  • Соната для альта и фортепиано Анри Вьетана
  • Соната для альта и фортепиано Д. Д. Шостаковича
  • 2 сонаты для альта (кларнета) и фортепиано Брамса
  • для альта и фортепиано Шумана
  • Сонаты для альта и фортепиано Николая Рославца
  • Соната для альта А. Хованесса
  • Соната для альта Р. Кларк

Соло

  • Сюиты для альта соло Макса Регера
  • Соната для альта соло Моисея Вайнберга
  • Соната для альта соло Эрнста Кшенека
  • Сонаты для альта соло Пауля Хиндемита
  • Соната для альта А.Хачатуряна.

Соло в оркестре

  • Балет «Жизель» Адольфа Адана
  • Балет «Коппелия» Лео Делиба
  • Симфоническая поэма «Дон Кихот» Рихарда Штрауса
  • Балет «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева
  • Балет «Жар-птица» Игоря Стравинского
  • Каприччио для фортепиано с оркестром Игоря Стравинского

В словаре Словарь иностранных слов

альтаи альта, мн. альты, ов, м.

1. Низкий женский или детский голос.||Ср. ДИСКАНТ» title=’ДИСКАНТ, ДИСКАНТ это, что такое ДИСКАНТ, ДИСКАНТ толкование’>ДИСКАНТ.

2. одуш. Певица (певец) с таким голосом.||Ср. ДИСКАНТ» title=’ДИСКАНТ, ДИСКАНТ это, что такое ДИСКАНТ, ДИСКАНТ толкование’>ДИСКАНТ.

3. Партия в хоре или вокальном ансамбле, исполняемая такими голосами (в партитуре пишется выше тенора, отсюда название).

4. Музыкальный смычковый инструмент, несколько больший, чем скрипка.||Ср. БАРИТОН» title=’БАРИТОН, БАРИТОН это, что такое БАРИТОН, БАРИТОН толкование’>БАРИТОН, ВИОЛА» title=’ВИОЛА, ВИОЛА это, что такое ВИОЛА, ВИОЛА толкование’>ВИОЛА, ВИОЛОНЧЕЛЬ» title=’ВИОЛОНЧЕЛЬ, ВИОЛОНЧЕЛЬ это, что такое ВИОЛОНЧЕЛЬ, ВИОЛОНЧЕЛЬ толкование’>ВИОЛОНЧЕЛЬ, ГАМБА» title=’ГАМБА, ГАМБА это, что такое ГАМБА, ГАМБА толкование’>ГАМБА, КОНТРАБАС» title=’КОНТРАБАС, КОНТРАБАС это, что такое КОНТРАБАС, КОНТРАБАС толкование’>КОНТРАБАС.

5. Медный духовой музыкальный инструмент — разновидность некоторых оркестровых инструментов.

А.-кларнет. Альтист — музыкант, играющий на альте. Альтовый — относящийся к альту.||Ср. БАРИТОН» title=’БАРИТОН, БАРИТОН это, что такое БАРИТОН, БАРИТОН толкование’>БАРИТОН, БАС, ТЕНОР.

Альт (струнный инструмент). История и происхождение. Альт(англ. и итал. viola, фр. alto, нем. Bratsche) или альт скрипичный смычковый струнный музыкальный. — презентация

1

2

3 Альт (струнный инструмент). История и происхождение. Альт(англ. и итал. viola, фр. alto, нем. Bratsche) или альт скрипичный смычковый струнный музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах. Самые ранние образцы этого инструмента относятся к XVI веку. В разработке наилучшей конструкции альта огромную роль сыграл выдающийся итальянский мастер А. Страдивари. У этого инструмента 4 струны настроены по квинтам, всего на квинту ниже, чем у скрипки: до-соль-ре-ля.

4 На первый взгляд, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель легко может спутать со скрипкой. Действительно, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание, направленное внутрь себя, напоминает контральто — мягкое и выразительное. Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему

Альт, можно так сказать – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью

5 На первый взгляд, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель легко может спутать со скрипкой. Действительно, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание, направленное внутрь себя, напоминает контральто — мягкое и выразительное. Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему

Альт, можно так сказать – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью

Важно

6 Интересные факты Лучшим альтистом нашего времени признан Юрий Башмет. За 230 лет он первый кому разрешили играть на инструменте В.А.Моцарта в Зальцбурге. Этот талантливый музыкант фактически переиграл весь репертуар написанный для альта – это около 200 музыкальных произведений, из которых 40 сочинили и посвятили ему современные композиторы.

Музыкальное видео: история и факты

Музыкальное видео – это целый пласт культуры с богатой историей. И это постоянный поиск средств и возможностей, которыми можно “отобразить” музыку или “зарисовать” звук, а не просто показать, артиста, исполняющего песню на красивом фоне.

 Что важнее, звук или изображение? Самое главное, что с появлением кино, они стали неразделимы. В синематографах играли тапёры, и музыка дополняла происходящее на экране.

Основное достоинство музыки это то, что она абстрактна и способна создавать атмосферу, а не только пересказывать сюжет.

Первый расцвет этого художественного симбиоза пришелся на 20-е годы ХХ века: “визуальная музыка” Оскара Фишингера — что можно считать первым музыкальным, “Человек с киноаппаратом” Дзиги Вертова — выдержавший уже не одну музыкальную интерпретацию, “Entr’acte” — детище композитора Эрика Сати и режиссера Рене Клера.  

Попытки сделать музыкальное видео массовым жанром производились буквально с момента его появления. Система «Витафон» в середине 20-х одной из первых «механизировала» совмещение музыки и картинки — изображение на пленке синхронизировалось с проигрыванием пластинок на специальном аппарате.

Чуть позже братья Уорнеры и Уолт Дисней запустили первые короткометражные сериалы, где уже не музыка сопровождала изображение, а анимированные зарисовки были поставлены на службу песням и мелодиям. По мере развития звукового кино и появления телевидения, артисты получили возможность регулярно «выступать» с экрана.

Правда, подавляющая часть музыкальных видео до 60-х годов оставалась не более чем концертным номером, запечатленным на пленку.

Совет

Находились и те, кто пытался идти путем экспериментов: так, абстрактную анимацию Нормана Макларена “Begone Dull Care” на музыку Оскара Петерсона можно считать одним из прародителей современных клипов, где изображение «иллюстрирует» саму музыку и не сосредоточено на конкретном сюжете или тексте. 

В 60х-70х музыкальные видео вышли на новую орбиту: The Beatles, The Doors, The Rolling Stones, The Beach Boys, Pink Floyd, ABBA, Queen, The Jacksons, Дэвид Боуи  стали снимать уже не просто концертные номера, а, собственно, промо-клипы в современном понимании

В них работа режиссера оказывалась уже ничуть не менее важной, чем сам артист и его песни. Фундамент был заложен, а ротации песен на телеканалах постепенно становились все более обширными

Сам термин «музыкальное видео» впервые был употреблен в 1959-м году американским радио-диджеем Джей Пи Ричардсоном, а примерно через десять лет к нему добавилось и понятие «видеоклип». Многие до сих пор ломают голову, как же правильно назвать видео, где одновременно есть и музыка, и красивая картинка. Все объясняется довольно просто.

В то время, когда музыкальное видео начало полномасштабно выходить на телеэкраны, такие группы как The Beatles начали снимать полуигровые музыкальные фильмы — “Hard Day’s Night” или “Magical Mystery Tour”.

Считается, например, что «видеоклип» это более европейский термин. В Китае и вовсе прижилось обозначение «MTV» — из-за того, что музыкальные видео пришли туда, в первую очередь, с запуском одноименного канала.

С появлением MTV в 1981 году началась эра 24-часового музыкального вещания по телевидению. Мир открыл для себя музыкальные видео в том виде, в каком мы его сейчас знаем.

Их популярность и востребованность  очевидна: музыкальные видеоклипы легко доносятся до зрителя, они кратки и ёмки, находятся на стыке множества жанров и техник и постоянно развиваются. Любое изобретение, относящееся к сфере видео, немедленно попадает на «обкатку» к режиссерам, снимающим клипы для артистов.

Обратите внимание

А такие мастера как Спайк Джонз или Мишель Гондри оказываются не менее известны, чем режиссеры кино. В наши дни музыкальный видеоклип – это в первую очередь, промо-продукт, с помощью которого мы узнаем о новых исполнителях и направлениях.

Но не каждый такой «рекламный ролик» содержит в себе художественный смысл или является искусством. В тоже время, ситуация, существующая на мировом рынке, не позволяет увидеть зрителю большинство работ.

Самые интересные клипы далеко не всегда показывают по телевидению, которое даже в эпоху Интернета продолжает оставаться основой раскрутки артиста. Именно «другие» и попадают в поле зрения «искателей» и именно они будут представлены на Международном фестивале музыкального видео MUSEEK 26, 27 и 28 февраля, 2010 в кинотеатре «Пионер» (Москва). 

http://www.lookatme.ru/cities/moscow/events/96281

История скрипки

Предшественниками скрипки были арабский ребаб, испанская фидель, британская кротта, слияние которых и образовало виолу. Отсюда итальянское название скрипки violino, а также славянский[источник не указан 973 дня] четырёхструнный инструмент квинтового строя жига (отсюда немецкое название скрипки — geige).

Продолжавшаяся в течение нескольких веков борьба между аристократической виолой и народной скрипкой окончилась победой последней. В качестве народного инструмента скрипка особенно широкое распространение получила в Белоруссии, Польше, Украине, Румынии, Истрии и Далмации.
Со второй половины XIX века получает распространение среди татар. С XX века встречается в музыкальном быту башкир.

В середине XVI века на севере Италии сложилась современная конструкция скрипки. Право считаться изобретателем «аристократической» скрипки современного типа оспаривают Гаспаро да Сало (ум. 1609) из города Бреши и (ум. 1577) — основатель кремонской школы.

«Генеалогическое древо» происхождения современной скрипки.

Производством скрипок занимаются скрипичные мастера.
Прекрасной формой и превосходным материалом отличаются кремонские скрипки Амати, сохранившиеся с XVII века.
Ломбардия славилась производством скрипок и в XVIII веке; чрезвычайно высоко ценятся скрипки производства Страдивари (1644—1737), Андреа (1626—1698) и Джузеппе (1698—1744) Гварнери.

Скрипка является сольным инструментом с XVII века. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Бьяджо Марини (1620) и «Capriccio stravagante» его современника Карло Фарины. Основателем художественной игры на скрипке считается Арканджело Корелли; затем следуют Торелли и Тартини, а также Локателли (ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры), его ученица Магдалена Лаура Сирмен (Ломбардини), Никола Маттейс, создавший скрипичную школу в Великобритании, Джованни Антонио Пьяни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector