Музыка эпохи романтизма
Содержание:
Определение и значение термина
Сам термин вырос из созвучия трех слов на разных языках: romantisme (с фр.), romance (с исп.), romantic (с англ.). Он определяется, как идейно-художественное движение Европы начала 18 – первой половины 19 века. В истории культуры романтизм отличался своим невероятно сложным и внутренне противоречивым наполнением, сочетающим в себе одновременно пессимистическое умонастроение и рвение к идеальному миропорядку. Медленно, но верно проникая в искусство и культуру европейских стран, новое направление привносило иные краски и оттенки в художественный мир, удивляя всех смелыми идеями и обнажённой натурой психологизма – новаторством романтизма.
Сменив эпоху Просвещения, Романтизм сыграл огромную роль не только в развитии европейских стран, но и в мировоззрении человека в целом. В этот период оформились такие понятия как туризм, альпинизм и пикник. Они призывали к единению людей с природой, и многие читатели и зрители даже сменили образ жизни в погоне за новыми тенденциями. Красота пейзажей, нарисованных художниками этой волны, вдохновила даже элиту царапать дорогие корсажи о негостеприимные кустарники лесов.
Поклонники новой моды, идущие против идеи прогрессивной цивилизации, старались показать особенного человека в особый момент и поставить на высшую ступень образ благородного дикаря, неиспорченного цивилизацией. Он, разумеется, один и противостоит обществу на фоне исторических декораций, экзотических долин или других интересных локаций. Словом, особенным должно было быть все, зритель хотел разнообразия.
Инструментарий
Инструмент Карла Марии фон Вебера
В эпоху романтизма получила огромное значение фортепианная музыка. Стремительное развитие фортепиано как инструмента, предоставляющего неограниченные возможности для сольного исполнительства, ансамблевой игры, развития концертных и синтетических жанров пришлось как раз впору для романтиков, повсеместно расширявших границы музыкального творчества. Становлению различных профессиональных школ фортепианной игры в Европе (немного позднее и в России) сопутствовал всплеск домашнего и салонного музицирования.
С другой стороны, стремление к индивидуализации высказывания вызвало интерес к сольной камерной вокальной музыке — песне, романсу, балладе и другим жанрам. Круг образов, подвластных песенно-романсовым жанрам, оказался огромным. Приобрели немалое значение камерные хоры (a cappella и с сопровождением), вокальные ансамбли.
Вебер стал дирижеров-профессионалов в истории музыки
В то же время сильно развивался романтический оркестр. Все более расширяющийся его состав, появление видовых инструментов (таких как флейта-пикколо, басовый кларнет и др.), развитие диапазона и возможностей деревянных и медных духовых (а с тем и исполнительской техники), возможность введения большого числа ударных инструментов (а также фортепиано, органа и пр.) привели к громадному развитию симфонического оркестра. Среди крупнейших новаторов в этой области можно назвать Берлиоза, Вагнера, Листа, Малера, Глинку, Римского-Корсакова, Скрябина и многих других.
В связи с неослабевающим интересом к камерному (в том числе домашнему) музицированию находится традиция создания камерных ансамблей. Ансамблевая музыка — от Шуберта до Брамса и Шенберга, от Глинки до Чайковского, Танеева, Рахманинова — стала неотъемлемой частью европейской и российской культуры.
Что такое романтизм?
Романтизм — это направление в литературе и искусстве, которое в конце XVIII и начале XIX века пришло на смену классицизму. Представители романтизма стремились отразить в своем творчестве национальное и индивидуальное своеобразие, изобразить идеальных героев и свободные чувства.
Главный признак романтизма: изображение исключительных героев в исключительных обстоятельствах. Романтизм использует яркие образы, чтобы с их помощью показать высокое назначение человека.
Романтизм называют эстетической революцией, потому что вместо науки и разума (как было в эпоху Просвещения) он провозгласил идеалами художественное творчество и чувство. К романтическим произведениям относятся, в частности, поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы», лермонтовские «Демон» и «Мцыри».
В более общем смысле романтизм — это умонастроение, мироощущение, в основе которого лежит идеализация действительности, мечтательная созерцательность.
Предпосылки возникновения
Людвиг ван Бетховен — «предтеча романтизма», непосредственно его подготовивший в своем творчестве
Музыкальный романтизм является прямым наследником классицизма, который непосредственно «перешел» в романтизм в процессе развития композиторского мышления, оркестрового стиля, музыкальной драматургии, системы выразительных средств, смены круга музыкальных образов. Это наиболее ярко выразилось в творчестве Бетховена и его младшего современника Шуберта, которого обычно и считают первым романтиком. Возникновению романтизма особенно способствовали события Великой французской революции, что было особенно акцентировано в светском музыкознании (и повлияло на периодизацию истории музыки).
Симптоматичным для этой эпохи стало появление типа свободного художника — музыканта, не связанного узами светской или церковной службы (не следует путать с одноименным званием выпускников российских императорских консерваторий). Обычно первым из них называют Бетховена (хотя на самом деле первым был Вольфганг Амадей Моцарт, сознательно оставивший пост при зальцбургском дворе и приобретший независимое положение).
История академической музыки | |
Средневековье | (476—1400) |
Ренессанс | (1400—1600) |
Барокко | (1600—1750) |
Классицизм | (1750—1820) |
Романтизм | (1820—1890) |
Модернизм | (1890—1930) |
XX век | (1901—2000) |
XXI век | (2001 — н. в.) |
Ференц Лист (1843-1907 гг.)
Венгерский композитор и пианист Ференц Лист, пожалуй, один из величайших пианистов, когда-либо живших в Венгрии. Он был частью Новой Немецкой Школы и стал её ведущей фигурой.
Лист хорошо известен многими талантами, в том числе умением переписывать оркестровые произведения для фортепиано, изобретением симфонической поэмы (с помощью симфонии рассказывать историю, описывать пейзаж или представлять любую не музыкальную идею) и прогрессирующим тематическим преобразованием (по существу, эволюция темы с помощью вариациё). Также известен как филантроп и писатель и виртуоз-исполнитель
Лист был невероятно популярен как концертирующий пианист и известен своими страстными выступлениями, которые включали и драматические жесты, и насыщенные выражения лица и добавление собственного стиля ко всем произведениям. Его импровизации и эмоциональные выступления сделали его настоящей легендой романтического периода.
В России
Антон Рубинштейн — композитор, пианист, педагог, основатель Петербургской консерватории
В силу множества объективных причин, начало широкого распространения композиторской деятельности, домашнего музицирования, концертных выступлений и театральных спектаклей — то есть музыкальной жизни России в современном понимании — приходится в основном на XIX век (по крайней мере, её положение в музыкальном мире в начале XIX и XX веков отличается разительно). В течение столетия сформировалась разветвленная композиторская школа, приобрело большое развитие домашнее музицирование и профессиональное исполнительство; началось формирование дирижёрской школы, уже предоставляла большое поле для исследования история критической мысли (среди выдающихся критиков — Одоевский, Серов, Стасов, Ларош и другие). Зарождалась и музыковедческая школа — одна из крупнейших в мире. Были открыты первые консерватории (Петербургская, 1862; Московская, 1866).
Николай Рубинштейн — пианист, педагог, основатель Московской консерватории
Первенцем российской композиторской школы стал Михаил Иванович Глинка, чьи оперы — «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила», встав в ряд наиболее важных явлений мирового музыкального театра, как бы очертили круг творческих исканий отечественных композиторов-романтиков — интерес к трагическим и героическим страницам истории России, эпическому и фантастическому началам, другим странам и культурам.
Другим зачинателем отечественной академической музыки был младший современник Глинки Александр Сергеевич Даргомыжский, чей творческий взор привлекало все несправедливое, что сопутствует человеку и окружает его. Обличая, он не сторонился и юмора, подчас достаточно едкого. Искания Даргомыжского в области правдивой передачи музыкой речевой интонации, отражающей движения души и помыслы человека, привели его к замыслу передать без изменений и литературной обработки текст пушкинской повести «Каменный гость» в одноименной опере. Уникальная идея не имела прецедентов до того времени и стала открытием композитора, повлекшего за собой много последователей.
В дальнейшем произошло формирование петербургской и московской композиторских школ. Первая ведет родословную от деятелей «Могучей кучки». Родоначальником второго стал выпускник Петербургской консерватории Петр Ильич Чайковский.
Искания петербургской и московской школ вышли за пределы романтизма ещё в его хронологических рамках. Семидесятые годы XIX века принесли «Бориса Годунова» Мусоргского и другие его произведения, которые уже мало связаны с романтизмом и предвосхищают некоторые течения в искусстве XX столетия, в частности экспрессионизм. Немного позднее воспитанник (впоследствии — глава) московской школы Сергей Иванович Танеев выступил как один из предтеч музыкального неоклассицизма, преодолевая романтическое начало в своем творчестве.
В конце XIX и начале XX века российская школа выдвинула композиторов (московская — Скрябин, петербургская — Прокофьев, Стравинский), которые, наряду с некоторыми западными музыкантами, коренным образом повлияли на музыкальное мышление Европы, завершив романтическую эпоху.
Балет
Для эпохи Р. характерно бурное развитие балетного иск-ва. Зародившись в кон. 18 – нач. 19 вв. в Англии, Италии, России (Ш. Л. Дидло, А. П. Глушковский и др.), Р. достиг расцвета во Франции (одна из предпосылок – высокий уровень техники классич. танца). Наиболее ясно воплотился в творчестве Ф. Тальони и М. Тальони («Сильфида» Ж. Шнейцхоффера, 1832, Париж). В женском танце, выдвигавшемся в балете Р. на первое место, существенно выросло исполнительское мастерство, родился танец на пуантах и т. п., что соответствовало облику неземных существ – виллис, сильфид. Возникли новые композиционные формы, возросло значение унисонного кордебалетного женского танца. Появился тюник (пачка) как постоянный костюм танцовщицы. Вершиной романтич. балета считается «Жизель» А. Адана (1841), поставленная Ж. Коралли и Ж. Перро. Новый этап балетного Р. обозначился в творчестве Перро, чьи спектакли в большей мере опирались на лит. первоисточник («Эсмеральда» по В. Гюго, 1844; «Корсар» по Дж. Байрону, 1858) и соответственно больше драматизировался танец, увеличилась роль действенных композиций (pas d’action), шире использовался танцевальный фольклор. Аналогичные тенденции проявились в творчестве дат. балетм. А. Бурнонвиля. Тип романтич. спектакля, сложившийся в балетах Тальони, Перро, Бурнонвиля, существовал до кон. 19 в.
Периодизация
В музыкальной историографии западноевропейский романтизм условно подразделяют на три периода: ранний, зрелый и поздний.
Ранний романтизм преемственно связан с классицизмом. Наиболее выдающиеся его представители — Шуберт, Вебер, Паганини, Россини, Шпор и другие. Среди деятелей зрелого романтизма — Шуман, Шопен, Лист, Берлиоз, Алькан. Поздний представлен творчеством Вагнера, Брамса, Брукнера, Малера, Рихарда Штрауса и множества других композиторов.
В истории российской романтической музыки такое разделение осуществить труднее: начальный период связан с деятельностью Глинки и Даргомыжского (а также Алябьева, Варламова, Гурилева и др.), но границы дальнейших определить сложно. В частности, начальные творческие опыты Римского-Корсакова непосредственно определялись исканиями «Могучей кучки» — кружка, в который входили Балакирев, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин и Кюи (название произошло из статьи Владимира Васильевича Стасова и было скоро подхвачено). Но его последние оперы («Кащей», «Золотой петушок») целиком принадлежат эпохе модернизма и не могут быть от неё отделены. Это одна из причин, по которым российский романтизм рассматривается отдельно от европейского.
Жанры
Локон Фридерика Шопена. Музей Шопена в Варшаве
Автограф Гектора Берлиоза
Посмертная маска Петра Ильича Чайковского
Некоторые жанры, встречающиеся в романтической музыке для различных инструментов и исполнительских составов:
Камерные инструментальные (в том числе фортепианные)
- названия по числу исполнителей (трио, квартет, септет, октет и др.);
- названия по основному музыкальному темпу сочинения (адажио, ларго, Allegretto и др.);
- названия, производные от слова «пьеса» (детские пьесы, фантастические пьесы и др.);
- соната;
- вариации, тема с вариациями;
- парафраз;
- фантазия;
- рондо;
- романс;
- песня;
- мазурка;
- полонез;
- этюд и производные названия (симфонические этюды, этюд-картина и др.);
- прелюдия;
- вальс;
- экспромт;
- скерцо;
- баллада;
- поэма;
- ноктюрн;
- полишинель;
- мелодия;
- баркарола;
- колыбельная;
- тарантелла;
- болеро;
- галоп;
- фуга, фугетта;
- экосез;
- канон;
- бурре;
- марш;
- гавот;
- сарабанда;
- жига;
- менуэт;
- интермеццо;
- токката;
- арабеска;
- жига;
- эскиз;
- серенада;
- листок из альбома;
- рапсодия;
- чардаш;
- хоральная прелюдия.
Один из мемориалов Франца Шуберта
Камерные вокальные; хоровые (a cappella и с клавирным или ансамблевым сопровождением)
- ансамблевые, называемые по числу исполнителей (дуэт, квартет и др.);
- романс;
- песня и производные названия (духовная песня, гусарская песня и др.);
- баллада;
- стихотворение;
- напев;
- лидершпиль;
- хор;
- месса и производные названия (напр. каноническая месса);
- ритурнель;
- мотет;
- изречение;
- псалом.
Изображение Сергея Рахманинова на рекламе одной из звукозаписывающих компаний
Оркестровые (в том числе концертные)
- симфония;
- симфоническая поэма;
- увертюра;
- серенада;
- скерцо;
- вариации;
- фантазия;
- концерт для солирующего инструмента или ансамбля с оркестром, производные названия (напр. концертное аллегро), концертштюк.
Густав Малер за дирижёрским пультом. Силуэты Отто Бёлера
Театральные
- опера, оперная сцена, музыкальная драма;
- балет и балетная сцена;
- музыка к драматическому спектаклю.
Вокально-симфонические
- оратория;
- кантата;
- месса и производные названия (напр. коронационная месса);
- сцена (сцены);
- песня и производные названия (песня свободы, рождественская песня и др.);
- реквием и производные названия (напр. «Немецкий реквием»);
- поэма и производные названия (напр. драматическая поэма);
- нения;
- сказка;
- баллада;
- другие жанры для различных исполнительских составов.
Литература
- Берковский Н. Я.. Романтизм в Германии / Вступит. статья А. Аникста. — Л.: «Художественная литература», 1973. — 568 с.
- Борисова Е. А.. Русская архитектура в эпоху романтизма. — СПб.: Государственный институт искусствознания, 1997. — 320 с. — ISBN 5-86007-083-7.
- Рапацкая Л. А. Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека» // Мировая художественная культура. 11 класс. В 2 частях. М. : Владос, 2008.
- Хрулев В. И. Романтизм как тип художественного мышления: Учебное пособие. — Уфа: Башкирский ун-т, 1985. — С. 15-38.
- Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. — Рига: Зинатне, 1988.- С. 26-164.
- Раздольская В. И. Европейское искусство XIX века: Классицизм, романтизм. — СПб. : Азбука-классика, 2005, 2009 (Серия: Новая история искусства). — ISBN 5-352-01156-9. — ISBN 978-5-9985-0446-4
- Яворская Н. В. Романтизм и реализм во Франции в XIX веке. — М.: ИЗОГИЗ, Полиграфтехникум, 1938. — 208 с., 1 вкл. л. ил.: ил.
История возникновения
Как уже было сказано ранее, период Романтизма начался в конце 18 века по причине сильных потрясений в европейском обществе. Время становления новой философии пришлось на эпоху промышленных революций и переворотов. Истоки философии берут начало в Германии, где круг писателей и философов йенской школы впервые сформулировал основные положения Романтизма. Родоначальниками принято считать Ф.Шлегеля и Ф.Шеллинга, ведь именно в их трудах были систематизированы основные черты мировоззрения.
В ходе своего развития течение романтизма претерпевало неизбежные изменения. Если в германской философии направление отличалось стремлением к сказочным и мифологическим мотивам, то в Англии она была пересмотрена, основной интерес стали представлять социальные проблемы. Новое мировоззрение распространилось и на другие европейские страны: Франция, Италия, Польша, Россия и т.д.
Родоначальником русского романтизма принято считать В.А. Жуковского, в поэзии которого проявились романтическая драма и отрицание классических устоев. Кроме того, русский вариант мировой тенденции утверждал абсолютно иное понимание сути и назначения творчества и тесно переплетался с фольклорными мотивами национальной культуры.
Течения романтизма принято «извлекать» из национального колорита: немецкий, английский, французский и т.д. Каждая ветвь отличается чем-то своим, поэтому одно другому рознь. К примеру, ранний Пушкин – тоже романтик, но он же высмеивает многие каноны жанра: «Руслан и Людмила», «Пиковая дама» и т.д. Но ни смешинки не найдется в репертуаре француза де Мюссе («Исповедь сына века»).
Иоганнес Брамс
Один из самых влиятельных композиторов эпохи романтизма, Иоганнес Брамс, родился 7 мая 1833 года в Гамбурге. Его отец был профессиональным музыкантом. Карьера его в Гамбурге складывалась весьма успешно. Мать Брамса была на семнадцать лет старше мужа. Сына она родила, когда ей было 44 года.
Брамс с самого раннего возраста демонстрировал удивительные музыкальные способности. Первоначально его обучал отец, но уроки фортепиано он брал у Отто Фридриха Виллибальда Косселдя, а затем у Эдуарда Марксена и Карла Марии фон Боклета. Финансовое положение семьи было нестабильным. Брамс довольно рано начал вносить свой вклад в семейный бюджет — он играл на пианино в портовых тавернах и борделях. Музыкальная репутация Брамса росла. В возрасте 19 лет он совершил первое концертное турне, в ходе которого познакомился со скрипачом Йозефом Иоахимом и композитором Францем Листом. Впрочем, отношения Брамса с Листом несколько испортились, когда Брамс уснул во время исполнения сонаты си минор Листа!
Брамс за чаем
Иоахим дал молодому Брамсу рекомендательное письмо к жившему в Дюссельдорфе Роберту Шуману. Шуман восторженно писал о появлении нового великолепного таланта в «Новой музыкальной газете». Брамс поселился в семье Шуманов. Он очень сблизился с женой композитора Кларой и его детьми. В 1854 году Шумана поместили в психиатрическую лечебницу. После его смерти Брамс принял на себя заботу о его семье, хотя характер его отношений с Кларой Шуман неясен. В 1859 году он какое-то время ухаживал за Агатой фон Зибольд, но так и не женился.
Хотя Брамс с юности пробовал себя в композиции, ранние свои сочинения уничтожил. Серьезную композиторскую карьеру он начал в конце 50-х годов XIX века. В 1862 году Брамс впервые посетил Вену, а год спустя постоянно поселился в этом городе. В 1865 году умерла мать композитора, и это событие послужило толчком для написания первого крупного произведения — «Немецкого реквиема». Реквием был впервые исполнен в 1868 году в Бремене.
Успех этого исполнения укрепил репутацию Брамса. Двадцать лет его сочинения пользовались огромной популярностью. Брамс написал четыре симфонии и множество камерных произведений. В 1890 году он решил отойти от сочинительства, но все же создал еще несколько трудов, в том числе четыре опуса специально для знаменитого кларнетиста Рихарда Мюльфельда: трио для кларнета и струнных, квинтет для кларнета и струнных и две сонаты для кларнета. Брамс умер в Вене 3 апреля 1897 года.
Интерьер дома Брамса, Вена