Фортепиано

[править] Игра на инструменте

За фортепиано Ференц Лист, .

Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (например, в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано — занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. Начинать обучение желательно в детском возрасте. В детских музыкальных школах (ДМШ) в России обучение занимает 5 или 7 лет, в зависимости от программы, некоторые ученики остаются дополнительно на один-два года после окончания перед поступлением в музыкальное училище. После ДМШ или эквивалентной подготовки можно продолжить обучение в музыкальном училище или колледже, а затем в консерватории, вузе, став профессиональным пианистом. В ДМШ общее фортепиано также является обязательным предметом почти для всех специальностей.

Ференц (Франц) Лист — венгерский композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма XIX века. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности. Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис был выдвинут к 1850-м годам). 6 этюдов Ференца Листа написаны на темы Никколо Паганини, в том числе знаменитый третий этюд Кампанелла, написанный на тему финала Второго скрипичного концерта Паганини (этот финал Паганини назвал «Кампанеллой», якобы за его звучание, напоминающее звуки колокольчиков; хотя существует версия, что на самом деле это произведение было посвящено итальянскому философу и писателю конца XVI — начала XVII веков, одному из первых представителей утопического социализма, Томмазо Кампанелле).

Выдающиеся пианисты XX века — Сергей Рахманинов, Иосиф Гофман, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн, Гленн Гульд и другие.

Увеличение октав

Долгое время после создания фортепиано оставалась проблема сложности игры на нем. Чтобы воспроизвести музыкальную композицию, требовалось большое напряжение мышц, и приходилось прикладывать немало усилий. Решение нашли в английской фирме «Броудвуда». Первые, кто изобрел фортепиано диапазоном в пять октав в 1790 году, были производители именно этой фирмы. Впоследствии они же расширили диапазон до шести октав в 1810 году и до семи к 1820 году. Свои усовершенствованные экземпляры организация предложила великим композиторам Гайдну и Бетховену. К 1820 году инновационный центр разместился в Париже в фирме Эрара, который в свою очередь произвел фортепиано для Шопена и Листа. Себастьян Эрар создал механизм, который мог повторять удары по струне, не полностью возвращая клавишу в исходное положение, лишь частично ее поднимая. После его механика стала использоваться в построении всех роялей.

Подготовленное фортепиано

Точнее, препарированное. Или тюнингованное. Суть не меняется: для изменения характера звучания струн несколько дорабатывают конструкцию современного  пианино, подкладывая под струны разнообразные предметы и устройства или извлекая звуки уже не столько клавишами, сколько подручными средствами: иногда медиатором, а в особо запущенных случаях  – пальцами.

Словно повторяется история клавесина, но уже на современный лад. Вот только современное пианино, если особо не вмешиваться в его конструкцию, способно служить столетиями.

Отдельные экземпляры, сохранившиеся с середины девятнадцатого века (к примеру, фирмы «Смит энд Вегнер», англ. “Smidt&Wegener”), и сейчас обладают на редкость богатым и насыщенным звучанием, практически недоступным современным инструментам.

История, происхождение

Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости).Механика современного фортепиано была изобретена итальянским мастером Кристофори около 1709 года, в его конструкции молоточки находились под струнами. Конструкция была названа gravicembalo col piano e forte, откуда и пошло современное название инструмента. Похожие системы были разработаны Мариусом во Франции (1716 год) и Шрётером в Германии (1717—1721 годы). Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно).

Первое пианино было изобретено американцем Дж. Хокинсом в декабре 1800 года; независимо от него (в январе 1801 года) пианино также сконструировал австриец М. Мюллер. В ходе своего развития к инструменту были добавлены педали.
Современную форму пианино приобрело лишь в середине XIX века (чугунная рама, позднее — перекрёстные струны, механика с нижним и верхним расположением демпферов).

В России производство фортепиано было связано с деятельностью мастеров Тишнера и Вирты в 1818–1820-м годах.

Сегодня крупные производители фортепиано имеют свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики. В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.

Наиболее распространённые кабине́тные пиани́но имеют ширину корпуса по клавиатуре 1450—1500 мм и высоту около 1250—1400 мм; диапазон составляет 7 октав. У пианино есть цо́кольный пол — это узел щитовой конструкции, соединяющийся с корпусом пианино снизу и необходимый для крепления педального механизма. Вертикальная стойка корпуса, соединяющаяся с балкой и ножкой пианино, называется ко́нсоль.

На изображении пианино Schiedmayer (Штутгарт) на выставке в Лондоне в 1851 году.

Подготовленное пианино.

Точнее, препарированное. Или тюнингованное. Суть не меняется: для изменения характера звучания струн несколько дорабатывают конструкцию современного  пианино, подкладывая под струны разнообразные предметы и устройства или извлекая звуки уже не столько клавишами, сколько подручными средствами: иногда медиатором, а в особо запущенных случаях  — пальцами.

Словно повторяется история клавесина, но уже на современный лад. Вот только современное пианино, если особо не вмешиваться в его конструкцию, способно служить столетиями.

Отдельные экземпляры, сохранившиеся с середины девятнадцатого века (к примеру, фирмы «Смит энд Вегнер», англ. «Smidt&Wegener»), и сейчас обладают на редкость богатым и насыщенным звучанием, практически недоступным современным инструментам.

Составляющие фортепиано

Материалы, из которых сооружают этот музыкальный инструмент, используют только высокого качества. Для внешней отделки берут клен или бук. Выбирают гибкую часть древесины, чтобы вибрация от звука дольше сохранялась внутри инструмента. Основание рояля делается из более мягкой древесины, чтобы не утяжелять инструмент. Струны выполняют из стали самого высокого качества, чтобы с годами они не деформировались и сохраняли свое первоначальное звучание и не допускали тонального искажения. Басовые струны дополнительно оборачивают медным проводом для большей гибкости. Металлический корпус, располагающийся внутри фортепиано, делается из чугуна. Из-за такой большой тяжелой детали инструмент может оказаться эстетически некрасивым, поэтому производители из года в год стараются это скрыть, полируя и украшая рисунками пластину. Остальные детали фортепиано делают из древесины и пластмассы. Однако использование пластмассы в 1950-х годах привело к неприятным последствиям, так как после десятилетия использования детали теряли свою износостойкость. Лишь современной фирме «Каваи» удалось создать эффективные прочные детали из этого материала.

Клавиши фортепиано должны быть легкими, поэтому для них используют ель или сорт американской липы. Тем ни менее, металлический каркас, крепкая древесина и другие детали делают этот инструмент неимоверно тяжелым. Даже самое маленькое фортепиано весит около 136 килограмм, а самое большое фортепиано модели «Фазиоли Ф308» имеет вес 691 килограмм.

Хотя история создания фортепиано насчитывает около трехсот лет, его изобретение стало настоящей революцией в мире искусства. Европейская музыка кардинальным образом поменяла свой характер, для этого инструмента писали произведения все великие композиторы. Многие получили славу благодаря фортепиано, некоторые даже стали пианистами-виртуозами

До сих пор это немаловажное изобретение остается одним из главных музыкальных инструментов

Клавесин

Мало какие клавишные обладают столь же необычной конструкцией, как клавесин. В нем вы могли бы увидеть и струны, и клавиатуру, но вот звук извлекался не ударами молоточка, а медиаторами. По форме клавесин уже больше напоминает современное фортепиано,  так как содержит струны различной длины. Но, как и в истории с фортепиано, крыловидный вид клавесина был лишь одной из распространенных конструкций.

Другой вид был похож на прямоугольный, иногда квадратный, ящик. Были как горизонтальные клавесины, так и вертикальные, которые могли иметь размер значительно больший, чем у горизонтальной конструкции.

Как и клавикорд, клавесин не был инструментом больших концертных залов, — это был домашний или салонный инструмент. Тем не менее, со временем он снискал репутацию отличного ансамблевого инструмента.

Постепенно к клавесину стали относиться, как к шикарной игрушке дорогих людей. Инструмент изготавливался из ценных пород дерева и был богато украшен.

Некоторые клавесины имели по две клавиатуры с разной силой звука, к ним приделывали педали – эксперименты ограничивались лишь фантазией мастеров,  которые стремились любыми путями разнообразить суховатое звучание клавесина.  Но в то же время подобное отношение побудило выше ценить музыку, написанную для клавесина.

Сейчас этот инструмент хоть и не пользуется такой же популярностью, что и прежде, но все же иногда встречается.

Его можно услышать на концертах старинной и авангардной музыки. Хотя стоит признать, что современные музыканты куда вероятней будут использовать цифровой синтезатор с семплами, имитирующими звук клавесина, чем сам инструмент. Все-таки это сейчас редкость.

(Фестиваль Earlymusic 2010 (день в Гатчине)

(Клавесинист Элейн играет сонату ре минор, К. 517 Доменико Скарлатти на ее 2-ручного клавесина, построенный в 1968 году Уильям Дауд.)

Специфика музыкальных произведений и игры

Самое первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 году (соната Людовику Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта

Для профессии пианиста особенно важно начать заниматься музыкой в очень раннем возрасте, около трех-четырех лет. Тогда формируется «широкая» форма ладони, которая в будущем помогает виртуозно играть

В зависимости от эпохи развития фортепианной музыки, к пианистам выдвигались порой диаметрально противоположные требования. Кроме того, профессия музыканта неизбежно пересекается с профессией композитора. Большинство пианистов сами сочиняют музыкальные произведения для фортепиано. И только редким виртуозам удалось прославиться, исполняя исключительно чужие мелодии. В любом случае, как любому музыканту, пианисту важно быть искренним и эмоциональным, уметь раствориться в исполняемой им музыке. По словам Гарольда Шонберга, известного музыкального критика, фортепиано — это не просто инструмент, это образ жизни: а значит, смысл жизни пианиста — не просто музыка, а музыка ради фортепиано.

Этапы развития фортепиано

Рама

По мере расширения звукового диапазона фортепиано и увеличения числа струн возрастала сила натяжения последних. Деревянной раме фортепиано стали необходимы металлические распорки. Больше того, выяснилось, что сохранять высоту звука можно лишь при условии, что рама будет металлической. В 1851 г. Чиккалинг продемонстрировал в Лондоне фортепьяно с литойметаллической рамой, а в 1859 году Стенуэй предложил двухслойную намотку струн. В ряду многих других изобретений это явилось блестящей вехой на пути к современному фортепиано.

Аликвот

Немец Блютнер придумал особое устройство аликвот. В среднем и верхнем регистрах к каждой из трех струн он добавил еще по одной. По ним молоточки не ударяли, но при ударе по игровым струнам резонировали и звучали вместе с основными. В этом  заключался смысл добавочных «резонансовых» струн.

Педали

До появления педали пиано в некоторых инструментах ее функцию выполнял рычаг, который сдвигал механизм вправо. Устройство правой и левой педалей в нынешнем виде, было изобретено в 1781 и 1782 годах соответственно. В 1862г. Француз Монталь обнародовал в Лондоне свое открытие – задерживающую (среднюю) педаль «Sostenuto»

Механика в истории фортепиано

Механика берет свое начало с изобретения Кристофори. Как и само фортепиано, которое прежде чем обрести привычный для нас вид потребовало нелегкого труда и многочисленных исследований со стороны десятков и сотен замечательных мастеров, устройство механики в результате этого процесса тоже претерпела десятки изменений, как в принципах работы, так и во внешнем облике. К наиболее значительным из этих усовершенствований следует отнести создание в 1821г. Эраром репетиционного устройства.

В следующих статьях:  Об устройстве фортепиано и об одном изобретателе из Австралии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector