Большой барабан

История

Барабаны различных стран

Барабаны известны с незапамятных времён и встречаются почти во всех регионах земного шара. В свое время их изготавливали из глины, кости, бронзы и т. п.

При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется шестым тысячелетием до нашей эры, к этому же времени относят и наскальные рисунки в пещерах Южной Америки. Возраст найденного в Моравии барабана датируется пятым тысячелетием до н. э., в Древнем Египте барабаны возникли за 4 тыс. лет до н. э. Известно о существовании барабанов в древнем Шумере (около 3 тыс. лет до н. э). О длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни.

С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, религиозных обрядов, военных шествий и действий, таких, где была бы необходимость соблюдать ритм, например, идти, бежать, тянуть, грести или бить слаженно. К примеру, ещё у древних греков и римлян барабан тимпан (др.-греч. τύμπανον), предшественник современных литавр, использовался в культах Кибелы и Вакха, а также в армии и на гребном флоте. И так далее, например, в XVI веке барабаны использовались в Британской армии в пехоте, у драгунов и кавалерии. Во времена Генриха VIII в каждой роте от 100 человек было двое барабанщиков

В XVII веке основными используемыми сигналами барабанщиков были «Внимание», «Строиться», «Готовность», «Марш», «Атака», «Отступить».

В Японии была найдена датируемая VI—VII веками глиняная фигура барабанщика с тайко. Эти барабаны использовались на поле боя, чтобы испугать, ошеломить противника: один солдат нёс барабан на спине, а двое в него били. В решающей битве между Ци и Лу в 684 году до н. э. барабаны вдохновили солдат и переломили ход боя.

В XX веке произошли два значительных усовершенствования барабанов. В 1920—1940-х годах компания Gretsch производила корпуса барабанов по технологии многослоевого расслоения дерева, этот способ используется и сегодня. Около 1956 года Эвансом Марионом на замену кожаным мембранам были изобретены пластиковые, более устойчивые к влажности и лучше сохраняющие настройку, а также являющиеся этичными..

В настоящее время продолжается как развитие и усовершенствование самого инструмента, так и поиски новых техник исполнения. В 1930—1932 годах был изобретён Rhythmicon — прототип современных драм-машин, ставших популярными в 1980-х. Драм-машины позволяют воспроизводить запрограммированный заранее звук и значительно увеличили возможности аранжировки. Тем не менее, они не смогли превзойти барабанщиков в исполнении музыки.

В России

Барабанщик гренадерской роты пехотного полка, 1756—1762

Пионерская дружина. Знаменосец, почётный караул, барабанщики. Почтовая марка СССР.

Впервые о применении барабанов в армии упоминается при осаде Казани 1552 года. В российской армии применялись накры (бубны) — медные котлы, обтянутые кожей. Такие «бубны» имели при себе начальники малых отрядов. Накры привязывали перед всадником, у седла. Били в накр рукояткой плети. По свидетельствам иностранных писателей, в российской армии были и большие «бубны» — их перевозили четыре лошади, а били в них восемь человек.

Малый барабан стал известен в российский войсках во времена Фёдора Иоанновича и Бориса Годунова, когда были приняты на службу иностранные наёмные дружины.

Свой вклад в популяризацию барабанов внёс Пётр I. Он издал указ о придании каждому воинскому соединению от сотни специального барабанщика. В обязанности барабанщика входило сопровождение войска на марше, передача сигналов в бою. По словам современников, Пётр сам неоднократно «выказывал отменную барабанную сноровку», был барабанщиком в своих потешных войсках.

Значение барабанщиков упало во время Восточной войны 1853—1855 годов. Русско-японская война показала, что боевая роль барабанов окончена. В 1909 году был издан указ об изъятии барабанщиков из штатов военного времени и сохранении их для надобностей мирной службы и обучения. Однако в 1910 году военный устав вновь установил выдвижение войсковых частей во время боевого похода с барабаном.

Во время активной деятельности пионерского движения, в частности, в СССР, барабан являлся не только инструментом, но и важным символом. В 1923—1926 годах выходил пионерский журнал «Барабан», позднее объединённый с журналом Пионер.

Нотация (обозначение в нотах)

Первоначально ударная установка нотировалась в басовом ключе. В настоящее время обычно используется нейтральный ключ из двух параллельных вертикальных линий.

Существует масса методов записи партии ударной установки на стандартном нотном стане. Обычно, в начале каждой партии приводится расшифровка расположения инструментов и всех встречающихся знаков. Ниже приводится самый распространённый вариант нотации барабанов.

Барабаны:

Тарелки:

Другие инструменты:

Приемы игры:

Rim click — удар по ободу малого барабана обратным концом палочки (другие названия — side stick или cross stick).Rim shot — удар по ободу малого барабана суженным концом палочки (плечом палочки), с последующим глушением пластика.Stick shot — удар палочкой по палочке, лежащей на коже барабана.Brush sweep — шуршание щётками по коже барабана круговыми движениями (также известно как «помешивание супа»).

Акценты:

Анти-акценты:

— Немного мягче, чем окружающие ноты: u (breve);
— Заметно мягче, чем остальные ноты: ( ) (головка ноты в скобках);
— Намного мягче, чем остальные ноты: (головка ноты в квадратных скобках).

Барабаны в произведениях культуры

Копия барабана Дрейка

Барабаны упоминаются в различных произведениях искусства и культуры: песнях, книгах, картинах, даже на марках, памятниках, гербах и афишах.

Книги, сказки, легенды

В романе Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» барабан — подарок герою является основой сюжета, снятый по этому роману фильм получил Гран-При МКФ и премию «Оскар».

The Walking Drum (англ.) — новелла в стиле вестерн Луиса Ламура, описывающая путешествие торгового каравана под звуки марша.

Л. Н. Толстой написал сказку «Работник Емельян и пустой барабан», где барабан Емельяна ведёт за собой царское войско. После того, как барабан был сломан, солдаты разбегаются.

В Англии существует легенда о барабане Фрэнсиса Дрейка. Она гласит о барабане, взятом Дрейком в кругосветное путешествие. Сейчас барабан хранится в Баклэнд-Эбби, и, когда Англия будет в опасности и кто-то ударит в барабан, Дрейк вернётся, чтобы защитить страну. Легенда также утверждает, что звук барабана слышен во время войны или других значительных событий.

Борис Гребенщиков спел про дарбуку:

А Марина Цветаева написала два стихотворения под названием «Барабан»:

Пословицы, поговорки, фразеологизмы

  • Как барабан не труби — все равно толку не будет.
  • Солдатам, что малым ребятам, и барабан в потеху.
  • По барабану
  • Флаг тебе в руки и барабан на шею
  • Барабаны войны

Использование

Коллектив бразильских барабанщиц

Барабаны могут быть использованы как в составе ритм-группы, так и в качестве солирующего инструмента. Различные барабаны входят в состав ансамблей, в том числе — состоящих исключительно из ударных инструментов. Они обеспечивают необходимый инструментальный колорит и динамику, а также расширяют круг ритмических и ударных эффектов.

На барабанах можно играть, ударяя ладонью или палочками, изготовленными из древесины или синтетических материалов.

Игра ладонями требует умелого чередования фокусировки и рассеивания силы удара рукой, для высокого и низкого звука необходимо напряжение, для шлепка — расслабление кисти. Используется и игра пальцами с использованием перекатов, трения мембраны, щелчков и т. п.

При использовании палочек, в зависимости от ситуации и собственных предпочтений барабанщик может применять различные хваты палочек, и различные техники нанесения удара.

Традиционный хват палочек

  • Традиционный (варианты названия traditional, conventional, orthodox, rudimental grip) — исходит из традиций военных барабанщиков. Палочки держатся не симметрично — так, чтобы не мешал ремень барабана.
  • Симметричный захват (matched grip). Палки держатся симметрично, параллельно между собой или под углом. Этот захват используется наиболее часто, имеет несколько вариантов:
    • Французский захват (French grip).
    • Немецкий захват (German grip).
    • Американский захват.

Среди техник удара могут быть выделены следующие:

  • Техника Меллера (англ. Moeller method). Названа в честь американского барабанщика Sanford Augustus «Gus» Moeller. Базируется на естественной работе мышц, без лишних движений и напряжения.
  • Метод Гладстоуна. Базируется на нахождении точки баланса палочки и контроле её отскока.
  • В зависимости от используемых групп мышц разделяют пальцевую, кистевую, локтевую техники.

Кроме палочек, при необходимости используют различные щётки, колотушки или специальные прутковые палочки, руты (в англоязычной литературе Rute).

Основой обучения и игры на барабанах служат барабанные рудименты — специальные приёмы игры, представляющие собой определённую последовательность различных (например, акцентированных и не акцентированных) ударов. Простейший барабанный рудимент — барабанная дробь, представляющая собой поочерёдные удары. Кроме него, к известным рудиментам относится Double Stroke Roll (двухударная дробь), представляющая собой чередование двух ударов одной рукой и двух ударов другой рукой.

Ритмические партии накладывается на законченную функционально-гармоническую структуру, называемую квадратом. Отрывки, исполняемые секцией ударных инструментов маршевого оркестра, называются каденциями (англ. drum cadence).

9 Валторна


Максимальное звуковое давление: 107 дБ

Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте — в среднем и верхнем, в связи с чем инструмент может хорошо передавать грустное и торжественное настроение. Валторну можно услышать в первых тактах Концерта для фортепиано с оркестром № 1 Петра Ильича Чайковского, в Первой Симфонии Густава Малера (1 часть, с 32 такта), 2-й части 5-й симфонии Чайковского (которая практически полностью представляет собой соло валторны), в песне «For No One» группы Битлз (альбом Revolver, 1966) и др.

Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот (в том числе на органном пункте) и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик (не считая крайних регистров).

Значение слова Барабан по словарю Символизма:

Барабан — Означает изначальный звук и любой звук вообще. ритм вселенной, а также речь, божественную истину и откровение, традицию. Атрибут всех богов грозы. Барабан, литавры и тамбурин, применялись для поддержания нужного ритма в экстатических танцах. У африканских племен является символов сердца и обладает магической силой. В буддизме это Глас Закона, барабан бессмертия во тьме мира. Предвещает радостные события. Звук барабана Дхармы пробуждает невежд и ленивцев. У китайцев барабан также олицетворяет голос Небес и является эмблемой даосского бессмертного гения Чанг Куо-Лао. В Древней Греции считался символом сексуальных оргий и применялся в экстатических танцах. В индуизме барабан — атрибут богов-разрушителей Шивы и Кали, а также Дурги. Эмблема богини музыки и искусств Сарасвати. Барабан Шины создает изначальный звук творения. У японцев звуком барабана созывают на молитву, а сам инструмент ассоциируется с петухом. У фригийцев являлся атрибутом Великой Матери, подобной Кибеле и другим богиням. Барабан, цимбалы (тарелки) и тамбурин применялись в ритуальных экстатических танцах, посвященных этим богиням. В шаманизме барабан обладает магической силой для вызывания духов. Считается, что он сделан из Космического Древа.

Размеры

Барабанная установка Sonor 1007 с тарелками Paiste 101

Размер барабанов обычно выражается в виде «диаметр x глубина», в дюймах. Например малые барабаны часто имеют размер 14 × 5.5 . Некоторые производители используют обратный порядок — «глубина × диаметр», это Drum Workshop, Slingerland, Tama Drums, Premier Percussion, Pearl Drums, Pork Pie Percussion, Ludwig-Musser, Sonor, Mapex, и Yamaha Drums.

Стандартные размеры рок-установки таковы: 22″ × 18″ бас барабан, 12″ × 9″, 13″ × 10″ навесные томы, 16″ × 16″ напольный том и 14″ × 5.5″ малый барабан. Другая распространенная комбинация «фьюжн». Она включает 20″ × 16″ бас барабан, 10″ × 8″, 12″ × 9″ навесные томы, 14″ × 14″ напольный том и 14″ × 5,5″ малый барабан.
В ударных установках для джаза часто отсутствует второй навесной том.

Размеры бас-барабана также отличаются для различных стилей. В джазе используются бас-барабаны небольших размеров, так как роль этого барабана в джазе — скорее расстановка акцентов, чем тяжелый бит. А для метала, хард-рока используются очень большие бас-барабаны (часто несколько) для тяжелого, резонансного тона.

Размеры тарелок также измеряются в дюймах:
самые маленькие тарелки — сплэш (6—12 дюймов), самые большие — райд (18—24 дюйма)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector