Фортепиано и пианино: в чем разница?

Фортепиано и пианино: в чем разница?

Фортепиано – это общая группа инструментов, в которую входит рояль, пианино и синтезатор. Музыкант может называть пианино и рояль «фортепиано». А вот на синтезатор и на рояль говорить «пианино» – это уже не правильно. Пианино отличается от рояля размерами, внутренним строением и звуковыми характеристиками. 

Музыкальные инструменты подразделяются на группы:

  1. Клавишные.

  2. Духовые.
  3. Ударные.
  4. Электромеханические.
  5. Электронные.
  6. Струнные.

Клавишные можно разделить на такие типы:

  • ударно-клавишные (клавикорд, фортепиано);
  • щипково-клавишные (клавесин и его подвиды).

Инструмент фортепиано имеет две разновидности:

  • рояль;
  • пианино.

Струны, с помощью которых извлекается звук у рояля, расположены горизонтально. Поэтому у инструмента такой большой размер (чтобы разместить все струны в длину, необходимо много места).

Пианино – относительно компактный музыкальный инструмент. Если открыть крышку задней стойки, можно обнаружить струны, натянутые вертикально.

Рояль и пианино могут называться «фортепиано», так как относятся к его разновидности. Пианино некорректно называть роялем. Причина в различном внутреннем устройстве струн, с помощью которых извлекаются звуки.

История, происхождение

Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости).Механика современного фортепиано была изобретена итальянским мастером Кристофори около 1709 года, в его конструкции молоточки находились под струнами. Конструкция была названа gravicembalo col piano e forte, откуда и пошло современное название инструмента. Похожие системы были разработаны Мариусом во Франции (1716 год) и Шрётером в Германии (1717—1721 годы). Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно).

Первое пианино было изобретено американцем Дж. Хокинсом в декабре 1800 года; независимо от него (в январе 1801 года) пианино также сконструировал австриец М. Мюллер. В ходе своего развития к инструменту были добавлены педали.
Современную форму пианино приобрело лишь в середине XIX века (чугунная рама, позднее — перекрёстные струны, механика с нижним и верхним расположением демпферов).

В России производство фортепиано было связано с деятельностью мастеров Тишнера и Вирты в 1818-1820-м годах.

Сегодня крупные производители фортепиано имеют свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики. В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.

Наиболее распространённые кабине́тные пиани́но имеют ширину корпуса по клавиатуре 1450—1500 мм и высоту около 1250—1400 мм; диапазон составляет 7 октав. У пианино есть цо́кольный пол — это узел щитовой конструкции, соединяющийся с корпусом пианино снизу и необходимый для крепления педального механизма. Вертикальная стойка корпуса, соединяющаяся с балкой и ножкой пианино, называется ко́нсоль.

На изображении пианино Schiedmayer (Штутгарт) на выставке в Лондоне в 1851 году.

Для чего нужны черные клавиши?

С белыми клавишами пианино мы немного разобрались – на них в разных октавах располагаются основные ноты ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А для чего же тогда нужны черные клавиши на фортепиано? Разве только для ориентировки по ним? Оказывается, нет. Дело в том, что в музыке есть ноты (ступени) основные, их семь, а кроме них есть ступени производные, которые получаются при повышении или понижении основных. Повышение ступени обозначается словом ДИЕЗ, а понижение – словом БЕМОЛЬ.

В нотах для обозначения диезов и бемолей применяются специальные знаки. Диез по начертанию представляет собой небольшую решетку (совсем такая решетка как на клавиатуре вашего телефона), которая ставится перед нотой. Бемоль (с французского – мягкая «бэ») напоминает русский мягкий знак, только более заостренный к низу или латинскую букву b, этот знак также как и диез ставится перед нотой (заранее).

ВАЖНО! Диез и бемоль повышает или понижает, то есть изменяет ноту на ПОЛУТОН. Полутон – много это или мало? Полутоном на фортепианной клавиатуре считаемся наименьшее расстояние между двумя клавишами

То есть, если играть все клавиши фортепиано подряд, не пропуская белые и черные, то между двумя соседними клавишами будет расстояние в полутон.

И если нам нужно сыграть какой-нибудь диез, то мы просто берем клавишу на полутон выше, то есть не обычную белую ДО, РЕ или МИ, а следующую за ним черную (или белую, в случае когда черной рядом не имеется). Давайте посмотрим примеры:

Так получилось, что две ноты – ми-диез и си-диез совпадают с другими клавишами. МИ-ДИЕЗ совпадает с клавишей ФА, а СИ-ДИЕЗ – с клавишей ДО. Для этих диезов не нашлось отдельных черных клавиш, поэтому их «выручили» соседние белые. Тут нечему удивляться, в музыке часто такое бывает. Это интересное свойство, когда звуки совершенно одинаково звучат, но по-разному называются, имеет имя ЭНГАРМОНИЗМ (ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО).

Если нам нужно взять на фортепиано какой-нибудь бемоль, то нужно наоборот играть клавишу на полутон ниже, то есть левее, ту клавишу, которая идет перед основной. И здесь тоже будут случаи энгармонического равенства: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с клавишей СИ. Давайте посмотрим теперь все остальные бемоли:

Таким образом, черные клавиши на клавиатуре пианино выполняют очень интересную двойную функцию: для одних нот они являются диезами, а для других – бемолями. Если вы хорошо усвоили сегодняшний урок, то вы без труда эти совпадения клавиш можете назвать. Если вы занимаетесь с ребенком, то попросите его об этом обязательно, чтобы эта мысль в его голове лучше отложилась. Кстати, если вы собираетесь разучить с ребенком написание нот, то в помощь вам у нас есть неплохое пособие – Как выучить ноты с ребенком? Милости просим вас на эту страничку!

Устройство современного фортепиано

Фортепианная механика

Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего.

Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами.

При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

Педали Фортепиано

В современных фортепиано присутствует две или три педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука.

Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами.

Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили.

В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже.

В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора.

Средняя педаль (или третья, так как исторически она была добавлена последней), или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн.

Производители фортепиано

Главная »
Производители фортепиано

Кликните по значку + для просмотра содержимого

МОДЕЛИ ПИАНИНО Борисовской фабрики (Беларусь)

Модели старого образца (арт. 102, 109 и др.)

Время производства: от начала существования фабрики (1935 г) до 1968г.

Цвет: черный, светлое дерево (реже).

Марки: «Фабрика имени Молотова», затем «Беларусь»:

Модель Б-6

Высота: 130 см.

Цвет: оттенки коричневого, чёрный.

Время производства: примерно с 1965 по 1975 гг.

Особенности: в большинстве инструментов использовались оцинкованные колки, требующие замены.

Марки: «Беларусь» и «Октава».

Модель Б-7

Высота: 120 см.

Цвет: оттенки коричневого, черный, дуб (редко),белый (очень редко).

Особенности: самая распространенная модель; некоторые модели (напр., Б-9, Б-12) являются декорированными версиями модели Б-7; в начале 1970-х годов иногда использовались печально известные оцинкованные колки. 

Время производства: примерно с 1970 и до конца существования фабрики.

Марки: «Беларусь», «Belarus», «HOLSTEIN», «IRMBACH» и др.

Модель Б-8

Высота: 110 см.

Цвет: оттенки коричневого, черный, дуб (редко), белое (очень редко).

Особенности: малогабаритная модель, без колёс.

Время производства: примерно с 1974/75 года и до конца существования фабрики.

Марки: «Беларусь», «Belarus», «Элегия», «ELEGIA», «SCHUBERT», «Sängler & Söhne» и др.

Модель Б-9

Высота: 120 см.

Цвет: оттенки коричневого.

Время производства: 1980/90-е годы

Особенности: подсвечники и декоративные деревянный планки на верхней и нижней панелях.

Марки: «Беларусь», «BELARUS».

Модель Б-12

Высота: 120 см.

Цвет: оттенки коричневого.

Время производства: 1980/90-е годы

Особенности: пластмассовые украшения (декор) на передней панели.

Марки: «Беларусь», «BELARUS».

Модель Б-14

Размеры: высота — 112 см, ширина — 147 см, глубина — 58 см.

Цвет: оттенки коричневого, черный, дуб (редко),белый (очень редко).

Время производства: с 1980-х лет и до конца существования фабрики.

Особенности: малогабаритная модель (имеются колесики, в отличие от Б-8).

Марки: «Беларусь», «BELARUS», «HOLSTEIN», «SCHUBERT», «Sängler & Söhne», «WIELER» и, возможно, другие.

Модель Б-15

Высота: 120 см.

Цвет: оттенки коричневого, черный, натуральное дерево.

Время производства: примерно с конца 1980-х лет и до конца существования фабрики.

Марки: «Беларусь», «BELARUS», «SCHUBERT», «Sängler & Söhne», «WIELER» и, возможно, другие.

 

Можно ли заниматься на пианино с клавиатурой из 85 клавиш?

По количеству клавиш на инструменте можно примерно определить возраст инструмента и если покупается недорогое, советское пианино для ребенка, то лучше выбирать инструмент с 88 клавишами. Больше шансов, что у такого пианино еще остался ресурс для дальнейшей эксплуатации и ему не нужен будет дорогой ремонт.

Если же к покупке рассматривается инструмент с последующим ремонтом (к таким фортепиано относятся обычно старинные инструменты или инструменты высокого класса но изношенные), то количество клавиш значения не имеет.

Многие старинные или просто старые пианино звучат значительно лучше, чем новые, но часто требуют дорогостоящего ремонта.

В принципе, 85 клавиш или 88 у инструмента, разницы почти нет. Произведений, в которых используются 3 последние ноты не много.

На пианино с 85 клавишами успешно занимаются даже студенты, обучающиеся в специализированных школах, музыкальных училищах и высших учебных заведениях.

Занятия на таких фортепиано не мешают процессу обучения, главное чтобы сам инструмент был исправен и настроен.

P. S.

Ответов на вопросы связанные с пианино в Интернете довольно много. К сожалению далеко не все из них верные.

Например, на вопрос «Сколько клавиш у пианино?» не редко отвечают люди, у которых даже фортепиано нет.

Кто-то пытается вспомнить инструменты своего детства, кто-то считает клавиши на синтезаторе, после чего вводят в заблуждение тех, кто спрашивал. Поэтому вынужден сделать на этом акцент.

Синтезатор не является фортепиано, и для обучения или занятий необходим инструмент со стандартным количеством клавиш.

Стандартом же является клавиатура из 88 или 85 клавиш.

P. P. S.

Исключения встречаются, но они практически не несут в себе функции полноценного фортепиано.

Одним из таких примеров является детское пианино. Несмотря на то, что его урезанная механика практически полностью повторяет устройство обычного пианино, это скорей игрушка, чем музыкальный инструмент.

Фортепиано, пианино и рояль – в чем же разница между ними?

Фортепиано – это собирательное понятие струнно-клавишных музыкальных инструментов: пианино и рояля. Пианино, кстати, это разговорное название фортепиано. В классических музыкальных школах вас не похвалят, если так обзывать инструмент.

Разница же между роялем и фортепиано в расположении струн, деки (большой пластины, которая передает колебания звука от струн воздуху) и механической части – вертикально и горизонтально соответственно. Кроме того, рояль более громоздкий, однако звучит лучше и громче, чем пианино.

Фортепиано очень часто называют пианино

Откуда произошло название этого инструмента? Существует много противоречивых версий относительно того, кто его изобрел и когда, но известно, что в начале XVIII столетия над фортепиано работал итальянец Бартоломео Кристофори. Кристофори дал название инструмента gravicembalo col piano e forte (клавесин с тихим и громким). Название указывало на одно из преимуществ фортепиано перед клавесином, играя на котором музыкант не мог менять силу звука. Благодаря новому механизму молоточек поднимался и ударив по струнам, сразу возвращался на место. Сила звука зависела от силы удара по клавишам. Благодаря этому открылись большие возможности выражать чувства и добиваться желаемой силы звука, заставляя музыку звучать пиано (тихо) или форте (громко).

Кроме того, у фортепиано три педали. Правая обеспечивала свободную вибрацию струн, левая ослабляла звук, а средняя продолжала звучание определенных нот или аккордов.

В течение XVIII столетия в Европе продолжали совершенствовать и видоизменять фортепиано. В начале 1740-х годов появился меньший его вариант — квадратное пианино.

Что такое рояль

Концертное фортепиано, или рояль, занимало больше места, поскольку струны разной длины натягивались в нем горизонтально. В начале XIX века появилось пианино, которое популярно и сегодня.

Главное различие между фортепиано и роялем

Корреспонденты журнала » Пробудись!» спросили профессиональную пианистку о главной разнице между роялем и пианино. Она сказала: «Коротко говоря, это мощь, чистота и выразительность звука. Рояль имеет больший резонанс. Звук особенно чистый и сильный. А пианино тише. Это также обусловлено тем, что оно обычно стоит у стены, из-за чего дека не достаточно усиливает звук»»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector