Почему на концертах дирижер пожимает руку первой скрипке?

Популярные темы сообщений

  • Ростов Великий: Золотое кольцо России

    Ростов- город, входящий в состав Золотого кольца России, он считается старейшим городом золотого кольца. Первое упоминание о нем датируется 862 годом в «Повести временных лет», о нем говорят, как о городе, которым владел Рюрик. В 1151 году,

  • Балет

    Балет – очень тонкое, красивое и эстетичное театральное искусство. Зародился балет в Италии в середине шестнадцатого века. Название балет произошло от итальянского слова «ballo», что значит танец. Сначала дамы танцевали на сцене в длинных платьях,

  • Правовое государство

    Правовое государство – это страна, в которой приоритет политики направлен на права и свободу человека. Мысли о построении именно правового государства возникали у людей еще давно.

Ученик из Германии

Николо Амати обучал не только итальянцев. Были у него ученики и из других стран. Самым знаменитым из них является Якоб Штайнер из Тироли. О его происхождении и родителях ничего неизвестно. Личность эта довольно загадочна, в её биографии много пробелов и тайн, которые не разгаданы до сих пор. В церковных книгах нет упоминания о его рождении.

После обучения у Н. Амати Якоб на родине открыл свою мастерскую. Очень быстро он добился известности. При жизни Я. Штайнера был такой период, когда его скрипки ценились в Европе больше, чем шедевры А. Страдивари. Так дело обстояло до 18 века.

Его инструменты соотвестетствовали всем требованиям того времени. Они были камерными. Я. Штайнер уступил лидирующие позиции А. Страдивари и другим мастерам из Кремоны, когда к скрипкам были предъявлены новые требования, появилась необходимость в том, чтобы их звук был пригоден для выступлений в больших залах при скоплении немалого количества слушателей. Сегодня эксперты считают, что инструменты обоих этих мастеров равнозначны, не уступают друг другу по качеству звука, достойны называться лучшими.

Дерево и все необходимые материалы для изготовления своих инструментов Якоб Штайнер закупал в Венеции. Скрипка этого мастера отличалась более крутым сводом и искусно вырезанными головками львов на шейке. Его инструменты имели особое звучание — их голоса были более нежными, тонкими, пронзительными и звонкими, чем у итальянских мастеров. Якоб Штайнер считается отцом немецкой скрипки.

Конкуренция со Страдивари

Семье Гварнери приходилось нелегко. В то же время расцвета достиг гений другого скрипичного мастера — Антонио Страдивари. Его скрипки вошли в моду, мастер был продуктивен, имел влияние и деньги. Страдивари производил около 25 скрипок в год, притом что обычно из-под рук мастера выходит всего до пяти качественных инструментов.

Конечно, в мастерской Страдивари работали подмастерья, но все равно это было слишком много. Ниша дорогих инструментов была заполнена, а тут еще Джузеппе достался своенравный характер деда Андреа. Он был невоздержан во хмелю и постоянно попадал из-за этого в передряги. Некоторые исследователи жизни великого мастера считают, что именно по этой причине Джузеппе оказался в ордене иезуитов. Он жил и работал в монастыре, продавая свои скрипки церкви практически за бесценок.

Только вот не все оправдывают пребывание мастера в монастыре попыткой избавиться от земных пороков или бегством от нищеты. Современники Гварнери судачили, что он жил среди монахов не просто так. Гварнери надеялся спрятаться за монастырскими стенами от дьявола, которому он продал душу за то, чтобы его инструменты стали лучшими, превзойдя работы Страдивари.

К моменту становления Гварнери как отличного производителя скрипок противостояние между двумя конкурирующими семействами достигло своего апогея. Страдивари почувствовал в молодом Джузеппе сильного соперника и применял в борьбе с ним все свои связи.

Инструменты Гварнери не покупали, тем более, он не признавал дорогой отделки, предпочитая уделять внимание голосу скрипки часто в ущерб ее внешнему виду. Работы Гварнери в сравнении со Страдивари неряшливы

Эфы (резонаторные отверстия) вырезаны неровно, можно сказать, даже небрежно. Лак положен где-то даже комками. И таких непростительных огрехов — множество.

Те, кто изучал скрипки руки Гварнери в разное время, пытались улучшить звучание, отшлифовав покрытие или доведя до правильной формы ту деталь, что казалась неправильной. В результате скрипка теряла свое волшебное звучание. Из-за таких горе-улучшателей до наших дней дошли всего несколько неиспорченных скрипок дель Джезу.

Приказ «отнять и поделить»

Судьбы инструментов самого Антонио Страдивари тоже безоблачными не назовешь. В мире его инструментов осталось не так мало, около тысячи. И многие из них вскрывали, пытаясь копировать, но безуспешно. Никому не удалось проникнуть в тайны божественного звука. Появилась легенда, что в этих скрипках живет душа Страдивари…

В советское же время в России большевики попросту приказали конфисковать все инструменты Страдивари, у кого бы они ни находились, и «национализировать» их. Знакомая песня, не правда ли? Знаменитое «отнять и поделить» товарища Шарикова. Правда, как известно, будущий Шариков играл на балалайке по трактирам и едва ли подозревал о существовании Страдивари, но сути дела это не меняет.

Итак, в мае 1920 года сотрудник ВЧК, некто Прокофьев (не путать с композитором!), вышел из поезда на привокзальную площадь Одессы. В кармане его гимнастерки лежал примечательный документ, подписанный одним из большевистских лидеров (не станем называть имен, чтобы у этих деятелей не было славы Герострата). Текст был таким:

Зачем же прибыл в Одессу привилегированный пассажир? Да вот с тем же пресловутым поручением – найти и конфисковать все сохранившиеся в Одессе скрипки Страдивари. Забегая вперед, можно сказать, что он и ему подобные «конфискаторы» достигли немалых успехов на этом поприще. Часть инструментов погибла или бесследно пропала в ту эпоху. Счастье, что усилиями энтузиастов много великих скрипок удалось сохранить. Некоторые инструменты составили основу Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.

Здесь и скрипка 1628 года работы Антонио и Джироламо Амати, и виолончель учителя Страдивари – Николо Амати… В коллекции и альт самого Страдивари, достойный быть причисленным к лучшим инструментам мира. Он принадлежал известному меценату Живаго и был обнаружен в его доме у Никитских ворот в Москве. Понятно, что наследникам мецената требовать возвращения их законной собственности едва ли имеет смысл. Хорошо еще, что альт вообще уцелел.

Здесь же и скрипка Страдивари «Юсупов». Она была привезена из Италии князем Юсуповым. Ее нашли случайно в тайнике Юсуповского дворца.

Дорогие любители скрипичной музыки!

На скрипке играли Гайдн и Моцарт, Бах и Вивальди, и даже Шерлок Холмс… Блэкмор учился играть на виолончели, большой сестре скрипки. А Лев Толстой говорил — «Если хочешь, чтобы твои дети выросли хорошими людьми, — научи их играть на скрипке».

О скрипке писали классики
— Чехов — Скрипка Ротшильда и
Маяковский — Скрипка и немножко нервно. Приходит на ум и театральная пьеса «Осенние скрипки» гениального драматурга Ильи Сургучёва…
Стихи о скрипаче пишут современные авторы.
Про волшебную скрипку, скрипку-лису и про играющего на ней скрипача поют песни
К. Никольский — Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант
и И. Саруханов — Скрипка-лиса, Л. Вайкуле — Скрипач на Крыше и
К. Меладзе — Не Тревожь Мне Душу, Скрипка, М. Шуфутинский — Жил один скрипач
и А. Розенбаум — Скрипач Моня, а также многие, многие другие.

На концертах хороших скрипачей обычно полно народу. Живая музыка — всегда в моде, а голос скрипки — голос человеческой души.
Прочно вошедшие в обиход словосочетания типа «тихо плачет скрипка», «скрипач всегда в законе», «скрипач не нужен», различные прочие штампы и клише, часто встречающиеся
в текстах песен, прозе, стихах — яркий показатель огромной популярности скрипки и любви к ней самых широких масс, независимо от социального статуса, вероисповедания и национальности.
Скрипку любят короли и президенты, бродяги и нищие, полицейские и бандиты,
студенты и пенсионеры, скрипка — как Любовь, — приходит ко всем.
Слушать скрипку
нравится маленьким и взрослым… На нашем сайте есть как популярные и известные венгерский
Чардаш Монти и польский
Полонез Огинского,
или наша родная В лесу родилась ёлочка, так
и более серьёзная музыка. Скрипка в современной обработке — легко проникает в сердце слушателя.
Впрочем, классическая музыка, собранная нами — не менее прекрасна и проникновенна.

Скрипичная тема и имена знаменитых скрипачей широко, просто нещадно эксплуатируется и в кино. Фильм Паганини — скрипач дьявола (чего только не придумают для увеличения кассовых сборов, прости Господи), Операция «Скрипач», фильмы «Скрипач» и «Скрипач на крыше», кинофильмы «Скрипка», «Красная скрипка» и Скрипка Страдивари, советский кинофильм «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», комедия Гамельнский скрипач и бесконечное множество других, более или менее известных фильмов — драм, комедий, сказок, приключений и т. д. — по статистике всё это хотят бесплатно скачать или посмотреть видео онлайн огромное множество пользователей.

Вы хотите скачать бесплатную музыку? Или слушать музыку бесплатно онлайн? Ищете просто красивую музыку без слов или Песни о Любви популярного дуэта Абсолют? Мы с большим удовольствием предлагаем Вам скачать шедевры инструментальной музыки без регистрации и прочих формальностей!

Вашему вниманию предлагается не только лучшая инструментальная музыка, но и песни скрипачей, такие как Скрипач — песня, которая стала гимном нашего скрипичного сообщества, замечательные стихи о скрипке и много другой интересной информации по теме, которая всегда будет востребована людьми с хорошим вкусом.

Ицхак Перлман

Во второй половине XX века трудно отыскать имена скрипачей, которые могли бы сравниться с Ицхаком Перлманом.

Инструмент заинтересовал его в 4 года, когда он по местному израильскому радио услышал концерт классической музыки. Когда ему исполнилось 10, на радио крутили уже его выступления.

Всемирная известность пришла к нему в 1958 году, после визита на шоу Эда Салливана, которое было одним из самых популярных на американском телевидении.

В 1963 году, когда Перлману было всего 18 лет, он впервые выступил в «Карнеги Холл», на сцену которого удается попасть не каждому взрослому музыканту.

Помимо игры на скрипке он также является дирижером и педагогом, воспитавшим не один десяток талантливых исполнителей.

Его коллекция наград внушает уважение: чего стоят только 5 статуэток «Грэмми» и Президентская медаль Свободы.

Вариант №2

Скрипка – это смычковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами, натянутыми на гриф. Корпус музыкального инструмента изготавливается из дерева, верхняя часть из ели, для нижней используется клен. Гриф постоянно соприкасается со струнами и быстро изнашивается, в связи с этим его делают из палисандрового дерева, которое отличается особой прочностью. Дерево для изготовления скрипки тщательно выбирается, ведь от этого будет зависеть ее звучание. Смычок для скрипки – это трость, на которую натягиваются 150-200 конских волосков.

Сегодня скрипку считают королевой академической музыки, но так было не всегда. Скрипку изобрели в народе. На ней играли бродячие музыканты и по форме она напоминала грушу. Похожей на современную она стала только в 16 веке благодаря Гаспаро да Сало. Именно его инструмент стал образцом классической скрипки. В то же время Андреа Амати основал школу скрипичных мастеров, которые довели форму скрипки до исключительной изысканности.

Считается, что самые лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Технологии изготовления скрипок держались в строгом секрете и передавались по наследству. Одним из самых известных мастеров являлся Антонио Страдивари. Его скрипки и по сей день считаются непревзойденными и очень высоко ценятся. На них играют только самые лучшие музыканты мира.

Одним из самых выдающихся классических скрипачей считается Николо Паганини. Он был гениальнейшим виртуозом и именно по этому его личность считали демонической. Люди не могли поверить, что человек способен настолько искусно играть на музыкальном инструменте.

Скрипка очень изысканный и утонченный инструмент с красивейшим звучанием. Именно по этому для нее пишутся произведения самых различных жанров современной музыки. Своим звучанием она всегда будет покорять сердца людей с разными музыкальными предпочтениями и возбуждать их воображение.

2, 3, 4, 5, 6 класс кратко. Музыкальный инструмент

Интересные факты о скрипке

Интересные факты о скрипке расскажут много нового об этом струнном музыкальном инструменте.

Современная скрипка имеет возраст больше 500 лет. Она была спроектирована в 1500-х годах Андреа Амати.

В 2003 году Атхира Кришна из Индии вошел в книгу рекордов Гиннеса, беспрерывно играя на скрипке в течение 32 часов.

Игра на инструменте сжигает 170 калорий в час.

Скрипки обычно изготавливают из древесины ели или клена. Скрипки очень сложны. Более 70 различных кусков дерева собраны вместе для создания современной скрипки.

До 1750 года струны делались из овечьих кишок.

Инструмент стимулирует работу мозга.

Слово скрипка происходит от средневекового латинского слова vitula, что означает струнный инструмент;

В городе Гуанджоу (юг Китая) была создана самая маленькая скрипка в мире, длинной в 1 см.

Самая дорогая скрипка, когда-либо купленная частным инвестором, была приобретена за 16 миллионов долларов. Тем не менее, Музей Ашмолея в настоящее время владеет скрипкой стоимостью 20 миллионов долларов.

Известные скрипачи: 

  • Арканджело Корелли (1653-1713) — итальянский скрипач и композитор, один из основоположников жанра кончерто гроссо.
  • Антонио Вивальди (1678-1741) — венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижер.
  • Джузеппе Тартини (1692-1770) — итальянский скрипач и композитор. Усовершенствовал конструкцию смычка, удлинив его, и выработал основные приемы ведения смычка, признанные всеми современными ему скрипачами Италии, Франции и вошли в общее употребление.
  • Джованни Баттиста Виотти (1753-1824) — итальянский скрипач и композитор, автор 29 концертов для скрипки.
  • Николо Паганини (1782-1840) — итальянский скрипач, гитарист и композитор, автор скрипичных каприсов, концертов.
  • Анри Вьетан (1820-1881) — бельгийский скрипач и композитор, один из основателей национальной скрипичной школы. Автор многочисленных произведений для скрипки — семи концертов с оркестром, ряд фантазий, вариаций, концертных этюдов и др.

Аксессуары и принадлежности

Одна из старейших скрипок современного типа. Изготовлена Андреа Амати, предположительно для церемонии бракосочетания испанского короля Филиппа II в 1559 году.

Играют на скрипке смычком, основу которого составляет деревянная трость, переходящая с одной стороны в головку, с другой прикрепляется колодка. Между головкой и колодкой натягивается волос из конского хвоста. Волос имеет кератиновые чешуйки, между которыми при натирании импрегнируется (пропитывается) канифоль, она позволяет волосу цеплять струну и извлекать звук.

Есть и другие, менее обязательные, аксессуары:

  • Подбородник предназначен для удобства прижатия скрипки подбородком. Боковое, серединное и промежуточное положение выбирается из эргономических предпочтений скрипача.
  • Мостик предназначен для удобства укладки скрипки на ключице. Крепится со стороны нижней деки. Представляет собой пластину, прямую или выгнутую, твёрдую или покрытую мягким материалом, деревянную, металлическую или пластиковую, с креплениями с двух сторон.
  • Звукоснимательные устройства требуются для преобразования механических колебаний скрипки в электрические (для записи, для усиления или преобразования звука скрипки с помощью специальных устройств). Если звук скрипки формируется за счёт акустических свойств элементов её корпуса, скрипка является акустической, если звук формируется электронными и электромеханическими компонентами, это электроскрипка, если же звук формируют оба компонента в соотносимой степени, скрипка классифицируется как полуакустическая.
  • Сурдина представляет собой небольшой деревянный или резиновый «гребешок» с двумя-тремя зубцами с продольной прорезью. Надевается сверху на подставку и уменьшает её вибрацию, благодаря чему звук становится приглушенным, «носким». Чаще сурдина применяется в оркестровой и ансамблевой музыке.
  • «Глушилка» — тяжёлая резиновая или металлическая сурдина, применяемая для домашних занятий, а также для занятий в местах, не терпящих шума. При использовании глушилки инструмент практически перестает звучать и издает еле различимые звуковысотные тона, достаточные для восприятия и контроля исполнителем.
  • Машинка — металлическое устройство, состоящее из винта, вставляемого в отверстие подгрифка, и рычага с крючком, служащим для крепления струны, располагающегося с другой стороны. Машинка позволяет произвести более тонкую подстройку, что наиболее критично для монометаллических струн, имеющих малое растяжение. Для каждого размера скрипки предназначен определённый размер машинки, существуют также универсальные. Обычно бывают с чёрным, позолоченным, никелированным покрытием или хромированные, а также с комбинацией покрытий. Имеются модели специально для жильных струн, для струны «ми». Инструмент может не иметь машинок вообще: в таком случае струны вставляются в отверстия подгрифка. Возможна установка машинок не на все струны. Обычно в таком случае машинка ставится на первую струну.
  • Ещё одним аксессуаром для скрипки является футляр или кофр, в котором инструмент, смычок и дополнительные аксессуары хранятся и переносятся.

Размеры и толщина гитарных струн (калибр)

Одним из самых главных критериев выбора типа струн для акустических гитар является их калибр, поскольку он одинаково актуален для всех типов и разновидностей этого инструмента. Калибр струн имеет огромное влияние на удобство игры на акустической гитаре и ее звук.

Струны для гитар имеют различные диаметры сечения или калибр. Единица измерения калибра – 0.001 дюйма. Как правило, калибр самой тонкой струны равен .010 (первая струна) а самой толстой — .059 (шестая струна). Также следует помнить, что классические гитарные струны обозначаются в соответствии с их натяжением.

Ниже приведены основные преимущества и недостатки струн разного калибра, влияющие на качество и сложность игры на акустической гитаре:

Струны меньшего калибра («тонкие»):

  • как правило, удобнее играть;
  • удобнее делать подтяжки (бэнды);
  • легче порвать;
  • дают меньше объема и сустейна;
  • могут вызывать дребезжание ладов;
  • меньше напряжение на гитарную механику (подходят для винтажных гитар).

Струны большего калибра («толстые»):

  • как правило, сложнее играть;
  • сложнее сделать бэнд;
  • дают больше объема и сустейна;
  • больше напряжение на гитарную механику.

Большинство гитаристов называют наборы струн по толщине первой (например, «десятые», «одиннадцатые», и т.д.). А производители гитарных струн определяют их калибр в наборе с использованием таких терминов, как «light» или «medium».

Хотя эти определения не всегда соответствуют одним и тем же наборам толщин у разных производителей, здесь представлены типовые диапазоны наборов гитарных струн:

  • «extra light»: 0.010 — 0.047
  • «custom light»: 0.011 — 0.052
  • «light»: 0.012 — 0.054
  • «medium»: 0.013 — 0.056
  • «heavy»: 0.014 — 0.059

Более полная таблица толщин струн для гитары:

Название набора 1 2 3 4 5 6
Ultra Light 0.008 0,010 0.015 0.022 0,032 0,039
Super Light 0,009 0,011 0,017 0,024 0,032 0,042
Light 0,010 0,013 0,017 0,026 0,036 0,046
Medium 0,011 0,014 0,018 0,028 0,038 0,049
Medium Heavy 0,012 0,016 0,024 0,032 0,042 0,052
Heavy 0,013 0,017 0,026 0,036 0,046 0,056

Советы и рекомендации для новичков

Выбор лучших струн для своего инструмента с годами становится индивидуальным для каждого исполнителя. На него влияет выбранный музыкантом стиль, предпочтительное направление.

Сложнее определиться новичку. Компетентные советы готовы предоставить не все продавцы специализированных магазинов.

В числе параметров, которые стоит учитывать:

  1. Размер инструмента. Уменьшение толщины прямо пропорционально размеру деки. Средняя толщина удобна для дредноута.
  2. Большую роль играет возраст гитары. В случае выбора винтажного инструмента предпочтение рекомендуется отдавать струнам Laight и Medium. Толстые изделия, которые способны давать максимально низкий звуковой ряд, слишком сильно натягивают деку, провоцируя ее искривление.
  3. Новичку потребуется сразу попробовать учесть, какой стиль игры ему более предпочтителен. При выборе пальцевого ставятся струны с минимальной толщиной. Когда планируется игра ударом, приобретается средний калибр. Начинающему музыканту на такой толщине сначала будет сложно играть.
  4. В зависимости от параметров, инструмент будет давать звук различного тона и объема. Басовый регистр подчеркнет большая толщина. Диапазон высоких частот дадут струны минимальной толщины. Такой тип оптимален при выборе ведения игр боем или медиатором.

Вне зависимости от выбора материала, типа обмотки и толщины, для сохранения звука гитару важно защищать от негативного воздействия окружающей среды, в первую очередь, от влажности. Хранить инструмент требуется при влажности не более 80%, держа в плотно закрытой упаковке, обмотав пористой бумагой

Сохранность и долговечность струн обеспечивает протирка после каждой игры пленкообразующей смазкой. Например, силиконовой мазью или продающимся в музыкальных магазинах специализированным средством

Функции скрипки как солирующего инструмента в составе музыкальных коллективов

Период барокко — период расцвета скрипки как профессионального инструмента. По причине близости звучания к человеческому голосу и способности производить сильное эмоциональное воздействие на слушателей, скрипка стала ведущим инструментом. Звучание скрипки устанавливалось выше других инструментов, что делало её более подходящим инструментом для игры мелодической линии. Играя на скрипке, музыкант-виртуоз способен исполнять быстрые и трудные фрагменты произведений (пассажи).

Скрипки составляют также значительную часть оркестра, в котором музыканты поделены на две группы, известные как первые и вторые скрипки. Чаще всего мелодическая линия посвящена первым скрипкам, в то время как группа вторых исполняют аккомпанирующую функцию или имитирующую.

Иногда мелодия поручается не всей группе скрипок, а скрипке-соло. Тогда мелодию играет первый скрипач — концертмейстер. Чаще всего это необходимо для придания мелодии особого колорита, нежного и хрупкого. Скрипка-соло наиболее часто ассоциируется с лирическим образом.

Струнный квартет в его изначальном виде состоит из двух скрипок (музыкантов, исполняющих партии первой и второй скрипки), альта и виолончели. Аналогично оркестру, чаще всего ведущую роль играет первая скрипка, но в целом солирующие моменты могут быть у каждого инструмента.

Янин Янсен

Нидерландская скрипачка Янин Янсен родилась в 1978 году, а музыкальный инструмент впервые взяла в руки в 6 лет. Учителям сразу стало ясно, что перед ними настоящий талант, так как девочка невероятно быстро освоила азы и начала играть сложные партии.

Участвуя в конкурсах, где она регулярно занимала призовые места, Янин постепенно выросла и ее пригласили на большую сцену.

В 2001 году состоялся ее дебют: вместе с Шотландским Национальным оркестром она исполнила Скрипичный концерт Брамса.

Ее талант был неоднократно отмечен престижными наградами: премия от министерства культуры Нидерландов, премия Эдисона, «Эхо-Классик» и т.д.. Также радио Би-Би-Си дважды (в 2002 и 2004 годах) признавало ее «Артистом нового поколения».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector