Рояль — новые посты

Что такое пианино

Пианино представляет собой клавишный инструмент небольшого размера, который имеет вертикальное исполнение. Это обуславливает и устройство системы звукоизвлечения. В пианино струны находятся именно в вертикальном положении, равно как и молоточки, бьющие по ним.

Как правило, пианино имеет две педали для придания различных оттенков звучания, хотя сегодня нередко можно встретить и модели с тремя педалями. Среди таких инструментов отдельно можно выделить серию Petrof.

Кстати, некоторые модели пианино этого производителя отличаются от множества стандартных моделей, поскольку имеют уменьшенную высоту корпуса.

Что такое рояль

Рояль же является концертным инструментом горизонтального типа. Он сохранил первоначальную форму своего предка — того самого инструмента, который когда-то продемонстрировал восхищенной публике Бартоломео Кристофори.

Система звукоизвлечения здесь построена несколько иначе — струны и молоточки находятся в горизонтальном положении. Для усиления эффекта звучания рояль имеет три положения верхней крышки над струнами. Глухое звучание получается при полностью закрытой крышке, а самое звонкое — при максимально открытом положении (на самой крышке имеется специальный подставочный стержень, регулирующий угол открытия).

Раньше считали, что рояль должен иметь три педали. Современные рояли могут иметь их всего две, однако это не слишком принципиально.

Фортепиано

Появилось в XVIII веке. Его изобрел итальянец Бортеломео Кристофори. Причиной создания послужило несовершенство клавесина и  клавикорда, а целью было создать инструмент, который будет издавать и громкие и тихие звуки, отсюда и название, ведь в переводе с итальянского «fortepiano» означает «громкий-тихий».

Фортепиано

Это первый струнно-клавишный инструмент, способный издавать звуки разной громкости в зависимости от силы нажатия на клавишу. Конструкция Бортеломео более всего похожа на рояль, у нее также был горизонтальный корпус и длинные струны, размещался он на высоких ножках.

Однако сегодня это название используется для обозначения всех струнно-клавишных. Поэтому найти отличия или сходство между, например, пианино и фортепиано сложно, ведь это одно и тоже. При этом если сравнивать изначальную конструкцию XVIII века или его современников, станет понятным, что у них действительно есть много схожих и отличительных черт.

Техническое обслуживание, настройка и условия содержания

Мастер настраивает фортепиано

Непрофессиональный ключ для настройки фортепиано

Основная статья: Настройка фортепиано

Фортепиано требует правильных условий содержания, а также регулярной настройки, так как с течением времени натяжение струн инструмента ослабляется. Периодичность настройки зависит от класса инструмента, качества его изготовления, его возраста, условий содержания и эксплуатации. Настройка, как правило, производится не самим исполнителем, а специалистом — мастером-настройщиком фортепиано.

Клавишные музыкальные инструменты (фортепиано) оснащены сложным механизмом, их корпус тщательно отделан и отполирован. В связи с этим они нуждаются в бережном и умелом обращении при транспортировке, содержании их в определённых условиях при постоянном уходе. Основными причинами, вызывающими различные дефекты и неисправности непроизводственного характера в инструменте являются:

  • толчки и сотрясения в ходе перевозки,
  • негативное влияние высоких температур,
  • чрезмерная влажность или сухость воздуха,
  • неумелое обращение с инструментом в процессе настройки, регулировки и/или ремонта.

Соблюдение правил содержания и ухода за фортепиано обеспечит сохранение акустических характеристик (звучания), его игровых качеств и внешней отделки инструмента на длительный срок. После доставки на квартиру потребителя новый или подержанный инструмент следует проверить, при необходимости отрегулировать его механизм и настроить. В связи с тем, что сила натяжения струн пианино или рояля достигает 20 тонн, возникают значительные напряжения в чугунной раме и деревянных деталях корпуса, поэтому фирма «Стенвей и Сыновья» не рекомендует поднимать строй выше 440 Гц. По мере постепенного выравнивания этих напряжений инструмент по истечении значительного времени приходит в устойчивое состояние. Вдобавок ко всему, игра на новом инструменте ведёт к постепенному уплотнению сукна механизма и сопровождается вытягиванием струн. Именно поэтому новое пианино в течение первого года использования необходимо не менее двух раз повторно настроить и отрегулировать. Древесина и сукно, применяемые для изготовления пианино и роялей — гигроскопичны: они могут разбухать или усыхать в зависимости от перепадов влажности воздуха. В целях предохранения фортепиано от неисправностей рекомендуют хранить его в нормальных условиях, которыми являются температура воздуха от +12 °С до +25 °С и влажность воздуха 42 %. В зимнее время года пианино, попадая с улицы в жилое помещение, подвергается воздействию резкой перемены температуры и влажности. В этом случае не следует открывать клавиатурную и верхнюю крышки в течение суток, чтобы механизм и другие внутренние части фортепиано прогревались постепенно до комнатной температуры. Наружные поверхности инструмента могут при этом «отпотеть», то есть покрыться влагой. Влажные поверхности не следует вытирать, необходимо подождать пока они подсохнут. После просушки инструмента его необходимо тщательно протереть сухой мягкой шерстяной или фланелевой тряпкой, особенно все металлические части.

Для сохранения инструмента в исправном состоянии необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов.
  2. Регулярно, не менее раза в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьёзные дефекты в инструменте.
  3. При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухой мягкой ветошью.
  4. Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тканью, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.
  5. После окончания игры обязательно закрывать клап (крышку) клавиатуры.

В настоящее время в Европе для обеспечения сохранности фортепиано повсеместно — в концертных залах, учебных заведениях и частных домах, — используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы влажности. Система климат-контроля поддерживает постоянную температуру и влажность внутри инструмента и хорошо оправдывает себя, продлевая срок его эксплуатации в 2—3 раза. Утверждения некоторых фирм о «лицензированной установке» — исключительном праве на продажу — не подтверждаются европейской практикой.

Струн становилось все больше и больше, техника игры усложнялась

Предшественниками современного фортепиано являлись клавесины и клавикорды. Клавикорд — старейший клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, происходит от древнего монохорда. Время изобретения клавикорда неизвестно. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года.

Клавесин  представляет собой клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения. Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия).  В Италии его называли чембало, в Германии флюгель, в Англии арпсихорд, во Франции клавесин, под этим названием инструмент и вошел в русский язык.

Струны в клавесине были разной длины. И каждая настраивалась в определенном тоне. Звук клавесина — блестящий, но мало певучий, отрывистый, не поддающийся динамическим изменениям, то есть плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно, что являлось главным недостатком и предпосылкой к апгрейду.

Так, в 1709 году итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори изобрёл фортепиано.  В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано и благодаря новому свойству инструмента появилась возможность дозировать звук. Отсюда появилось название фортепиано – ФОРТЕ – громко, ПИАНО – тихо.

В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 году (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта. Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино —  с вертикальным. Типичное фортепиано среднего размера имеет около 230 струн, каждая из которых имеет натяжение около 70 кг, а суммарное натяжение — около 18 тонн. Общее натяжение струн концертного рояля достигает 30 тонн.

В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, благодаря чему инструмент приобрел еще большую популярность в мире музыки.

Цифровое фортепиано — электронный музыкальный инструмент, имеющий клавиатуру фортепиано и воспроизводящий звучание акустических фортепиано, записанных в память инструмента. Изобретение такого инструмента сделало игру на фортепиано более доступной обществу, несмотря на мнение профессионалов о постановке пальцев в сравнении с обычным акустическим пианино. Плюсы электронного пианино не только в меньших габаритах и весе, но и в возможности использования наушников во время игры, отсутствии необходимости настройки инструмента, а также возможности наложения различных эффектов, что делает инструмент весьма притягательным.

Знаменитые композиторы и пианисты

Как только пианино стало популярным в конце 18 века, многие композиторы писали музыку для фортепиано. Вольфганг Амадей Моцарт начал учиться игре на клавесине, когда был очень маленьким, но пианино становилось популярным, когда он был молодым, и он написал много сонат и концертов для фортепиано. Франц Йозеф Гайдн также написал много фортепианной музыки. Людвиг ван Бетховен был очень известным пианистом, прежде чем он стал очень известным как композитор. Его фортепианные композиции включают 5 концертов и 32 сонаты. В романтический период многие композиторы писали для фортепиано. Среди них Франц Шуберт, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Ференц Лист и Фридерик Шопен. Позднее композиторы — Сергей Рахманинов, Клод Дебюсси, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бела Барток.
Одни из первых известных пианистов игры на фортепиано Дюссек, Моцарт, Муцио Клементи, Джон Филд и Шопен. В 19 веке Ференц Лист очень сильно повлиял на фортепиано, сочиняя и исполняя очень сложную музыку. Другими великими пианистами являются Клара Шуман и Антон Рубинштейн. Пианисты 20-го века Артур Шнабель, Владимир Горовиц, Иосиф Гофман, Вильгельм Кемпф, Дину Липатти, Клаудио Аррау, Артур Рубинштейн, Святослав Рихтер и Альфред Брендель. Среди величайших пианистов сегодня Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Лейф Ове Андснес, Борис Березовский и Евгений Кисин.

Пианисты, играющие популярную музыку, Либераче, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, Элтон Джон, Билли Джоэл, Телониус Монах, Тори Эймос и Рэй Чарльз. Возможно, величайшим джазовым пианистом был Фэтс Уоллер.

Пианино было очень популярным инструментом с середины 18-го века, когда вскоре он заменил клавикорд и клавесин. К началу 19-го века звучание фортепиано было достаточно большим, чтобы заполнить большие концертные залы. Маленькие пианино были сделаны для использования в домах людей.

Пианино не часто используются в оркестрах (если они есть, они являются частью секции ударных). Они могут использоваться для концертов фортепьяно (пьесы для сольного пианиста в сопровождении оркестра). Существует огромное количество музыки, написанной для фортепиано соло. Пианино также можно использовать вместе с другими инструментами, в джазовых группах и для сопровождения пения.

Датировка фортепиано

С начала изобретения фортепиано и по сегодняшний день во всём мире работали более 20 000 фортепианных мастеров и фирм, выпускавших рояли и пианино. Каждый инструмент маркируется собственным серийным номером, по которому можно определить год выпуска фортепиано.

Как правило, номера ставятся на чугунную раму вверху, в районе её крепления к вирбельбанку. У фортепиано производства ГДР номера ставились на молоточках в крайнем правом регистре.

У фортепиано XIX — начала XX веков номера часто ставились на внутренней боковой стенке или на резонансной деке.

Дополнительным фактором, позволяющим датировать год выпуска фортепиано, может быть номер механики.

Проверяем клавиатуру цифрового пианино

Очень важным фактором при выборе цифрового пианино является удобство клавиатуры, тактильные ощущения от прикосновения к клавишам. Давайте научимся отличать хорошую клавиатуру по следующим критериям:

Критерии оценки клавиатуры

Проверьте ход клавиш: клавиши не должны шататься или гнуться, все они должны быть выровнены по высоте и иметь одинаковые зазоры.

Пройдитесь пальцами по клавиатуре слева направо. Если клавиши шатаются не очень сильно, клавиатура нормальная. Также убедитесь, что после отпускания клавиша легко и естественно возвращается в исходное положение.

Проверьте, изменяется ли громкость при разной силе удара

Нажмите на клавишу несколько раз – сначала слабо, потом с ударом, сильнее и сильнее

Очень важно, чтобы с нарастанием силы удара не только нарастала громкость ноты, но и менялся характер ее звучания.. Теперь проверьте репетицию (повторение нажатия, серия ударов по клавишам)

Теперь проверьте репетицию (повторение нажатия, серия ударов по клавишам)

Нажмите одну клавишу до упора. Затем отпустите, но прежде, чем клавиша вернется в исходное положение, попробуйте сделать по ней несколько быстрых ударов

Очень важно, чтобы при этом все звуки были четкими и непрерывными.

Попробуйте добиться непрерывности звучания при ударах по клавише несколько раз подряд.

Клавиатура цифрового пианино. Вопросы и ответы

1. Важно ли «сопротивление» клавиш при нажатии?

Да. Сопротивление даёт взвешенная клавиатура. Хорошая клавиатура создает у исполнителя впечатление, что он играет на настоящем акустическом рояле. К тому же сопротивление клавиш (их вес) должно зависеть от диапазона, в котором вы играете: для извлечения нот нижнего регистра нажатие клавиш требует большего усилия, для извлечения нот верхнего регистра – меньшего. Клавиатура цифровых фортепиано Yamaha взвешенная и соответствует требованиям музыкальных школ.

2. Чем это хорошо, если клавиатура позволяет выполнять быстрый переход от одной ноты к другой?

Это дает возможность применять различные приемы игры для придания исполнению экспрессии. Попробуйте, хорошо ли получается репетиция с быстрой сменой нот. Так можно добиться большой выразительности при исполнении классических пьес, таких как «К Элизе» (Л. Бетховен), где присутствует репетиция, или мелодий с мелизмами, например, «Дух Рыцарства» (Фридрих Бургмюллер).

3. На разных инструментах клавиши могут иметь разную поверхность. Что это значит?

Мы советуем выбирать клавиатуру с противоскользящей и гладкой поверхностью, внешне напоминающей слоновую кость – как у рояля.

Пальцы не будут скользить по клавишам, даже если руки вспотеют во время интенсивных упражнений. Кроме того, вам легче будет ухаживать за клавиатурой, поскольку клавиши сделаны из гладкого материала.

Накладки для белых клавиш рояля ранее выполнялись из слоновой кости, которая после полировки становилась гладкой на ощупь. В настоящий момент накладки изготавливаются из пластика как для акустических, так и цифровых инструментов. В старших моделях применяется покрытие из синтетической слоновой кости. Черные клавиши лучших роялей как правило изготавливаются из черной древесины, в то время как в цифровых инструментах используется синтетическое черное дерево, которое имеет соответствующий рельеф.

Напоминаем, что наиболее привычные ощущения будет передавать клавиатура, которая больше всего похожа на клавиатуру акустического инструмента.

Различия

В современном понимании фортепиано – это просто название группы струнно-клавишных, а пианино – отдельный инструмент.

Расположение струн может быть различным. Если в случае пианино оно всегда вертикальное, то в рояле – горизонтальное.
Пианино относительно компактен, а фортепиано иногда занимает очень много места, если рассматривать под ним рояль.

Цена. Стоимость фортепиано напрямую зависит от типа инструмента, который нужно приобрести. Пианино имеет среднюю ценовую категорию. Конечно, и тут нужно не забывать о качестве и изготовителе. Дешевый рояль даст пустой шум, в то время как дорогое пианино наполнит комнату красивым звучанием. Лучше приобретать инструмент по назначению.
Высота пианино не выше 140 см, а фортепиано порой достигает и 180 см.

Качество звучания. Звук струнно-клавишных напрямую зависит от длины струн, расположенных в корпусе. Чем длиннее они, тем более громким, насыщенным и глубоким будет звучание. Как было сказано выше, пианино не может быть выше 140 см в отличие от фортепиано, чем и обусловлена особенность последнего. Музыку фортепиано (рояль) и пианино невозможно сравнивать, ни профессиональная игра, ни красивая композиция не способны «дотянуть» звучание пианино до рояля.

Громкость звучания. В какой-то степени разница между фортепиано и пианино заложена в самом названии инструментов. Как было сказано выше, фортепиано издает звуки различной громкости. Пианино также на это способно, все зависит от силы нажатия клавиш, но его название производное от «piano» – тихий. То есть этот инструмент играет не громко. И даже если со всей силы бить по клавишам он не издаст яркого звука.

Изобретение. Фортепиано изобрел итальянец в XVIII веке. Пианино сконструированно двумя изобретателями практически одновременно, М. Мюллером в Австрии и Д. Хокинсом в Америке.
Крышка есть у всех струнно-клавишных, только применяется по-разному. Если в случае пианино она обычно закрыта, то в рояле она чаще всего открыта в одном из трех положений. Благодаря этому меняется звучание.

Клавиатура существенно отличается. Правда, понять разницу могут только музыканты. У рояля она более тяжелая, с ней трудно управляться. Если ранее человек не играл на нем, ему будет сложно приловчиться

Поэтому перед концертами и выступлениями важно использовать концертный аналог и репетировать на нем.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что фортепиано – это прародитель пианино. Они близкие родственники не только по типу исполнения композиций или механизму работы, но и звучанию. Непрофессионалы редко отличают звучание. Все тонкости можно прочувствовать лишь находясь в большом концерном зале или будучи музыкантом с абсолютным слухом.

Пианино

С итальянского оно переводится как «маленькое фортепиано». Это струнно-клавишный инструмент, в котором все механическая часть со струнами и молоточками расположена вертикально, благодаря чему оно занимает мало места в сравнении с роялем.

Пианино

Изобретено оно было в 1800 году американцем Дж. Хокинсом, а в 1801 году, независимо от Хокинса подобный механизм изобрел австриец М. Мюллер. С его появлением исчезла проблема классовости в музыке. Музыкой могли заниматься разные слои населения. Чтобы стать хорошим музыкантом необходима домашняя практика, а купить рояль могут позволить себе не все, да и места он занимает слишком много. Сравнительно небольшая конструкция позволила пианино «пробраться» даже в самые маленькие квартиры и дома, где экономия места является приоритетной проблемой. В то же время его цена ниже большого аналога, а по качеству звука он может лишь немного уступать последнему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector