Музыка эпохи романтизма

Определение и значение термина

Сам термин вырос из созвучия трех слов на разных языках: romantisme (с фр.), romance (с исп.), romantic (с англ.). Он определяется, как идейно-художественное движение Европы начала 18 – первой половины 19 века. В истории культуры романтизм отличался своим невероятно сложным и внутренне противоречивым наполнением, сочетающим в себе одновременно пессимистическое умонастроение и рвение к идеальному миропорядку. Медленно, но верно проникая в искусство и культуру европейских стран, новое направление привносило иные краски и оттенки в художественный мир, удивляя всех смелыми идеями и обнажённой натурой психологизма – новаторством романтизма.

Сменив эпоху Просвещения, Романтизм сыграл огромную роль не только в развитии европейских стран, но и в мировоззрении человека в целом. В этот период оформились такие понятия как туризм, альпинизм и пикник. Они призывали к единению людей с природой, и многие читатели и зрители даже сменили образ жизни в погоне за новыми тенденциями. Красота пейзажей, нарисованных художниками этой волны, вдохновила даже элиту царапать дорогие корсажи о негостеприимные кустарники лесов.

Поклонники новой моды, идущие против идеи прогрессивной цивилизации, старались показать особенного человека в особый момент и поставить на высшую ступень образ благородного дикаря, неиспорченного цивилизацией. Он, разумеется, один и противостоит обществу на фоне исторических декораций, экзотических долин или других интересных локаций. Словом, особенным должно было быть все, зритель хотел разнообразия.

Инструментарий

Инструмент Карла Марии фон Вебера

В эпоху романтизма получила огромное значение фортепианная музыка. Стремительное развитие фортепиано как инструмента, предоставляющего неограниченные возможности для сольного исполнительства, ансамблевой игры, развития концертных и синтетических жанров пришлось как раз впору для романтиков, повсеместно расширявших границы музыкального творчества. Становлению различных профессиональных школ фортепианной игры в Европе (немного позднее и в России) сопутствовал всплеск домашнего и салонного музицирования.

С другой стороны, стремление к индивидуализации высказывания вызвало интерес к сольной камерной вокальной музыке — песне, романсу, балладе и другим жанрам. Круг образов, подвластных песенно-романсовым жанрам, оказался огромным. Приобрели немалое значение камерные хоры (a cappella и с сопровождением), вокальные ансамбли.

Вебер стал дирижеров-профессионалов в истории музыки

В то же время сильно развивался романтический оркестр. Все более расширяющийся его состав, появление видовых инструментов (таких как флейта-пикколо, басовый кларнет и др.), развитие диапазона и возможностей деревянных и медных духовых (а с тем и исполнительской техники), возможность введения большого числа ударных инструментов (а также фортепиано, органа и пр.) привели к громадному развитию симфонического оркестра. Среди крупнейших новаторов в этой области можно назвать Берлиоза, Вагнера, Листа, Малера, Глинку, Римского-Корсакова, Скрябина и многих других.

В связи с неослабевающим интересом к камерному (в том числе домашнему) музицированию находится традиция создания камерных ансамблей. Ансамблевая музыка — от Шуберта до Брамса и Шенберга, от Глинки до Чайковского, Танеева, Рахманинова — стала неотъемлемой частью европейской и российской культуры.

Что такое романтизм?

Романтизм — это направление в литературе и искусстве, которое в конце XVIII и начале XIX века пришло на смену классицизму. Представители романтизма стремились отразить в своем творчестве национальное и индивидуальное своеобразие, изобразить идеальных героев и свободные чувства.

Главный признак романтизма: изображение исключительных героев в исключительных обстоятельствах. Романтизм использует яркие образы, чтобы с их помощью показать высокое назначение человека.

Романтизм называют эстетической революцией, потому что вместо науки и разума (как было в эпоху Просвещения) он провозгласил идеалами художественное творчество и чувство. К романтическим произведениям относятся, в частности, поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы», лермонтовские «Демон» и «Мцыри».

В более общем смысле романтизм — это умонастроение, мироощущение, в основе которого лежит идеализация действительности, мечтательная созерцательность.

Предпосылки возникновения

Людвиг ван Бетховен — «предтеча романтизма», непосредственно его подготовивший в своем творчестве

Музыкальный романтизм является прямым наследником классицизма, который непосредственно «перешел» в романтизм в процессе развития композиторского мышления, оркестрового стиля, музыкальной драматургии, системы выразительных средств, смены круга музыкальных образов. Это наиболее ярко выразилось в творчестве Бетховена и его младшего современника Шуберта, которого обычно и считают первым романтиком. Возникновению романтизма особенно способствовали события Великой французской революции, что было особенно акцентировано в светском музыкознании (и повлияло на периодизацию истории музыки).

Симптоматичным для этой эпохи стало появление типа свободного художника — музыканта, не связанного узами светской или церковной службы (не следует путать с одноименным званием выпускников российских императорских консерваторий). Обычно первым из них называют Бетховена (хотя на самом деле первым был Вольфганг Амадей Моцарт, сознательно оставивший пост при зальцбургском дворе и приобретший независимое положение).

История академической музыки
Средневековье (476—1400)
Ренессанс (1400—1600)
Барокко (1600—1750)
Классицизм (1750—1820)
Романтизм (1820—1890)
Модернизм (1890—1930)
XX век (1901—2000)
XXI век (2001 — н. в.)

Ференц Лист (1843-1907 гг.)

Венгерский композитор и пианист Ференц Лист, пожалуй, один из величайших пианистов, когда-либо живших в Венгрии. Он был частью Новой Немецкой Школы и стал её ведущей фигурой.

Лист хорошо известен многими талантами, в том числе умением переписывать оркестровые произведения для фортепиано, изобретением симфонической поэмы (с помощью симфонии рассказывать историю, описывать пейзаж или представлять любую не музыкальную идею) и прогрессирующим тематическим преобразованием (по существу, эволюция темы с помощью вариациё). Также известен как филантроп и писатель и виртуоз-исполнитель

Лист был невероятно популярен как концертирующий пианист и известен своими страстными выступлениями, которые включали и драматические жесты, и насыщенные выражения лица и добавление собственного стиля ко всем произведениям. Его импровизации и эмоциональные выступления сделали его настоящей легендой романтического периода.

В России

Антон Рубинштейн — композитор, пианист, педагог, основатель Петербургской консерватории

В силу множества объективных причин, начало широкого распространения композиторской деятельности, домашнего музицирования, концертных выступлений и театральных спектаклей — то есть музыкальной жизни России в современном понимании — приходится в основном на XIX век (по крайней мере, её положение в музыкальном мире в начале XIX и XX веков отличается разительно). В течение столетия сформировалась разветвленная композиторская школа, приобрело большое развитие домашнее музицирование и профессиональное исполнительство; началось формирование дирижёрской школы, уже предоставляла большое поле для исследования история критической мысли (среди выдающихся критиков — Одоевский, Серов, Стасов, Ларош и другие). Зарождалась и музыковедческая школа — одна из крупнейших в мире. Были открыты первые консерватории (Петербургская, 1862; Московская, 1866).

Николай Рубинштейн — пианист, педагог, основатель Московской консерватории

Первенцем российской композиторской школы стал Михаил Иванович Глинка, чьи оперы — «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила», встав в ряд наиболее важных явлений мирового музыкального театра, как бы очертили круг творческих исканий отечественных композиторов-романтиков — интерес к трагическим и героическим страницам истории России, эпическому и фантастическому началам, другим странам и культурам.

Другим зачинателем отечественной академической музыки был младший современник Глинки Александр Сергеевич Даргомыжский, чей творческий взор привлекало все несправедливое, что сопутствует человеку и окружает его. Обличая, он не сторонился и юмора, подчас достаточно едкого. Искания Даргомыжского в области правдивой передачи музыкой речевой интонации, отражающей движения души и помыслы человека, привели его к замыслу передать без изменений и литературной обработки текст пушкинской повести «Каменный гость» в одноименной опере. Уникальная идея не имела прецедентов до того времени и стала открытием композитора, повлекшего за собой много последователей.

В дальнейшем произошло формирование петербургской и московской композиторских школ. Первая ведет родословную от деятелей «Могучей кучки». Родоначальником второго стал выпускник Петербургской консерватории Петр Ильич Чайковский.

Искания петербургской и московской школ вышли за пределы романтизма ещё в его хронологических рамках. Семидесятые годы XIX века принесли «Бориса Годунова» Мусоргского и другие его произведения, которые уже мало связаны с романтизмом и предвосхищают некоторые течения в искусстве XX столетия, в частности экспрессионизм. Немного позднее воспитанник (впоследствии — глава) московской школы Сергей Иванович Танеев выступил как один из предтеч музыкального неоклассицизма, преодолевая романтическое начало в своем творчестве.

В конце XIX и начале XX века российская школа выдвинула композиторов (московская — Скрябин, петербургская — Прокофьев, Стравинский), которые, наряду с некоторыми западными музыкантами, коренным образом повлияли на музыкальное мышление Европы, завершив романтическую эпоху.

Балет

Для эпо­хи Р. ха­рак­тер­но бур­ное раз­ви­тие ба­лет­но­го иск-ва. За­ро­див­шись в кон. 18 – нач. 19 вв. в Анг­лии, Ита­лии, Рос­сии (Ш. Л. Дид­ло, А. П. Глуш­ков­ский и др.), Р. дос­тиг рас­цве­та во Фран­ции (од­на из пред­по­сы­лок – вы­со­кий уро­вень тех­ни­ки клас­сич. тан­ца). Наи­бо­лее яс­но во­пло­тил­ся в твор­че­ст­ве Ф. Таль­о­ни и М. Таль­о­ни («Силь­фи­да» Ж. Шнейц­хоф­фе­ра, 1832, Па­риж). В жен­ском тан­це, вы­дви­гав­шем­ся в ба­ле­те Р. на пер­вое ме­сто, су­ще­ст­вен­но вы­рос­ло ис­пол­ни­тель­ское мас­тер­ст­во, ро­дил­ся та­нец на пу­ан­тах и т. п., что со­от­вет­ст­во­ва­ло об­ли­ку не­зем­ных су­ществ – вил­лис, силь­фид. Воз­ник­ли но­вые ком­по­зи­ци­он­ные фор­мы, воз­рос­ло зна­че­ние уни­сон­но­го кор­де­ба­лет­но­го жен­ско­го тан­ца. Поя­вил­ся тю­ник (пач­ка) как по­сто­ян­ный кос­тюм тан­цов­щи­цы. Вер­ши­ной ро­ман­тич. ба­ле­та счи­та­ет­ся «Жи­зель» А. Ада­на (1841), по­став­лен­ная Ж. Ко­рал­ли и Ж. Пер­ро. Но­вый этап ба­лет­но­го Р. обо­зна­чил­ся в твор­че­ст­ве Пер­ро, чьи спек­так­ли в боль­шей ме­ре опи­ра­лись на лит. пер­во­ис­точ­ник («Эс­ме­раль­да» по В. Гю­го, 1844; «Кор­сар» по Дж. Бай­ро­ну, 1858) и со­от­вет­ст­вен­но боль­ше дра­ма­ти­зи­ро­вал­ся та­нец, уве­ли­чи­лась роль дей­ст­вен­ных ком­по­зи­ций (pas d’ac­tion), ши­ре ис­поль­зо­вал­ся тан­це­валь­ный фольк­лор. Ана­ло­гич­ные тен­ден­ции про­яви­лись в твор­че­ст­ве дат. ба­летм. А. Бур­нон­ви­ля. Тип ро­ман­тич. спек­так­ля, сло­жив­ший­ся в ба­ле­тах Таль­о­ни, Пер­ро, Бур­нон­ви­ля, су­ще­ст­во­вал до кон. 19 в.

Периодизация

В музыкальной историографии западноевропейский романтизм условно подразделяют на три периода: ранний, зрелый и поздний.

Ранний романтизм преемственно связан с классицизмом. Наиболее выдающиеся его представители — Шуберт, Вебер, Паганини, Россини, Шпор и другие. Среди деятелей зрелого романтизма — Шуман, Шопен, Лист, Берлиоз, Алькан. Поздний представлен творчеством Вагнера, Брамса, Брукнера, Малера, Рихарда Штрауса и множества других композиторов.

В истории российской романтической музыки такое разделение осуществить труднее: начальный период связан с деятельностью Глинки и Даргомыжского (а также Алябьева, Варламова, Гурилева и др.), но границы дальнейших определить сложно. В частности, начальные творческие опыты Римского-Корсакова непосредственно определялись исканиями «Могучей кучки» — кружка, в который входили Балакирев, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин и Кюи (название произошло из статьи Владимира Васильевича Стасова и было скоро подхвачено). Но его последние оперы («Кащей», «Золотой петушок») целиком принадлежат эпохе модернизма и не могут быть от неё отделены. Это одна из причин, по которым российский романтизм рассматривается отдельно от европейского.

Жанры

Локон Фридерика Шопена. Музей Шопена в Варшаве

Автограф Гектора Берлиоза

Посмертная маска Петра Ильича Чайковского

Некоторые жанры, встречающиеся в романтической музыке для различных инструментов и исполнительских составов:

Камерные инструментальные (в том числе фортепианные)

  • названия по числу исполнителей (трио, квартет, септет, октет и др.);
  • названия по основному музыкальному темпу сочинения (адажио, ларго, Allegretto и др.);
  • названия, производные от слова «пьеса» (детские пьесы, фантастические пьесы и др.);
  • соната;
  • вариации, тема с вариациями;
  • парафраз;
  • фантазия;
  • рондо;
  • романс;
  • песня;
  • мазурка;
  • полонез;
  • этюд и производные названия (симфонические этюды, этюд-картина и др.);
  • прелюдия;
  • вальс;
  • экспромт;
  • скерцо;
  • баллада;
  • поэма;
  • ноктюрн;
  • полишинель;
  • мелодия;
  • баркарола;
  • колыбельная;
  • тарантелла;
  • болеро;
  • галоп;
  • фуга, фугетта;
  • экосез;
  • канон;
  • бурре;
  • марш;
  • гавот;
  • сарабанда;
  • жига;
  • менуэт;
  • интермеццо;
  • токката;
  • арабеска;
  • жига;
  • эскиз;
  • серенада;
  • листок из альбома;
  • рапсодия;
  • чардаш;
  • хоральная прелюдия.

Один из мемориалов Франца Шуберта

Камерные вокальные; хоровые (a cappella и с клавирным или ансамблевым сопровождением)

  • ансамблевые, называемые по числу исполнителей (дуэт, квартет и др.);
  • романс;
  • песня и производные названия (духовная песня, гусарская песня и др.);
  • баллада;
  • стихотворение;
  • напев;
  • лидершпиль;
  • хор;
  • месса и производные названия (напр. каноническая месса);
  • ритурнель;
  • мотет;
  • изречение;
  • псалом.

Изображение Сергея Рахманинова на рекламе одной из звукозаписывающих компаний

Оркестровые (в том числе концертные)

  • симфония;
  • симфоническая поэма;
  • увертюра;
  • серенада;
  • скерцо;
  • вариации;
  • фантазия;
  • концерт для солирующего инструмента или ансамбля с оркестром, производные названия (напр. концертное аллегро), концертштюк.

Густав Малер за дирижёрским пультом. Силуэты Отто Бёлера

Театральные

  • опера, оперная сцена, музыкальная драма;
  • балет и балетная сцена;
  • музыка к драматическому спектаклю.

Вокально-симфонические

  • оратория;
  • кантата;
  • месса и производные названия (напр. коронационная месса);
  • сцена (сцены);
  • песня и производные названия (песня свободы, рождественская песня и др.);
  • реквием и производные названия (напр. «Немецкий реквием»);
  • поэма и производные названия (напр. драматическая поэма);
  • нения;
  • сказка;
  • баллада;
  • другие жанры для различных исполнительских составов.

Литература

  • Берковский Н. Я.. Романтизм в Германии / Вступит. статья А. Аникста. — Л.: «Художественная литература», 1973. — 568 с.
  • Борисова Е. А.. Русская архитектура в эпоху романтизма. — СПб.: Государственный институт искусствознания, 1997. — 320 с. — ISBN 5-86007-083-7.
  • Рапацкая Л. А. Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека» // Мировая художественная культура. 11 класс. В 2 частях. М. : Владос, 2008.
  • Хрулев В. И. Романтизм как тип художественного мышления: Учебное пособие. — Уфа: Башкирский ун-т, 1985. — С. 15-38.
  • Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. — Рига: Зинатне, 1988.- С. 26-164.
  • Раздольская В. И. Европейское искусство XIX века: Классицизм, романтизм. — СПб. : Азбука-классика, 2005, 2009 (Серия: Новая история искусства). — ISBN 5-352-01156-9. — ISBN 978-5-9985-0446-4
  • Яворская Н. В. Романтизм и реализм во Франции в XIX веке. — М.: ИЗОГИЗ, Полиграфтехникум, 1938. — 208 с., 1 вкл. л. ил.: ил.

История возникновения

Как уже было сказано ранее, период Романтизма начался в конце 18 века по причине сильных потрясений в европейском обществе. Время становления новой философии пришлось на эпоху промышленных революций и переворотов. Истоки философии берут начало в Германии, где круг писателей и философов йенской школы впервые сформулировал основные положения Романтизма. Родоначальниками принято считать Ф.Шлегеля и Ф.Шеллинга, ведь именно в их трудах были систематизированы основные черты мировоззрения.

В ходе своего развития течение романтизма претерпевало неизбежные изменения. Если в германской философии направление отличалось стремлением к сказочным и мифологическим мотивам, то в Англии она была пересмотрена, основной интерес стали представлять социальные проблемы. Новое мировоззрение распространилось и на другие европейские страны: Франция, Италия, Польша, Россия и т.д.

Родоначальником русского романтизма принято считать В.А. Жуковского, в поэзии которого проявились романтическая драма и отрицание классических устоев. Кроме того, русский вариант мировой тенденции утверждал абсолютно иное понимание сути и назначения творчества и тесно переплетался с фольклорными мотивами национальной культуры.
Течения романтизма принято «извлекать» из национального колорита: немецкий, английский, французский и т.д. Каждая ветвь отличается чем-то своим, поэтому одно другому рознь. К примеру, ранний Пушкин – тоже романтик, но он же высмеивает многие каноны жанра: «Руслан и Людмила», «Пиковая дама» и т.д. Но ни смешинки не найдется в репертуаре француза де Мюссе («Исповедь сына века»).

Иоганнес Брамс

Один из самых влиятельных композиторов эпохи романтизма, Иоганнес Брамс, родился 7 мая 1833 года в Гамбурге. Его отец был профессиональным музыкантом. Карьера его в Гамбурге складывалась весьма успешно. Мать Брамса была на семнадцать лет старше мужа. Сына она родила, когда ей было 44 года.

Брамс с самого раннего возраста демонстрировал удивительные музыкальные способности. Первоначально его обучал отец, но уроки фортепиано он брал у Отто Фридриха Виллибальда Косселдя, а затем у Эдуарда Марксена и Карла Марии фон Боклета. Финансовое положение семьи было нестабильным. Брамс довольно рано начал вносить свой вклад в семейный бюджет — он играл на пианино в портовых тавернах и борделях. Музыкальная репутация Брамса росла. В возрасте 19 лет он совершил первое концертное турне, в ходе которого познакомился со скрипачом Йозефом Иоахимом и композитором Францем Листом. Впрочем, отношения Брамса с Листом несколько испортились, когда Брамс уснул во время исполнения сонаты си минор Листа!

Брамс за чаем

Иоахим дал молодому Брамсу рекомендательное письмо к жившему в Дюссельдорфе Роберту Шуману. Шуман восторженно писал о появлении нового великолепного таланта в «Новой музыкальной газете». Брамс поселился в семье Шуманов. Он очень сблизился с женой композитора Кларой и его детьми. В 1854 году Шумана поместили в психиатрическую лечебницу. После его смерти Брамс принял на себя заботу о его семье, хотя характер его отношений с Кларой Шуман неясен. В 1859 году он какое-то время ухаживал за Агатой фон Зибольд, но так и не женился.

Хотя Брамс с юности пробовал себя в композиции, ранние свои сочинения уничтожил. Серьезную композиторскую карьеру он начал в конце 50-х годов XIX века. В 1862 году Брамс впервые посетил Вену, а год спустя постоянно поселился в этом городе. В 1865 году умерла мать композитора, и это событие послужило толчком для написания первого крупного произведения — «Немецкого реквиема». Реквием был впервые исполнен в 1868 году в Бремене.

Успех этого исполнения укрепил репутацию Брамса. Двадцать лет его сочинения пользовались огромной популярностью. Брамс написал четыре симфонии и множество камерных произведений. В 1890 году он решил отойти от сочинительства, но все же создал еще несколько трудов, в том числе четыре опуса специально для знаменитого кларнетиста Рихарда Мюльфельда: трио для кларнета и струнных, квинтет для кларнета и струнных и две сонаты для кларнета. Брамс умер в Вене 3 апреля 1897 года.

Интерьер дома Брамса, Вена

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector