Китайская народная музыка: традиции сквозь тысячелетия

Бива

Этот струнный инструмент размером около метра используют при ритуальных церемониях и даже для воспроизведения современных музыкальных шедевров. Это кажется удивительным, ведь появился он 13 столетий тому назад.

Каркас выполнен из тутового дерева и выглядит миндалевидным. Струны обычно изготавливаются из шелка. Перебирают их с использованием плектра.

Бива

Существует несколько видов бивы, каждый из которых различается внешне, по издаваемым звукам и назначению:

  • гакубива – четырехструнная, создает особое музыкальное звучание –гагаку;
  • мособива – четырехструнная, была предназначены для игры ослепшими монахами;
  • хайкэбива – четырехструнная, пятиладная, для аккомпанирования «Сказа о доме Тара»;
  • сацумабива – четырехструнная, четырехладная, с широким диапазоном;
  • тикудзэнбива – четырех- или пятиладная, была распространена в эпоху Мэйдзи.

Дайко

Так называются все барабаны в Японии. Они мигрировали с корейских и китайских просторов на японский территории на рубеже 3-го и 4-го столетий.

Полностью деревянный каркас с двух сторон обтягивают кожей. Размеры могут варьироваться: одни совсем маленькие, а на других должны барабанить сразу несколько человек.

Дайко

Условно дайко (или тайко) можно разделить на два вида:

  • симэдайко – его звучание можно настраивать с помощью специальных винтиков;
  • бедайко – его конструкция не позволяет менять звук.

Чаще всего Дайко используются в классике, хотя нередко их привлекают для любых других представлений, маршей. Считается, что этот звук повышает дисциплину, координацию, душевный настрой.

История возникновения

Древние племена, проживавшие на территории современной Кореи, посвящали свою музыку, песни и танцы — так называемые «аккаму» — природе. Небо и Земля –вот то, что, прежде всего, прославлялось в их молитвах, сопровождаемых ритуальной музыкой.

Первые музыкальные инструменты были привезены сюда из Китая и центральноазиатских государств. Поднебесная оказала сильное влияние и на формирование корейских музыкальных жанров. В это же время местные музыканты начали изобретать и свои инструменты.

Корея того периода представляла собой три государства: Силла, Пэкче и Когурё. В каждом из них развивалась своя музыкальная традиция, которая в общем носила название «хянак» – то есть корейская, автохтонная музыка.

Металл

  • Бяньчжун – 16 — 65 бронзовых колоколов висел на стойке, пораженные полюса использования
  • Фансян – набор настроенных металлических плит (metallophone)
  • Nao (музыкальный инструмент) – может обратиться к древнему звонку или к большим тарелкам
  • Shangnao (商鐃) – древний звонок
  • Филиал (также названный chazi,) –
  • Xiaobo (小鈸, маленькие тарелки)
  • Zhongbo (中鈸, средние тарелки; также названный naobo (鐃鈸) или zhongcuo
  • Shuibo (水鈸, буквально «водные тарелки»)
  • Дабо (大鈸, большие тарелки)
  • Jingbo (京鈸)
  • Shenbo (深波) – глубоко, плоский гонг используется в музыке Чаочжоу; также названный gaobian daluo (高边大锣)
  • Ло (система транслитерации китайских иероглифов: luó) – гонг
  • Daluo (大锣) – большой плоский гонг, подача которого понижается, когда поражено обитым молотком
  • Fengluo (风锣) – буквально «гонг ветра», большой плоский гонг, играемый, катясь или ударяя большим обитым молотком
  • Xiaoluo (小锣) – маленький плоский гонг, подача которого повышается, когда поражено стороной плоской деревянной палки
  • Yueluo (月锣) – маленький имеющий определенную высоту гонг, проводимый последовательностью в ладони и пораженный маленькой палкой; используемый в музыке Чаочжоу
  • Jingluo (镜锣) – маленький плоский гонг, используемый в традиционной музыке Фуцзяни http://www
  • Pingluo (平锣) – плоский гонг
  • Kailuluo (开路锣)
  • Yunluo – буквально «гонги облака»; 10 или больше маленьких настроенных гонгов в структуре
  • Shimianluo – 10 маленьких настроенных гонгов в структуре
  • Цин – звонок формы чашки, используемый в буддисте и музыке ритуала Daoist
  • Дакин (大磬) – большой qing
  • Pengling (система транслитерации китайских иероглифов: pènglíng) – пара маленьких тарелок пальца в форме чаши или колоколов, связанных длиной шнура, которые поражены вместе
  • Dangzi – маленький, круглый, плоский, настроенный гонг, приостановленный, будучи связанным шелковой последовательностью в круглом металлическом каркасе, который установлен на тонкой деревянной ручке; также названный dangdang (铛铛)
  • Yinqing (引磬) – перевернутый маленький звонок, прикрепленный до конца тонкой деревянной ручки
  • Юньчжэн (云铮) – маленький плоский гонг, используемый в традиционной музыке Фуцзяни http://www
  • Чун (система транслитерации китайских иероглифов: chún) – древний звонок
  • Weichun – древний свисающий звонок
  • Бронзовый барабан
  • Лаба – длинная, прямая, бесклапанная медная труба

Самый популярный

Страна восходящего солнца особая, непохожая на другие. Поэтому национальный японский музыкальный инструмент тоже необычный. Его называют сямисэн. Это японский щипковый музыкальный инструмент. Он имеет три струны, прикрепленные к деревянному каркасу, обтянутому шкурой кошки, змеи или собаки. Инструмент обтягивают с двух сторон. Длина его 100 сантиметров. Играют на сямисэне при помощи специального приспособления — плектра, заменившего ранее применявшийся медиатор. Исполнители, обладающие высоким мастерством, могут извлечь из этого инструмента особые звуки — савари. Кроме того, сямисэны отличаются друг от друга высотой тона и тембрами. Сказители и певцы аккомпанировали себе во время выступления, играя на этом инструменте. Появление этого инструмента относят к середине 16 века. На сямисэне играют в трех разных стилях. Миньё — исполнение народных песен. Катари-моно — подыгрывание сказителю. Ута-моно — песенный стиль, используется для сопровождения театральных представлений Кабуки. На сямисэне обязательно должны были уметь играть гейши в эпоху Токугава.

Древесина

Большинство деревянных инструментов имеет древнее разнообразие:

  • Чжу – деревянная коробка, которая сужается от вершины до основания, играемого, поражая палку во внутреннюю часть, раньше отмечал начало музыки в древней ритуальной музыке
  • Ю – деревянный ударный инструмент, вырезанный в форме тигра с зазубренной спиной, играемой, поражая палку концом, сделанным приблизительно из 15 стеблей бамбука на его голове три раза и через зазубренную спину однажды, чтобы отметить конец музыки
  • Muyu – округленный деревянный чурбан, вырезанный в форме рыбы, пораженной деревянной палкой; часто используемый в буддисте, поющем
  • Paiban – трещотка сделан из нескольких плоских кусков дерева; также названный bǎn (板), tánbǎn (檀板), mùbǎn (木板), или shūbǎn (书板); когда используется вместе с барабаном эти два инструмента упомянуты коллективно как guban
  • Zhuban (竹板, трещотка, сделанная из двух кусков бамбука)
  • Chiban (尺板)
  • Bangzi – маленький, высокий деревянный чурбан; названный qiaozi (敲子) или qiaoziban (敲子板) в Тайване
  • Нэн bangzi (南梆子)
  • Хэбэй bangzi (河北梆子)
  • Чжуй bangzi (墜梆子)
  • Цинь bangzi (秦梆子)

Отличия традиционной китайской музыки от европейской

«Теория китайской музыки базировалась на широко распространенном в странах Древнего Востока принципе признания определяющей роли единого звука, то есть звука, взятого отдельно. В этом и заключается коренное отличие теории музыки большинства стран Древнего Востока и античности, в которой главенствующая роль отводится мелодическому обороту» Н.Иофан.

«Двенадцатиступенчатый звукоряд, соответствующий двенадцати месяцам года, состоит из двух „взаимопроникающих звукорядов“ — инь (минорного) и ян (мажорного). Пять музыкальных тонов, составляющих систему китайской пентатоники, соответствуют „пяти элементам“, „пяти постоянствам“, пяти планетам, пяти цветам. При исполнении музыки „пять постоянств“ находятся в равновесии». (Т.Григорьева «Японская художественная традиция»)

Долгое время непонимание смысла китайской музыки приводило к неприятию её европейскими музыкантами. В книге «Вечера в оркестре» (1853) Гектор Берлиоз писал о китайской музыке: «Напев, гротескный и даже весьма неприятный, заканчивался, как в любом нашем самом пошлом романсе, на ключевой ноте; ни разу не отклонился он от тональности и лада, заданных в самом начале. Дробный, монотонный по ритмическому рисунку аккомпанемент исполнялся… в полнейшем диссонансе с нотами голоса… Музыка у китайцев и индийцев, если бы она у них вообще была, походила бы на нашу; но в этой области они пребывают в полнейшем мраке варварства и инфантильного невежества, сквозь которые едва пробиваются малочисленные, неуклюжие и неуверенные ростки. Народы Востока называют музыкой то, что мы назвали бы шумом»

Лечебная китайская музыка

Лечебная китайская музыка истоки. Еще в древние времена китайская музыка предназначалась не столько для прослушивания музыки, сколько для лечебного эффекта, оказываемого на весь человеческий организм. Лишь спустя многие года китайцы открыли и лечебные свойства многих трав.

В действительности умеренное занятие спортом, созерцание различных предметов искусства, а также прослушивание лечебной китайской музыки оказывают порой больший лечебный эффект, чем обычные лекарства.

Танцы и музыка помогают телу отдохнуть и активируют в организме человека процессы самоизлечения, а также самовосстановления. Китайские врачи всегда очень добросовестно и кропотливо подбирают композиции к различным заболеваниям.

Сама китайская музыка подразделяется на «ортодоксальную» и «ясную» музыку. «Ясная» музыка представляет собой наполненное глубоким содержанием произведение искусства, каждый звук которого несет в себе проявление вселенской гармонии, гармонии между небом и землей.

Классическая китайская музыка пробуждает во всех людях только положительные эмоции, которые наносят благотворное влияние на общее состояние организма, его здоровье. «Ортодоксальная» же музыка необходима для праздничных мероприятий, церемоний и празднований. Такая музыка очищает душу человека, меняет все его чувства, даря и оставляя в памяти только прекрасные и счастливые моменты.

Китайскими учеными доказано, что современные виды музыки, такие как “дискотечная”, рок-н-ролл, тяжелая и многие другие очень сильно вредят здоровью человеческого организма. Молодежь сегодняшнего времени слишком сильно увлечены такой музыкой. Именно из-за нее у них теряется внимательность, концентрированность на чем-то одном. Люди, которые слушают такую вредную музыку, чаще всего очень сильно болеют и склонны к депрессиям.

В замысле китайской лечебной музыки всегда стоит соединение человеческого разума, духа и тела с Вселенной и космосом. Именно поэтому истоки такой терапии музыкой уходят в древность. Тогда еще китайцы верили в бесконечность вселенной и космоса и гармоничности в них.

Специфика производства в Китае

Работа гитарной индустрии в Китае мало чем отличается от любого другого производства в этой стране. Где-то в Китае находится завод или фабрика, производящая инструменты, а вокруг нее роем кишат перекупщики местных магазинов и фирм. Большая часть тех, кто продает товары на AliExpress, являются перекупщиками и готовы покупать и перепродавать товары всему свету через площадку на Али.

Внешне эти ребята выглядят как настоящие паразиты, пытающиеся заработать дважды (на производителе и на покупателе), но на деле они всего лишь посредники между фабрикой и потребителем. Их наличие упрощает жизнь обеим сторонам. На Али перекупщики продают гитары оптом и в розницу: у них вы можете заказать как конкретный инструмент, так и целую партию для своего магазина. Перекупщик скорее всего будет выдавать себя за официального представителя фабрики и показывать красивые фотографии с производства, рассказывая о том, что у них там все серьезно.

Он только что впарил кому-то «настоящий» Гибсон.

Каждый производитель руководствуется таким понятием, как минимальное количество заказа (МКЗ). К примеру, если МКЗ фабрики составляет 120 штук, то ей невыгодно запускать в производство партии меньше этой цифры. Перед тем, как начать производство, фабрика настраивает оборудование под ТЗ и конкретную партию товаров (в нашем случае гитар), но этот процесс довольно сложен и требует нескольких часов настройки оборудования. Чем больше партия, тем меньше времени тратится на перенастройку оборудования, тем больше выпуск и больше доходы и прибыль.

У каждого завода есть определенный порог, после которого производство начинает приносить прибыль. К примеру, чтобы выйти в ноль, фабрика должна сделать 2000 гитар, все остальные произведенные инструменты принесут прибыль предприятию. Не трудно догадаться, что чем больше заказ, тем лучше, а маленькие партии производителям не так интересны.

Посредники нужны, чтобы избавить завод от проблем и расходов на сбыт продукции, сосредоточить все внимание на основной деятельности — производстве. При этом посредники могут даже не иметь на руках инструментов (их может вообще не существовать, кроме как на фотках): зная МКЗ определенной фабрики и собрав примерно одинаковые заказы через Али, перекупщик идет к производителю и заказывает у него изготовление инструментов

Причем не редки случаи, когда один перекупщик собирает заказы с других перекупщиков и уже со всем этим добром идет на фабрику (эдакая пирамида). В любом случае, итоге все в плюсе: и покупатели, и продавцы и производители.

Описание выглядит так, как будто эта фабрика ничуть не хуже фабрик любого именитого бренда.

Контроль за производителем осуществляется только самим заказчиком. Заводы и фабрики стараются всячески усыпить бдительность конечного покупателя: первая партия будет отличной, а вот вторая и последующая — сильно так себе. Добиться высокого качества от фабрик можно, но только под постоянным контролем (у крупных брендов это получается легче): в Китае пинать друг друга, чтобы все было на высоком уровне — в порядке вещей.

Из грязи в князи

Мы не эксперты в экономике, но смоделировать простую ситуацию можем. Конечно, наша модель очень упрощенная, но отлично демонстрирует развитие промышленности и переход от дешевых поделок к реально качественной продукции.

Представьте себя на месте азиатской страны, которая поднимается с колен, планомерно развивает экономику, наращивает производство и осваивает новые для себя отрасли. Вы еще не экономический лидер, но правильное поступательное движение вперед постепенно повышает качество продукции

При низкой цене конечного продукта, покупатели обращают внимание на ваши товары, объемы продаж растут

Чтобы расти и развиваться, вам нужно выбрать для себя одну нишу, ценовой сегмент, в котором вы станете королем. Логично предположить, что при выборе из бюджетного, среднего и премиального сегмента, вы выберете тот сегмент, в котором риски ниже. Именно в этом сегменте будут сосредоточены основные мощности вашего производства. При этом производство не готово предлагать что-то свое, все силы идут на копирование чьего-то опыта, поэтому из-под станков выходят реплики среднего качества.

При меньших рисках бюджетный сегмент подразумевает бойню за каждого покупателя, но для вас это не так страшно: тот, кто предлагает самую низкую цену, — выигрывает. Пожертвовав частью доходов и прибыли, низкая цена обеспечит вам стабильный спрос со стороны покупателей. Вслед за этим рано или поздно произойдет повышение качества продукции при все той же низкой цене.

Повышение качества обусловлено опытом, вместе с которым к вам приходит понимание того, как сделать свои товары более качественными. Производство плавно переходит на выпуск хорошей продукции, причем речь идет не о каком-то одном производителе внутри страны, а обо всех компаниях. Конкуренция на внутреннем рынке заставляет все компании постепенно нарастить качество, и дело доходит до того, что делать дешевый одноразовый ширпотреб не получается уже даже специально. Улучшение продукции (это могут быть все те же реплики товаров других компаний, но значительно лучше, чем 5-10 лет назад) рано или поздно приводит к росту конечной стоимости товаров для покупателя, но этот рост отнюдь не стремительный — покупатели готовы принять такие правила игры.

Вроде Gibson, да не тот.

Конечно, массовости спроса пока что нет, но именно здесь у покупателей появляется возможность купить хорошую вещь за смешные деньги, пускай она и сделана не самым престижным производителем. Фактически, вы, как страна, теперь заинтересованы не в получении прибыли как таковой (это цель в долгосрочной перспективе), а в формировании позитивного отношения к своей продукции. На это потребуется много времени, но результат того стоит.

Изменение отношения к вашим товарам приведет к тому, что сомневаться в качестве будут только самые скептичные покупатели. Но вместе с изменившимся отношением людей, изменится и сама страна: за несколько десятилетий внутри государства выросло не только качество товаров, но и внутреннее потребление. Появились квалифицированные рабочие, профессионалы и специалисты в разных областях, уровень жизни также возрос.

Вместе с таким ростом повысились и издержки производства, которые теперь производители вынуждены закладывать в стоимость конечного продукта. Вы отходите от производства реплик и сами придумываете новые модели продукции. Если 10 лет назад вы могли продавать хорошую вещь дешево, то теперь ищете баланс между ценой и качеством. Музыкальные инструменты, автомобили, смартфоны, телевизоры, станки и любые другие производимые вами товары получаются высокого качества, но и стоят дорого.

Эта реплика Rickenbacker вряд ли звучит аналогично оригинальному инструменту. Такой только впечатлительных девчонок удивлять (если не говорить, сколько он стоит и откуда родом).

Если посмотреть на Японию и Южную Корею, то две эти страны уже прошли весь круг и делают качественные и дорогие товары. Китай пока что где-то в середине пути: страна уже научилась выпускать качество по низкой цене (смотрим на те же автопром и электронику), поэтому впереди ожидается появление еще более качественной продукции по более высокой цене.

Несмотря на то, что китайские смартфоны, машины и другая электроника уже готова отказаться от производства реплик и начать выпускать оригинальные вещи, гитаростроение Поднебесной пока что не способно выдать что-то свое.

Происхождение

Подобные инструменты находили в Месопотамии, Египте, Индии, Греции, Риме. Объединяли находки схожий внешний вид, звучание. Названия разные — кинорра, цитра, нефер, китара.

Первые образцы имели иной вид. Корпус пустой внутри, более круглой формы. Изготавливали из похожих овощей (например, тыквы), черепашьих панцирей, деревянных брусков. Древние модели из Китая имели двойные деки — верхнюю, нижнюю. Слабо напоминали современный вариант.

Первые изображения инструмента, имеющего похожее строение, обнаружили в Испании. Находку отнесли к периоду II столетия до нашей эры. Следующие зарисовки появились в рукописных текстах Беатуса Льебана VIII век. Примерно в этот период щипковые модели — виола, виуэла, получили более широкое распространение. Начиная с Х века рисунки с инструментом встречаются у многих художников.

Основными моделями стали мавританская, латинская. Первая — овальной формы, более резкого звучания. Играли на ней при помощи плектора (медиатора). Вторая — сложной формы с изгибами, отличалась мягким звуком. Считается, что предпочтение второй разновидности отдавали музыканты нежной музыки, менестрели.

Затем на первый план вышла виуэла ручная — отличается узким, одновременно более выпуклым корпусом. Использовали для игры в частных богатых домах, поэтому украшали драгоценностями, золотом, серебром. Изначально играли аккомпанирующие партии. Благодаря музыкантам Фуэнльяну и Милано, появились первые сольные гитарные исполнения, почти одновременно — пьесы, написанные для гитары.

1674 год — появилось первое руководство по самостоятельному обучению игре на инструменте, написанное Гаспаром Сансом. Руководство содержало детальные объяснения, теорию, советы практикующего мастера. Книга получила широкое распространение, переиздавалась несколько раз несколько десятилетий.

В конце 18-го века гитара стала концертным инструментом. Форма, конструкция стали приближенными к привычным. Начальные варианты имели 4, 8, даже 10 струн. Модели 19-го века имели шесть. Музыканты 18-19 века (из Италии — М. Каркасси, М. Джулиани, из Испании — Ф. Сор, Д. Агуадо) написали множество произведений — фантазий, пьес, концертов, сонат, специально для гитарного соло. Агуадо получил прозвище Бетховен гитары, а мелодии Сора до настоящего момента считаются одними из лучших.

В России до конца 17-го столетия инструмент считался диковинным, встречался редко в богатых домах как эксклюзив. Путешественники из Италии познакомили российских жителей с возможностями и красотой гитары, романтичные мелодии приобрели повсеместную известность. В 19-м веке российский гитарист А. Сихра доработал семиструнную модель. Благодаря этому она стала популярна во всех слоях населения России.

20-й век стал решающим. Инструмент стали активно использовать на концертах, хотя раньше чаще играли дома, на бардовских или молодежных встречах. Появились различные технические дополнения, расширился круг музыкальных направлений, появились новые разновидности и модели. В начале прошлого века гитара приобрела современный вид.

Духовые

Согласно международной классификации китайские духовые музыкальные инструменты имеют западные аналоги. Например традиционный ди по своему устройству напоминает поперечную флейту. Его ствол делается из тростника или бамбука. Более редкие модели изготавливаются из камня, например нефрита.

Другой духовой китайский инструмент шэн аналогичен губной гармонике. Исследователи считают его одним из древнейших в своем классе. Шэн состоит из дудок, язычка и мундштука. Его музыка очень вариативна, за что его любят исполнители не только из Китая. Шэн часто используется в оркестре специально для обогащения звучания и перемены тембра.

Стилевые черты японской музыки

Ладовое строение японской музыки в корне отличается от европейской системы. За основу берется звукоряд из 3, 5 или 7 тонов. Лад не является мажорным либо минорным. Интонирование в народной музыке Японии необычно для уха европейца. Пьесы могут не иметь регулярной ритмической организации – часто меняется размер, ритм и темп. Строение вокальной музыки ориентируется не на пульс, а на дыхание исполнителя. Именно поэтому она хорошо подходит для медитации.

Отсутствие нотной записи – еще одна особенность музыки Японии. До эпохи Мэйдзи (т.е. до прихода в страну европейской модели записи) существовала система обозначений в виде линий, фигур, знаков. Они символизировали нужную струну, аппликатуру, темп и характер исполнения. Конкретные ноты и ритм не прописывались, и мелодию было невозможно сыграть, не зная ее заранее. Из-за передачи фольклора из поколения в поколение в устной форме многие знания были утеряны.

Минимум динамических контрастов – стилевая черта, выделяющая японскую музыку. В ней нет резких переходов от форте к пиано. Умеренность и легкие варьирования динамики позволяют добиться характерной для востока выразительности. Кульминация в японской традиции приходится на окончание пьесы.

История Китайской музыки

Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие музыкальных традиций Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, Юго-восточной Азии. Она впитала элементы музыки народов, входивших в состав китайского государства (уйгуров, тибетцев, монголов, чжурчженей, маньчжуров и т. д.), и в свою очередь оказала значительное влияние на музыку Кореи, Японии, некоторых народов Юго-восточной Азии и бассейна Тихого океана. Китайская музыка с древности развивалась под воздействием религиозных и философско-идеологических доктрин.

Началом собственной истории китайской музыки считают появление в VI в. до н. э. «Книги песен» — «Шиц-зин», хотя нотные записи в ней не сохранились. Составление сборника приписывают Конфуцию.

В него вошли гимны и народный песни, большей частью распространенные на севере Китая. В сборнике также упоминается более 25 музыкальных инструментов. Среди них струнные щипковые — цинь, сэ; духовые — юа, ди, шэн, гуань, ударный инструмент чжун и другие.

Духовые инструменты – сяо, свирель и дудка-сона

Смычково-струнные – эрху, цзиньху и баньху

Щипково-струнные – гучжен, гуцзинь, пипа 

Ударные музыкальные инструменты – гонги и барабаны 

В период X-VII вв. до н. э. песни с широким жизненным содержанием стали постепенно обособляться от плясок, превращаясь с VI в. до н. э. в самостоятельной искусство. С развитием конфуцианства в Китае, в целом отвечающего интересам правящей аристократии, начиная с V в. до н. э. музыка приобретает новое общественное значение. В ней находят отражение основные категории конфуцианской доктрины: ритуал — ли и гуманность — жэнь.

Согласно Конфуцию, музыка являет собой микрокосмос как воплощение великого космоса. Конфуций утверждал, что прекрасная музыка способствует государственному устройству, так как обладает совершенной структурой. Многие элементы китайской музыки носили символический характер, обусловленный древней натурфилософией. Но то же время музыкальная система была строго определена, а любые нарушения в ней могли привести, по верованиям древних китайцев, к различным бедствиям.

Более поздние китайские мифы и легенды VI-III вв. до н. э. повествуют о воздействии музыки на природу: с ее помощью музыки пытались вызвать дождь, повлиять на цветение растений и на рост злаков. С музыкой связывали доблесть и достоинства героев легенд: главной добродетелью мифического правителя Шуня, например, считалось умение играть на цине или 5-струнной цитре.

В V-IV вв. до н. э существовала придворная должность дасыюэ — человек, который отвечал за исполнение танцевальной музыки и песен и обучение танцоров и музыкантов. Книга «Ли цзи», датируемая V в. до н. э., заключала в себе описание этикета и содержала отдельный раздел «Юэ цзи» — записки о музыке.

Кожа

  • Dagu – – большой барабан играл с двумя палками
  • Huapengu – большой барабан формы цветочного горшка играл с двумя палками; также названный ganggu (缸鼓)
  • Huzuo Dagu (虎座大鼓)
  • Хуцзуо Уцзя Гу ()
  • Jian’gu (建鼓)
  • Bangu – маленький, высокий барабан, используемый в опере Пекина
  • Biangu – плоский барабан, играемый с палками
  • Paigu – набор трех — семи настроенных барабанов играл с палками
  • Танггу – барабан барреля среднего размера играл с двумя палками; также названный tonggu (同鼓) или xiaogu (小鼓)
  • Biqigu (荸荠鼓) – очень маленький барабан играл с одной палкой, используемой в Jiangnan sizhu
  • Diangu (点鼓; также названный huaigu, 怀鼓) – двуглавый барабан структуры играл с единственным деревянным венчиком; используемый в музыке ансамбля Shifangu провинции Цзянсу и сопровождать к kunqu опере
  • Huagu (花鼓) – цветочный барабан
  • Yaogu (腰鼓) – барабан талии
  • Taipinggu (太平鼓) – плоский барабан с ручкой; также названный dangu (单鼓)
  • Zhangu (战鼓 или 戰鼓) – военный барабан; играемый с двумя палками
  • Бацзяо gu – восьмиугольный тамбурин, используемый прежде всего в рассказе, поющем из северного Китая
  • Yanggegu (秧歌鼓) – рисовый барабан установки
  • Gaogu – большой древний барабан, привыкший к для поля битвы, командует и крупномасштабное строительство
  • Bofu – древний барабан раньше устанавливал темп
  • Jiegu – барабан формы песочных часов, используемый во время Династии Сильного запаха
  • Дао (система транслитерации китайских иероглифов: táo) или taogu (鼗鼓) – барабан шарика, используемый в ритуальной музыке
  • Болан Гу (波浪鼓 ;pinyin: филиал lang gu) – традиционный китайский барабан окатыша и игрушка

Первая цитра

В когурёских хрониках IV века н.э. уже упоминается использование комунго. По другой версии он был изобретён корейским музыкантом Вонг Сан-аком в VII веке. Комунго – это один из видов цитры, музыкального инструмента, в котором струны такой же длины, как и резонансная дека, у него они примерно полтора метра.

Комунго

На ней три подвижные кобылки – держателя струн (два с одной стороны, один – с другой). Шестнадцать выступающих ладов, поддерживают остальные три струны. Все струны шёлковые.

Передняя часть комунго выполнена из павловнии, которую ещё называют адамово дерево, а задняя – из дерева каштана. Для разных мелодий используют пентатонные настройки (пять звуков определённой высоты). Этот шестиструнный щипковый музыкальный инструмент переделан из китайского цисяньциня (гуциня).

Струны перебирают палочкой размером с карандаш, сделанной из бамбука, прижимая их другой рукой к деке, чтобы получилась мелодия, и для создания вибрации. А в гуцине семь струн, и звук нужно извлекать пальцами, он старше комунго на семь веков.

Звук получается отрывистым, очень своеобразным. Сам инструмент лежит горизонтально на полу, а исполнитель сидит возле него рядом, поддерживая коленями его правый конец. Обычно для получения мелодии используются только две струны, остальные служат источником монотонного низкочастотного звука илизвука фиксированной высоты.

Сприходом к власти династии Корё (начало X века) комунго является ведущим инструментом в ансамбле, исполняющем придворную музыку аак – конфуцианские ритуальные композиции. Он задействован в различных придворных и народных ансамблях, а также в исполнении санджо – сольного жанра, где музыкант демонстрирует свою виртуозность исполнения.

Традиционная музыка Кореи – кугак, начинает свое развитие именно с этого периода и подразделяется на упомянутые

  • хянак,
  • аак,
  • танак (китайскую кореизированную музыку).

Основные песенные и танцевальные жанры

Как и у других народов, японская народная музыка претерпела эволюцию от древних магических форм до светских жанров. На становление большинства из них повлияло буддийское и конфуцианское учения. Основная классификация жанров японской музыки:

  • религиозная музыка,
  • театральная музыка,
  • придворная музыка гагаку,
  • народные бытовые песни.

Древнейшими жанрами считаются буддийские песнопения сёмё и придворная музыка гагаку. Темы религиозных песнопений: буддийская доктрина (када), догматы учения (ронги), паломнические гимны (гоэйка), хвалебные песни (васан). Музыка синтоизма – музыка для ублажения богов, короткие циклы песен и танцев в костюмах.

К светскому жанру относят придворную оркестровую музыку. Гагаку – ансамбль, заимствованный из Китая, исполняющий инструментальную (кангэн), танцевальную (бугаку) и вокальную (уатимоно) музыку.

Японские народные танцы берут начало в обрядовых действах. Танец представляет собой странные резкие движения руками и ногами, для танцующих характерны искривленные выражения лица. Все движения символичны и понятны только посвященным.

Существует два вида современного японского танца: одори – бытовой танец с резкими движениями и прыжками, и май – более лиричный танец, представляющий собой особую молитву. Стиль одори дал начало танцу кабуки, а в последствие и всемирно известному театру. Стиль май лег в основу театра Но.

Около 90% музыки страны восходящего солнца является вокальной. Важными жанрами народного музицирования являются песенный сказ, песни с сопровождением кото, сямисэна и ансамблей, ритуальные народные песни: свадебные, рабочие, праздничные, детские.

Известнейшей японской песней из числа народных жемчужин является песня «Сакура» (то есть «Вишня»):

СКАЧАТЬ НОТЫ — СКАЧАТЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector