Дарбука

Строение[ | код]

Барабан первоначально изготавливали из обожжённой глины, позднее — из дерева (орех, абрикос), а на его верх натягивается телячья, козья или рыбьякожа. В последнее время популярны металлические дарбуки (алюминий или медь), мембраной служит специальный пластик. Встречаются также керамические дарбуки с пластиковой мембраной и металлические в сочетании с кожей.

Металлические дарбуки с пластиковой мембраной выгодно отличаются тем, что можно настраивать звук, контролируя степень натяжения мембраны с помощью болтов, а также тем, что практически неуничтожимы. Глиняные же барабаны гораздо более хрупкие, а кожаная мембрана очень чувствительна к влаге (рыбья кожа чуть более стойка к воде, чем козья или телячья).

Иногда внутрь дарбуки помещают нечто вроде бубна — небольшие съёмные металлические сагаты, позвякивающие при игре.

Средняя высота инструмента — 350—400 мм, диаметр — около 280 мм, хотя встречаются, конечно, разные. В зависимости от размера и, соответственно, звучания, дарбуки могут носить разные названия. Например, в Египте существует деление на табла (соло-барабан), дохолла (басовая дарбука) и симбати (сумбати) — нечто среднее между таблой и дохоллой.

Есть два основных типа дарбук: египетская дарбука и турецкая. У египетских дарбук края верхней части барабана сглажены (такие дарбуки часто называют думбеком), у турецких — нет. Такое строение даёт свои преимущества в технике игры для каждого типа: округлые края египетского думбека щадят пальцы и облегчают перекаты пальцами, но затрудняют щелчки; у турецкой дарбуки — наоборот. Однако, не следует думать, что тип барабана делает какую-то технику невозможной.

У инструментов «традиционного изготовления» мембрана закреплена верёвкой; у металлических дарбук мембрану сверху охватывает металлическое кольцо, крепящееся к корпусу болтами. У египетских дарбук эти болты утоплены в кольцо, у турецких вынесены вовне, что может мешать новичкам. Количество болтов обычно от пяти до восьми. Чем больше болтов, тем точнее можно настроить звучание барабана.

Возникающий из-за кубкообразной формы резонанс Гельмгольца позволяет добиваться гулкого и глубокого баса при несильном ударе. Этим же объясняется то, что думбеки с узкой «шейкой» корпуса генерируют более низкий звук при ударе по центру мембраны, чем те, у которых «шейка» шире.

Расписание регулярных занятий:

  • среда с 19:30 до 21:30
    — курс по дарбуке на Сретенке для начинающих и продолжающих. Стоимость пробного урока составляет 500р., абонемент на 4 занятия — 3000 р. Для студентов действует скидка в 20 %.
    Инструменты предоставляются на время занятий.
  • суббота с 12:00 до 14:00 с 18 апреля идет курс для начинающих по дарбуке он-лайн с использованием приложения ZOOM. 4 занятия курса стоят 2500р.

записывайтесь по телефону 8-(910)-426-93-48 (Сергей), или по почте darbuka@darbakesh.ru.

Занятия ведет Сергей Кузнецов — один из ведущих российских дарбукистов, участник и организатор многочисленных проектов в области восточной музыки. Подробнее о школе.

Техника игры

Позиция инструмента

Инструмент традиционно держат с левой стороны. Играют чаще всего сидя (барабан на коленях, левая рука его придерживает; или же дарбука зажимается между колен) или стоя (барабан прижимается к левому боку, подвешивается на специальном ремне или кладётся на левое плечо). Играют на дарбуке ладонями и пальцами обеих рук. Ведущей при этом является правая рука, левая же используется в основном для орнаментирования ритма. Такое положение инструмента и сам принцип игры на нём очень схожи с техникой игры на рике.

Существует также техника комбинированной игры рукой и палочкой (в Турции такую палочку называют çubuk), распространённая в Турции, на Балканах и в Египте. Эта техника широко применяются местными цыганами.

Техники извлечения звуков

Основных тонов два: низкий, получаемый от удара ближе к центру мембраны, и высокий, когда пальцы бьют по краю барабана. Несмотря на это, есть множество способов извлекать звуки, поэтому ритмы очень насыщены и богаты декоративными элементами, вроде щелчков или тремоло.

Разнообразие способов извлечения звуков велико: простые удары ладонью в район центра дарбуки (низкий), удары пальцами по краям, различные техники перекатывания пальцев (например, сплит-фингер), звонкие шлепки ладонью, звонкие и глухие щелчки, удары по корпусу дарбуки, просовывание руки внутрь барабана для изменения тембра низкого удара, игра на внутренней поверхности мембраны, трение мембраны, приглушение звука прижиманием мембраны пальцами/ладонью и т.д. Для заполнения ритма в интервалах используются и хлопки в ладоши.

Ритмы

Армянский Думбек.

Ритмы записываются с использованием несложного обозначения для звуков, например: , где
D — это Dum, низкий звук при ударе ладонью в центр барабана;
t — tek, не очень высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки;
k — ka, тот же tek, но для левой руки.
T — Tek, высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки;
K — Ka, тот же высокий Tek, но для левой руки
То есть можно прочитать ритм как «ДумДум-текаТек-Дум-текаТек-тека». Повторив несколько раз без паузы между повторами, можно уловить ритм.

Прописные буквы используются для передачи акцентированных ударов, строчные — для передачи обычных. Основу ритма составляют акцентированные (сильные) удары, в то время как более слабые удары являются декоративными, то есть «заполняют» ритм. В этом примере основной ритм — , все неакцентированные t и k — заполнение. Последняя комбинация tk обычно называется «мостиком» и служит для органичного соединения ритма.

Наиболее популярные ритмы
ритм название примечание
максу́м (maqsoum) 4/4 Распространён повсеместно.
ба́лади (baladi) 4/4 Более фольклорный вариант максума, играется медленнее.
саи́ди (sayidi) 4/4 Удвоен средний dum; популярен в Верхнем (Южном) Египте.
чифтете́ли (shiftatelli) 8/4 Популярен в Греции и Турции, играется медленно.
масму́ди (masmoudi) 8/4 Масмуда (англ.)русск. — одно из племён берберов в Марокко.
фалла́хи (falahi) 2/4 Играется в два раза быстрее, чем максум. «Простонародный» ритм (см. феллах). Популярен в Верхнем Египте.
айю́б (ayub) 2/4 Похож на фаллахи, распространён повсеместно. В медленной форме используется в ритуальном трансовом танце «зар» (иногда этот ритм так и называют — «зар») в Северной Африке.
малфу́ф (malfouf) 2/4 Очень популярный ритм, часто используется в современной поп-музыке в Египте и Ливане.
карсила́ма (karsilama) 9/8=2+2+2+3 Означает «лицом к лицу», играется сначала медленно, а затем быстро: 1 2 3 123. Популярен в народных греческих и турецких песнях, а также в современном турецком джазе.

Множество ритмов являются синкопированными, то есть ритм образуют как сильные, так и слабые звуки.

Расписание регулярных занятий:

  • среда с 19:30 до 21:30
    — курс по дарбуке на Сретенке для начинающих и продолжающих. Стоимость пробного урока составляет 500р., абонемент на 4 занятия — 3000 р. Для студентов действует скидка в 20 %.
    Инструменты предоставляются на время занятий.
  • суббота с 12:00 до 14:00 с 18 апреля идет курс для начинающих по дарбуке он-лайн с использованием приложения ZOOM. 4 занятия курса стоят 2500р.

записывайтесь по телефону 8-(910)-426-93-48 (Сергей), или по почте darbuka@darbakesh.ru.

Занятия ведет Сергей Кузнецов — один из ведущих российских дарбукистов, участник и организатор многочисленных проектов в области восточной музыки. Подробнее о школе.

Выступления коллетива школы Дарбакеш

(больше фотографий вы найдете в описании нашей школы)

Какой барабан
нужен для занятий?

Как вы сможете
применить свои знания?

Самый оптимальный инструмент для обучения на нашем курсе – египетская дарбука (думбек), хотя, в принципе, подходят и другие этнические барабаны вытянутой формы с четко выраженным низким и высоким звуком – например, джембе небольших размеров или турецкие дарбуки с острыми краями.

В нашей студии для занятий выдаются классические дарбуки с гладким краем от разных производителей.

Остерегайтесь некачественных дарбук, так как во время игры можно повредить пальцы. Также во избежание повреждения пальцев рук, рекомендуем снимать кольца.

В магазинах Москвы простые дарбуки как правило стоят от 6000р, а профессиональные дарбуки с перламутром стоят от 15000р. и выше.

Студия восточных барабанов Дарбакеш — идеальный вариант для начального знакомства с ритмикой.
С другой стороны, и профессиональный перкуссионист почерпнет у нас
много полезной информации о применении этнических барабанов и прежде
всего — в области восточной ритмики.

Ученики, добившиеся наибольших успехов, привлекаются к профессиональной концертной деятельности, а в любительских концертах могут участвовать все желающие.

Студия сотрудничает с танцевальными коллективами, а также с музыкантами самых различных направлений: это восточные танцы и трайбл, акробатическая йога, средневековая и балканская музыка, кельтская музыка, блюз, босса-нова, авангард, психоделика и многое другое.

  • ВИЗУАЛИЗАЦИЯ РИТМОВ. (Сергей Кузнецов)
  • Альтернативные способы ритмической нотации для
    перкуссионистов. (Антонио Грамши).
  • Опыт естественной классификации ритмов на примере арабских iqa’at. (Антонио Грамши)
  • Ритмика Фламенко для дарбуки. (Антонио Грамши)
  • Алгебра ритмов. (Антонио Грамши)
  • Балканская ритмика. (Антонио Грамши)
  • Искусство контроля пальцев Lorraine C. и Gregory G. Irvin (DOC, 18МБ)
  • Сборник ритмов и упражнений по дарбуке. Сергей Кузнецов. (doc)
  • Как работает музыка. Ритм. Говард Гудал (видео)

Статьи о ритме и звуке

  • Интервью с Сергеем Кузнецовым о творческом пути дарбукиста (PDF).
  • Интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF).
  • Интервью Сергея Кузнецова для барабанов мира-2015
  • Барабаны мира: исторический очерк.
  • Мифы о барабанах и магические ритуалы с барабанами
  • Ближневосточные барабаны
  • Персидская и турецкая музыка
  • Ритм Сердца. (Анджей Щеклик)
  • Когда женщины были барабанщиками
  • Ритм и смысл. (Соколов. Б. Г.)
  • Лечебные ритмы
  • К постановке проблемы психологии ритма
  • Мистицизм звука
  • Регрессивность ритма

Наши юбилеи с фото и видео:

  • 11-ти летний юбилей
  • 10-ти летний юбилей
  • 9-ти летие школы
  • 8-ми летие школы
  • 7-ми летие школы
  • 6-ти летие школы
  • 5-ти летие школы
  • 4-х летие школы
  • 3-х летие школы

История дарбуки

Женщина держит барабан в форме кубка. «Песни Девы Марии», XIII век.

Точное время появления дарбуки неизвестно.

В Европе барабаны в форме кубка встречаются со времён позднего неолита и раннего бронзового века, от Южной Дании через Германию (где их найдено больше всего) до Чехии и Польши. В алтайских захоронениях, датированных V веком до н. э., также обнаружены схожие барабаны. Эти барабаны встречаются в разных формах, и похоже, что древние мастера экспериментировали с формой и способами закрепления кожи, пытаясь найти оптимальное решение. Тем не менее в раннем бронзовом веке эти барабаны начинают исчезать. Схожесть этих барабанов с дарбукой позволяет рассматривать дарбуку как наиболее успешный вариант, который прижился на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но почему-то исчез в Европе.

Что касается Ближнего Востока, то свидетельства существования барабанов кубкообразной формы встречаются ещё в XI веке до н. э.: на вавилонийском диске изображён высокий (приблизительно 90 см. в высоту) барабан на очень короткой основе. Такие барабаны имели ритуальное значение и назывались «лилиш» (в англ.  варианте lilis). Это были храмовые барабаны на специальных подставках. Позже начали проявляться уменьшенные лилиш, так называемые лилишу (lilissu), которые имели уже немного другие пропорции; их можно было уже носить с собой. В Египте, в период Восемнадцатой династии (— до н. э.), художником из Фив изображён барабан кубкообразной формы, и в Дейр-эль-Бахри есть также глиняная скульптура человека, играющего на таком инструменте. Эта уменьшенная форма барабана стала известна арабам, в культуру которых успешно и влилась.

Изображение такого барабана встречается в «Песнях Девы Марии» (англ.)русск., написанных во время правления Альфонса X Кастильского (XIII век, время освобождения от арабского господства в Испании). Это изображение еврейской пары, где женщина держит барабан в форме кубка. В арабских источниках (сохранившиеся рисунки и иллюстрации) изображение барабана такой формы впервые встречается в рисунках, выполненных между и , где персидские цыгане играют на подобных инструментах. В книге XIX века периода правления династии Каджаров в Персии также встречается подобный рисунок. На более ранних средневековых арабских картинах, изображающих музыкантов, чаще всего встречаются люди с бубнами (рик).

Чем отличается наша студия от других барабанных школ?

Мы научим вас применять дарбуку в самых разных стилях. Музыка Ближнего Востока, Балкан, Испании, Латинской Америки и даже классическая музыка…В нашей школе вы осознаете, что все подвластно этому поистине неисчерпаемому инструменту!

Мы тщательно фиксируем учебный и концертный материал, причем в таких удобных системах записи, что даже не имея музыкального образования, можно быстро освоить самые сложные ритмы и композиции.

Наша школа единственная в России, использующая уникальный учебник по дарбуке, разработанный преподавателями.

Наиболее успешных учеников мы активно привлекаем к профессиональной концертной деятельности, а в любительских концертах могут участвовать все желающие.

Для лучшего освоения ритмов и координации рук преподаватели на занятиях активно используют рамочные барабаны (рик, даф, бендир), давул и разнообразную перкуссию стран Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.

Отдавая дань истории школы, для студентов ВУЗ-ов предоставляется скидка 20 %!

У нас имеется огромный выбор дарбук как для занятий, так и для приобретения.

У нас имеются уникальные большие барабаны, на которых ученики могут научиться играть не только руками, но и палочками.

Чем отличается наша студия от других барабанных школ?

Мы научим вас применять дарбуку в самых разных стилях. Музыка Ближнего Востока, Балкан, Испании, Латинской Америки и даже классическая музыка…В нашей школе вы осознаете, что все подвластно этому поистине неисчерпаемому инструменту!

Мы тщательно фиксируем учебный и концертный материал, причем в таких удобных системах записи, что даже не имея музыкального образования, можно быстро освоить самые сложные ритмы и композиции.

Наша школа единственная в России, использующая уникальный учебник по дарбуке, разработанный преподавателями.

Наиболее успешных учеников мы активно привлекаем к профессиональной концертной деятельности, а в любительских концертах могут участвовать все желающие.

Для лучшего освоения ритмов и координации рук преподаватели на занятиях активно используют рамочные барабаны (рик, даф, бендир), давул и разнообразную перкуссию стран Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.

Отдавая дань истории школы, для студентов ВУЗ-ов предоставляется скидка 20 %!

У нас имеется огромный выбор дарбук как для занятий, так и для приобретения.

У нас имеются уникальные большие барабаны, на которых ученики могут научиться играть не только руками, но и палочками.

История дарбуки[ | код]

Женщина держит барабан в форме кубка. «Песни Девы Марии», XIII век.

Точное время появления дарбуки неизвестно.

В Европе барабаны в форме кубка встречаются со времён позднего неолита и раннего бронзового века, от Южной Дании через Германию (где их найдено больше всего) до Чехии и Польши. В алтайских захоронениях, датированных V веком до н. э., также обнаружены схожие барабаны. Эти барабаны встречаются в разных формах, и похоже, что древние мастера экспериментировали с формой и способами закрепления кожи, пытаясь найти оптимальное решение. Тем не менее в раннем бронзовом веке эти барабаны начинают исчезать. Схожесть этих барабанов с дарбукой позволяет рассматривать дарбуку как наиболее успешный вариант, который прижился на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но почему-то исчез в Европе.

Что касается Ближнего Востока, то свидетельства существования барабанов кубкообразной формы встречаются ещё в XI веке до н. э.: на вавилонийском диске изображён высокий (приблизительно 90 см. в высоту) барабан на очень короткой основе. Такие барабаны имели ритуальное значение и назывались «лилиш» (в англ.  варианте lilis). Это были храмовые барабаны на специальных подставках. Позже начали проявляться уменьшенные лилиш, так называемые лилишу (lilissu), которые имели уже немного другие пропорции; их можно было уже носить с собой. В Египте, в период Восемнадцатой династии (— до н. э.), художником из Фив изображён барабан кубкообразной формы, и в Дейр-эль-Бахри есть также глиняная скульптура человека, играющего на таком инструменте. Эта уменьшенная форма барабана стала известна арабам, в культуру которых успешно и влилась.

Изображение такого барабана встречается в «Песнях Девы Марии» (англ.)русск., написанных во время правления Альфонса X Кастильского (XIII век, время освобождения от арабского господства в Испании). Это изображение еврейской пары, где женщина держит барабан в форме кубка. В арабских источниках (сохранившиеся рисунки и иллюстрации) изображение барабана такой формы впервые встречается в рисунках, выполненных между и , где персидские цыгане играют на подобных инструментах. В книге XIX века периода правления династии Каджаров в Персии также встречается подобный рисунок. На более ранних средневековых арабских картинах, изображающих музыкантов, чаще всего встречаются люди с бубнами (рик).

Техника игры[ | код]

Позиция инструмента | код

Инструмент традиционно держат с левой стороны. Играют чаще всего сидя (барабан на коленях, левая рука его придерживает; или же дарбука зажимается между колен) или стоя (барабан прижимается к левому боку, подвешивается на специальном ремне или кладётся на левое плечо). Играют на дарбуке ладонями и пальцами обеих рук. Ведущей при этом является правая рука, левая же используется в основном для орнаментирования ритма. Такое положение инструмента и сам принцип игры на нём очень схожи с техникой игры на рике.

Существует также техника комбинированной игры рукой и палочкой (в Турции такую палочку называют çubuk), распространённая в Турции, на Балканах и в Египте. Эта техника широко применяются местными цыганами.

Техники извлечения звуков | код

Основных тонов два: низкий, получаемый от удара ближе к центру мембраны, и высокий, когда пальцы бьют по краю барабана. Несмотря на это, есть множество способов извлекать звуки, поэтому ритмы очень насыщены и богаты декоративными элементами, вроде щелчков или тремоло.

Разнообразие способов извлечения звуков велико: простые удары ладонью в район центра дарбуки (низкий), удары пальцами по краям, различные техники перекатывания пальцев (например, сплит-фингер), звонкие шлепки ладонью, звонкие и глухие щелчки, удары по корпусу дарбуки, просовывание руки внутрь барабана для изменения тембра низкого удара, игра на внутренней поверхности мембраны, трение мембраны, приглушение звука прижиманием мембраны пальцами/ладонью и т.д. Для заполнения ритма в интервалах используются и хлопки в ладоши.

Ритмы | код

Армянский Думбек.

Ритмы записываются с использованием несложного обозначения для звуков, например: , где
D — это Dum, низкий звук при ударе ладонью в центр барабана;
t — tek, не очень высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки;
k — ka, тот же tek, но для левой руки.
T — Tek, высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки;
K — Ka, тот же высокий Tek, но для левой руки
То есть можно прочитать ритм как «ДумДум-текаТек-Дум-текаТек-тека». Повторив несколько раз без паузы между повторами, можно уловить ритм.

Прописные буквы используются для передачи акцентированных ударов, строчные — для передачи обычных. Основу ритма составляют акцентированные (сильные) удары, в то время как более слабые удары являются декоративными, то есть «заполняют» ритм. В этом примере основной ритм — , все неакцентированные t и k — заполнение. Последняя комбинация tk обычно называется «мостиком» и служит для органичного соединения ритма.

Наиболее популярные ритмы
ритм название примечание
максу́м (maqsoum) 4/4 Распространён повсеместно.
ба́лади (baladi) 4/4 Более фольклорный вариант максума, играется медленнее.
саи́ди (sayidi) 4/4 Удвоен средний dum; популярен в Верхнем (Южном) Египте.
чифтете́ли (shiftatelli) 8/4 Популярен в Греции и Турции, играется медленно.
масму́ди (masmoudi) 8/4 Масмуда (англ.)русск. — одно из племён берберов в Марокко.
фалла́хи (falahi) 2/4 Играется в два раза быстрее, чем максум. «Простонародный» ритм (см. феллах). Популярен в Верхнем Египте.
айю́б (ayub) 2/4 Похож на фаллахи, распространён повсеместно. В медленной форме используется в ритуальном трансовом танце «зар» (иногда этот ритм так и называют — «зар») в Северной Африке.
малфу́ф (malfouf) 2/4 Очень популярный ритм, часто используется в современной поп-музыке в Египте и Ливане.
карсила́ма (karsilama) 9/8=2+2+2+3 Означает «лицом к лицу», играется сначала медленно, а затем быстро: 1 2 3 123. Популярен в народных греческих и турецких песнях, а также в современном турецком джазе.

Множество ритмов являются синкопированными, то есть ритм образуют как сильные, так и слабые звуки.

Статьи о ритме и барабанах

  • Интервью с Сергеем Кузнецовым о творческом пути дарбукиста (PDF).
  • Интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF).
  • Интервью Сергея Кузнецова для барабанов мира-2015
  • Мастера дарбуки
  • Барабаны мира: исторический очерк.
  • История беллиданса его музыки.
  • Хроники этнической музыки и восточного танца в России.
  • Драмминг для танцоров
  • Барабаны мира: классификация.
  • Мифы о барабанах и магические ритуалы с барабанами
  • Барабаны Африки. (Лоуренс Грин)
  • Ближневосточные барабаны
  • Музыкальная археология древней и средневековой Средней Азии: ударные инструменты (PDF)
  • Персидская и турецкая музыка
  • Японские барабаны
  • История русских военных барабанов (Сергей Мищенко)
  • О русском военном оркестре и военных барабанах (PDF)
  • Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада ал-Фараби (PDF)
  • Барабанный юмор
  • Стихи про барабаны
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector